САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ВОКРУГ ТАВРИЧЕСКОГО САДА
1. Вступление (Таврический дворец и сад, водонапорная башня)
3. Кирочная улица напротив Таврического сада
5.
Тверская улица
6. Кавалергардская улица, Мариинский
проезд
Таврическая улица (продолжение)
Начало на предыдущей странице.
Далее следует очень большой и, на мой взгляд очень красивый дом на углу Кирочной улицы (Таврическая ул., 13/45):
16 мая 2012 г.
(Первая фотография помещена также на другой странице.)
Это бывший доходный дом А.И.Шульгина, построенный в 1908 - 1909 гг. Архитектура дома очень консервативна, она полностью принадлежит эклектике (необарокко), и только общий элегантный налет свидетельствует о косвенном влиянии модерна (а о неоклассике, активно входившей в моду в это время, вообще нет и речи). Вместе с тем перед нами незаурядное произведение архитектуры.
К большому сожалению, имя архитектора этого прекрасного дома неизвестно. (В [1] предположительно назван техник М.И. фон Вилькен, что довольно сомнительно - хотя этот техник и работал нередко на уровне хорошего архитектора.)
Полюбуемся этим домом. На следующих трех фотографиях изображен фасад по Таврической улице:
Слева фасад по Кирочной улице, справа вид в сторону Кирочной улицы из Мариинского проезда:
26 августа 2007 г.
Напротив угловой части этого дома по Таврической улице расположен участок, на котором стоит Суворовский музей. Дальше, перейдя Кирочную улицу, мы окажемся на отрезке Таврической улицы, проходящей вдоль восточной границы Таврического сада. Здесь улица застроена только с одной стороны, и окна домов обращены в сад.
Дом 15 по Таврической улице выходит своими фасадами также на Кирочную улицу, 52 и в Мариинский проезд. Вид с угла Кирочной улицы и Мариинского проезда (слева зелень Таврического сада); фрагмент отделки; фасад по Мариинскому проезду:
(Первая фотография помещена также на другой странице.)
Это бывший доходный дом Ведомства учреждений Императрицы Марии (так называлось управление, ведавшее институтами благородных девиц, женскими гимназиями, благотворительными заведениями, больницами; названо по имени Марии Федоровны - жены Павла I).
Здание построено в 1904 - 1906 гг. (т.е. раньше предыдущего дома!) . Архитектор этого красивого и весьма нестандартного произведения модерна - А.Ф.Красовский. Этот дом - одна из поздних работ выдающегося мастера, до этого работавшего в духе эклектики (самое известное его здание - особняк Дервиза на Английской набережной, 28, ныне Дворец бракосочетаний). В начале XX века Красовский смог перестроиться и создал некоторые очень хорошие здания в стиле модерн. (Здесь показано еще одно его здание в стиле модерн, расположенное в Мариинском проезде и тоже принадлежавшее ведомству Императрицы Марии.)
Следующий дом (Таврическая ул., 17) - еще одно - уже пятое по счету - здание, построенное А.С.Хреновым. Это его собственный доходный дом, построенный в 1901 - 1902 гг. Кажется, это первая работа Хренова в стиле модерн:
16 мая 2012 г.
Этот дом не менее красив, чем другие дома Хренова на Таврической улице. Пожалуй, несколько упрощенно выглядит верхняя часть фасада - но вполне возможно, что она была ободрана в советское время.
Вид на дом А.С.Хренова из Таврического сада:
16 мая 2012 г.
Ограда Таврического сада:
26 августа 2007 г.
1896, арх. А.А.Бруни. Так же выглядит ограда со стороны Кирочной и Потемкинской улиц.
Таврическая ул., 19:
26 августа 2007 г.
Дом построен в 1911 г., арх. С.С.Попов. Это здание с его примитивным, бедным фасадом диссонирует с другими до сих пор рассмотренными домами.
К сожалению, это не все. Дальше начинается небольшой участок малоинтересной застройки домами плохой архитектуры:
26 августа 2007 г.
Справа на переднем плане видна часть сталинского школьного здания (Таврическая ул., 21-25). Дальше два дома, сохранившиеся с того времени, когда этот район еще был окраиной: 27 (1878-1879, арх. П.К.Козих) и 29 (1845, арх. Г.Х.Штегеман (первоначально производственное здание), расширен в 1895, арх. В.Ф.Пруссак). За ними - серый жилой дом 1930-х гг. (дом 31-33), он уже плохо виден. И только после него вновь продолжается ряд фешенебельных домов начала XX века. Эти дома уже очень плохо видны на этой фотографии; они рассмотрены на следующей странице.
Продолжение на следующей странице.
© Прохоров С.О.