САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЗНАМЕНСКАЯ УЛИЦА
Улица Восстания
Знаменская улица, в 1923 г. переименованная в ул. Восстания, проходит с юга на север от Невского проспекта до Кирочной улицы.
Улица в этом месте возникла в середине XVIII в., она проходила через слободу Преображенского полка. Свое название (истинное, не советское) улица получила по храму, стоявшему в ее начале - на углу Невского проспекта, в северо-западном углу Знаменской площади (пл. Восстания) - церкви Входа Господня в Иерусалим, более известной под названием Знаменской церкви.
Церковь была уничтожена коммунистами. С этой не сохранившейся церкви мы и начнем наше рассмотрение [5, выпуск четвертый, отдел II, с. 3-20; 6, том первый, №65].
Первоначально на этом месте была построена деревянная церковь. В 1759 г. последовал указ императрицы Елизаветы Петровны о строительстве церкви, но сбор денег шел крайне медленно. В 1765 г. сюда была перенесена деревянная, назначенная к сломке бывшая домовая церковь Зимнего дворца, и был освящен Знаменский придел новой церкви. Строительство продолжалось, в 1766 г. был освящен придел Николая Чудотворца на хорах, а в 1768 г. - главный придел Входа Господня в Иерусалим. Из придворного храма временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны (на Невском проспекте, у Мойки) в новую церковь перенесли иконостас, утварь и 11 образов.
В 1794 г. была заложена новая каменная церковь Входа в Иерусалим по проекту Ф.И.Демерцова. Из-за недостатка средств строительство затянулось. Главный придел был освящен в 1804 г., а строительство Знаменского и Никольского приделов было завершено только в 1806 г.
Западный фасад, проект Ф.И.Демерцова [6] (в [7, с. 64] этот чертеж датируется 1794 г.):
Красивый пятиглавый храм в стиле классицизма. В барабане юго-западного бокового купола (на чертеже - справа) была устроена колокольня. (В [6] сказано, что колокольня устроена в одном из барабанов, а на фотографии ниже видно, в каком именно). В фасаде с большими глухими поверхностями стен, обработанными рустовкой, на мой взгляд, видны черты начала новой стадии развития классицизма - ампира.
На чертеже изображен главный фасад, обращенный на Знаменскую улицу. Посмотрим, как выглядел храм с других сторон. Вид с юго-востока, с угла Невского проспекта и Знаменской площади - фотография 1905 г. [8а]:
Восточный фасад, вид с Знаменской площади - фотография Н.Г.Матвеева, 1910 [8б]:
В 1809 г. Ф.И.Демерцов построил ограду и две часовни на углах со стороны Невского проспекта. Ограда и одна из часовен видны на литографии по рисунку Иос.Иос.Шарлеманя середины XIX в.:
В 1863 - 1865 гг. церковь была отремонтирована под руководством архитектора П.А.Чепыыжникова. Облик самой церкви при этом, видимо, не изменился, но ограда и часовни были переделаны. Новую чугунную ограду можно увидеть на помещенных выше фотографиях. Часовни крупным планом видны на фотографии, сделанной в мае 1918 г. (автоброневой отряд на Невском проспекте у Знаменской площади) [9]:
Эффектно выглядел интерьер. Вид от входа, фотография конца XIX - начала XX в. [10, IV выпуск, с. 116]:
Главный храм был со всех сторон окружен колоннами коринфского ордера с позолоченными капителями, своды были украшены росписями и лепкой. Впереди - великолепный ампирный иконостас. Вот он крупным планом - фотография А.Функа, 1918 г. [8в]:
Роспись наверху изображает Тайную Вечерю.
По обе стороны, за колоннадами были два придела. Вид в один из них - фотография 1910-х гг. [7, с.65]:
Оглянемся назад. Вид на вход - фотография А.Функа, 1918 [8д]:
Наверху - Вход Господень в Иерусалим.
Церковь Входа в Иерусалим (Знаменская) представляла собой выдающийся памятник архитектуры классицизма, один из наиболее красивых храмов в Петербурге (особенно внутри).
К большому прискорбию, церковь уничтожена коммунистическими властями. В 1938 г. она была закрыта, а в 1940 г. взорвана.
После войны на ее месте построена станция метро "Площадь Восстания". Вид с Невского проспекта:
5 февраля 2021 г.
Станция открыта в 1955 г., арх. В.В.Ганкевич, Б.Н.Журавлев и И.И.Фомин [11].
Типичная сталинская архитектура - на мой взгляд, совершенно безвкусная. Использованы мотивы классицизма, уродливо утяжеленные, полностью потерявшие благородство свойственное прототипам. Такое здание ни в малейшей степени не компенсирует утрату памятника архитектуры. И совсем уже мещански безвкусен подземный зал. (Я знаю, что в наше время есть любители такой архитектуры и что эта станция теперь даже признана памятником архитектуры регионального значения...)
По левой стороне, начиная от угла Невского проспекта (ул. Восстания, 2/116) до середины 2000-х гг. стояли три дома, составлявшие единый комплекс, принадлежавшие одному владельцу, купцу Д.А.Дурдину и построенные одним архитектором, П.И.Гилевым - красивые произведения архитектуры эклектики. У этих зданий печальная судьба - увы, характерная для нашего времени.
С конца XX в. эти три дома (а также соседний дом на Невском пр., 114) пустовали и были доведены (уверен, что преднамеренно!) до аварийного состояния. В 2006 г. дома были снесены, а на их месте в 2009 - 2010 гг. построен торгово-офисный центр "Невский центр" финской фирмы "Стокманн" (совместный проект архитектурного бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры" и финской компании Pojrj Architects Oj [12]. Хорошо еще, что у этого новодела повторена прежняя отделка фасадов, так что мы можем все же почувствовать красоту прежних зданий - хотя все же с некоторыми оговорками: первый этаж выглядит не совсем так, как раньше, а наверху появились чужеродные стеклянные надстройки (правда, при взгляде с улицы они снизу почти не видны - они портят вид, если отойти подальше и посмотреть на эти дома с площади Восстания или с Невского проспекта).
Самой старой частью комплекса был правый дом, наиболее удаленный от Невского проспекта. Он был построен по проекту П.И.Гилева в 1897 г. [1]. На фотографии 1890 - 1900-х гг. [13а] (сделанной, вероятно, из окна или с крыши одного из домов, выходящих на Лиговскую улицу, ныне Лиговский проспект) видна верхняя часть дома:
Фотография К.В.Овчинникова, 29 августа 1992 г. [13б]:
П.И.Гилев - представитель эклектики, построивший в Петербурге около 40 домов. Здания Гилева практическим всегда добротны и вполне красивы, но все же, пожалуй, в большинстве случаев несколько однообразны и скучноваты. Но среди того, что построил Гилев, есть и отдельные, на мой взгляд, прекрасные здания, к числу которых я бы отнес и этот доходный дом, с его благородным фасадом и многими красивыми деталями. (Другое здание Гилева такого же уровня (к счастью, сохраняющееся) - доходный дом на Большом пр. П.С., 51/9.)
Еще одна фотография К.В.Овчинникова 29 августа 1992 г. [13в] - створка ворот:
Этой детали теперь нет - как уже сказано, отделка первого этажа новодела не повторяет буквально прежнюю.
В 1900 - 1901 г. П.И.Гилев полностью перестроил дом на углу Невского проспекта. Прежний вид дома, фрагмент фотографии К.К.Буллы, 1897 [14]:
Здесь можно посмотреть фотографию целиком: "Прибытие Его Величества австрийского императора Франца-Иосифа I в Петербург. Расположение войск на Знаменской площади, в ожидании прибытия императора".)
Это был довольно заурядный ампирный дом первой половины XIX в.
Дом после перестройки, фотография ателье Буллы, 1900-е [13г] (воспроизводится по [8е]):
В доме находилась гостиница "Эрмитаж" [1,15].
Этот дом, на мой взгляд - также одна из лучших работ П.И.Гилева.
Примерно в это же время был перестроен и надстроен до пяти этажей и средний дом, расположенный между этими двумя. Фотография 1949 г. [13д]:
Этот дом выглядит проще, но и здесь мы видим благородные детали, напоминающие манеру Гилева (хотя документально имя автора не установлено).
А теперь посмотрим фасады новодела. Как уже сказано, они в основном повторяют прежние фасады.
Угловой дом - виды с угла и с ул. Восстания:
5 февраля 2021 г.
Средний дом:
5 февраля 2021 г.
Правый дом:
5 февраля 2021 г.
Рассмотрим следующие дома по левой стороне.
Ул. Восстания, 4:
5 февраля 2021 г.
Дом благотворительного общества при Знаменской церкви, 1887, арх. А.В.Иванов [1]. Рационалистическое течение эклектики. А.В.Иванов довольно редко обращался к данному направлению. В то же время здание выглядит так же красиво, благородно, как и другие здания этого выдающегося мастера эклектики.
Ул. Восстания, 6:
5 февраля 2021 г.
Доходный дом Е.В.Кривцовой, 1898 - 1899, арх. И.А.Гальнбек [1; 16; 18, с.67]. Одно из первых в Петербурге зданий в стиле модерн (в рационалистическом варианте). О принадлежности именно этому стилю говорят отдельные декоративные детали с растительными орнаментами - резная входная дверь, майоликовые панно на верхнем этаже. На двух панно по краям фасада - надписи "1899" и "Построил архитектор Гальнбек":
2 сентября 2021 г.
Впрочем, мне лично кажется, что художественные достоинства этого дома невысоки (в отличие от некоторых других зданий в стиле модерн, построенных в это же время Г.В.Барановским, В.И.Шёне с В.И.Чагиным, В.В.Шаубом). По-моему, дом выглядит довольно казенно, слишком прозаично - как и другие здания Гальнбека.
© Прохоров С.О.