ФОТОПРОГУЛКИ

 

КРОНШТАДТ

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

Вступление. У Петровской и Купеческой гавани  1  2  3  4  5

Вокруг Адмиралтейства  1  2  3

Никольский Морской собор и Якорная площадь  2

Петровская улица. Летний сад

Доковый овраг

Улицы в центре города  1  2  3  4  5  6

Крепость  1  2

Восточная часть города  1  2

Кладбища 

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Никольский Морской собор

 

На территории Адмиралтейства находится Никольский Морской собор (Якорная пл., 5). Этот грандиозный храм - главная достопримечательность Кронштадта, одно из лучших произведений русской архитектуры начала XX в. [1,с.91-96,212; 4,с.105-108; 6, с.152-182,314-323; 22].

Фотография начала XX в. [1,с.95,96]:

 

 

 

Можно датировать эту фотографию временем между 1907 и 1913 г. (В 1907 г. было закончено строительство собора и началась внутренняя отделка [6,с.154], а в 1913 г. появились памятник адмиралу С.О.Макарову и мост через Доковый овраг, которых еще нет на снимке.)

Собор не только играет значительную роль в облике города. Силуэт этого огромного храма (высотой 70м) хорошо виден отовсюду с Финского залива, по нему всегда можно издалека среди островов опознать остров Котлин, на котором находится Кронштадт.

 

Предыстория собора такова.

В 1728 - 1731 гг. был построен главный флотский храм в Кронштадте - Богоявленская церковь. Этот красивый монументальный храм был, к сожалению, недолговечен, так как был построен из дерева. В 1841 г. обветшавшую церковь пришлось разобрать. Вместо нее в 1861 - 1862 гг. была построена временная деревянная церковь. (Подробнее см. другую страницу.) Время проходило, а новая, постоянная церковь не строилась.

Инициатором строительства нового каменного Морского храма был главный командир Кронштадтского порта (1893 - 1899) вице-адмирал Н.И.Казнаков. Местом будущего собора была избрана расположенная в Адмиралтействе Якорная площадь, получившая свое название оттого, что на ней был склад старых якорей. В 1896 г. гражданский инженер В.П.Шаверновский представил предварительный проект большого каменного собора, в котором предусматривались помещение для музея и установка каменных досок с именами погибших моряков, и 15/28 октября Н.И.Казнаков представил управляющему Морским министерством план и расценки на сооружение храма. (К сожалению, проект не найден [22,с.36].) 9/22 декабря идея строительства была одобрена Николаем II. Был создан Комитет по сбору пожертвований, председателем которого стал Казнаков.

 

Идею строительства Морского собора горячо поддержал св. Иоанн Кронштадтский, который стал первым жертвователем.

"Возлюбленные братья-моряки и все православные соотечественники! Живя в Кронштадте сорок два года и во все это время видя малость, скудость и ветхость морского храма, я снедался ревностию о нем и желанием просторного, прочного, благолепного храма, и ныне внес свою лепту на сооружение такового храма 700 руб. Благоволите и Вы оказать свое посильное усердие к сооружению его." (Цит. по [6,с.155,156].)

Из письма св. Иоанна Кронштадтского начальнику Главного управление кораблестроения и снабжения контр-адмиралу В.П.Верховскому 28 февраля/12 марта 1898 г.:

"...Из газет узнал, что дело постройки Морского собора в Кронштадте отложено в долгий ящик, то есть до скончания или града сего, или  - самого века сего, близящегося к концу. Иначе понять не могу. Мы строим многомиллионные военные суда, казна отпустила 25 миллионов на укрепление Кронштадта, флотские силы обеспечены отличным содержанием, жилые помещения всех чинов морских отличаются простором и изяществом, чистотою и обилием света, а морской храм, который должен бы быть славою флота и России и свидетельством веры и благочестия русских победоносных воинов - видом своим похож на самую убогую сельскую церковь, а то и на деревянную коробку. Почти рядом от него возвышают гордо верхи свои каменные лютеранские церкви, а православная морская церковь стоит в постоянном принижении. Не за это ли Господь принижает наш флот, погружая наши военные суда на дно морское? Не оттого ли наши частые морские несчастья? Не оттого ли взлетел в дыму на воздух многомиллионный канатный завод среди бела дня на виду всех? Мало ли еще нам уроков от Бога? Нам, русским, стыдно показать иностранцам морскую святыню, разумею церковь. Бог с вами, господа! Доколе же это будет? Я, посторонний человек, со стороны примкнул к некоторым морякам, желающим благолепного храма, и положил начало, думая сколько-нибудь двинуть святое дело, - и неудача!

Надо спешить строить храм, как вы спешите строить военные суда. Церковь тот же корабль, которым управляет Сам Господь со Отцем и Духом Святым и лучше всяких военных судов может охранять не только флот, но и все воинство и всю Россию.

Прошу извинить меня за откровенность и за ревность. Пишу вам как старому другу с юности нашей и как бывшему смиренному сомолитвеннику. Вы занимаете видное место и можете много сделать в пользу Святого дела. Я сказал бы также это и вам и господину Управляющему Министерством. Но прощайте. Спешу на молебны." (Цит. по [6,с.156,157].)

 

В 1897 г. был объявлен всемирный конкурс на проект собора. По условиям конкурса храм должен был быть спроектирован в русском или византийском "стиле". Вместимость храма 5 - 6 тысяч человек. Для того, чтобы молящиеся могли видеть и слышать богослужение, храм должен был быть свободен от пилонов. Непременное условие: высота собора должна быть такова, чтобы его крест был виден издалека с моря. ([6,с.157,158]; см. также [1,с.91]).

Конкурс не дал результатов. В конкурсе приняли участие только русские архитекторы, и было подано только четыре проекта. Первые две премии не были присуждены. Третью получил проект академика В.В.Суслова. [4,с.105] Проект опубликован в журнале "Зодчий [23]. Перспектива:

 

 

 

(Кроме этого рисунка, в журнале помещены также пояснительная записка к проекту и чертежи: разрез и план, западный и северный фасады.)

 

В 1898 г. был объявлен второй конкурс на весьма выгодных условиях. Кроме того, с предложением составить проект Комитет обратился персонально к академикам архитектуры А.О.Томишко, Г.И.Котову, профессорам А.Н.Померанцеву, Л.Н.(?)Бенуа, архитектору Н.Д.Прокофьеву. Откликнулся только Н.Д.Прокофьев. [4,с.105] Проект Н.Д.Прокофьева [24]:

 

 

 

Этот проект был признан неудачным, хотя впоследствии он был оценен Обществом архитекторов "выдающимся по идее и оригинальности" [4,с.105].

Затем Н.И.Казнаков обратился с предложением составить проект к архитектору А.О.Томишко. Эскиз Томишко был одобрен Николаем II. После этого Томишко составил два проекта, один из которых был утвержден Николаем II в 1899 г. [4,с.105,106] Этот проект опубликован в журнале "Зодчий" [25]. Перспектива:

 

 

 

(Кроме того, в журнале представлены чертеж западного фасада и план.)

Однако даже несмотря на Высочайшее утверждение, этот проект тоже не был одобрен Комитетом (во главе которого с 1899 г. был новый главный командир Кронштадтского порта - вице-адмирал С.О.Макаров). Среди причин отказа были указаны следующие: храм имеет только один придел; нет помещений для хранения исторических предметов и для церковного архива, а также то, что "судя по модели и рисунку фасада, вид храма будет вовсе не отвечающий назначению храма-памятника". [6,с.158]

Тем временем, в 1900 г. в Морское министерство был представлен выполненный Вас.А.Косяковым проект Морского собора для порта императора Александра III в Либаве (ныне Лиепая, Латвия; собор сохранился). Этот проект очень понравился в Морском министерстве, и по предложению В.П.Верховского был представлен великому князю Алексею Александровичу вместе с проектом А.И.Томишко как вариант проекта для Кронштадта. Сравнение оказалось не в пользу Томишко, о чем великий князь сообщил Николаю II. 5/18 июня 1900 г. было получено Высочайшее разрешение оставить проект Томишко без исполнения. 7/20 октября Комитет принял единогласное решение обратиться для проекта к Вас.А.Косякову. В 1901 г. был избран один из представленных Косяковым эскизов. В соответствии с этим эскизом была изготовлена деревянная модель, которая вместе с эскизом была представлена Николаю II (теперь она выставлена в храме). 21 мая/3 июня 1901 г. проект получил Высочайшее одобрение. [6,с.158-162]

(Следует сказать, что этот проект никоим образом не повторяет собор в Либаве - это самостоятельное произведение.)

В 1901 г. началась расчистка Якорной площади и подготовка места для стройки, в 1902 г. началось строительство фундаментов, а 8/21 мая 1903 г. состоялась закладка собора. Торжество закладки собора совершил св. Иоанн Кронштадтский в присутствии Николая II.

Предполагалось, что при достаточном финансировании собор будет построен вчерне в 1904 г., а осенью 1905 г. намечалось его освящение. Однако русско-японская война и революция 1905 г. задержали работы. Собор был окончен вчерне в 1907 г., в том же году состоялся торжественный подъем колоколов на звонницы собора. Морской собор св. Николая Чудотворца был освящен 10/23 июня 1913 г. в присутствии Николая II.

 

В 1929 г. Никольский Морской собор был закрыт. В14 февраля 1930 г. с собора торжественно сбросили 16 колоколов; но один большой колокол остался - наиболее вероятная причина в том, что рабочие с ним просто не справились. Вскоре были сброшены и кресты. В здании расположился кинотеатр, затем дом офицеров, клуб. Храм был разграблен, были кощунственно уничтожены доски с именами погибших. Снаружи и внутри были заштукатурены или заложены кирпичом мозаики. Искажен интерьер, переделанный под театральный зал. С рельефных орнаментов куполов была смыта позолота.

Но само здание, слава Богу, сохранилось (в отличие от уничтоженного Андреевского собора), что и сделало в дальнейшем возможной его реставрацию.

В 1995 г. Никольский Морской собор получил статус памятника архитектуры федерального значения. В 2002 г. на главном куполе был вновь установлен крест. В 2003 г. собор передали Санкт-Петербургской епархии, вскоре начались реставрационные работы. 2 ноября 2005 г. в соборе была отслужена первая со времени его закрытия литургия. 31 июля 2011 г. состоялось освящение новых колоколов и частичное открытие после реставрации фасадов храма. К 2013 г. реставрация была завершена, 28 мая состоялся чин великого освящения собора.

 

 

Рассмотрим здание собора.

Вид с запада, с Якорной площади:

 

 

27 апреля 2017 г.

 

Никольский Морской собор выполнен в неовизантийском "стиле". Во время разработки проекта Вас.А.Косяков ездил в Крнстантинополь для изучения гениального произведения византийской архитектуры - храма Святой Софии, который до захвата Константинополя турками был главным храмом православного мира. Храм Святой Софии и стал образцом для собора в Кронштадте.

Храм не просто имеет огромные размеры - он и выглядит очень величественно. Я бы сказал, что он на голову выше более ранних проектов других авторов, выбран был действительно лучший из проектов. Василий Антонович Косяков построил много различных православных храмов в разных местах России - и храмов очень красивых, - но, пожалуй, именно собор в Кронштадте остался лучшей его работой.

По стилю собор принадлежит эклектике на поздней стадии развития, для которой характерно некоторое косвенное влияние модерна: относительная строгость, облицовка глазурованным кирпичом, мозаики и майоликовые украшения на фасадах и т.п.

 

Главный, западный фасад выглядит наиболее торжественно, наиболее богато - и по общей композиции с двумя звонницами, и в деталях в его нижней части, где находится вход в храм. Рассмотрим нижнюю часть фасада [6,с.169-171]:

 

 

27 апреля 2017 г.

 

Высокие и широкие лестницы ведут к трем входным порталам. Наиболее торжественно оформлен центральный портал. Однако центральный вход открывался только в особо торжественных случаях (приезд императора), а в повседневной жизни использовались два боковых входа (сейчас (2018 г.) используется только один вход - левый).

Что же касается центрального входа, он оформлен в виде часовни:

 

 

21 января 2017 г.

 

 

Все мозаичные иконы на фасадах и в часовне выполнены в известной мастерской А.Н. и В.А.Фроловых. Оригиналы для мозаик в часовне написаны художником М.М.Васильевым. Интересная деталь - лампада в форме парусного корабля. Очень красива узорчатая решетка внизу, которая в обычные дни закрывает вход в часовню. Очень красиво обрамление арки с экспрессивными скульптурными изображениями херувимов на золотом фоне. Но мне особенно нравятся другие херувимы -  у оснований архивольта:

 

 

10 ноября 2012 г.

 

Конечно, очень красивы и многие другие украшения. Вблизи собор так же прекрасен, как и издали.

 

В советское время центральный вход был открыт. В 1930-х гг. над дверью на месте лика Спасителя был помещен... портрет "великого пролетарского писателя" М.Горького. Расположенный в здании кинотеатр (носивший официальное название "кинотеатр имени Максима Горького") получил народное прозвище "Максимка". [22]

 

В тимпанах двух боковых порталов помещены одинаковые символические барельефы:

 

 

10 ноября 2012 г.

 

В центре крест с надписью: "Аз есмь Альфа и Омега".

 

Выше над порталами расположены мозаичные иконы, выполненные по оригиналам художника Ф.Р.Райляна (см.[6,с.170]; допущена опечатка в фамиии):

 

 

10 ноября 2012 г.

 

Над левым порталом - св. апостолы Петр и Павел, над правым - св. Николай Чудотворец и св. Иоанн Рыльский.Выбор именно этих святых не случаен: левый придел собора посвящен свв. Петру и Павлу, правый св. Иоанну Рыльскому (тезоименитому Иоанну Кронштадтскому, в то время еще не канонизированному), а св. Николаю Чудотворцу посвящен главный престол.

Заметим, что в западном фасаде мотивы византийской архитектуры смешаны с некоторыми чертами западноевропейского романского стиля: две башенки-звонницы (а не одна, как принято в православных храмах), очень большая роль порталов. Это никоим образом не портит впечатление, только придает архитектуре "всемирный" оттенок.

 

 

Перед западным фасадом стоят фонари в виде огромных сказочных цветов:

 

 

21 января 2017 г.

 

31 октября 2009 г.

 

В фантастическом характере этих фонарей, пожалуй, есть некоторое влияние модерна.

 

 

Границу Якорной площади отмечает изящная низкая ограда, украшенная христианскими символами, носящими также и морской характер (якорь - христианский символ надежды на спасение):

 

 

27 апреля 2017 г.

 

За оградой находится сад, окружающий собор с севера, востока и юга. Он разбит в 1911 - 1914 гг., садовый мастер Э.Г.Гильбих (Гильбах) [1,с.212; 4,с.111; 7]. Сад имеет регулярную планировку. Деревья посажены редко и не заслоняют фасады храма.

 

 

Обойдем храм со всех сторон.

Вид с юго-запада:

 

 

 21 января 2017 г.

 

 

Южный фасад:

 

 

21 января 2017 г. 27 апреля 2017 г.

 

В верхней части фасада - огромное круглое окно (вызывающее ассоциации с "розой" в готическом соборе - но и с иллюминатором на корабле). Это окно

обрамляют майолики:

 

 

21 января 2017 г.

 

Надпись наверху: "Дому Твоему подобает святыня, Господи,  в долготу дний" - заключительный, 5-й стих 92 псалма. По сторонам от окна ангелы, а внизу - символы евангелистов Луки (телец) и Матфея (ангел); символы двух других евангелистов находятся на противоположном, северном фасаде.

Майоликовые украшения фасадов собора были выполнены Художественно-керамическим производством под руководством П.К.Ваулина [6,с.172]. Чистые, яркие цвета майолик придают фасаду жизнерадостный характер.

Такие же яркие майолики, только орнаментальные, украшают и верх башенок по бокам, и верх барабана под главным куполом, где они сочетаются с позолотой:

 

21 января 2017 г.

 

И подумать только! В советское время майолики были частично закрашены, частично заштукатурены, а частично, видимо, сбиты, смыта позолота с куполов. Грандиозный храм с потемневшими от времени серыми стенами выглядел довольно мрачно. См. фотографии, сделанные до реставрации - например, [26а,б].

 

И еще некоторые фрагменты южного фасада.

Портал:

 

 

14 апреля 2019 г.

 

 

В тимпане - мозаичная икона св. Митрофания Воронежского. (Она здесь плохо видна; со временем я, видимо заменю фотографию.) Мозаика была изготовлена в мастерской А.Н. и В.А.Фроловых по оригиналу Ф.Р.Райляна [6,с.170].

 

Окно подвала:

 

 

 21 января 2017 г.

 

Такие окна с узорчатыми решетками проходят по всей длине трех фасадов - южного, восточного и северного.

 

 

Вокруг всего сквера проходит низкая ограда - такая же, как со стороны Якорной площади. На этих фотографиях - южная часть ограды:

 

 

27 апреля 2017 г.

 

 

Вид на собор с юго-востока:

 

 

27 апреля 2017 г.

21 января 2017 г.

 

 

Восточный фасад - апсиды:

 

 

21 января 2017 г. 27 апреля 2017 г. 27 апреля 2017 г.

 

 

Вид с севера:

 

 

21 января 2017 г.

 

Северный фасад - такой же, как южный. Над круглым окном надпись: "От восток солнца до запад хвально имя Господне" (псалом 112, стих 3). По сторонам от окна ангелы, ниже символы евангелистов Иоанна (орел) и Марка (лев). В тимпане фронтона мозаичная Казанская икона Божией матери (мозаичная мастерская А.Н. и В.А.Фроловых по оригиналу Ф.Р.Райляна [6,с.170]); отсюда она не видна.

10 сентября 2015 г. перед северным фасадом собора был открыт памятник адмиралу Ф.Ф.Ушакову - знаменитому флотоводцу, в 2001 г. причисленному к лику святых. Авторы памятника - скульптор В.Э.Горевой и архитектор Н.Оболенский. [27]

 

 

Мы возвращаемся на Якорную площадь. Виды на собор с северо-запада и запада:

 

 

21 января 2017 г.

 

Мы обошли вокруг собора. Теперь войдем внутрь.

 

Продолжение на следующей странице.

 

Монрепо-моё отдохновение

Источник: http://красотамания.рф/nature/park-monrepo-moyo-otdohnovenie.htlm
© Красотамания.рф
Парк Монрепо-моё отдохновение

Источник: http://красотамания.рф/nature/park-monrepo-moyo-otdohnovenie.htlm
© Красотамания.рф

 

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.