ФОТОПРОГУЛКИ

 

КРОНШТАДТ

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

Вступление. У Петровской и Купеческой гавани  1  2  3  4  5

Вокруг Адмиралтейства  1  2  3

Никольский Морской собор и Якорная площадь  1  2

Петровская улица. Летний сад

Доковый овраг

Улицы в центре города  1  2  3  4  5  6

Крепость  1  2

Восточная часть города  1  2

Кладбища 

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Никольский Морской собор

(продолжение)

 

Внутри собор не менее прекрасен, чем снаружи. Василий Антонович Косяков создал поразительное, грандиозное внутреннее пространство, которое, пожалуй, еще больше впечатляет, чем внешний вид храма.

Фотография1913 г. [22,с.55]:

 

 

 

Диаметр главного купола 26 м, его высота над уровнем пола 55 м. Стены и своды расписаны художником М.М.Васильевым. Очень красив резной мраморный иконостас (см. далее). [6,с.176,178]

 

 

После закрытия храма в 1929 г. его интерьер был разграблен. В 1931 - 1932 гг. в соборе был устроен кинотеатр, в 1939 г. здание передано Балтийскому флоту под Дом офицеров, а в 1953 - 1955 гг. проведена реконструкция для устройства киноконцертного зала гарнизонного военно-морского клуба. Вот как выглядел этот зал [22,с.73]:

 

 

 

Слева вид на восток, где на месте уничтоженного иконостаса была устроена сцена; справа вид в противоположную сторону. Помещение использовалось далеко не на всю высоту и было совсем не так монументально, как раньше. Судя по фотографиям, это выглядело довольно убого. Помещения в нижней части собора поддерживались в порядке, а подкупольное пространство пришло в полное запустение.

 

Внутренний вид собора перед реставрацией. Фотография 2009 г., помещенная в [22,с.55]. Изображен вид на запад - в ту же сторону, что и на правой фотографии зрительного зала:

 

 

 

Судя по фотографии, после разборки перекрытия зрительного зала к собору в значительной мере вернулась прежняя монументальность. Но очень многое или было утрачено, или находилось в плачевном состоянии. На сводах видны только остатки росписей. Исчезли витражи в окнах.

 

Реставрация интерьера была закончена в 2012 г. - раньше, чем реставрация фасадов, которые еще около года во многих местах оставались в лесах. И в соборе вновь начались регулярные службы.

Помню, какой восторг я испытал, когда впервые побывал в реставрированном соборе осенью 2012 г. По-моему, таким храмом невозможно не восхищаться. Покажу свои фотографии. Надеюсь, что они хотя бы в какой-то мере передают величие и красоту этого храма.

Вид на восток:

 

 

24 февраля 2018 г. 27 апреля 2017 г. 21 января 2017 г.

 

 

Главный купол с ликом Иисуса Христа:

 

 

22 января 2018 г. 24 февраля 2018 г.

 

 

Западный полукупол:

 

 

24 февраля 2018 г.

 

И отдельно - воссозданный витраж в окне на западной стене:

 

 

 

22 января 2018 г.

 

Иисус Христос, Богоматерь и Иоанн Предтеча - центральная часть композиции "Страшный суд" (роспись вокруг витража отчасти видна на предыдущей фотографии).

 

 

Боковая аркада с колоннами из полудрагоценных камней:

 

 

24 февраля 2018 г.

 

 

 

Иконостас, фотография начала XX в. [22,с.57]:

 

 

 

Мраморный иконостас был выполнен в мастерской скульптора Н.А.Попова по проекту Вас.А.Косякова. Это был шедевр каменной резьбы, который сразу же оценили современники. На солею вела высокая мраморная лестница, во время богослужений украшавшаяся роскошным ковром с морским орнаментом, в вышивке которого принимали участие жены моряков. [1,с.94; 6,с.178].

Иконостас пал жертвой вандализма коммунистических властей. 5 августа 1930 г. помощник коменданта крепости написал в Главнауку: "В связи с переоборудованием собора всплыл категорический вопрос необходимости разборки высокохудожественного мраморного алтаря. Необходимо ваше решение об осуществлении этого вашими силами и средствами, так как он должен поступить затем в ваше распоряжение." В случае отказа просили помочь консультациями, научным руководством и т.п. Но ответ от 6 августа гласил: "Здание Морского собора в Кронштадте под госохраной не состоит. Против разборки иконостаса препятствий не встречается." Таким образом, было официально дано добро на уничтожение этого выдающегося произведения прикладного искусства. [6,с.318]

 

Воссозданный иконостас:

 

 

17 апреля 2019 г.

 

 

Никольский морской собор строился не просто как храм, но и как памятник всем погибшим морякам [22,с.24-33]. Было решено установить в храме доски с именами моряков, погибших со времени основания Российского флота - в битвах и при выполнении служебных обязанностей. Товарищ морского министра И.К.Григорович в 1909 г. предложил составить списки для досок историку русскоговоенно-морского флота генералу А.С.Кроткову. Строительный комитет утвердил кондиции по подготовке списка (цит. по [22,с.28]):

"1. На памятных досках в Соборе должны быть написаны имена всех погибших не только в боях, но и при исполнении служебного долга офицерских чинов морского ведомства (флотских корпусов, по адмиралтейству, гражданских и медицинских чинов, священнослужителей и гардемарин).

2. Нижние чины, погибшие при исполнении служебного долга, должны быть написаны общим числом, за исключением совершивших исторические подвиги, показываемых поименно.

3. Вероисповедания безразличны, как христианские, так и нехристианские.

4. Сроком исполнения этой работы следует назначить 1 сентября 1910 года.

5. Во избежание ошибок следовало бы поместить в газетах публикации о сообщении на имя генерала Кроткова родным и знакомым имен погибших в разных случаях".

В 1910 г. А.С.Кротков представил список, который был рассмотрен и утвержден Строительным комитетом.

Для размещения имен погибших использовались мраморные доски черного и белого цвета. На черные доски были помещены имена офицеров и число нижних чинов. Таких досок было 130, они располагались в нижней части стен по периметру собора с юга, запада и севера. Часть досок (в северной части) была оставлена свободными для будущих имен.

Фотографии 1913 г., на которых изображены черные доски [22,с.26 и 30]:

 

 

 

(На первой фотографии изображена юго-западная часть собора, на второй западная стена с главным (императорским) входом.)

 

На белых досках были написаны имена погибших флотских священников. Их расположение было уникально - они висели в алтарной части храма. Было заказано 20 досок, но использованы только две, они находились по сторонам от Горнего места.

Фотография 1913 г. [22,с.31]:

 

 

 

 

После закрытия собора в 1929 г. эти доски никого уже не интересовали. Через некоторое время они были разбиты и содраны со стен. По воспоминаниям жителей Кронштадта, обломками досок замостили спуск к оврагу из Летнего сада, но их остатков обнаружить уже не удалось.

Следует заметить, что это не просто отдельная позорная история, а часть целенаправленной преступной политики, направленной на уничтожение исторической памяти народа: быдлом, не помнящим родства, легче управлять. Напомню хотя бы некоторые аналогичные деяния советской власти в 1920 - 1930-х гг.: уничтожение памятника на центральной высоте в Бородино и могилы Багратиона, а также таких же памятников на местах других значительных сражений 1812 года; в Москве уничтожение памятников, посвященных той же войне - Триумфальной арки и, конечно же, храма Христа Спасителя; в Суздале - уничтожение усыпальницы князя Д.М.Пожарского; уничтожение памятников адмиралу П.С.Нахимову в Севастополе (после войны на его месте поставлен другой), атаману Платову в Новочеркасске... Правда, события Великой Отечественной войны заставили отказаться от такой политики - но это уже другая история.

Как это ни печально, списков имен для памятных досок не сохранилось. И все же в 1998 г. была начата (Е.В.Исаковой) работа по воссозданию памятных досок на основании черновиков А.С.Кроткова и других известных материалов. Все данные были проверены по нескольким источникам. В результате тексты были воссозданы, доски вновь установлены. Последняя запись относится к 1914 - 1918 гг.

Западная стена с досками по сторонам от главного (императорского) входа:

 

 

24 февраля 2018 г.

 

 

И еще раз отдельно этот вход с наличником из ляпис-лазури (сохранялся только фрагмент, перерезанный балконом зрительного зала):

 

 

22 января 2018 г.

 

Осенью 2012 г., когда храм был уже восстановлен внутри, но снаружи восстановление еще не было закончено, я увидел при выходе на внутренней стороне забора, окружавшего храм, такую картину:

 

 

10 ноября 2012 г.

 

"Здесь наше сердце, здесь наша душа, здесь наши руки". И очень много портретов - это те люди, благодаря которым мы сегодня можем опять увидеть Никольский Морской собор во всей его красе. Понятно, что забор должен был быть неизбежно убран. Но жаль, если портреты пропали.

Может быть, они все же сохранены где-нибудь в музейных фондах?

 

 


Якорная площадь

 

Главным, западным фасадом Никольский Морской собор обращен на Якорную площадь.

До начала строительства собора это было место хранения старых якорей. Фотография 1890-х гг. [50,с.525]:

 

 

 

 

Теперь площадь получила новое оформление достойное воздвигнутого на ней храма.

Вот фотография площади, переснятая мною со стенда с информацией, стоящего рядом с собором (27 апреля 2017 г.). Фотография сделана, очевидно, с дрона:

 

 

 

Площадь имеет неправильную треугольную форму. По скошенной северо-западной стороне (на переднем плане) проходит Коммунистическая (Княжеская) улица. Южную границу площади (справа вдали) образует Доковый овраг.

Эта неправильность отчасти скрадывается гигантским изображением якоря, выложенным из камня. Конечно, снизу это изображение не видно настолько отчетливо, но все же его можно увидеть при взгляде со ступеней собора:

 

 

27 апреля 2017 г.

 

Впереди видна проходящая по северо-западной стороне площади каменная стена, построенная в 1859 - 1860 гг., отгораживающая территорию Докового Адмиралтейства. На стене установлены памятные доски с наименованиями кораблей, подразделений и учреждений, защищавших Кронштадт во время Великой Отечественной войны [50,с.136,137,544].

 

Красива ограда площади - узорчатые металлические столбики с цепями:

 

 

27 апреля 2017 г.

 

 

В 1913 г. на южной стороне Якорной площади появился прекрасный памятник адмиралу С.О.Макарову - известному военно-морскому деятелю, главному командиру Кронштадтского порта (с 1899 г.). Как известно, С.О.Макаров погиб в русско-японской войне, 31 марта/13 апреля 1904 г. при взрыве броненосца "Петропавловск". Автор памятника - скульптор Л.В.Шервуд. Этот памятник остался, видимо, его лучшей работой. Так же, как и Никольский Морской собор, памятник адмиралу Макарову - одна из главных достопримечательностей Кронштадта:

 

 

27 апреля 2017 г.

 

31 октября 2009 г.

 

31 октября 2009 г.

 

 

 

 

 

 

В том же 1913 г. у южной границы Якорной площади появилось довольно красивое сооружение - висячий мост через Доковый овраг (Макаровский мост) [8]:

 

 

31 октября 2009 г. 27 апреля 2017 г.

 

оё отдохновение

Источник: http://красотамания.рф/nature/park-monrepo-moyo-otdohnovenie.htlm
© Красотамания.рф

Парк Монрепо-моё отдохновение

Источник: http://красотамания.рф/nature/park-monrepo-moyo-otdohnovenie.htlm
© Красотамания.рф

 

Скульптор Л.В.Шервуд в своих воспоминаниях написал об одной любопытной подробности создания памятника:

"В 1913 году после конкурса мне заказали памятник адмиралу Макарову в Кронштадте. За неимением денег на пьедестал была пожертвована глыба гранита в шесть метров высотою, затонувшая по дороге из Финляндии в шхерах приблизительно в начале прошлого столетия. Эта глыба первоначально предназначалась для какой-то фигуры около Казанского собора и была уже частично вырублена. Когда водолазы вытаскивали ее, верхняя часть обломилась, образуя наклонную плоскость. Этот камень дали мне с приказом не обрубать его, не изменять его формы. Я скомпоновал аллегорическую фигуру японского дракона в виде волны, которая охватывает ноги Макарова, увлекая его вниз. Макаров стоит в позе командира с протянутой, указывающей вперед рукой. Внизу была огромная позолоченная надпись "Помни войну". Она висела в кабинете адмирала. Три барельефа я расположил в складках и изломах камня: подвиг Макарова во время поджога турецкого деревянного фрегата, "Ермак" во льдах и "Гибель "Петропавловска". Трудность заключалась в том, чтобы, не рубя камня, ввести и расположить по рельефу камня все барельефы."

(Л.Шервуд. Путь скульптора. М.-Л., 1937, с. 36. Цитируется по [4,с.110,111])

Этот каменный монолит предназначался для одной из двух скульптур, которые в соответствии с проектом А.Н.Воронихина 1811 г. должны были быть установлены на гранитных пилонах по двум концам решетки перед западным фасадом Казанского собора - апостолы Петр и Павел [56-59]. Однако ни тот, ни другой камень не удалось довезти по месту назначения. Один из камней, как уже сказано, затонул в Финском заливе. Другой привезли по Неве, но при транспортировке его по суше последовала неудача: камень застрял в Аптекарском переулке (по некоторым данным, он упал с платформы). Он так и оставался в переулке и загромождал проезд по нему не менее 75 лет. В конце 1885 или начале 1886 г. было решено расколоть камень и отдать его на строительство храма Воскресения Христова (Спаса на Крови). Об этом сообщалось в выпуске "Недели строителя" (приложения к журналу "Зодчий") от 12/24  января 1886 г. [56]. Однако судя по статье в выпуске журнала "Всемирная иллюстрация" от 13/25 декабря того же года [57], и в конце года камень еще оставался на месте. Очевидно, он был убран только в следующем году.

Вид камня в Аптекарском переулке запечатлен на рисунке в журнале "Всемирная иллюстрация [57, с. 465]:

 

 

 

Сравнение с существующим памятником С.О.Макарову показывает, что его пьедестал действительно имеет такую же форму, только верхушка (заготовка будущей головы) откололась.

 

 

___________________

 

Следует сказать и об одном примечательном здании, не дошедшем до нашего времени - Морском манеже, или экзерциргаузе [50,с.246-248]. Он находился к югу от Якорной площади, по другую сторону Докового оврага, между Княжеской (Коммунистической) и Красной улицами.

Здание было деревянным. Оно было построено в 1837 г. В 1839 г. часть внутреннего помещения была отделена временной перегородкой и в ней устроена церковь Николая Чудотворца, освященная в 1841 г. В период между 1841 и 1862 г. эта церковь была главным морским храмом Кронштадта (после разборки деревянной Богоявленской церкви, до строительства вместо нее новой, см. другую страницу).

В 1847 - 1851 гг. здание было капитально отремонтировано по проекту инженера генерал-лейтенанта В.И.Маслова, частично переделанному в сторону упрощения инженер-поручиком Р.И.Гершельманом. К манежу была сделана отдельная пристройка для церкви, украшенная с трех сторон классическими портиками, увенчанными крестами.

Литография XIX в. [50,с.247]:

 

 

 

На литографии манеж изображен с запада, видны западный торец здания и южный продольный фасад.

Вид здания с другой стороны, от Якорной площади, рисунок 1883 г. [54, с. 228]:

 

 

 

Здание изображено с противоположной стороны Докового оврага, с Якорной площади. К сожалению, рисунок довольно условный, детали не видны, но все же по нему можно понять композицию здания. На правом торце стоит башня (о ее назначении сказано немного дальше), на левом торце церковь (сюда обращен ее боковой фасад с фронтоном, увенчанным крестом).

Этот рисунок - один из нескольких, помещенных на двух страницах журнала "Всемирная иллюстрация" [54] под общим заголовком "Наш флот. - Зимние занятия моряков в Кронштадте". Эти две страницы полностью воспроизведены здесь и здесь. На первом рисунке, который мы рассмотрели, изображен внешний вид Морского манежа. На остальных рисунках манеж изображен внутри. Вот некоторые из этих рисунков [54, с. 229].

 

 

 

Изображена часть манежа, примыкающая к церкви. Церковь расположена за перегородкой с большими дверями. Во время церковных праздников и торжеств двери открывались и пространство манежа тоже использовалось как церковь.

 

 

 

Противоположный конец манежа. Впереди проем, ведущий в башню.

 

 

 

Внутренний вид башни. Здесь стояла модель корабельной мачты.

 

 

В конце XIX или начале XX в. здание было несколько переделано. Вот его изображение на фрагменте фотографии 1913 г., помещенной в журнале "Нива" [55] (фотографию полностью можно посмотреть здесь):

 

 

 

Снимок сделан с Якорной площади. На переднем плане пьедестал памятника С.О.Макарову, а справа от него видна торцовая часть манежа. Как видно из рисунка, к этому времени башня была разобрана. 

 

Вид здания после перестройки в том зже направлении, что на литографии XIX века, изображен на старой фотографии (Центральный Военно-морской музей, № по ГИК (КП) ЦВММ КП ФГ О-5006 [49]; фотография датирована концом XIX - началом XX в.):

 

 

 

(Я немного обработал изображение - обрезал рамку, увеличил контрастность, удалил дефекты.)

Примечание. Эта фотография помещена также в статье [51], но почему-то с обрезанным правым краем, так что здание видно не полностью.

 

 

Здание сгорело в 1950-х гг., позже на его месте были построены жилые дома [50]. Теперь о нем напоминает только название Манежного переулка, идущего параллельно Доковому оврагу.

 

 

 

В Кронштадте был построен также Сухопутный манеж. Это здание сохранилось в несколько перестроенном виде, см. другую страницу

 

 

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.