ФОТОПРОГУЛКИ

 

 

ВОСКРЕСЕНСКОЕ

 

Оглавление

Главная страница

 

 

В советское время в Москве, Ленинграде и многих других русских городах и селах были уничтожены по идеологическим причинам многочисленные храмы, построенные по проектам прославленного архитектора К.А.Тона - одного из первых двух (наряду с А.П.Брюлловым) последовательных представителей нового стиля - эклектики, лидера "русско-византийского стиля". Апофеозом этого погрома был взрыв знаменитого храма Христа Спасителя в Москве в 1931 г., но уничтожение наследия К.А.Тона началось несколько раньше - в конце 1920-х гг. (Светские постройки Тона не уничтожались, но они большей частью значительно слабее по архитектуре, чем храмы, и и к тому же, как правило, не принадлежат ненавидимому русофобами всех мастей "русско-византийскому стилю".)

Одновременно советские искусствоведы подвергали уже не существующие более храмы Тона уничтожающей критике. При этом привлекались и отрицательные высказывания о Тоне некоторых деятелей прошлого (критика В.В.Стасова, архитектора Л.Н.Бенуа, художника А.Н.Бенуа) - и при этом не упоминалось о том, что, например, выдающийся архитектор-эклектик Н.В.Султанов с восторгом относился к творчеству К.А.Тона; целенаправленно создавалась однобокая картина. Творчество одного из наиболее значительных русских архитекторов оказалось вычеркнуто из истории русской культуры.

 

В частности, в Ленинграде и окрестностях (Петергофе, Пушкине) снесены все храмы Тона, за исключением одного, перестроенного до неузнаваемости (Спасо-Преображенская церковь на Аптекарском острове).

Тем больший интерес представляют немногие храмы, построенные по проектам Тона, уцелевшие во время погрома, которые находятся в отдаленных районах Ленинградской области. Один из них - церковь в селе Воскресенское, бывшего Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии, ныне Волховского района Ленинградской области. Село (носившее также название  Воскресенский Сясьский погост ) расположено по правому берегу реки Сясь, значительно выше Колчанова.

 

Проезд из Санкт-Петербурга:

По Мурманскому шоссе (трасса М18), примерно 120 км до реки Волхов. Переехать Волхов по мосту, затем по первой же дороге (у села Иссад) свернуть направо; далее на развилке после Иссада ехать по левой дороге (дорога в Вологду, трасса А114). Примерно через 45 км после поворота с Мурманского шоссе будет съезд направо, в Воскресенское (есть указатель - состояние на 2015 год); село находится в стороне от дороги.

 

 

Церковь Воскресения Христова построена по проекту К.А.Тона в 1847 г. В советское время церковь закрыта. Здание разрушается.

 

Сначала рассмотрим относительно старую фотографию [1]:

 

 

 

Мы видим церковь с колокольней. Колокольня завершается традиционным русским шатром, а основной объем церкви - восьмигранным куполом, увенчанным маленькой луковичной главкой. (Завершение основного объема довольно необычно для Тона; обычно его храмы имеют или луковичные главы, или шатры; к этой особенности мы вернемся позже, в части "Дополнение".)

Судя по фотографиям и комментариям на сайте [2], в 2003 году еще сохранялись и купол, и шатер колокольни, и над ними были кресты; к 2010 году исчез шатер. Теперь нет и купола.

Впрочем, в настоящее время (2015 г.) храм окружен лесами. (Конечно, они делают церковь менее фотогеничной, но главное - другое: лишь бы восстановили церковь.)

 

Церковь стоит на возвышенном месте над сельской улицей. Вокруг расположено кладбище, и церковь почти со всех сторон окружена густой растительностью (что тоже затрудняет фотографирование).

Обойдем храм со всех сторон.

Колокольня (только отсюда здание не закрыто зеленью):

 

 

13 июля 2015 г.

 

 

Вид на церковь снизу, с улицы, в просвет между деревьями:

 

 

13 июля 2015 г.

 

 

Вид в том же направлении с более близкого расстояния:

 

 

13 июля 2015 г.

 

 

Южный фасад - трапезная и основной объем:

 

 

13 июля 2015 г.

 

 

Южный фасад основного объема:

 

 

13 июля 2015 г.

 

 

Верхняя часть основного объема храма (так же, впрочем, как и второй ярус колокольни) украшен аркатурным поясом. Этот традиционный мотив средневековой русской архитектуры приобрел гипертрофированные размеры и превратился в полноценную аркатуру, в которую включены окна верхнего света. Такая интерпретация аркатурного пояса вообще характерна для К.А.Тона - можно напомнить церковь св. Екатерины в Санкт-Петербурге (уничтожена) или храм Христа Спасителя в Москве. В то же время в данном случае (в отличие от названных примеров) фасад не завершается закомарами и аркатура играет в облике храма еще большую роль. Вообще, архитектура этой церкви представляет собой весьма вольную фантазию на тему Древней Руси (тем более если учесть еще и утраченный купол).

 

Вид на основной объем и алтарную апсиду:

 

 

13 июля 2015 г.

 

Апсида у храма необычно большая, мощная, почти без украшений:

 

 

13 июля 2015 г.

 

 

В центре фасада апсиды находится живописный образ Иисуса Христа:

 

 

13 июля 2015 г.

 

Возможно, это Спас Нерукотворный. За время запустения образ поврежден, но и сейчас он выглядит весьма величественно.

 

 

Северный фасад:

 

 

13 июля 2015 г.

 

 

И отдельно детали северного фасада.

Аркатурный пояс:

 

 

13 июля 2015 г.

 

 

Портал (тоже очень характерный для Тона):

 

 

13 июля 2015 г.

 

 

И еще раз вид на колокольню - теперь с другой стороны:

 

 

13 июля 2015 г.

 

Мы обошли храм вокруг.

 

Несмотря на плохое состояние и на мешающие осмотру леса, церковь производит сильное впечатление (надеюсь, что мне удалось хотя бы в какой-то степени его передать). Небольшая по размерам, она тем не менее выглядит весьма монументально - что вообще свойственно храмам К.А.Тона. Но, с другой стороны, при всей монументальности, эта церковь довольно уютна, она хорошо гармонирует с природой.

Замечу, что в наше время нередко говорят о сухости архитектуры храмов Тона. Да, пожалуй, такой оттенок есть - при всех огромных достоинствах - в облике храмов, полностью воссозданных в наше время - храма Христа Спасителя или Екатерининского собора в Царском Селе (Пушкине). Но в немногих виденных мною до сих пор подлинных достоверных работах Тона (см. также церковь Иова Многострадального в Тихвине) я такого оттенка не вижу, это красивая, человечная архитектура. (Хотя, конечно, трудно делать далеко идущие выводы по столь немногочисленным данным...)

 

 

 

ДОПОЛНЕНИЕ

 

Церковь в Воскресенском - не единственная построенная по данному проекту. Есть (точнее, были до октябрьского переворота) еще, по меньшей мере, две таких церкви.

Известно, что проекты Тона нередко использовались повторно как типовые. В данном случае первоначальным следует считать, очевидно, проект в альбоме чертежей К.А.Тона [3], опубликованном в 1838 г. (за девять лет до строительства церкви в селе Воскресенском):

 

 

 

Чертеж озаглавлен: "Церковь Богоявления Господня, построенная в городе Саратове". Эта церковь действительно была построена в Саратове в 1838 г., но колокольня пристроена только в 1864 г. (именно в соответствии с проектом Тона); церковь известна не как Богоявленская, а как Вознесенско-Сенновская, или Митрофаньевская; она уничтожена в 1934 г. [5].

Вот старые фотографии этой церкви [4,5]:

 

 

 

 

 

 

Для села Воскресенского проект был немного переработан: купол над основным объемом - в Саратове квадратный со срезанными углами, а в Воскресенском восьмигранный (что больше соответствует старым традициям и отчасти напоминает некоторые церкви конца XVII века), немного по-разному выглядит шатер колокольни. Но в целом несомненно, что для церкви в Воскресенском использовался старый проект саратовской церкви.

Зная дату появления первоначального проекта (1838), можно понять и несколько необычные формы церкви.

В храмовом творчестве Тона можно выделить два периода: первый - с 1830 г. до середины 1830-х гг., второй - с начала 1840-х гг. В первый период Тон использует преимущественно строгие мотивы русской архитектуры XV - начала XVI в. (в таком духе построен и знаменитый храм Христа Спасителя), а во второй - мотивы нарядной, богатой архитектуры XVII века (вероятно, первая такая работа - Благовещенская церковь; назову также прекрасную церковь св. Мирония на Обводном канале; обе - в Петербурге; обе снесены). Между этими двумя периодами, кажется, был небольшой промежуток - конец 1830-х гг., когда Тон только начинал поиски новых форм. Не вполне традиционный характер носила и спроектированная им в эти же годы Преображенская церковь на Аптекарском острове в Петербурге (изуродована перестройкой в 1930-х гг.). Судя по всему, и церковь в Саратове относилась к тому же переходному периоду.

 

 

 

Еще одна подобная церковь (почти несомненно не сохранившаяся) изображена на цветной фотографии С.М.Прокудина-Горского, сделанной в 1909 г. в поездке по Мариинской системе [6] (фотография реставрирована мною, см. мой другой сайт, http://ps-spb2008.narod.ru/mar_kovzha_cher.htm):

 

 

Оригинал    Крупное изображение

 

Фотография загадочная, неизвестно, где именно она сделана. Авторское название: "Село Ковжа. Береговые укрепления". На Мариинской системе было два села с таким названием (оба затоплены); в одном из них церковь выглядит не так, предположение относительно второго села тоже не вполне убедительно; см. [7].

 

 

Церковь - фрагмент крупного изображения:

 

 

 

Церковь построена, очевидно, по тому же переработанному проекту, что и в Воскресенском: такой же восьмигранный купол, такой же шатер колокольни. Но есть и отличия: апсида меньше по размерам; слева от входного портала появилось окно (нарушающее стройность композиции).

 

Конечно, проект мог быть использован и без участия самого Тона. И все-таки: может быть, все-таки кому-нибудь удастся найти упоминание имени Тона в связи с каким-либо селом на Мариинской системе и идентифицировать, наконец, эту фотографию?

 

 

При использовании данных в части "Дополнение" (содержание текста, а также реставрированная мною фотография Прокудина-Горского) просьба ссылаться на настоящую страницу сайта.

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Земля Невская православная. Краткий церковно-исторический справочник. СПб, "Лики России", 2006, №894

 

2. Соборы.ру. Народный каталог православной архитектуры. http://sobory.ru/article/?object=00546 

 

3. Церкви, сочиненные архитектором Его Императорского Величества профессора архитектуры Императорской Академии Художеств и членом разных Иностранных Академий Константином Тоном. Санкт-Петербург, 1838. Дополнение I-е с 12 чертежами. Санкт-Петербург, 1844. 

http://primo.nlr.ru/primo_library/libweb/action/display.do?tabs=detailsTab&ct=display&fn=search&doc=07NLR_LMS004358915&indx=1&recIds=07NLR_LMS004358915&recIdxs=0&elementId=0&renderMode=poppedOut&displayMode=full&frbrVersion=&dscnt=0&frbg=&scp.scps=scope%3A%2807NLR%29&tab=default_tab&dstmp=1439397487648&srt=rank&mode=Basic&&dum=true&vl%28freeText0%29=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B%20%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9%2C%20%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20&vid=07NLR_VU1

 

4. http://to-world-travel.ru/img/%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8F/629/629.10629.php

 

5. Фотографии старого Саратова. http://oldsaratov.ru/tags/arhitektor-ton-ka

 

6. Сайт библиотеки Конгресса США, http://www.loc.gov/pictures/collection/prok/item/prk2000000159/

 

7. а) Н.М.Македонская. Современное местоположение: с. Ковжа, Шекснинский р., Вологодская обл. (затоплено в 1964 г.)
Историческое местоположение: Череповецкий уезд, Новгородская губерния. http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=1003; б) форум сайта "Храмы России", http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=12846#p12846 (сообщение гостя от 6 ноября 2010 г.) и дальнейшая дискуссия, периодически возобновлявшаяся 

 

 

Первая редакция 18 августа 2015 г.

Обновление 23 января 2016 г.

 

 

 

Оглавление

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.