ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Литература

 

Главная страница

 

 

МЕЖДУ ПЕСОЧНОЙ УЛИЦЕЙ (ул. Профессора Попова)

И АПТЕКАРСКИМ ПРОСПЕКТОМ

 

 

 

На этой странице рассматривается небольшой район в восточной части Аптекарского острова, к северу от Ботанического сада - Инструментальная улица и проходящий параллельно ей отрезок Аптекарской набережной. Мы рассмотрим здесь не все здания, а только то, что интересно с точки зрения архитектурны или истории.

 

 

Церковь Преображения Господня

Инструментальная ул., 3А

 

Здесь я отчасти использую свою статью, опубликованную в 2009 г. на сайте http://sobory.ru/article/?object=11642, и некоторые помещенные мною там же фотографии.

 

 

Инструментальная улица. Вид на север, от ул. Профессора Попова.

Впереди Спасо-Преображенская церковь

1 января 2016 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

 

В советское время, начиная с конца 1920-х гг. в Москве, Ленинграде и многих других русских городах и селах были уничтожены по идеологическим причинам многочисленные храмы, построенные по проектам прославленного архитектора К.А.Тона - одного из первых двух (наряду с А.П.Брюлловым) последовательных представителей нового стиля - эклектики, лидера "русско-византийского стиля". Апофеозом этого погрома был взрыв знаменитого храма Христа Спасителя в Москве в 1931 г. (Светские постройки Тона не уничтожались, но они большей частью значительно слабее по архитектуре, чем храмы, и и к тому же, как правило, не принадлежат "русско-византийскому стилю".) Одновременно советские искусствоведы подвергали уже не существующие более храмы Тона уничтожающей критике. Творчество одного из наиболее значительных русских архитекторов оказалось вычеркнуто из истории русской культуры.

В Ленинграде и окрестностях (Петергофе, Пушкине) были снесены все храмы Тона, кроме одного, который все-таки чудом уцелел - это Спасо-Преображенская церковь на Аптекарском острове. Правда, она очень сильно искажена - но все же это единственная уцелевшая петербургская церковь К.А.Тона.

Следует заметить, что церковь связана с именем еще одного выдающегося деятеля русской культуры - знаменитого художника К.П.Брюллова. К настоящему времени (начало 2015 г.) удалось найти под краской и расчистить одну из созданных им росписей (см. далее).

 

 

До строительства новой церкви местные жители ходили в церковь, устроенную в 1808 г. в части дома на Большой Невке, у Ботанического сада (позже перестроенного в Министерскую дачу). Церковь была маленькая, тесная. В конце 1839 г. был утвержден проект новой церкви, разработанный К.А.Тоном. Строительство началось в 1840 г. и в основном было закончено в 1844 г. Но освящение было отложено из-за того, что курировавший строительство министр внутренних дел (позже министр уделов) Л.А.Перовский был не удовлетворен изображениями евангелистов на парусах, написанными академиком В.К.Сазоновым. Для выполнения этой работы был приглашен знаменитый художник К.П.Брюллов, который выполнил  росписи в июле 1845 г.; он же написал и две иконы для иконостаса. В сентябре 1845 г. храм был освящен.

В 1873 г. церковь перешла к Гренадерскому полку, казармы которого находятся неподалеку, на другом берегу Карповки (они рассмотрены в другом месте сайта).

В 1930 г. церковь была закрыта. Здание было передано Ленинградскому электротехническому институту (ЛЭТИ; ныне Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, СПБГТУ), в ней разместилась лаборатория электроакустики. При этом здание было сильно перестроено и внутри, и снаружи.

В годы Великой Отечественной войны в здании находился штаб Балтийского флота. Вокруг здания были возведены бетонные укрепления, к востоку от храма было построено бомбоубежище (сохранившееся до нашего времени). После войны укрепления были разобраны, в бывшей церкви вновь разместилась кафедра электроакустики и ультразвуковой техники.

В конце XX века было решено вернуть здание Православной церкви. К сожалению, исполнение этого решения затянулось из-за того, что не могли найти новые помещения для лаборатории. В 2006 г. помещения наконец, нашлись. С тех пор церковь вновь действует, и постепенно ведется ее реставрация (пока, правда, она еще далека от завершения - состояние на 2019 г.).

[7, выпуск шестой, с. 84 - 96; 8, том второй, №150; 300]

 

 

Прежде чем рассматривать церковь в современном состоянии, посмотрим ее старые изображения.

 

К.А.Тон опубликовал чертежи Спасо-Преображенской церкви в альбоме [301]. Есть два листа, один из которых я показываю здесь (второй лист, на котором изображен отдельно иконостас, мы рассмотрим дальше):

 

 

 

Это был бесстолпный храм с луковичным пятиглавием. К квадратному основному помещению примыкали с запада притвор, с востока алтарь.

 

Фрагмент того же листа альбома с изображением западного фасада:

 

 

 

 

Вот как выглядел этот фасад в жизни [302]:

 

 

 

"Он [храм] находится на вновь открытой площади, возвышенной насыпью на 4½ арш. против прежнего уровня; от него идут со склоном усаженные по сторонам деревьями улицы, называемые церковными, две со сквером между ними к востоку на набережную большой Невки, одна на юг в песочную улицу и одна на север к Аптекарскому проспекту; с западной стороны за железною решеткою раскинут обширный парк." [7, выпуск шестой, с. 88]

Снимок сделан, видимо, вскоре после закрытия церкви: дверь, кажется, заколочена, но здание еще не переделано.

 

На открытке (между 1900 и 1904 г.; [303а], воспроизводится по [303б]) изображен один из двух боковых фасадов; заметим, что на чертеже в альбоме изображения боковых фасадов нет:

 

 

 

Барельефы на фасадах выполнили Н.А.Рамазанов и М.Г.Крылов [8].

 

В храмовом творчестве Тона можно выделить два периода: первый - с 1830 г. до середины 1830-х гг., второй - с начала 1840-х гг. В первый период Тон использует преимущественно строгие мотивы русской архитектуры XV - начала XVI в. (к этому периоду (по времени проектирования) относится и знаменитый храм Христа Спасителя), а во второй - нарядные мотивы архитектуры XVII века (таковы были Благовещенская церковь на Благовещенской площади (пл. Труда) и прекрасная церковь св. Мирония на Обводном канале). Между этими двумя периодами был небольшой промежуток - конец 1830-х гг., когда Тон только начинал поиски новых форм. (См. также...). На мой взгляд, архитектура Спасо-Преображенской церкви носит именно такой промежуточный характер. Здесь уже много элементов архитектуры XVII века: и форма пятиглавия, и пояся ширинок, и пучки колонн на углах, и входы в виде двойных арок с гирьками. И все же это еще не совсем похоже на XVII век, это скорее вольная фантазия на тему Древней Руси.

Церковь невелика по размерам, но довольно монументальна (что вообще характерно для К.А.Тона), и вместе с тем есть в ней и своеобразное изящество. Это можно почувствовать и по старым фотографиям, и даже по церкви в ее нынешнем состоянии.

 

 

 

А теперь посмотрим на перестроенное здание. Сначала - несколько фотографий, сделанных до начала реставрации фасадов. Они относятся к началу XXI века, но фасады выглядели так же и в более раннее время - во всяком случае, в 1970-х гг.

Южный фасад:

 

 

3 января 2010 г. 30 апреля 2008 г.

 

Как видим, изменений много. Исчезло пятиглавие (осталась только нижняя часть барабана). Нет ширинок, завершавших фасад, зато появился фигурный "барочный" аттик. Нет бокового входа (так же, как и на противоположном, северном фасаде). Внутри здание разделено на три этажа (об этом еще будет речь дальше), соответственно, полностью изменилось расположение окон. Но что интересно - сохранен характер оформления окон второго яруса (у Тона это были как бы кусочки традиционного для древней Руси аркатурно-колончатого пояса).

Как это ни удивительно, сохраняются какие-то остатки былой красоты.

 

 

Западный фасад:

 

 

30 апреля 2008 г.

 

Здесь видны в основном такие же изменения. Но есть и еще одно, довольно странное. Архитектор, перестраивавший церковь, не удовлетворился пучками по три колонны на углах (в духе XVII века) и добавил еще две пары колонн - видна явная страсть к украшательству.

 

Кстати, обратим внимание на капители колонн:

 

 

3 января 2010 г.

 

Здесь явно сохранена отделка Тона: коринфский ордер, но не совсем чистый, с "византийским" оттенком.

 

 

 

Напротив церкви расположен административный и учебный корпус ЛЭТИ - СПБГЭТУ (Инструментальная ул., 2 - ул. Профессора Попова, 5):

 

 

1 января 2016 г.

 

Здание построено в 1956 г., арх. С.Б.Сперанский [304]. Сталинская архитектура. Откровенно говоря, довольно красивое здание.

В принципе, различные здания ЛЭТИ - СПБГЭТУ рассматриваются в разделе "Песочная улица (ул. Профессора Попова)" (где помещены и эти две фотографии). Но я все же показал фотографию именно этого корпуса здесь для того, чтобы было понятно то, о чем пойдет речь дальше.

В 1970 - 1980-х гг. возникла угроза гибели Спасо-Преображенской церкви - единственного сохранившегося храма К.А.Тона. Вот проектный рисунок (возможно, сделанный еще в 70-х годах), опубликованный в 1986 г. в журнале "Ленинградская панорама" [304]:

 

 

 

Подпись к рисунку: "Проектируемый учебно-лабораторный корпус на набережной Большой Невки (архитектор В.С.Маслов)". На месте церкви нарисован сквер!

Но уже наступали новые времена, и этот вандалистский проект, к счастью, не был осуществлен.

 

 

Теперь посмотрим, как выглядит церковь в начале 2016 года:

 

 

1 января 2016 г.

 

Все-таки реставрация фасада постепенно начинается. Восстанавливается пояс ширинок, венчающий объем храма.

 

 

Теперь скажем об интерьере.

Вновь обратимся к чертежу К.А.Тона, показанному выше. Вот отдельно фрагмент - разрез церкви:

 

 

 

 

На другом листе альбома [301] представлен чертеж иконостаса:

 

 

 

 

На разрезе изображен свод с обильным декором и овальные медальоны, в которых должны были появиться росписи с изображением евангелистов. Как уже сказано, эти росписи выполнил в 1845 г. знаменитый К.П.Брюллов. Вот что написано об этих росписях в [7]:

"Четыре иконы евангелистов в больших медальонах главного свода, писанные по штукатурке масляными красками, суть единственная в этом роде живописи работа К. Брюллова, подобной которой, по превосходному сочинению, выражению ликов, сочетанию красок и другим достоинствам, художники не находят. Несмотря на высоту свода, где написаны иконы, было несколько опытов снятия копий с них. Желательно, чтоб эта превосходная работа была тщательно воспроизведена в верной копии; без этого может быть большая потеря для искусства, когда время или сырость, своим разрушительным действием, коснутся этого высокого произведения."

Увы, копий нет...

 

Кроме того, К.П.Брюллов написал две иконы для иконостаса. В [7] о них написано следующее:

"Две местных в иконостасе иконы, написанные на холсте в древнем греческом стиле, представляют Спасителя и Божию Матерь с предвечным Младенцем, в древних царских венцах и одеяниях, сидящими на престолах. Эти иконы высоко ценятся знатоками искусства. С них постоянно снимаются художниками копии, и уже весьма много снято их для разных церквей."

К сожалению, мне неизвестна судьба оригиналов, и копий я тоже не видел.

Относительно других икон в иконостасе указания [7] и [8] различаются. В [8] сказано: "остальные [иконы] исполнил акад. В.К.Сазонов". В [7] говорится другое: "св. иконы писаны разными художниками, и частию оригинальные, частию же копии с оригиналов знаменитых художников".

 

 

В советское время храм был разделен на три этажа. На третьем этаже сохранился свод с затейливой лепной отделкой.

Я много раз бывал в этом помещении в первой половине 70-х годов, когда учился в ЛЭТИ. К сожалению, тогда я не сфотографировал свод. Придется воспользоваться чужой фотографией. Фотография лучшего качества, которую мне удалось найти в интернете, выставлена в социальной сети "Вконтакте" в 2008 году [305а]:

 

 

 

Вокруг круглого проема в центре, выходившего раньше в центральный, световой барабан, видны края овальных медальонов - тех самых, где были росписи К.П.Брюллова.

В 70-х годах я уже знал об истории церкви и о росписях Брюллова - и думал: а вдруг эти росписи сохраняются под краской.

И в конце концов так и оказалось. В 2014 г. была обнаружена и одна из росписей - евангелист Марк [306]. И опять: лучшее изображение, которое я нашел, - в той же группе "Вконтакте" [305б]:

 

 

 

Другие три росписи, видимо, все же погибли. Известны только эскизы Брюллова.

 

 

 

 

Рассмотрим некоторые другие сооружения в восточной части Аптекарского острова.

С давних пор - по меньшей мере, с начала XIX века - в этом районе были здания, принадлежавшие министерству внутренних дел. (Напомню, что прежняя Спасо-Преображенская церковь, освященная в 1808 г., располагалась в одном доме с архивом этого министерства.)

До нашего времени сохранились два здания, принадлежавшие министерству внутренних дел - бывший жилой дом и архив. Оба здания построены в 1899 - 1901 гг. по проектам Р.Р.Марфельда [1].

Архив расположен во дворе, на территории СПБГЭТУ (ул. Профессора Попова, 5):

 

 

19 июля 2016 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Здание в "кирпичном стиле" - пожалуй, по-своему даже красивое, но все же с сильным налетом казенщины. Любопытно, что здание имеет крестообразную в плане форму, которая характерна для зданий другого типа (тоже находящихся в ведомстве министерства внутренних дел) - тюрем.

Здание по-прежнему используется как архив, только поменяло хозяев - теперь это архив ЛЭТИ - СПБГЭТУ. В обиходе архив называют "Кресты" (так же, как известную петербургскую тюрьму).

 

Второе здание, принадлежавшее министерству внутренних дел - бывший жилой дом, расположенный на Инструментальной улице, 4.

Красиво, эффектно выглядит первоначальный проект здания, составленный Р.Р.Марфельдом. Этот неосуществленный проект помещен в 1901 г. в журнале "Строитель" [488] со следующим комментарием:

 

"VII. Дом для служащих М-ва Вн. Дел на Аптекарском острове, в С.-Пб-ге

Вблизи ботанического сада, на Аптекарском острове, находится довольно значительный участок, принадлежащий Министерству Внутренних Дел. На этом участке с давних пор построена деревянная дача министра со службами и большое каменное здание архива министерства. Года три тому назад это последнее здание решено передать в ведение Главного Управления почт и телеграфов, которое и возводит в связи с ним новый дом Электротехнического института. Одновременно с тем неподалеку построено новое здание Архива по проекту арх. Марфельда. Таким образом, довольно пустынная местность этой части острова украсилась уже двумя прекрасными сооружениями.

Остающееся затем довольно большое место предполагалось использовать под постройку дома для служащих Министерства. Составление проекта было поручено арх. Р. Р. Марфельду, который, желая сохранить живописный ансамбль новых построек Министерства, задумал это здание в характере замковой архитектуры.

Предварительные эскизы г. Марфельда были одобрены; однако изменившиеся обстоятельства заставили отложить дело на неопределенное время с тем, чтобы и в будущем осуществить его в самых скромных размерах. С тех пор прошло около двух лет, и наш талантливый товарищ не возвращался более к этому проекту; часть эскизных чертежей затерялась, и в настоящее время, желая познакомить наших читателей с этой грандиозной композицией, мы могли получить от автора только фасады

Мы уверены, однако, что этот, хотя и не полный этюд заслуживает внимания и доставит удовольствие читателям "Строителя".

 

Чертежи Р.Р.Марфельда - фасад по Инструментальной улице; левый боковой фасад; задний фасад и разрез бокового крыла [488] (воспроизводятся по [131, том IV, отдел 4, с. 52,53):

 

 

 

Увы, этот "замок" не был возведен. Марфельд был вынужден сделать другой, экономный проект, по которому и построен существующий дом - совершенно заурядное, казенное здание в "кирпичном стиле":

 

 

1 января 2016 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Теперь это здание используется как учебный корпус ЛЭТИ - СПБГЭТУ.

 

 

Совсем недалеко отсюда, на берегу Большой Невки (на Аптекарской набережной) находилась дача, в которой в 1906 г. жил выдающийся государственный деятель П.А.Столыпин, занимавший два поста в правительстве - министра внутренних дел и председателя совета министров. Здесь 12/25 августа 1906 г. был совершен чудовищный террористический акт с многими человеческими жертвами, организованный партией эсеров-максималистов. Вот как он описывается в [307]:

"12 августа было совершено покушение на председателя Совета Министров: на его дачу на Аптекарском острове явилось двое неизвестных в жандармской форме, бросивших бомбы огромной силы. 27 человек, находившихся в приемной, было убито на месте (в том числе и сами террористы); 32 было ранено (6 умерло от ран на следующий день). Обрушилась стена дома с балконом, на котором находилась 14-летняя дочь Столыпина и его трехлетний сын с няней; они были тяжело ранены обломками камней. Сам Столыпин остался невредим."

Широко известны фотографии дачи после взрыва. Одна из них помещена в [307] (из-за очень плохого качества печати я воспроизвожу эту фотографию по другому источнику, найденному в интернете (ссылка на него теперь не работает):

 

 

 

 

 В 1907 - 1908 гг. на месте трагедии был установлен памятник (по некоторым данным, по инициативе самого П.А.Столыпина). Автор проекта - Р.Р.Марфельд.

Как это ни поразительно, но памятник уцелел в советское время. Этому помогло то обстоятельство, что он оказался за глухим забором предприятия и мало кто знал о его существовании. (В первой половине 70-х годов я постоянно бывал в этом районе, но ничего не знал о памятнике!)

На рубеже 1980-х и 1990-х гг. памятник был открыт для всеобщего обозрения. (Насколько я помню, сначала перенесли забор дальше от набережной, а потом вообще убрали оттуда предприятие.) В 1991 г. воссозданы доски на памятнике. Вот его современные фотографии:

 

 

1 января 2016 г.

 

 

30 апреля 2008 г.

 

 

 

  

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.