ФОТОПРОГУЛКИ

 

СТАРАЯ ЛАДОГА

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15

Приложение

 

Предыдущая      

 

Литература

 

Главная страница

 

Абрамовщина

 

В двух километрах к северо-западу от Старой Ладоги, в лесу находится урочище Абрамовщина - место уединенных молитв игуменьи Успенского монастыря Евпраксии.

О том, как пройти из Старой Ладоги на Абрамовщину, рассказывается в приложении на отдельной странице (представлены карта, описание пути и фотографии). Здесь мы на этом вопросе не останавливаемся.

История Абрамовщины известна, по меньшей мере с XVII века [21]. В 1671 г. воеводой в Старую Ладогу был назначен Василий Смонович Желтухин. В 1688 г. он вместе с сыном Михаилом поставил в Абрамовщине поклонный крест. Этот крест сохранялся и в начале XX века. На кресте была надпись: "ПОСТАВЛЕН СИЙ СВЯТЫЙ И ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ПОВЕЛЕНИЕМ РАБА БОЖИЯ ВАСИЛИЯ СИМАНОВИЧА И СЫНА ЕГО МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ЖЕЛТУХИНЫХ ЛЕТА 7196 [т.е. 1688]ГО ГОДУ АВГУСТА В 5 ДЕНЬ" (цитируется по [21].)

Здесь мы видим старую фотографию этого поклонного креста, укрытого более поздней сенью [19]:

 

 

 

К сожалению, собственно крест виден на этой фотографии плохо и к тому же повернут к нам обратной стороной. Но, насколько мне известно, есть другая фотография, на которой он виден хорошо, сделанная археологом Н.И.Репниковым в 1911 - 1912 г. [21].

 

А вот фотография начала XX века, на которой виден пригорок со стоящей вдали наверху сенью с крестом [18]:

 

 

 

 

В XVIII веке Абрамовщина по-прежнему оставалась владением Желтухиных. У этой семьи установились очень хорошие отношения с Евпраксией - игуменьей Успенского монастыря с 1779 года. В житии схиигумении Евпраксии [18]  говорится о том, что помещица Желтухина пожертвовала деньги на окончание строительства колокольни (подробнее см. здесь).

Далее я приведу цитаты из жития Евпраксии [18] (приходится делать сокращения, иначе текст был бы слишком длинным):

"Семейство Желтухиных издавна отличалось благочестием. Один из Желтухиных, престарелый и разбитый параличом, ища удовлетворения душевному побуждению к уединенной молитве и богомыслию, любил часто удаляться из своей усадьбы, в четырех верстах от Успенского монастыря, на высокий пригорок, в глубине густого леса за усадьбой, куда велел себя приносить в креслах. Этот пригорок и лес, который ныне уже обратился в небольшой прилесок, - были, как бы самим Провидением освящены в святилище молитвы, и составляют сокровенную святыню Успенской обители. В первые годы своего настоятельства Евпраксия, скорбя об утрате прежней беззаботности и о недостатке безмолвия, прибегла с горячим молением сердца к Богу, чтобы Он даровал ей возможность к  исполнению молитвенного подвига, и была утешена таинственным гласом, указавшим ей тихое убежище в Абрамовском лесу, принадлежащем усадьбе Желтухиных. С того времени она избрала уединенный пригорок, в чаще леса, местом молитвенного своего безмолвия и отправлялась туда чрез мхи и болота, троекратно по постным дням седмицы (исключая св. четыредесятницы, когда Евпраксия заключалась в келье, и от службы до службы читала стоя св. Евангелие) после ранней обедни в монастыре, который поручала до позднего вечера попечению казначея. Там, чрез несколько времени, она приказала срубить из бревен небольшую часовню, под высокой сосной, и, своими руками ископав колодезь у самой подошвы пригорка, водрузила над ним большой деревянный крест. Колодезь этот служил как бы преддверием к избранному ею месту для ее высокого подвига: от него была проторена ею стезя к часовенке, вверх по пригорку, составляющему пред нею природную круглую площадку, среди которой всегда становилась подвижница совершать свое молитвенное правило."

 

"Однажды сильная буря с быстротою пронеслась над святою обителью и окрестностями и свергла с церкви Успения главу с крестом, не причинив впрочем особенного вреда в монастыре, - и Евпраксии было повелено особым гласом или откровением, - упавший, тяжелый крест, обделанный по дереву железом, снести на Абрамовщину. Подвижница немедленно повиновалась, и водрузила крест на большом суке сосны, так что утвержденный крепко в суке, он и поныне осеняет кровлю часовенки.

С той поры Евпраксия всегда имела с собой маленькую лесенку, по которой поднималась к кресту, вешала пред ним фонарь с зажженной свечей, и совершала особое ему коленопреклонение."

Если не ошибаюсь, часовня и колодец находились вблизи старого поклонного креста.

 

 

Вот еще две фотографии начала XX века [18].

Часовня Евпраксии:

 

 

 

Рядом с часовней виден крест, укрепленный на суку, а к самой часовне приставлена ведущая к нему лесенка.

 

Колодец Евпраксии:

 

 

 

Над колодцем - большой деревянный крест, водруженный Евпраксией. В житии [18] описаны различные случаи исцеления водой из этого колодца - и при жизни Евпраксии, и спустя много лет после ее смерти.

 

 

В советское время это святое место, конечно, было разорено. Разобрана часовня, исчезли все кресты (в том числе и поклонный крест 1688 года - ценный памятник прикладного искусства XVII века). Дольше всего сохранялся колодец, местные жители считали его воду целебной. Но в 1980-х годах при проведении мелиоративных работ на него была брошена бетонная труба, и источник заглох.

 

В 2003 г., еще до официального открытия Успенского монастыря его сестры расчистили источник Евпраксии и нашли старый сруб колодца. 27 сентября, в день Воздвижения Креста Господня состоялся первый после долгого перерыва крестный ход к колодцу Евпраксии (с тех пор он проводится ежегодно в этот день). А в январе 2004 г. источник ожил.

 

К настоящему времени (2014 г.) воссозданы колодец, крест над ним и лестница, ведущая на пригорок, к кресту. Часовня пока не восстановлена: неизвестно, где точно она стояла, и сначала предстоит найти ее фундамент. В 2013 г. был сделан поклонный крест в память о кресте, стоявшем на Абрамовщине, но установлен он не здесь, а в Успенском монастыре.

 

(См. [18].)

 

 

 

А теперь посмотрим современные фотографии.

 

Воссозданная композиция: колодец, крест и лестница:

 

 

13 августа 2014 г.

 

 

У колодца сделана не дверца на петлях, а щит, который просто снимается за ручку (щит очень легкий, и снять его не составляет труда).

Внутренний вид колодца:

 

 

13 августа 2014 г.

 

На полочке стоят иконы и крест. Здесь же маленькое пластмассовое ведерко, привязанное за веревочку; забросить его в колодец и достать воду хватит сил и у маленького ребенка. (Ведерко - у правого края фотографии, я его поставил туда, чтобы снять всё целиком.)

Конечно, я попил этой воды. Мне она показалась необыкновенно вкусной.

 

 

Примечание 2016 г. Теперь колодец облицован ДСП, что, по-моему, портит его вид:

 

 

25 июля 2016 г.

 

В день моего посещения Абрамовщины стояло не пластмассовое, а металлическое ведро, и икон было гораздо меньше. Впрочем, эти подробности могут изменяться очень часто.

 

 

 

Слева от колодца к стволу дерева прислонена приставная лесенка - очевидно, в память о лесенке, которая вела к кресту, стоящему на суку:

 

 

13 августа 2014 г.

 

Примечание 2016 г. На этот раз приставной лестницы не было.

 

 

Перед колодцем устроена купальня, а рядом с ней - раздевалка в виде сени с крестом (не знаю, было ли здесь раньше что-то подобное):

 

 

13 августа 2014 г.

 

 

Примечание 2016 г. Теперь рядом с раздевалкой стоит стенд с информацией об истории Абрамовщины.

 

 

Вид на крест:

 

 

13 августа 2014 г.

 

 

Крест вблизи:

 

 

13 августа 2014 г.

 

 

Поднявшись к кресту по лестнице, мы увидим наверху красивую лесную поляну. Виды влево вперед, прямо и направо (снимки не продолжают друг друга):

 

 

13 августа 2014 г.

 

На краю сосновой рощи (см. правую фотографию) я увидел навес со скамеечками и местом для костра:

 

 

  

13 августа 2014 г.

 

Спасибо добрым людям, устроившим навес для путников! Я воспользовался им и поел здесь, прежде чем отправиться в обратный путь.

 

Примечание 2016 г. На этот раз навеса не было. Зато скамейки сделаны более основательно.

 

 

 

И еще пара фотографий.

Вид на крест с поляны:

 

 

13 августа 2014 г.

 

 

На обратном пути - выход из леса:

 

 

13 августа 2014 г.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15

Приложение

 

Предыдущая      

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.