ФОТОПРОГУЛКИ

 

ПЕТЕРГОФ

У ОРАНИЕНБАУМСКОГО СПУСКА

 

 

 

 

Оглавление

 

Страница 1  2  3

Литература

 

Главная страница

 

 

Проезд из Санкт-Петербурга: от станции метро "Автово" на автобусе 200 или на маршрутном такси, едущем в Ломоносов (Ораниенбаум). Остановка Ораниенбаумский спуск.

 

Сразу предупреждаю: здесь очень мало сохранившихся достопримечательностей. Возможно, есть смысл объединить прогулку по этому району с прогулкой по Бобыльску (поселку Просвещение).

 

 

Планы местности, которая рассмотрена в данном разделе.

Фрагмент плана Петергофа 1909 г. [17]:

 

 

 

 

Фрагмент карты "Яндекса":

 

 

 

 

Вдоль южного берега Финского залива тянется естественная терраса с существенным перепадом высот. Дорога из Санкт-Петербурга в Петергоф

проходит наверху: Петергофское шоссе, затем Санкт-Петербургское шоссе, далее в пределах Петергофа - Санкт-Петербургский проспект (до Разводной улицы) и Кадетская улица, которая оканчивалась у Фабричной канавки, к востоку от Большой слободы (в советское время Санкт-Петербургский проспект и Кадетская улица были объединены под новым названием - Красный проспект, а в настоящее время эта объединенная улица называется Санкт-Петербургским проспектом). Большая слобода погибла в результате боев 1941 - 1944 гг., и после войны Красный (ныне Санкт-Петербургский) проспект был продлен по территории бывшей слободы прямо до Ораниенбаумского спуска.

Ораниенбаумский спуск - то место, где проезжая дорога плавно спускается вниз. От Ораниенбаумского спуска начинается дорога в Ораниенбаум (ныне Ломоносов), проходящая внизу, под террасой - Ораниенбаумское шоссе.

В конце XIX в. улица, включающая в себя Ораниенбаумский спуск, получила название Рубинштейнской улицы, в честь знаменитого пианиста и композитора, имевшего дачу у Ораниенбаумского спуска, почетного гражданина Петергофа (см. далее). В советское время это название исчезло.

Современный вид Ораниенбаумского спуска:

 

 

15 октября 2018 г.

 

Собственно Ораниенбаумский спуск - слева. Впереди начало Ораниенбаумского шоссе, а снимок сделан с Нижней дороги, идущей в том же направлении. С нее мы и начнем знакомство с данной местностью.

Данный отрезок Нижней дороги начинается западнее Нижнего парка. В 1849 г. у начала дороги была построена Купеческая пристань. И именно по Нижней дороге ехали в город Петергоф те, кто приезжал водным путем из Петербурга.

Однако в первые годы XX в. пароходное сообщение между Петербургом и Петергофом прекратилось (к тому времени уже существовала железная дорога), и значение Нижней дороги упало. Впрочем, и в это время ее роль была, очевидно, довольно значительна благодаря расположенным на ней дачам. Кроме того, здесь же, на берегу залива расположено Троицкое кладбище.

Как это ни печально, район Нижней дороги очень сильно пострадал во время Великой Отечественной Войны. Так же, как и расположенная сверху Большая слобода и примыкающий к ней с юга Английский парк, эта территория оказалась на линии фронта (на востоке были немецкие войска, а на западе Ораниенбаумский плацдарм) и в течение 1941 - 1944 гг. обстреливалась с обеих сторон.

Этого мало. К военным разрушениям добавились вандалистские переделки 1960 - начала 1970-х гг., окончательно доконавшие эту местность: строительство очистных сооружений, разорение кладбища.

В настоящее время (2018 г.) здесь нет ни одной сохранившейся достопримечательности. Но, возможно, есть все же смысл пройти туда и обратно по Нижней дороге и посмотреть, что где было.

Нижняя дорога в наши дни, вид от начала Ораниенбаумского шоссе:

 

 

23 октября 2018 г.

 

Справа виден склон террасы. Наверху, над склоном на двух соседних участках стояли две дачи замечательные по архитектуре и истории. Местоположение дач на фрагменте плана Петергофа 1909 г. [17]:

 

 

 

Дача, стоявшая западнее (ближе к Ораниенбаумскому спуску; на плане обозначена буквой V  - "дачи разных владельцев"), представляла большой интерес не только с точки зрения архитектуры.

Здание было построено в середине XIX в. для жены генерал-лейтенанта Крыжановского. В литературе имя архитектора этого здания не называют. Между тем имеется копия проектного чертежа, на которой указана фамилия архитектора (Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, инв. №А-18255 [15]):

 

 

 

Справа внизу написано: "Арх. Вальпреде". Таким образом, автор проекта - И.О.Вальпреде. В Петербурге этот архитектор малоизвестен; он оставил значительный след в архитектуре Новочеркасска, где работал с 1847 г.

 

В 1873 г. дачу купил знаменитый пианист и композитор А.Г.Рубинштейн, который затем много лет приезжал на отдых в Петерогоф [2]. В Петергофе он и умер в 1894 г.

Гравюры по фотографиям, опубликованные вскоре после смерти А.Г.Рубинштейна, в конце 1894 г. [20]:

 

 

 

Судя по помещенным выше планам, на первой фотографии изображен главный, южный фасад, обращенный к Знаменской улице, а на второй - противоположный, северный фасад, обращенный в сторону Нижней дороги.

 

Эти фотографии - иллюстрации к статье о Рубинштейне в журнале "Нива" [20]. Здесь можно прочитать всю статью целиком. Я же процитирую небольшой отрывок из статьи:

"Для своего кабинета А.Г.Рубинштейн избрал отдаленную от остального помещения дома "вышку", куда вела узкая, витая деревянная лестница. Вышка эта, восьмиугольная, помещается в башне и совершенно изолирована. Чтобы "не беспокоить" своей семьи музыкой, А. Г. Рубинштейн приказал под полом насыпать толстый слой опилок."

В журнале "Всемирная иллюстрация" [23] дано описание обстановки кабинета:

"[...] Рабочий кабинет помещается на башне виллы и представляет собою небольшую светлую комнату, обставленную очень просто, но удобно. Письменный стол, на тумбах, довольно стар, а цвет сукна его достаточно-таки выцвел; кабинетный рояль покрыт толстым слоем пыли; на нем лежат несколько тетрадей нот, поднесенных должно быть недавно покойному и принадлежащих молодым нашим композиторам. На стене, возле рояля, два портрета братьев композитора - музыканта Николая и доктора Якова Григорьевичей. На противоположной стене помещается бронзовая головка "Мефистофеля" работы М.М.Антокольского. Мягкий турецкий диванчик и несколько стульев дополняют убранство кабинета, в котором великий артист работал до последнего времени своей жизни."

Среди иллюстраций к статье - две фотографии внутреннего вида дачи А.Г.Рубинштейна. Похоже, что собственно кабинет изображен только на одной из них - первой из представленных здесь (с.425); на второй (с.424) - видимо, другое помещение в том же здании:

 

 

 

 

 

 

Дача представляла собой красивое произведение ранней эклектики. В оформлении фасадов были использованы мотивы готики, очень популярные в архитектуре того времени - и особенно распространенные именно в Петергофе. К сожалению, имя автора проекта не установлено.

 

Более поздняя фотография, датируемая 1920 - 1930-ми гг. (Государственный музей-заповедник "Петергоф", инв. №ПДМП 7055-фд [15]):

 

 

 

Дача изображена с той же стороны, что на первой представленной здесь фотографии. Сравнение двух фотографий, сделанных в разное время, показывает, что дача была несколько переделана. Когда именно это произошло, мне неизвестно.

 

 

Здание полностью разрушено в годы войны. Пройти туда, где оно стояло, затруднительно: эта территория огорожена. Вид с Нижней дороги примерно на то место, где стояла дача А.Г.Рубинштейна:

 

 

26 ноября 2018 г.

 

 

Пройдя небольшое расстояние по Нижней дороге, мы дойдем до того места, где она пересекает Троицкий ручей. Вид Нижней дороги от ручья:

 

 

26 ноября 2018 г.

 

Дорога ведет в район бывшей Купеческой пристани и дальше к Нижнему парку (вход в парк закрыт). У левого края фотографии вдали виден расположенный в Нижнем парке дворец Марли. На переднем плане мост через Троицкий ручей.

Вид с моста на Троицкий ручей вправо от дороги, вверх по течению:

 

 

26 ноября 2018 г.

 

Повернувшись еще немного вправо, мы увидим то место на краю склона, где была вторая дача:

 

 

26 ноября 2018 г.

 

Это была дача принца П.Г.Ольденбургского. (На плане Петергофа 1909 г. [17], фрагмент которого приведен выше, эта дача обозначена буквой "O" - не очень четко нарисованной.) Эта дача подробно рассмотрена на другой странице сайта. Здесь я повторю только основные сведения.

Первоначальный проект дачи составил в 1837 г. знаменитый архитектор В.П.Стасов. Строительство осуществил архитектор Л.Я.Тиблен, сушественно переработавший проект. Не исключено, что в середине 1850 - начале 1860-х гг. здание перестраивал архитектор Г.Х.Штегеман. (Подробности см. по ссылке.)

К сожалению, мне пока не удалось найти ни одной фотографии дачи, я ее знаю только по чертежам. Северный фасад, обращенный к Нижней дороге, выглядел так (Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, инв.№ А-17916 [15]):

 

 

 

(На другой странице сайта рассмотрен также сохранившийся флигель дачи на Знаменской ул., 29.)

 

Дача принца Ольденбургского погибла, скорее всего, во время Великой Отечественной войны. (Косвенное свидетельство - план Петергофа 1944 г. [18], на котором зафиксировано, очевидно, состояние на 1930-е гг.)

 

По другую сторону Нижней дороги от Троицкого ручья начинается и распространяется на запад территория фермы и парка при ней, принадлежавших также принцам Ольденбургским (см. фрагмент плана Петергофа 1909 г. [17], помещенный в начале страницы). Сейчас эта часть парка совершенно запущена.

Парк фермы принца Ольденбургского в целом рассмотрен на следующей странице. Здесь мы скажем только об одном интересном сооружении, находившемся, по всей видимости, здесь, рядом с Нижней дорогой. Это водокачка, построенная на рубеже XIX и XX в. по проекту архитектора П.М.Макарова в виде эффектного паркового сооружения. Вот ее старые фотографии - в журнале "Зодчий" [10д] и на открытке [16]:

 

 

 

Следует сказать, что часто полагают, что водокачка находилась где-то на берегу Финского залива. Однако если мы посмотрим на представленный здесь фрагмент плана Петергофа 1909 г. [17], то увидим приблизительно напротив дачи Рубинштейна сооружение, имеющее такой план, как показанный на листе из "Зодчего". Заметим, что и в схеме в [2, с. 432] показано именно такое положение водокачки. Могу предположить, что она была предназначена для подачи воды на дачу принца Ольденбургского, располагавшуюся наверху.

Из сопоставления планов видно, что на левой фотографии водокачка изображена со стороны парка, а на правой со стороны Нижней дороги (фотограф, снимавший водокачку для открытки, не заходил на частную территорию).

 

Замечу также, что рядом с Нижней дорогой уровень земли со стороны парка еще немного понижается, и дорога большей частью проходит по краю склона:

 

 

26 ноября 2018 г.

 

Сопоставив две фотографии, мы увидим, что на сделанной с Нижней дороги фотографии на открытке здание видно не от самого низа, оно немного утоплено вглубь. В свою очередь, на фотографии в журнале "Зодчий", сделанной с территории парка, на заднем плане видно небольшое повышение уровня земли. Это еще раз подтверждает правильность определения местоположения водокачки.

 

 

Когда именно исчезло это интересное сооружение, мне неизвестно. Видимо, его снесли еще до войны: на плане Петергофа 1944 г. [18] (фиксирующем, очевидно, состояние на 1930-е гг.), на этом месте уже не обозначено никаких построек.

 

 

В восточной части, расположенной у Нижней дороги, парк фермы принца Ольденбургского не доходил до берега залива: там, за ручьем находится Троицкое кладбище [3,6,7].

Подход к кладбищу из города осуществлялся по Кладбищенской улице, продолжающей Среднюю Морскую улицы в Большой слободе и проходящей за Троицким ручьем по восточной границе парка (см. план Петергофа 1909 г.) [17]. По левую сторону улицы, в имении принца Ольденбургского располагались оранжереи (см. [3]; на плане 1909 г. оранжереи обозначены буквой "P"; на плане 1944 г. (отражающем состояние на 1930-е гг.) рядом с ними написано "ор.") Вход на кладбище был с восточной стороны. При входе находилось деревянное здание богадельни (показано на обоих планах).

На кладбище было две церкви. Большей по размерам и главной была Троицкая церковь.Фотография 1877 г. (Музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А20684ф [15] и фотография из книги 1909 г. [6, с.21] (воспроизводится по [7, №172]):

 

 

 

 

Интерьер, фотографии из книги 1909 г. [6, с.22,24]:

 

 

 

Эта скромная церковь строилась с 1866 г. (арх. И.П.Маас) и была освящена в 1870 г. В 1877 - 1878 г. в церкви были дополнительно устроены два придела - Иосифа Песнописца (правый) и Николая Чудотворца (левый).

 

Вторая, меньшая по размерам - церковь праведного Лазаря, перестроенная из каменной часовни. Фотография 1930-х гг. [7, №173]:

 

 

 

Литературные данные об истории строительства этой церкви противоречивы. По данным [6], она была перестроена из часовни и освящена в 1852 г., а по данным [7], 1852 - это год постройки часовни, а перестройка ее в церковь выполнена в 1866 - 1867 гг. по проекту того же архитектора, который строил и Троицкую церковь - И.П.Мааса. В 1912 - 1913гг. пристроена колокольня, арх. В.И.Гофман [7].

После окончания строительства и освящения Троицкой церкви к ней была приписана церковь праведного Лазаря.

В [3, с. 172] сказано: "На кладбище две церкви; одна старая деревянная, другая каменная." Однако в [6,7] пишется о том, что обе церкви каменные и что каменной была и первоначальная часовня, перестроенная в церковь; и на фотографиях тоже видны каменные церкви. Очевидно фраза в [3] ошибочна.

 

Церковь праведного Лазаря была закрыта в 1939 г., а Троицкая церковь продолжала действовать до начала войны. В ходе боев 1941 - 1944 гг. обе церкви были разрушены.

 

К военным разрушениям добавилась еще одна беда - фактически разгром кладбища в конце 1960 - начале 1970-х гг. Насколько я помню, до этого кладбище содержалось в относительном порядке, но теперь многие надгробия были разрушены.

Это было не действиями каких-то вандалов-одиночек, а вандализмом, так сказать, на государственном уровне. Помню, в это время я прочитал в местной (а может быть, даже не в местной?) газете статью, в которой рассказывалось о планах устройства в Петергофе нового парка с аттракционами, который должен был оттянуть из Нижнего парка часть посетителей известного сорта. И этот парк собирались устроить на месте кладбища!

Тогда же с уничтожаемого кладбища перенесли на новые места два ценных захоронения вместе с надгробиями - петергофского садового мастера Петра Ивановича Эрлера (1793 - 1857) и писательницы Надежды Дмитриевны Хвощинской-Зайончковской (1824 - 1889) . С тех пор могила П.И.Эрлера находится в парке Александрия, рядом с Капеллой, а могила Н.Д.Хвощинской-Зайончковской - у входа на действующее кладбище не юге Старого Петергофа.

Развеселый проект устройства развлекательного парка на месте кладбища так и не был реализован. Но кладбище теперь находится в плачевном состоянии.

 

Теперь вход на кладбище расположен в западной части. От Ораниенбаумского спуска к кладбищу ведет дорожка, проходящая прямо по территории бывшего парка фермы принцев Ольденбургских. В конце дорожки находится деревянный мост через ручей:

 

 

15 октября 2018 г.

 

Честно говоря, я уже очень много лет не был на Троицком кладбище, и сейчас при подготовке данного раздела сайта, тоже не осматривал его.

Продолжение - на следующей странице.

 

 

Третья редакция 26 марта 2023 г.

 

 

 

 

Оглавление

 

Следующая

 

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.