ФОТОПРОГУЛКИ

 

ВВЕДЕНО-ОЯТСКИЙ МОНАСТЫРЬ

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4

Следующая

 

Главная страница

 

 

Женский Введено-Оятский монастырь расположен в Волховском районе Ленинградской области (бывшем Новоладожском уезде Санкт-Петербургской губернии), около реки Оять, менее чем в 10 км от впадения ее в Свирь.

 

Проезд из Санкт-Петербурга

1) С Московского или Ладожского вокзала до станции Волховстрой, а оттуда на электричке, идущей в направлении Лодейное Поле - Свирь, до станции Оять-Волхостроевский. Монастырь находится примерно в 500 м от станции, вперед по ходу движения поезда, слева от железной дороги.

2) По Мурманскому шоссе (трасса М18) около 185 км. Немного не доезжая села Доможирово, свернуть направо, проехать 4 км в поселок Оять. Перед железнодорожным переездом повернуть налево и проехать около 800 м.

 

 

Женским монастырь стал уже в наше время. Раньше он был мужским и назывался Введенским-Островским.

У Введенского-Островского монастыря давняя история. Точная дата его основания неизвестна, но он существовал уже в первой половине XV века. Его возникновение относят к рубежу XIV  и XV веков. Название монастыря, как полагают, связано с тем, что раньше в половодье вода разлившейся Ояти  окружала его со всех сторон, и он оказывался на острове.

Монастырь был расположен в глухой, малонаселенной местности. (Только в 1914 - 1916 гг. мимо монастыря прошла Олонецкая железная дорога, ставшая составной частью Мурманской железной дороги.)

Введенский-Островский монастырь оказался связан с именем одного из величайших православных святых - преподобного Александра Свирского (в миру Амос, 1448 - 1533). Он родился в селе Мандеры, находившемся напротив Введенского-Островского монастыря, на противоположном, правом берегу Ояти (теперь нежилая местность). В 19 лет он тайно ушел в Валаамский монастырь. Позже и его родители - Стефан и Васса (или Василиса) - тоже постриглись в монахи под именами Сергий и Варвара. Сергий стал монахом Введено-Островского монастыря, а Варвара, видимо, выполняла послушание в том же монастыре (в то время в мужском монастыре могли жить в отдельных кельях и монахини; в 1503 году это было запрещено решением Московского Собора).

Сергий и Варвара были похоронены во Введенском-Островском монастыре. Их могилы всегда были особо почитаемы, хотя они и не были причислены к лику святых (их прославление произошло только в 2000 г.).

До начала XIX века все постройки монастыря были деревянными. В монастыре были два деревянных храма - холодный Введенский и теплый Богоявленский.

Первым каменным зданием монастыря стала Введенская церковь, построенная в 1814 - 1817 гг. [1]. Затем в 1820 - 1850-х гг. построены каменные корпуса, колокольня и ограда.

Последним крупным зданием во Введенском-Островском монастыре стал Богоявленский собор, построенный на месте прежней деревянной церкви в 1908 - 1910 гг.

Монастырь был закрыт в 1919 г. Но его храмы действовали до начала 1930-х гг. К этому времени относится подвижническая деятельность иеромонаха Николая (Евгения Арсентьевича Сергиевского), пользовавшегося большим авторитетом у местных жителей. В 1931 г. он был арестован и сослан в Котлас, но данных о его прибытии в Котлас нет.

В 1932 г. обе монастырские церкви были закрыты. Во Введенском храме устроили клуб, а Богоявленский был снесен. В монастыре расположилась центральная усадьба совхоза "Ильич", просуществовавшего до начала 90-х годов. В монастырских корпусах и даже в колокольне были устроены квартиры. В 70-х годах ураганом снесло обветшавший шатер колокольни.

В 80-х годах по другую сторону железной дороги был построен новый поселок Рассвет, в который переселилась большая часть жильцов.

В 1991 г. разрушенный монастырский комплекс был передан петербургскому Троицкому собору для ведения подсобного хозяйства. А в 1993 г. монастырь вновь был открыт - теперь как женский, под названием Введено-Оятский.

К настоящему времени Введенская церковь и все монастырские корпуса восстановлены. На месте снесенного Богоявленского собора построена новая часовня свв. Сергия и Варвары над могилами родителей св. Александра Свирского. Теперь уже, кажется, ничто не напоминает о былом запустении.

 

 

В принципе, главным входом в монастырь были западные ворота, проходящие под колокольней. Однако в наше время фактически главным входом стали ворота  в южной стене, поскольку именно с юга, от железнодорожной станции обычно и приходят люди в монастырь.

Общий вид монастыря с юга:

 

 

22 августа 2011 г.

 

Слева в глубине возвышается колокольня. Правее юго-западный корпус, а за ним виднеются башенка и купола Введенской церкви. Далее вправо - невзрачная монастырская стена с воротами, ставшими главным входом в монастырь, еще правее - юго-восточный корпус.

 

 

Юго-западный корпус и колокольня крупным планом:

 

 

22 августа 2011 г.

 

 

Вид внутрь монастыря от южных ворот:

 

 

17 августа 2013 г.

 

 

Пройдя несколько шагов, мы увидим слева Введенскую церковь во всей красе:

 

 

17 августа 2013 г.

 

На заднем плане - отдельно стоящая колокольня. Слева павильон над колодцем, а за ним западный корпус.

 

 

Как уже сказано, церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы - первое каменное здание монастыря. Храм построен в 1814 - 1817 гг. [1]. По стилю это произведение барокко - очень запоздалое и в то же время весьма изящное.

 

Посмотрим на Введенскую церковь с разных сторон:

 

 

22 августа 2011 г. 17 августа 2013 г. 22 августа 2011 г.

 

 

К северу от Введенской церкви стоял собор Богоявления Господня. Старая фотография (переснята со стенда с информацией на южной стене монастыря 22 августа 2011 г.):

 

 

 

Храм был построен в 1908 - 1910 гг. на месте деревянной церкви XVIII века. Автор проекта - А.П.Аплаксин, талантливый петербургский архитектор, построивший в начале XX века весьма много храмов, большей частью в "неорусском стиле" (национальное направление стиля модерн). Остается очень пожалеть, что этот красивый храм, игравший существенную роль в облике монастыря, уничтожен в 1932 году.

 

 

В Богоявленском соборе (так же, как и в предшествовавшей деревянной церкви) хранилась почитаемая святыня - могилы Сергия и Варвары, родителей св. Александра Свирского. Видимо, для того, чтобы уничтожить следы могил, собор был разобран не только до основания, но и на один метр вглубь земли.

В 2000 г. Сергий и Варвара были причислены к лику святых. А в 2003 г. было найдено место их могил. Это оказалось возможно благодаря выполненным Аплаксиным чертежам собора и схемы всего монастыря с указанием могил. Над найденными могилами были установлены гробницы из карельского гранита. В 2004 - 2006 гг. на собранные "всем миром" средства над могилами была построена часовня свв. Сергия и Варвары. Вид часовни с юго-запада (слева вход в часовню):

 

 

22 августа 2011 г.

 

 

Вид с юго-востока:

 

 

17 августа 2013 г.

 

На мой взгляд, часовня получилась красивой и хорошо вошла в ансамбль монастыря, ее облик вполне достоин хранящейся в ней святыни.

 

 

К северо-востоку от часовни свв. Сергия и Варвары в 2006 г. поставлен памятный знак, посвященный истории Введенского-Островского монастыря:

 

 

22 августа 2011 г.

 

В мраморной памятной книге перечислены все имена братии Введенского-Островского монастыря в XV - XX вв., обнаруженные в архивах и других письменных источниках.

 

 

Колокольня, расположенная в западной стене Введено-Оятского монастыря:

 

 

17 августа 2013 г.

 

Колокольня построена в 1857 - 1859 гг., она играет существенную роль в облике монастыря. См. также фотографии в начале данной страницы и на других страницах (1  2).

 

 

Продолжение на следующей странице.

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4

Следующая

 

Главная страница

 

 

 

 

 

© Прохоров С.О.