ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ТРОИЦКИЙ СОБОР ИЗМАЙЛОВСКОГО ПОЛКА

 

Оглавление

 

1. Собор Святой Живоначальной Троицы

2. Памятник Славы. Часовня

3. Окружение собора

4. Виды Фонтанки

 

Приложение

Литература

 

Главная страница

 

 

Собор Святой Живоначальной Троицы

 

Троицкий собор расположен на углу Измайловского и Троицкого проспектов (в советское время - пр. Красных командиров (до 1944 г.) и пр. Москвиной). Это один из самых больших и самых величественных храмов Санкт-Петербурга.

Вот его изображение на старинной открытке:

 

 

 

Год издания на открытке не указан. Снимок сделан между 1886 и 1901 г. (В 1886 г. был установлен памятник Славы. В 1901 г. началось строительство дома к северу от собора, его еще нет на заднем плане справа.)

 

Измайловский полк - один из старейших полков Императорской гвардии. Он был основан Анной Иоанновной в 1730 г. в Москве и получил название по селу Измайлову - месту пребывания императрицы в то время. В 1731 г. первые два батальона, а в 1734 г. - и третий батальон были переведены в Санкт-Петербург. Сначала они были расположены постоем в обывательских домах на Адмиралтейском и Петербургском островах.

В 1737 г., в ходе масштабных градостроительных работ Комиссия о Санкт-Петербургской строении определила место для пребывания Измайловского полка - за Фонтанкой, напротив Вознесенского проспекта. Строительство деревянных домов для полка было осуществлено только в 1743 г., в царствование Елизаветы.

В 1740 г. было выбрано место для постройки полковой церкви [1]. Но построена она была только в 1754 - 1756 гг. Это была деревянная церковь во имя Святой Троицы.

Фото (1936 г.) с фиксационного чертежа 1827 г., подписанного В.П.Стасовым (научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, НИМ РАХ КП-326/52. Ф-4628 [11]):

 

 

 

(Обрезана рамка. Оригинал )

Церковь была пятиглавой. Она имела в плане форму равноконечного креста, на ветвях которого были установлены боковые купола. Такая композиция (напоминающая украинские храмы) была унаследована и в ныне существующем каменном соборе. Классические портики при входах, несомненно, появились позже, в эпоху классицизма.

(Копия с этого чертежа (не очень точная) помещена в [7, II выпуск, с. 108].)

 

О роли церкви в облике окружающей местности можно получить представление по гравюре по рисунку М.-Ф.Дамам-Демартре "Вид на Измайловский мост через Фонтанку и на казармы" (начало XIX в.; Русский музей):

 

 

 

Справа на заднем плане видны купола Троицкой церкви. (Подробнее об этом изображении и его прообразе - рисунке Л.Руска - см. в разделе "Фонтанка".)

 

Со временем деревянная церковь обветшала, Кроме того, очень большой ущерб нанесло ей катастрофическое наводнение 7/19 ноября 1824 года. После этого было решено не восстанавливать деревянную церковь, а построить на ее месте каменный храм. 2/14 октября 1827 г. Николай I (который был шефом Измайловского полка еще будучи великим князем и остался им и по вступлении на престол) повелел строить новую каменную церковь. Главным архитектором был назначен В.П.Стасов, проект которого был утвержден 22 ноября/4 декабря 1827 г.

Строительство не во всем шло гладко. Дважды оно наталкивалось на существенные технические трудности.

В 1829 г. дали трещины колонны центрального барабана. Положение было исправлено довольно быстро. Но когда строительство уже подходило к концу, произошла еще одна авария: в ночь на 23 февраля/7 марта 1834 г. во время урагана были разрушены металлические конструкции центрального купола (спроектированные инженером М.Е.Кларком).

Составление проекта нового купола было поручено инженеру П.П.Базену. Он представил два варианта проекта - с металлическими конструкциями и с деревянными. Комиссия, рассматривавшая проекты, приняла второй вариант, который и был осуществлен. (Спустя много лет, в начале XXI века это решение отозвалось новым несчастьем, о чем сказано далее.)

Важную роль в облике собора играет окраска его куполов. Первоначально Стасов предполагал покрасить купола в зеленый цвет. Но Николай I приказал: "...чтобы все купола вместо зеленой краски были выкрашены голубою краскою с золотыми звездами, как в Москве на Архангельском, а в Твери на Тверском соборе". (Цитируется по [2].) Стены выкрашены сплошь в белый цвет.

На мой взгляд, такое решение было очень удачным. В облике Троицкого собора европейские формы архитектуры ампира сочетаются с традиционной национальной окраской, и уже это одно придает храму своеобразие.

Троицкий собор был освящен 25 мая/6 июня 1835 г., накануне дня Святой Троицы.

 

В 1938 г. храм был закрыт. Он пострадал во время Великой Отечественной войны (в частности, был разрушен один из боковых куполов). В 1952 - 1953 гг. здание было отремонтировано. Но оно, конечно, по-прежнему не использовалось по назначению, внутри был устроен склад. Сколько я помню этот храм (а я жил в этом районе с детства), его белые стены всегда были грязными, местами почти черными, стекла во многих местах были выбиты. К тому же купола были выкрашены в черный цвет - вместо голубого с золотыми звездами. Но собор все равно был красив.

В середине 1960-х гг. был произведен косметический ремонт. Восстановлена голубая окраска куполов, но без звезд - и все-таки даже в таком виде собор стал выглядеть значительно лучше. Впрочем, стены вскоре опять загрязнились.

 

В 1990 г. здание было возвращено Русской Православной Церкви, вновь начались богослужения. Одновременно шла реставрация здания - и снаружи, и внутри.

 

К середине 2000-х гг. близилась к концу реставрация фасадов, заканчивалось восстановление куполов - и тут произошло несчастье.

Вечером 25 августа 2006 г. загорелись леса, окружавшие барабан центрального купола, и огонь перекинулся на деревянные конструкции купола. В это время в храме шла служба; к счастью, все - и прихожане, и священнослужители - смогли покинуть храм, жертв не было. Но здание было повреждено пожаром. Так неожиданно аукнулось решение о постройке купола из дерева, принятое в 1835 году.

Насколько мне известно, службы в Троицком соборе не прекращались ни на один день; в первые дни они проходили на улице, а потом - в северном приделе, который меньше пострадал от пожара.

Сразу же начались работы по консервации, а затем и по восстановлению купола. Они продолжались почти четыре года. Вот как выглядел Троицкий собор больше, чем через год после пожара:

 

 

5 ноября 2007 г.

 

В марте - начале апреля 2010 г., перед праздником Пасхи восстановление куполов было закончено. В мае того же года было завершено воссоздание центрального иконостаса. К настоящему времени (осень 2012 г.) восстановлены уже все три иконостаса собора. Работы по реставрации собора продолжаются.

 

Вот как выглядит Троицкий собор с восстановленными куполами:

 

 

19 мая 2010 г.

 

Храм, пожалуй, не идеален по архитектуре: слишком грузный, суховатый в деталях (честно говоря, я вообще недолюбливаю Стасова).  И все же он прекрасен своей мощью - не говоря уж о той исключительной роли, которую он играет в облике Фонтанки.

 

 

Снимок сделан с Измайловского проспекта, с восточной стороны. Здание строго центрическое, все четыре фасада выглядят одинаково, за исключением некоторых деталей. Поэтом я не вижу смысла в том, чтобы показывать его фотографии со всех сторон. Рассмотрим только некоторые фрагменты.

 

Верх стен собора вне портиков украшен одинаковыми фризами с изображением ангелов (ск. С.И.Гальберг, И.Леппе), а ниже привлекают внимание лепные украшения архивольтов:

 

 

29 апреля 2010 г.

 

 

Западный портик собора. Здесь находится главный вход:

 

 

29 апреля 2010 г.

 

 

По сторонам от главного входа в нишах установлены скульптуры архангелов Михаила и Гавриила (ск. С.И.Гальберг):

 

 

29 апреля 2010 г.

 

 

Барельефы в верхней части фасада, за портиком:

 

 

29 апреля 2010 г.

 

Примерно такие же барельефы (с легкими вариациями) украшают и остальные три фасада. А вот статуй на других фасадах нет.

 

 

Очень величественно выглядит интерьер Троицкого собора. Однако я все же не решился делать фотографии внутри храма.

 

 

 

 

Следующая

 

 

Оглавление

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.