ФОТОПРОГУЛКИ

 

СТРЕЛЬНА

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ПУСТЫНЬ

 

Оглавление

 

1. История Троице-Сергиевой пустыни

2. Вход в монастырь. Братский корпус

3. Погибшие храмы

4. Северо-западная башня. Настоятельский корпус

5. Трапезная. Церковь св. Сергия Радонежского

6. Церковь св. Григория Богослова

7. Пруд Иордан

8. Зубовский инвалидный дом

9. Монастырское кладбище

10. Домик привратника

11. Дополнение: железнодорожная станция Сергиево

 

Литература

 

Главная страница

 

 

На Петергофской дороге, в Стрельне (не доезжая Константиновского дворца) расположен интереснейший монастырский архитектурный ансамбль - Троице-Сергиева пустынь (пос. Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 15). К огромному сожалению, в советское время этот ансамбль очень сильно пострадал от вандализма коммунистических властей, и теперь он выглядит далеко не так великолепно, как раньше. В данном разделе я помещаю не только современные фотографии монастыря, но и многие его старые изображения - так, чтобы можно было оценить, что мы потеряли (вероятно, навсегда), а что все-таки несмотря ни на что осталось. На отдельной странице показан  план Троице-Сергиевой пустыни до 1917 года.

 

Проезд из Санкт-Петербурга:

1) От станции метро "Автово" на трамвае 36 или на маршрутном такси, идущем в Петергоф.

2) От Балтийского вокзала на маршрутном такси, идущем в Петергоф. Можно также проехать по железной дороге до станции Сергиево, но от нее до монастыря нужно пройти пешком или проехать (на автобусе или маршрутном такси) около 2 километров в сторону Финского залива.

3) На маршрутных такси от станций метро "Ленинский проспект" и "Проспект ветеранов".

 

 

 

История Троице-Сергиевой пустыни

 

История излагается в основном по данным [1], с некоторыми дополнениями из других источников.

 

История монастыря начинается со времени царствования Анны Иоанновны. Основатель монастыря - архимандрит знаменитой Троице-Сергиевой лавры под Москвой Варлаам (в миру Василий Антипьевич Высоцкий, 1665 - 1737). Варлаам был духовником Анны Иоанновны. В 1732 году Анна Иоанновна пожаловала Варлааму приморскую дачу, ранее принадлежавшую ее сестре Екатерине Иоанновне. В 1734 году на дачу была перевезена деревянная Успенская церковь из бывшего загородного имения царицы Прасковьи Федоровны на Фонтанке. Здесь церковь была собрана и в 1735 году освящена во имя св. Сергия Радонежского. Одновременно на даче были построены деревянные кельи для монахов и каменный дом для настоятеля - Варлаама.

В разных источниках указываются две разные даты основания монастыря: в одних - 1732 год (пожалование Варлааму приморской дачи), в других (в частности, [1]) - 1734 год (перенос на дачу деревянной церкви). До 1764 года Троице-Сергиева пустынь не была самостоятельным монастырем: она была приписана к подмосковной Троице-Сергиевой лавре.

Варлаам (Высоцкий) умер в 1737 г. и был похоронен в пустыни. После его смерти монастырь стал приходить в запустение. Но в царствование Елизаветы начинается подъем в жизни монастыря. В 1756 г., при архимандрите Гедеоне (Криновском) начинается строительство великолепного архитектурного ансамбля в стиле барокко с прекрасным Троицким собором в центре. Окончание строительства и освящение собора последовали в 1763 г., при следующем архимандрите - Лаврентии (Хоцятовском). Автор проекта собора и всего остального ансамбля - Пьетро Антонио Трезини (в строительстве принимал участие также знаменитый Ф.-Б.Растрелли). (Не следует путать П.-А.Трезини с его однофамильцем Доменико Трезини, работавшим во времена Петра I.)

 

Первоначальный облик архитектурного ансамбля изображен на гравюре М.И.Махаева 1762 года [17, I выпуск, с. 31]:

 

 

 

К сожалению, качество изображения плохое. Далее (и не только на этой странице) я использую другое изображение - фрагмент этой гравюры [4] - хотя и здесь качество оставляет желать лучшего:

 

 

 

Монастырь изображен с северо-запада, со стороны Финского залива. В центре пятиглавый Троицкий собор с колокольней, увенчанной шпилем. Ближе к нам два симметричных корпуса - слева здание, в первом этаже которого отныне разместилась церковь Сергия Радонежского, а справа настоятельский корпус. На заднем плане корпуса, выходящие к Петергофской дороге. По углам поставлены четыре башни.

 

В этом только что отстроенном прекрасном монастыре состоялось событие важное для истории России. 28 июня/9 июля 1762 г. произошел государственный переворот, в результате которого пришла к власти Екатерина II. В этот день Екатерина остановилась в Троице-Сергиевой пустыни в покоях архимандрита Лаврентия (Хоцятовского) и ожидала здесь письменного отречения Петра III, которое в конце концов и получила.

В память об этом событии Лаврентий заказал ту картину, фрагмент которой здесь представлен. Кроме собственно изображения монастыря, на гравюре помещена большая памятная надпись, включающая в себя стихи и отрывок из Евангелия (Римлянам, 16, 1-2). Весь текст полностью приведен в [1, с. 333 - 334].

К 1764 году относится монастырская реформа в России. С этого времени Троице-Сергиева пустынь была отделена от Троице-Сергиевой лавры и возведена во второй класс.

В 1772 - 1778 гг. в пустыни пребывал молодой послушник - св. Герман Аляскинский, будущий просветитель алеутов (прославлен в 1970 г.). В 1802 - 1804 гг. настоятелем монастыря был замечательный ученый-историк Евгений (Болховитинов); впрочем, он почти не занимался монастырскими делами. В 1804 - 1809 гг. возведен Зубовский инвалидный дом (арх. Л.Руска), играющий существенную роль в облике монастыря.

16/28 апреля 1813 г. в Бунцлау скончался М.И.Кутузов. 24 мая/5 июня гроб с телом полководца был доставлен в Троице-Сергиеву пустынь, где оставался продолжительное время - до 11/23 июня, пока не была приготовлена могила в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Всё это время к гробу приходили поклониться многие люди.

В 1813 - 1816 гг. настоятелем пустыни был архимандрит Иннокентий (Смирнов), будущий епископ Пензенский (прославлен в 2000 г.).

 

Новая страница в истории Троице-Сергиевой пустыни начинается в 1834 г., когда настоятелем был назначен архимандрит Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов, 1807 - 1867) - замечательный церковный деятель, богослов, духовный писатель, автор книг, важных и в наше время (прославлен в 1988 г.).

Игнатий (Брянчанинов) оставался настоятелем до 1857 года (когда из-за ухудшившегося здоровья был переведен на юг и стал епископом Кавказским и Черноморским). За это время он сделал очень много для усиления и процветания монастыря (и духовного, и материального). Уже в 1836 г. Троице-Сергиева пустынь была возведена из второго в первый класс.

При Игнатии (Брянчанинове) в монастыре активно велось новое строительство. Уже в 1834 г. была построена новая трапезная. В 1837 - 1840 гг. отремонтирован Троицкий собор. В 1844 - 1847 гг. построена Покровская церковь (ее внутренняя отделка завершена только в 1863 г.), в 1855 - 1857 гг. - церковь Григория Богослова (арх. А.И.Штакеншнейдер), в 1854 г. началась полная перестройка церкви Сергия Радонежского.

При этом общий облик монастыря несколько изменился, стал не таким строгим. Вот литография 1840-х гг. [4], сделанная в том же направлении, что и гравюра М.И.Махаева:

 

 

 

 

Перед собором, между двумя старыми корпусами появилась "вставка" - здание трапезной. Слева на заднем плане возвышается купол Покровской церкви, нарушающий общую симметрию. Чуть позже вид монастыря стал еще менее строгим: на месте левой (северо-восточной) башни появилась церковь Григория Богослова. А потом в результате перестройки церкви Сергия Радонежского (начавшейся при Игнатии (Брянчанинове) изменился вид левого корпуса, и симметрия окончательно исчезла, уступив место непринужденной живописности.

Сейчас подобный вид едва ли возможно сфотографировать из-за разросшейся зелени. Вот всё, что мне удалось снять:

 

21 марта 2009 г.

 

 

В 1857 году, после ухода Игнатия (Брянчанинова) настоятелем Троице-Сергиевой пустыни стал архимандрит Игнатий (Иван Васильевич Малышев, 1811 - 1897), остававшийся на этой должности до самой смерти.

Игнатий (Малышев) пришел в пустынь в 1834 г. вместе с Игнатием (Брянчаниновым) и стал его келейником. Игнатий (Брянчанинов) увидел, что молодой монах хорошо рисует, и благословил его на обучение в Академии Художеств.

Игнатий (Малышев) написал некоторые иконы и фрески для монастыря (в частности, иконы в Троицком соборе и фрески в Воскресенском соборе). В 1871 г. он написал иконостас для нового православного храма в Сараеве (Босния).

При Игнатии (Малышеве) в монастыре продолжалось большое строительство. В 1859 г. была завершена перестройка церкви Сергия Радонежского по проекту А.М.Горностаева, в 1859 - 1863 гг. по проекту этого же выдающиегося архитектора был построен братский корпус со стороны Петергофской дороги, а в 1864 г. - Тихвинская часовня над могилой Варлаама (Высоцкого).

В 1876 г. появилась часовня Рудненской иконы Божией Матери (арх. Д.И.Гримм).

В 1872 - 1884 гг. ансамбль монастыря обогатился еще одним монументальным храмом - собором Воскресения Христова. Проект разработал А.А.Парланд, а строительством руководил сам Игнатий (Малышев).

 

 

 

На этой старой фотографии [2] видны постройки времени Игнатия (Малышева): слева братский корпус, справа Воскресенский собор, на переднем плане гранитная ограда.

 

Последним настоятелем Троице-Сергиевой пустыни, вступившим в должность до 1917 года, был новомученик Сергий (Иван Прохорович Дружинин, настоятель в 1915 - 1919 гг.; родился в 1863 г., расстрелян в 1937 г.).

 

В 1919 г. пустынь была официально закрыта.,  на ее территории была организована детская колония "Труд". Однако богослужения в храмах продолжались еще некоторое время. В 1926 г. совершен последний постриг. Окончательно монастырь был закрыт в 1931 г. Большинство монахов были арестованы, отправлены в ссылку и лагеря. Последние насельники были арестованы в ночь с 18 на 19 февраля 1932 г. На территории монастыря обосновалась школа переподготовки начсостава военной охраны промышленности ВСНХ СССР им. В.В.Куйбышева. [2]

 

Монастырь пострадал во время Великой Отечественной войны. Но гораздо большие разрушения были нанесены в послевоенное время вандалами-коммунистами. Настоящая вакханалия разрушений последовала в 60-х годах.

Во времена хрущевской "оттепели", летом 1962 г. был взорван Троицкий собор - один из лучших памятников архитектуры барокко в России. (За полтора года до этого, в ночь на 1 февраля 1961 г. была взорвана церковь Успения на Сенной площади. Эта история широко известна. А гибель Троицкого собора - не менее значительного памятника - прошла незамеченной!)

В 1964 г. в Троице-Сергиеву пустынь вселилась школа милиции. Это событие новые хозяева отметили еще одним взрывом - на этот раз была уничтожена Покровская церковь.

В 1968 г. был разобран Воскресенский собор.

В течение 60-х годов были разрушены церковь Николая Чудотворца, Тихвинская и Рудненская часовни. Было практически полностью уничтожено кладбище на территории монастыря, считавшееся одним из самых красивых в Европе. (По некоторым данным, работы по уничтожению кладбища были планомерными и долговременными и начались еще в 30-х годах.)

И только в 1973 году то, что еще оставалось от монастыря, было взято под охрану государства как памятник архитектуры.

 

В 1993 г. монастырские здания были, наконец, отданы Русской Православной Церкви. В настоящее время монастырь действует. Службы проводятся в церкви Сергия Радонежского. По мере сил восстанавливается то, что еще можно восстановить.

 

 

В 1958 году священник Владимир Котляров (в будущем митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир) выполнил замечательное исследование по истории Троице-Сергиевой пустыни [1]. (Заметим, что монастырские здания в это время еще были целы!) Однако ясно, что такое сочинение не могло стать в то время достоянием широкой публики. Что же касается популярной литературы 50 - 70-х годов, то в ней данные о монастыре почти отсутствуют. Мне известны только два исключения.

Одно из них - книга Н.Ф.Хомутецкого [14], изданная в том же 1958 году; в ней Троице-Сергиевой пустыни посвящены два абзаца (с. 366), причем местоположение монастыря указано с ошибкой (может быть, преднамеренной?).

Другое исключение - книга В.Е.Ардикуцы "Стрельна" (1967) [15], в которой есть глава, посвященная монастырю. История монастыря в ней описана в духе дубовой антирелигиозной пропаганды, а о Троицком соборе сказано, что он разрушен во время войны (несомненно, иначе не пропустила бы цензура).

Но, по-моему, и за эти крохи мы должны быть благодарны авторам. (Для меня лично книга Ардикуцы был первым источником, из которого я хотя бы что-то узнал о монастыре.)

Теперь больше нет такого дефицита информации. И слава Богу.

 

 

 

Следующая

 

 

Оглавление

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.