ФОТОПРОГУЛКИ

 

СТРЕЛЬНА

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ПУСТЫНЬ

 

Оглавление

 

1. История Троице-Сергиевой пустыни

2. Вход в монастырь. Братский корпус

3. Погибшие храмы

4. Северо-западная башня. Настоятельский корпус

5. Трапезная. Церковь св. Сергия Радонежского

6. Церковь св. Григория Богослова

7. Пруд Иордан

8. Зубовский инвалидный дом

9. Монастырское кладбище

10. Домик привратника

11. Дополнение: железнодорожная станция Сергиево

Приложение. Надпись на гравюре М.И.Махаева

 

Литература

 

Главная страница

 

 

На Петергофской дороге, в Стрельне (не доезжая Константиновского дворца) расположен интереснейший монастырский архитектурный ансамбль - Троице-Сергиева пустынь (пос. Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 15). К огромному сожалению, в советское время этот ансамбль очень сильно пострадал от вандализма коммунистических властей, и теперь он выглядит далеко не так великолепно, как раньше. В данном разделе я помещаю не только современные фотографии монастыря, но и многие его старые изображения - так, чтобы можно было оценить, что мы потеряли (вероятно, навсегда), а что все-таки несмотря ни на что осталось. На отдельной странице показан  план Троице-Сергиевой пустыни до 1917 года.

 

Проезд из Санкт-Петербурга:

1) От станции метро "Автово" на трамвае 36, на автобусе 200 или 210 или на маршрутном такси, идущем в Петергоф.

2) От Балтийского вокзала на маршрутном такси, идущем в Петергоф. Можно также проехать по железной дороге до станции Сергиево, но от нее до монастыря нужно пройти пешком или проехать (на автобусе или маршрутном такси) около 2 километров в сторону Финского залива.

3) На маршрутных такси от станций метро "Ленинский проспект" и "Проспект ветеранов".

 

 

 

История Троице-Сергиевой пустыни

 

История излагается в основном по данным [1], с некоторыми дополнениями из других источников.

 

История монастыря начинается со времени царствования Анны Иоанновны. Основатель монастыря - архимандрит знаменитой Троице-Сергиевой лавры под Москвой Варлаам (в миру Василий Антипьевич Высоцкий, 1665 - 1737). Варлаам был духовником Анны Иоанновны. В 1732 году Анна Иоанновна пожаловала Варлааму приморскую дачу, ранее принадлежавшую ее сестре Екатерине Иоанновне. В 1734 году на дачу была перевезена деревянная Успенская церковь из бывшего загородного имения царицы Прасковьи Федоровны на Фонтанке. Здесь церковь была собрана и в 1735 году освящена во имя св. Сергия Радонежского. Одновременно на даче были построены деревянные кельи для монахов и каменный дом для настоятеля - Варлаама.

В разных источниках указываются две разные даты основания монастыря: в одних - 1732 год (пожалование Варлааму приморской дачи), в других (в частности, [1]) - 1734 год (перенос на дачу деревянной церкви). До 1764 года Троице-Сергиева пустынь не была самостоятельным монастырем: она была приписана к подмосковной Троице-Сергиевой лавре.

Варлаам (Высоцкий) умер в 1737 г. и был похоронен в пустыни. После его смерти монастырь стал приходить в запустение. Но в царствование Елизаветы начинается подъем в жизни монастыря. В 1756 г., при архимандрите Гедеоне (Криновском) начинается строительство великолепного архитектурного ансамбля в стиле барокко с прекрасным Троицким собором в центре. Окончание строительства и освящение собора последовали в 1763 г., при следующем архимандрите - Лаврентии (Хоцятовском). Автор проекта собора и всего остального ансамбля - Пьетро Антонио Трезини (в строительстве принимал участие также знаменитый Ф.-Б.Растрелли). (Не следует путать П.-А.Трезини с его однофамильцем Доменико Трезини, работавшим во времена Петра I.)

 

Первоначальный облик архитектурного ансамбля изображен на гравюре М.И.Махаева 1762 года [17, I выпуск, с. 31] (качество изображения плохое - во всяком случае, в имеющемся в интернете отсканированном экземпляре). В настоящее время (2019 г.) гравировальная доска и не менее шести оттисков гравюры находятся в Сергиево-Посадском государственном историко-художественный музее-заповеднике (инв. номера 5673-ИХО (гравировальная доска), 230/1-гр, 347/1-гр, 347/2-гр, 347/3-гр, 347/4-гр, 347/5-гр; здесь воспроизводится оттиск 347/3-гр [19]):

 

 

 

К сожалению, качество изображения не очень хорошее. Далее (и не только на этой странице) я использую другое изображение - фрагмент этой гравюры [4] - хотя и здесь качество оставляет желать лучшего:

 

 

 

Монастырь изображен с северо-запада, со стороны Финского залива. В центре пятиглавый Троицкий собор с колокольней, увенчанной шпилем. Ближе к нам два симметричных корпуса - слева здание, в первом этаже которого отныне разместилась церковь Сергия Радонежского, а справа настоятельский корпус. На заднем плане корпуса, выходящие к Петергофской дороге. По углам поставлены четыре башни.

 

В этом только что отстроенном прекрасном монастыре состоялось событие важное для истории России. 28 июня/9 июля 1762 г. произошел государственный переворот, в результате которого пришла к власти Екатерина II. В этот день Екатерина остановилась в Троице-Сергиевой пустыни в покоях архимандрита Лаврентия (Хоцятовского) и ожидала здесь письменного отречения Петра III, которое в конце концов и получила.

В память об этом событии Лаврентий заказал ту гравюру, которая здесь представлена. Кроме собственно изображения монастыря, на гравюре помещена большая памятная надпись. На приведенном выше изображении некоторые ее части практически не читаемы. Весь текст полностью приведен в [1, с. 333 - 334]. Надпись на гравюре представлена в приложении.

К 1764 году относится монастырская реформа в России. С этого времени Троице-Сергиева пустынь была отделена от Троице-Сергиевой лавры и возведена во второй класс.

В 1772 - 1778 гг. в пустыни пребывал молодой послушник - св. Герман Аляскинский, будущий просветитель алеутов (прославлен в 1970 г.). В 1802 - 1804 гг. настоятелем монастыря был замечательный ученый-историк Евгений (Болховитинов); впрочем, он почти не занимался монастырскими делами. В 1804 - 1809 гг. возведен Зубовский инвалидный дом (арх. Л.Руска), играющий существенную роль в облике монастыря.

16/28 апреля 1813 г. в Бунцлау скончался М.И.Кутузов. 24 мая/5 июня гроб с телом полководца был доставлен в Троице-Сергиеву пустынь, где оставался продолжительное время - до 11/23 июня, пока не была приготовлена могила в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Всё это время к гробу приходили поклониться многие люди.

В 1813 - 1816 гг. настоятелем пустыни был архимандрит Иннокентий (Смирнов), будущий епископ Пензенский (прославлен в 2000 г.).

 

Новая страница в истории Троице-Сергиевой пустыни начинается в 1834 г., когда настоятелем был назначен архимандрит Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов, 1807 - 1867) - замечательный церковный деятель, богослов, духовный писатель, автор книг, важных и в наше время (прославлен в 1988 г.).

Игнатий (Брянчанинов) оставался настоятелем до 1857 года (когда из-за ухудшившегося здоровья был переведен на юг и стал епископом Кавказским и Черноморским). За это время он сделал очень много для усиления и процветания монастыря (и духовного, и материального). Уже в 1836 г. Троице-Сергиева пустынь была возведена из второго в первый класс.

При Игнатии (Брянчанинове) в монастыре активно велось новое строительство. Уже в 1834 г. была построена новая трапезная. В 1837 - 1840 гг. отремонтирован Троицкий собор. В 1844 - 1847 гг. построена Покровская церковь (ее внутренняя отделка завершена только в 1863 г.), в 1855 - 1857 гг. - церковь Григория Богослова (арх. А.И.Штакеншнейдер), в 1854 г. началась полная перестройка церкви Сергия Радонежского.

При этом общий облик монастыря несколько изменился, стал не таким строгим. Вот литография 1840-х гг. [4], сделанная в том же направлении, что и гравюра М.И.Махаева:

 

 

 

 

Перед собором, между двумя старыми корпусами появилась "вставка" - здание трапезной. Слева на заднем плане возвышается купол Покровской церкви, нарушающий общую симметрию. Чуть позже вид монастыря стал еще менее строгим: на месте левой (северо-восточной) башни появилась церковь Григория Богослова. А потом в результате перестройки церкви Сергия Радонежского (начавшейся при Игнатии (Брянчанинове) изменился вид левого корпуса, и симметрия окончательно исчезла, уступив место непринужденной живописности.

Сейчас подобный вид едва ли возможно сфотографировать из-за разросшейся зелени. Вот всё, что мне удалось снять:

 

21 марта 2009 г.

 

 

В 1857 году, после ухода Игнатия (Брянчанинова) настоятелем Троице-Сергиевой пустыни стал архимандрит Игнатий (Иван Васильевич Малышев, 1811 - 1897), остававшийся на этой должности до самой смерти.

Игнатий (Малышев) пришел в пустынь в 1834 г. вместе с Игнатием (Брянчаниновым) и стал его келейником. Игнатий (Брянчанинов) увидел, что молодой монах хорошо рисует, и благословил его на обучение в Академии Художеств.

Игнатий (Малышев) написал некоторые иконы и фрески для монастыря (в частности, иконы в Троицком соборе и фрески в Воскресенском соборе). В 1871 г. он написал иконостас для нового православного храма в Сараеве (Босния).

При Игнатии (Малышеве) в монастыре продолжалось большое строительство. В 1859 г. была завершена перестройка церкви Сергия Радонежского по проекту А.М.Горностаева, в 1859 - 1863 гг. по проекту этого же выдающиегося архитектора был построен братский корпус со стороны Петергофской дороги, а в 1864 г. - Тихвинская часовня над могилой Варлаама (Высоцкого).

В 1876 г. появилась часовня Рудненской иконы Божией Матери (арх. Д.И.Гримм).

В 1872 - 1884 гг. ансамбль монастыря обогатился еще одним монументальным храмом - собором Воскресения Христова. Проект разработал А.А.Парланд, а строительством руководил сам Игнатий (Малышев).

 

 

 

На этой старой фотографии [2] видны постройки времени Игнатия (Малышева): слева братский корпус, справа Воскресенский собор, на переднем плане гранитная ограда.

 

Последним настоятелем Троице-Сергиевой пустыни, вступившим в должность до 1917 года, был новомученик Сергий (Иван Прохорович Дружинин, настоятель в 1915 - 1919 гг.; родился в 1863 г., расстрелян в 1937 г.).

 

В 1919 г. пустынь была официально закрыта.,  на ее территории была организована детская колония "Труд". Однако богослужения в храмах продолжались еще некоторое время. В 1926 г. совершен последний постриг. Окончательно монастырь был закрыт в 1931 г. Большинство монахов были арестованы, отправлены в ссылку и лагеря. Последние насельники были арестованы в ночь с 18 на 19 февраля 1932 г. На территории монастыря обосновалась школа переподготовки начсостава военной охраны промышленности ВСНХ СССР им. В.В.Куйбышева. [2]

 

Монастырь пострадал во время Великой Отечественной войны. Но гораздо большие разрушения были нанесены в послевоенное время вандалами-коммунистами. Настоящая вакханалия разрушений последовала в 60-х годах.

Во времена хрущевской "оттепели", летом 1962 г. был взорван Троицкий собор - один из лучших памятников архитектуры барокко в России. (За полтора года до этого, в ночь на 1 февраля 1961 г. была взорвана церковь Успения на Сенной площади. Эта история широко известна. А гибель Троицкого собора - не менее значительного памятника - прошла незамеченной!)

В 1964 г. в Троице-Сергиеву пустынь вселилась школа милиции. Это событие новые хозяева отметили еще одним взрывом - на этот раз была уничтожена Покровская церковь.

В 1968 г. был разобран Воскресенский собор.

В течение 60-х годов были разрушены церковь Николая Чудотворца, Тихвинская и Рудненская часовни. Было практически полностью уничтожено кладбище на территории монастыря, считавшееся одним из самых красивых в Европе. (По некоторым данным, работы по уничтожению кладбища были планомерными и долговременными и начались еще в 30-х годах.)

И только в 1973 году то, что еще оставалось от монастыря, было взято под охрану государства как памятник архитектуры.

 

В 1993 г. монастырские здания были, наконец, отданы Русской Православной Церкви. В настоящее время монастырь действует. Службы проводятся в церкви Сергия Радонежского. По мере сил восстанавливается то, что еще можно восстановить.

 

 

В 1958 году священник Владимир Котляров (в будущем митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир) выполнил замечательное исследование по истории Троице-Сергиевой пустыни [1]. (Заметим, что монастырские здания в это время еще были целы!) Однако ясно, что такое сочинение не могло стать в то время достоянием широкой публики. Что же касается популярной литературы 50 - 70-х годов, то в ней данные о монастыре почти отсутствуют. Мне известны только два исключения.

Одно из них - книга Н.Ф.Хомутецкого [14], изданная в том же 1958 году; в ней Троице-Сергиевой пустыни посвящены два абзаца (с. 366), причем местоположение монастыря указано с ошибкой (может быть, преднамеренной?).

Другое исключение - книга В.Е.Ардикуцы "Стрельна" (1967) [15], в которой есть глава, посвященная монастырю. История монастыря в ней описана в духе дубовой антирелигиозной пропаганды, а о Троицком соборе сказано, что он разрушен во время войны (несомненно, иначе не пропустила бы цензура).

Но, по-моему, и за эти крохи мы должны быть благодарны авторам. (Для меня лично книга Ардикуцы был первым источником, из которого я хотя бы что-то узнал о монастыре.)

Теперь больше нет такого дефицита информации. И слава Богу.

 

 

 

Следующая

 

 

Оглавление

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.