ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КАНАЛ

Канал Грибоедова

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Немного отклонимся от нашего маршрута и познакомимся со Спасским переулком, отходящим влево от канала. (В советское время он назывался улицей Петра Алексеева.)

Этот довольно короткий переулок соединяет канал с Сенной площадью. Это одно из двух мест на канале, зрительно связанных со знаменитой площадью, с которой так много связано у любого, кто неравнодушен к русской культуре; достаточно вспомнить хотя бы многочисленные произведения русской литературы XIX века, где так или иначе описывается быт Сенной площади и рынка на ней - мест обитания простого народа.

Кроме того, до 1961 года на Сенной площади стоял один из самых красивых и монументальных петербургских храмов - церковь Успения Пресвятой Богородицы, известная также под названием Спас на Сенной. Эта церковь была видна при взгляде от Екатерининского канала вдоль Спасского переулка. И прежде, чем говорить о переулке, скажем несколько слов об этой церкви. (Постараюсь быть краток. В своем рассказе я основываюсь, в основном, на данных [7, том 1], с привлечением других источников, которые я не всегда называю: церковь на Сенной площади, ставшая жертвой вандализма коммунистических властей, широко известна, соответствующие данные легко найти - в том числе и в интернете.)

Здесь представлены три старых изображения церкви: "Вид Сенной площади в Санкт-Петербурге", раскрашенная гравюра И.А.Иванова, 1814 (Российская национальная библиотека); фотография конца XIX - начала XX в. [7, том 1]; фотография 1938 г. [49]

 

 

 

Церковь с алтарем, ориентированным на восток, располагалась примерно под углом 45° к сторонам Сенной площади, к Садовой улице и к Спасскому переулку. На гравюре И.А.Иванова ракурс более или менее близок к тому, под которым она была видна из переулка (см. далее).

(Другие изображения Сенной площади с церковью представлены здесь.)

Успенская церковь строилась с 1753 до 1765 г. на земле и на деньги богатого предпринимателя С.Я.Яковлева. Это было одно из лучших произведений архитектуры барокко в Санкт-Петербурге. Вопрос об авторе проекта остается открытым. Конечно же, существует предположение об авторстве знаменитого Ф.Б.Растрелли (чему я, впрочем, не очень-то верю: слишком уж много зданий, приписываемых этому великому мастеру - и притом без достаточных оснований). Существует также версия об авторстве Ан.В.Квасова - замечательного архитектора, работавшего преимущественно на Украине (если эта версия верна, то она объясняет "украинскую" грушевидную форму глав).

Впоследствии церковь подвергалась различным перестройкам. В конце XVIII в. фасады церкви были украшены классицистическими портиками, а западный фасад был весь обработан в стиле классицизма. (Часто это изменение приписывают Л.Руска, производившему ремонт и некоторые переделки в церкви в 1816 - 1817 гг. Но старые изображения свидетельствуют о том, что оно произошло существенно раньше. Портики видны не только на представленной здесь гравюре И.А.Иванова 1815 года, но и на более раннем изображении, представленном на другой странице - акварели Б.Патерсена, датируемой 1799 - 1801 г.) Некоторые переделки осуществляли Л.Руска (о чем уже сказано), А.И.Мельников (пристройка южного придела в 1822 г. и ремонт в 1833 - 1835 гг.), П.Ф.Воцкий (северный придел; см. среднюю фотографию), Г.И.Карпов (1867 г. - замена деревянных конструкций верха храма и колокольни кирпичными, с переделкой верха колокольни - ср. первое представленное здесь изображение с двумя другими, более поздними), а также В.В.Виндельбандт в 1897 - 1898 гг. и И.И.Яковлев в 1902 - 1903 гг. (мелкие переделки).

Все эти переделки, большие и маленькие, не коснулись главного - великолепной композиции храма, его силуэта. До самой гибели Успенская церковь на Сенной площади оставалась одним из самых прекрасных храмов в городе, одним из лучших памятников архитектуры барокко.

В 1938 г. церковь была закрыта и снята с охраны как памятник архитектуры. Но здание оставалось цело (хотя и постепенно приходило в упадок). Вот фотографии интерьера церкви, сделанные в 1938 г., вскоре после ее закрытия, когда она еще не была разорена [49].

Вид подкупольного пространства из трапезной:

 

 

 

 

Иконостас перед главным престолом:

 

 

 

 

Более крупно - верхняя и нижняя часть иконостаса:

 

 

 

 

 

Отдельно - Царские врата:

 

 

 

 

Левая часть иконостаса с северными боковыми вратами:

 

 

 

 

Центральный купол:

 

 

 

 

Опорный столп и арки в основании юго-западной главы:

 

 

 

Как видим, внутри церковь была не менее прекрасна, чем снаружи, в ней очень хорошо сохранялась отделка в стиле барокко.

 

 

Церковь пережила страшные 30-е годы, но не выдержала хрущевской "оттепели" (ознаменовавшейся для Ленинграда, его пригородов и Ленинградской области гибелью нескольких первоклассных памятников архитектуры; назову памятники архитектуры барокко - Троицкий собор в Троице-Сергиевой пустыни (Стрельна), Троицкий собор в Колпине, классицизма - Петропавловский собор в Лодейном Поле, а в самом Ленинграде - портик Перинной линии).

В связи со строительством новой линии метро было решено взорвать церковь для строительства вестибюля станции "Площадь мира" (к этому времени бывшая Сенная площадь уже носила такое название; теперь она, слава Богу, опять Сенная). Была упорная борьба в защиту церкви - но силы были неравны. Взрыв состоялся в ночь на 1 февраля 1961 г.

Очень хотелось бы поименно назвать участников этой трагедии с обеих сторон. К огромному сожалению, и сейчас можно прочитать слишком разные версии случившегося, а зря оговаривать людей не хочется. Но назову хотя бы два несомненных имени - к сожалению, не заказчиков преступления, а всего лишь исполнителей: архитекторы А.С.Гецкин и В.П.Шувалова - авторы проекта наземного павильона метро, занимающего часть фундамента церкви (см., например: [16, 17]. Эти архитекторы спроектировали (в основном, вдвоем) многие станции ленинградского метро. Но я считаю, что одна эта работа обесценивает всё ими сделанное.

6 июня 1999 года рухнул железобетонный козырек над входом на станцию. Авария произошла в час пик, погибло несколько человек, было много раненых. Многие восприняли это как небесную кару за уничтожение церкви.

 

 

А теперь вернемся, наконец, к Спасскому переулку.

Фотография 1958 - 1960 г. из частной коллекции [48] - вид от канала вдоль Спасского переулка (в то время называвшегося улицей Петра Алексеева) :

 

 

 

А вот вид в том же направлении в наше время:

 

 

 

29 мая 2008 г.

 

Что мы потеряли!

 

На современной фотографии впереди виден невысокий корпус - тот самый павильон станции метро (после аварии его козырек не восстановлен), а за ним возвышается зеркальный фасад торгово-развлекательного комплекса "ПиК" (2004, архитектурное бюро SUAR T., арх. Е.Е.Рапопорт, А.Столярчук [18]; на мой взгляд, здание крайне бестактно по архитектуре).

 

 

Теперь рассмотрим некоторые примечательные дома в Спасском переулке.

На других страницах уже рассматривались два редчайших образца рядовой архитектуры елизаветинского барокко середины XVIII века - дома Зимина и Граббе. В Спасском переулке сохранилось еще целых два таких раритета - дома 4 и 10. Оба дома были, очевидно, двухэтажными - и оба надстроены в начале XX века до пяти этажей (дом 4 - в 1913 г., арх. К.В.Маковский; дом 10 - в 1911 г., арх. С.М.Беляков [47, №№342,343]. Отделка фасадов в надстроенных частях совершенно ординарна, поэтому я даю фотографии только нижних частей.

 

 

Облик дома 4 сохранился, кажется, несколько лучше. Отделку в стиле барокко здесь можно увидеть не только на уличном фасаде, но и во дворе (пока еще (апрель 2012 г.) ворота не заперты, и во двор можно беспрепятственно войти):

 

 

 

10 апреля 2012 г.

 

29 мая 2008 г.

 

Архитектура примитивна - хаотичные асимметричные фасады, довольно грубые детали. Как будто мы находимся где-то в глухой провинции. Конечно, это совсем не то, что дворцы и храмы того же времени (в том числе и церковь Успения на Сенной площади). Но и в примитивах есть своеобразная прелесть - а самое главное то, что таких домов почти не осталось в Петербурге.

 

 

Дом 10 - еще один такой же раритет:

 

 

10 апреля 2012 г.

 

Похоже, что лепные цветочки, украшающие замковые камни - более позднего происхождения. В остальном этот дом похож на дом 4. Только здесь нет архитектурной отделки дворовых фасадов. (Теперь вход во двор заперт, но я бывал здесь раньше, когда во двор можно было пройти.)

 

 

Меня лично поражает одно обстоятельство: об этих уникальных домах, кажется, нет упоминаний в советской и постсоветской литературе; и только в начале XXI века они получили статус вновь выявленных памятников [47, №№342,343].

Единственное упоминание об этих двух домах в литературе я нашел в книге В.Я.Курбатова "Петербург" 1913 года [19, с.229]. В ней написано следующее:

 

"СПАССКИЙ ПЕРЕУЛОК

[...]

№10. Низ дома - елизаветинского времени.

№4. Дом елизаветинского времени.

[...]"

 

Интересно, что относительно дома 4 Курбатов пишет не о нижней части, а о здании в целом. Следовательно, к моменту написания книги он еще не был надстроен! (Но надстройка последовала в том же 1913 году.)

Один любопытный момент. На Сенной площади Курбатов отметил еще один подобный дом - притом, кажется, не такой примитивный:

"№3. Дом елизаветинского времени с эффектными пышными наличниками".

Этот дом находился рядом со Спасским переулком (угловой дом имеет номер 1 по Сенной площади; в том, что нумерация сохранилась до нашего времени, можно убедиться, например, прочитав в романе Всеволода Крестовского главу "Малинник", в которой он упоминает дом №3 и пишет о том, где он находится). Теперь это один из ряда четырехэтажных домов со сталинскими фасадами. Еще одна потеря!

 

В заключение покажу еще один примечательный в архитектурном отношении дом в Спасском переулке, принадлежащий другой эпохе и другому стилю - классицизму. Это дом 11:

 

 

10 апреля 2012 г.

 

Этот дом начала XIX века совсем не так уникален, как дома 4 и 9, но, в отличие от них, хорошо известен и находится под охраной как памятник архитектуры. В литературе он известен как дом Дехтерева.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.