ФОТОПРОГУЛКИ

 

ФОНТАНКА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Следующий мост через Фонтанку - Измайловский. С правого берега к мосту подходит Вознесенский проспект, а влево отходит его продолжение - Измайловский проспект.

Измайловский мост был построен в 1780-х гг. и был одним из семи однотипных мостаов с башнями, из которых сохранились только два - Чернышев (Ломоносова) и Калинкин. (Подробнее об этом сказано на странице, посвященной Чернышеву мосту.)

Первоначальный мост с башнями хорошо виден на акварели М.Н.Воробьева "Петербург. Троицкий собор" (1820 - 1830-е гг.; Всероссийский музей А.С.Пушкина [92]):

 

 

 

Впереди возвышается Троицкий собор (1827 - 1835 гг., арх. В.П.Стасов). Этот храм, который мы постоянно видели, начиная примерно с середины отрезка между Аничковым и Чернышевым мостами (от Графского переулка), находится совсем рядом отсюда.

 

В 1861 г. Измайловский мост был перестроен по проекту инженера В.В.Дыммана. Автор решеток моста - архитектор А.И.Кракау. [66]

Вот как теперь выглядит Измайловский мост:

 

 

19 мая 2010 г. 29 августа 2009 г. 29 августа 2009 г.

 

Конечно, очень жаль, что теперь нет башенок. Но все же надо признать, что и в существующем виде мост весьма красив. Очень хорош его силуэт (он напоминает силуэт Чернышева моста, только средний пролет каменный).

 

На первой фотографии за домами на Измайловском проспекте возвышается Троицкий собор. (Эта фотография помещена также на другой странице. Ранее она была опубликована мною также на сайте http://sobory.ru/article/index.html?object=01536.)

 

 

Теперь рассмотрим окружение моста. Начнем с правого берега.

Справа к Фонтанке подходит Вознесенский проспект (в советское время пр. Майорова) - один из трех лучей, отходящих от башни Адмиралтейства:

 

 

29 августа 2009 г.

 

Вдали знаменитая башня Адмиралтейства (1806 - 1821, арх. А.Д.Захаров). Ближе к нам - на правой стороне, там, где видна зелень - стояла еще одна башня - колокольня Вознесенской церкви. А в 1904 - 1906 гг. ближе к нам, на углу Садовой улицы (Вознесенский пр., 40-42/55-57) было построено еще одно здание с башней - Дом городских учреждений (арх. А.Л.Лишневский). Еще позже, в 1911 - 1912 гг. этот своеобразный ансамбль башен был продолжен домом с башней на углу Измайловского проспекта и 7-й Роты (7-й красноармейской ул.; арх. Я.З.Блувштейн; для того, чтобы увидеть это здание, нужно было бы посмотреть в обратную сторону; здесь я ее не показываю).

Увы, этот своеобразный ансамбль фактически погиб в советское время. В 1936 г. была преступно уничтожена Вознесенская церковь, а в 70-х годах был сломан фонарик на башне на Измайловском проспекте, что безнадежно испортило ее силуэт.

Но и в отрыве от погибшего ансамбля башня Дома городских учреждений сама по себе прекрасна (не говоря уж о башне Адмиралтейства).

 

На правый угол набережной Фонтанки и Вознесенского проспекта раньше выходил Ново-Александровский рынок, занимавший квартал, ограниченный набережной Фонтанки, 123-125, Вознесенским проспектом, 44-46, Садовой улицей, 54 и Малковым переулком (ныне пер. Бойцова, 1 - 7). Вот его старые фотографии.

 

Один из фасадов [8, №33]:

 

 

 

 

Перспектива набережной реки Фонтанки с видом на Ново-Александровский рынок. Фотография ателье Буллы, начало 1900-х гг. ([59]; здесь фотография воспроизведена по публикации [54], с исправлением и названия, и датировки в соответствии с [59]):

 

 

 

(Задний план этой фотографии рассмотрен на другой странице.)

Здание Ново-Александровского рынка было построено в 1865 - 1868 гг. по проекту А.К.Бруни. Оно представляло интересный образец рационалистического течения эклектики. Вместо традиционной аркады была устроена металлическая галерея на тонких колонках.

В 1930 г. часть здания была снесена, а другая часть - по пр. Майорова (Вознесенскому), 44-46 - полностью перестроена под административное здание - Дом легкой промышленности (1931 - 1935, арх. Е.А.Левинсон, И.И.Фомин). Отдельно фотографию этого здания я не представляю, оно видно справа на фотографии Вознесенского проспекта. Здание в формах не совсем чистого конструктивизма (с элементами неоклассики) - на мой взгляд, одно из лучших произведений ленинградской архитектуры. Возможно, когда-нибудь в другом месте сайта я покажу его подробнее.

 

Участок со стороны Фонтанки (наб. Фонтанки, 123-125) был застроен только в конце 50 - начале 60-х гг.:

 

 

24 февраля 2013 г.

 

Общежитие Ленинградского инженерно-строительного института (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет), арх. А.А.Оль, С.И.Евдокимов [67]. Проект был создан в 1957 г., это последняя работа А.А.Оля (1883 - 1958) - архитектора, полвека работавшего в Петербурге - Ленинграде. Правда, это здание я не отнес бы к лучшим его произведениям, и все-таки оно лучше многих других зданий хрущевского времени.

 

 

Дом на левом углу Вознесенского проспекта (наб. Фонтанки, 127/57):

 

 

24 февраля 2013 г. 5 ноября 2007 г.

 

Левая часть здания - доходный дом, построенный в 1882 г. А.Р.Гешвендом и надстроенный в 1911 г. Д.А.Крыжановским. Это рядовой (но и неплохой) дом в духе эклектики.

Угловая часть, судя по старым фотографиям, выглядела несколько по-другому; это был, видимо, другой дом. Во время войны он был разрушен, а после войны на углу появилась площадка с новым корпусом, украшенным тяжеловесной "сталинской" башней.

 

 

Перейдем к левому берегу.

 

Отсюда начинается территория бывшего Измайловского полка. Собственно казармы находятся на некотором расстоянии от Фонтанки (о некоторых корпусах идет речь на другой странице), и мы здесь не будем их рассматривать. Скажем только об офицерском корпусе, расположенном на левом углу Измайловского проспекта (наб. Фонтанки, 120/2):

 

 

24 февраля 2013 г.

 

Об истории этого здания хорошо написал С.Т.Аксаков в начале воспоминаний "Знакомство с "Державиным (1852 г.; напомню, что дом Г.Р.Державина стоит на соседнем участке):

 

В половине декабря 1815 года приехал я в Петербург на короткое время, чтобы взглянуть на брата, которого я в 1814 году определил подпрапорщиком в Измайловский полк. Брат жил у полковника Павла Петровича Мартынова, моего земляка и короткого приятеля, который, как и все офицеры, квартировал в известном Гарновском доме; я поместился также у Мартынова. Гарновский дом, огромное здание без всякой архитектуры (! - С.П.), как и все почти дома в Петербурге (!!! - С.П.), - казармы Измайловского и Лейб-егерского полков, одолжен своей известностью стихам Державина ко "Второму соседу". История богача Гарновского, построившего свой огромный дом рядом с домом Державина выше законной меры и затемнившего свет своему соседу, в свое время была известна всем. Державин жаловался полиции и написал стихи. Вот некоторые пророческие строфы из этого стихотворения:

 

Почто же, мой вторый сосед,

Столь зданьем пышным, столь отличным

Мне солнца застеняя свет,

Двором межуешь безграничным

Ты дома моего забор?

Ужель полей, прудов и речек,

Тьмы скупленных тобой местечек

Твой не насытят взор?

 

Кто весть, что Рок готовит нам?

Быть может, что сии чертоги,

Назначенны тобой царям,

Жестоки времена и строги

Во стойлы конски обратят.

За счастие поруки нету,

И чтоб твой Феб светил век свету,

Не бейся об заклад.

 

Так, так! Но примечай, как день,

Увы! Ночь темна затмевает;

Луну скрывает облак тень;

Она растет иль убывает:

С сумой не ссорься и тюрьмой, и проч.

 

Пышное здание обратилось в казармы, а богач-строитель, как говорят, умер в тюрьме.

 

 

"Огромное здание без всякой архитектуры, как и все почти дома в Петербурге" - это не какое-то оригинальное мнение Аксакова. Как это ни кажется невероятно, такое мнение о Петербурге было общепринято в середине - второй половине XIX века. На самом деле "Гарновский дом" - выдающееся произведение архитектуры классицизма, хотя и искаженное переделками.

 

Офицер, военный советник М.А.Гарновский был поверенным Г.А.Потемкина. Пользуясь полной бесконтрольностью, он совершил ряд махинаций и нажил огромное богатство, которого не стеснялся и выставлял напоказ. При Павле I Гарновский был предан суду, а его дом был передан под казармы Конного полка. Затем дом перешел к Измайловскому полку и стал использоваться как офицерский корпус. В советское время в нем по-прежнему жили семьи военных; вероятно, это положение сохраняется и сейчас.

 

Здание имеет Г-образную форму и состоит из двух частей, построенных в разное время. [75, №120.1]

Более старая часть - крыло, выходящее на Фонтанку, построенное в 1790 г. Это и есть собственно дом М.А.Гарновского (как видим, дом Гарновского был все-таки не таким огромным, как сейчас. Но по тем временам и такой дом считался очень большим для частного лица). В 1805 - 1806 гг. для офицерского корпуса к этому зданию было пристроено еще большее по размерам крыло по Измайловскому проспекту по проекту Л.Руска.

 

Первоначальный облик старой части здания хорошо виден на помещенной в начале страницы акварели М.Н.Воробьева, а также на литографии К.П.Беггрова по рисунку Е.И.Есакова "Вид Фонтанки от Измайловского моста" (1823; Русский музей):

 

 

 

"Гарновский дом" - справа на переднем плане. Как видим, он был трехэтажным с четырехэтажной центральной частью, украшенной портиком ионического ордера.

 

Первоначальный фасад крыла по Измайловскому проспекту виден на картине А.Н.Раковича (1835; фото из фондов Государственного музея истории Петербурга; воспроизводится по [93]):

 

 

 

Центральная часть этого крыла тоже была четырехэтажной и была украшена эффектным четырнадцатиколонным портиком, увенчанным скульптурной композицией.

 

Еще одно старое изображение "Гарновского дома" можно увидеть на гравюре по рисунку М.-Ф.Дамам-Демартре "Вид на Измайловский мост через Фонтанку и на казармы" (Русский музей):

 

 

 

(Эта гравюра рассмотрена также на двух другой странице и по другому поводу.)

 

Следует сказать об одной странности гравюры: Измайловский мост здесь изображен без башен и, кроме того, со сплошным гранитным парапетом по краю там, где, согласно акварели М.Н.Воробьева были металлические перила.

В то же время и у Воробьева, и у Раковича мост изображен с башенками. Следовательно, Дамам-Демартре почему-то изобразил мост не так, как он выглядел на самом деле. (Вообще изображение довольно примитивное, похоже, что изображена только ближайшая к нам половина моста, а задняя вроде бы теряется за подъемом.)

Мишель Франсуа Дамам-Демартре (Michel Francois Damame-Demartrait) - француз, живший в России в 1796 - 1805 гг. Впоследствии в Париже были изданы альбомы с гравюрами по его рисункам, сделанным в России. В 1813 г. появился альбом "Виды главных российских городов, костюмы и обычаи жителей этого государства" (насколько мне известно, гравюры выполнены М.Дюбургом). Данное изображение - одна из гравюр этого альбома.

Итак, рисунок, по которому сделана гравюра, был сделан не позже 1805 года, т.е. еще до окончания строительства нового крыла "Гарновского дома". Возможно, и это крыло тоже изображено не с натуры, а только в соответствии с проектом. (Некоторые художники конца XVIII - начала XIX века иногда так делали; в их числе был и Дамам-Демартре; к этому вопросу мы еще вернемся на этой же странице.)

В пользу данного предположения говорят и отличия в некоторых деталях от изображения Воробьева и от ныне существующего здания (см. фотографии далее): в угловой части по обоим фасадам изображены ризалиты, отсутствующие в натуре, но нет срезанного (или закругленного) угла.

Но если так - может быть, в то время существовал и проект перестройки Измайловского моста с уничтожением башенок? (В [26, с. 174] упоминается аналогичный проект перестройки Чернышева моста, выполненный немного позже - в 1826 г.)

 

 

В 2012 году, когда я писал первоначальную редакцию этой страницы, мне было известно только одно старое изображение Измайловского моста - гравюра по рисунку Дамам-Демартре, и я высказал предположение о том, что у моста с самого начала не было башенок. Теперь, когда мне известны изображения М.Н.Воробьева и А.Н.Раковича, я должен признать, что это предположение было ошибочным.

 

 

В 1889 - 1890 гг. "Гарновский дом" подвергся перестройке по проекту военного инженера Г.М.Житкова. Всё здание было надстроено до четырех этажей. Изменено оформление портиков: ионический ордер был заменен дорическим, а вместо треугольного фронтона на Фонтанке и аттика на Измайловской проспекте появились довольно примитивные аттики какой-то странной, причудливой формы. Кое-где на фасадах появились новые, тоже весьма примитивные украшения. Тем не менее и в таком виде это огромное монументальное здание производит сильное впечатление.

 

Фасад по Фонтанке:

 

 

29 августа 2009 г.

 

 

Фасад по Измайловскому проспекту:

 

 

29 августа 2009 г. 5 ноября 2007 г.

 

 

5 ноября 2007 г.

 

(На фасаде видны тени Троицкого собора и памятника Славы.)

 

 

Теперь рассмотрим здание на правом углу Измайловского проспекта.

На показанной выше гравюре по рисунку М.-Ф.Дамам-Демартре на этом месте видно эффектное классицистическое здание с церковью-ротондой на углу и портиками на обоих фасадах. Это, вероятно, госпиталь Измайловского полка, спроектированный Л.Руска около 1804 года. Однако неизвестно, было ли здание построено (по некоторым данным, построено в 1804 г., но через год сгорело; по другим данным, проект вообще не был осуществлен, см. [68,69]). Вполне возможно, что Дамам-Демартре и это здание изобразил не с натуры, а использовал  проект.

Позже, в 1840 г. по проекту другого представителя той же семьи архитекторов - Ф.И.Руска был построен неплохой ампирный доходный дом, сохранившийся до нашего времени (наб. Фонтанки, 122/1):

 

 

5 ноября 2007 г. 24 февраля 2013 г. 5 ноября 2007 г.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.