ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ФУРШТАТСКАЯ УЛИЦА

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Основной источник данных - [1]. Другие источники оговариваются особо.

 

Следующее здание по левой стороне (Фурштатская ул., 24):

 

 

24 мая 2016 г.

 

 

15 сентября 2007 г.

 

Это бывший особняк князя В.С.Кочубея, построенный в 1908 - 1910 гг. по проекту Р.Ф.Мельцера - выдающееся произведение позднего модерна.

Черты "чистого" модерна - асимметрия (уравновешенная, не бросающаяся в глаза), гладкие стены, облицованные белым кирпичом - сочетаются с изящными классицизирующими украшениями - керамическими рельефами в аттиках, металлическими решетками. Элегантный фасад характерен для позднего творчества Р.Ф.Мельцера (ср., например, особняк Бранта на Троицкой площади или дворец В.Кн. Михаила Александровича на Английской наб., 54).

В здании сохранилась внутренняя отделка [8], но я ее, к сожалению, не видел, даже на фотографиях.

 

 

Фурштатская ул., 26:

 

 

24 мая 2016 г.

 

Судя по архитектуре, этот жилой дом построен в 1930-х гг. К сожалению, история строительства и имя архитектора мне неизвестны. Между тем я назвал бы его в числе лучших произведений архитектуры того времени. Очень хороша асимметричная композиция с частичным отступом от красной линии. Архитектура близка к конструктивизму, но сочетается с элементами модернизированной неоклассики - и эти элементы не выглядят чужеродными (как в большинстве подобных случаев), а действительно облагораживают фасад.

 

 

Фурштатская ул., 28:

 

 

24 мая 2016 г.

 

 

23 апреля 2013 г.

 

Доходный дом М.Е.Зенкевич, получил нынешний вид в результате перестройки в 1901 г. по проекту К.В.Бальди [3, №2136; 8, с. 474].

Фасад в стиле модерн - прекрасная работа Бальди, выдающегося петербургского архитектора (лучшая его работа - доходный дом Ф.И.Танского на Большой Дворянской улице (ул. Куйбышева, 21)).

Парадная лестница довольно красива, но, как это ни странно, весьма далека от модерна, она выполнена в духе неоготики (возможно, сохранена старая отделка). К сожалению, теперь попасть на нее затруднительно, и пока я не могу представить ее фотографии.

Здание с узким фасадом уходит довольно далеко вглубь территории, оно П-образное в плане. Вот как выглядит двор (снимок сделан в сторону улицы):

 

 

23 апреля 2013 г.

 

Дворовые фасады значительно проще, носят утилитарный характер - но и они производят приятное впечатление благодаря хорошим пропорциям.

 

 

Фурштатская ул., 30, фотография 1934 г. [24]:

 

 

 

Бывший особняк Е.Е.Бранденбурга. Надстроен и расширен в 1849 г. по проекту Н.П.Гребенки. Эклектика, неплохой фасад в "стиле Людовика XVI".

Современный вид:

 

 

24 мая 2016 г.

 

Декор в значительной степени ободран, фасад выглядит менее интересно.

 

 

Фурштатская ул., 32, фотография 1934 г. [25]:

 

 

 

Особняк З.А.Хитрово. В 1871 - 1873 гг. расширен с изменением фасада, арх. К.К.Кольман. Эклектика, рядовой дом. Похоже, что часть декора сохранилась от прежнего ампирного фасада (сандрики, карниз с модульонами). К сожалению, на фотографии фасад изображен не полностью. Судя по левому краю старой фотографии следующего дома (см. далее), а также по правому краю данной фотографии, фасад был асимметричным: справа был ризалит в одну ось с воротами внизу, завершавшийся лучковым (?) фронтоном.

Нынешний вид:

 

 

24 мая 2016 г.

 

Дом надстроен на один этаж. Пожалуй, в данном случае надстройка выполнена вполне тактично, с сохранением стиля.

 

 

 

Дом по Фурштатской улице, 34 представлял собой красивое, эффектное произведение архитектуры эклектики. Вот его фотография, выполненная в начале XX в. К.К.Буллой [15]:

 

 

 

Особняк графа А.Ф.Орлова-Денисова-Никитина, 1898 г., арх. С.В.Лебедев. В начале XX в. принадлежал графу Н.Н.Граббе. К 1917 году в здании располагалось посольство США.

 

А вот как выглядит это здание теперь:

 

 

24 мая 2016 г.

 

Здание совершенно обезличено. Глядя на него, невозможно даже заподозрить былое веоиколепие.

 

 

Следующие два дома имеют один и тот же адрес: Фурштатская ул., 36 (второй дом выходит на угол Воскресенского проспекта (пр. Чернышевского, 15).В настоящее время оба они заняты роддомом. Однако о роддоме я скажу чуть позже, в связи с угловым домом, в котором только он первоначально и находился.

А сейчас рассмотрим первый дом:

 

 

24 мая 2016 г. 15 сентября 2007 г.

 

Этот доходный дом построен в 1898 - 1899 г. по проекту Н.Ф.Беккера. Красивый, эффектный фасад - характерная работа этого архитектора, представителя эклектики, построившего в Петербурге более 30 домов.

 

 

Между этим и следующим зданием - ворота, ведущие на территорию роддома:

 

 

15 сентября 2007 г. 24 ноября 2007 г. 24 мая 2016 г.

 

Когда именно появились львы на воротах, мне неизвестно. В [9] утверждается, что они установлены в 2015 г. Однако помещенная здесь фотография 2007 г. свидетельствует о том, что львы стояли здесь и раньше. В то же время можно заметить, что нынешние скульптуры немного отличаются в деталях от прежних. Видимо, в 2015 г. ворота были отремонтированы.

 

 

И, наконец, угловой дом (Фурштатская ул., 36/15). Он был построен в 1825 г. по проекту Л.И.Шарлеманя 2-го; первоначально здание было трехэтажным [11, с.220].

В 1869 г. здание было перестроено под особняк К.Л.Шуленбурга, арх. Г.Б.Цинке. Вот как выглядел этот особняк [9]:

 

 

 

Это было красивое, добротное здание в духе эклектики.

 

В 1937 г. в здании открылся роддом №2 (или, как его сейчас называют, роддом на Фурштатской). Во время блокады он оставался единственным действующим роддомом в городе. [9].

Со временем роддом стал расширяться, занял также соседнее здание (рассмотренное нами перед этим). Был перестроен и бывший особняк, это произошло в 1960 - 1962 гг. [9]. Вот как теперь выглядит здание:

 

 

24 мая 2016 г.

 

Перестройка довольно варварская, вообще характерная для хрущевского времени. Здание надстроено на два этажа, при этом ободраны многие украшения, а самое главное - безжалостно уничтожен эркер. Впрочем, на углу уцелели некоторые детали отделки - лепные украшения над окнами второго этажа, узорчатый балкон; благодаря этому нижняя часть закругленного угла и сейчас выглядит довольно изящно - чего, к сожалению, не скажешь о здании в целом.

 

 

Рядом с этим зданием, на пр. Чернышевского (бывшем Воскресенском проспекте) стоит еще один примечательный дом. На сайте нет раздела, посвященного этому проспекту, так как все остальные сколько-нибудь интересные дома на нем - угловые и о них сказано в разделах, посвященных пересекающим его улицам (в том числе и в данном разделе). Приходится написать об этом доме здесь, чтобы не потерять данные о нем.

Современный адрес дома: пр. Чернышевского, 13:

 

 

4 сентября 2023 г.

 

По внешнему виду совершенно ясно, что перед нами старый дом в стиле классицизма, позже надстроенный на один этаж.

В [1] имеются сведения о том, что он надстроен в 1877 г. по проекту В.М.Карловича. Но когда же был построен первоначальный классицистический дом?

Ответ на этот вопрос содержится в чертеже фасада, хранящемся в Научно-исследовательском музее при Российской Академии художеств (НИМ РАХ КП-198/257. А-13077 [39]):

 

 

 

Аннотация музея: "Проект неизвестного здания на Воскресенском проспекте в Петербурге. Фасад", т. е. здание не идентифицировано. Между тем совершенно очевидно, что это именно данный дом.

На чертеже написано: "Проект фасада для дома на Воскресенском проспекте. Составил и чертил Алексей Томилов 1804-го года". Итак, проект был составлен в 1804 г. и, вероятно, вскоре осуществлен. Больше того: указано и имя архитектора - Алексей Томилов.

 

По ссылке можно посмотреть  фрагмент плана С.-Петербурга 1803 г. [41а] (слева Литейный проспект, справа Воскресенский проспект, наверху Нева; данный участок обведен красными линиями). Видно, что в 1803 г. никаких строений на этом месте еще не было. Таким образом, проект 1804 г. относится не к перестройке существующего дома, а к строительству нового.

Для сравнения представлен фрагмент плана 1819 г. [41б]. Здесь уже показан дом - с тремя ризалитами на лицевом фасаде (ср. проект 1804 г.) и с надворным флигелем по правой границе, очертания которого сохраняются до нашего времени (ср. карту "Яндекса" в режиме "спутник" или "гибрид").

 

Интересная подробность: есть основания считать, что автор проекта - Алексей Романович Томилов (1779-1848) - меценат, коллекционер картин и рисунков,  художник-любитель, а по образованию - военный инженер (я подробнее написал о нем в разделе "Старая Ладога", в связи с расположенной там бывшей его усадьбой Успенское). Я высказал предположение об этом на сайте Citywalls, и в последующей дискуссии участнице, выступающая под ником Lonely Walker, удалось найти данные, с высокой степенью вероятности подтверждающие это предположение. См. [42].

 

Дом в проекте - двухэтажный с мезонином. У дома красивый фасад в чистых, благородный формах классицизма. На втором этаже в центре четырехколонный портик ионического ордера, а по краям два трехчастных (венецианских) окна.

К сожалению, я не видел изображений этого дома до надстройки. Но судя по существующему фасаду, осуществленный фасад был, во всяком случае, близок к проекту.

Фасад после надстройки В.М.Карловича, до поздних изменений изображен на фотографии около 1960 г. [40]:

 

 

 

Карлович украсил надстроенный этаж над старым портиком еще четырьмя колоннами дорического ордера. В крайних ризалитах над трехчастными окнами второго этажа устроил новые широкие окна со сдвоенными пилястрами по сторонам. (Заметим, что окна второго этажа были именно трехчастными, как в проекте 1804 г. - это хорошо видно для левого окна.) Наличники окон, при всей их скромности, характерны именно для архитектуры эклектики.

Карлович несколько обогатил и декор второго этажа в соответствии с новыми вкусами: нижняя часть колонн портика оказалась украшена каннелюрами, а над трехчастными окнами в ризалитах появились треугольные сандрики с огромными акротериями. Впрочем, на мой взгляд, эти добавления выглядели несколько аляповато. Возможно, в это же время появились неоготические балконные решетки.

Несколько позже появления этой фотографии - очевидно, в 1960-1970-х гг. - часть эклектического декора фасада была уничтожена. Но я должен сказать, что это один из крайне немногих случаев (чуть ли не единственный), когда такое изменение не вызывает во мне протеста: именно благодаря этому изменению фасаду в значительной степени возвращено прежнее благородство классицизма. Жаль только, что вместо прежних трехчастных окон по краям на втором этаже были сделаны менее красивые двухчастные.

 

 

 

Вторая редакция 10 сентября 2023 г.

Последнее обновление 11 декабря 2023 г.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.