ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ КАЗАЧЬИ ПЕРЕУЛКИ

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Большой и Малый Казачьи переулки получили название по находившейся здесь в XVIII в. слободе донских казаков. В 1925 г. эти переулки были объединены под одним названием - переулок Ильича. С 1993 г. переулкам возвращены их подлинные названия (хотя, как это ни печально, музей Ленина здесь существует и сейчас под другим названием).

 

Большой и Малый Казачьи переулки образуют довольно сложное, нерегулярное пространство. Вот фрагмент карты "Яндекса":

 

 

 

Большой Казачий переулок имеет Г-образную форму. Он начинается от Гороховой улицы, затем через некоторое поворачивает влево под углом 90° и идет по направлению к Загородному проспекту. Первое колено - короткое и широкое (длина около 130 м, ширина более 20 м). Второе колено - более длинное (почти 250 м) и очень узкое (8 м). В дальнейшем мы будем называть первое колено широкой частью переулка, а второе - узкой частью.

Пространство усложняется Малым Казачьим переулком (тоже довольно узким), соединяющим широкую часть Большого Казачьего переулка с набережной Фонтанки.

 

В этих, казалось бы, захолустных местах в последней четверти XIX - начале XX в. было построено несколько красивых зданий в духе эклектики и модерна.

 

Правда, я должен с большим прискорбием сказать, что наиболее интересное из этих зданий в советское время варварски, безжалостно изуродовано. Мы начнем рассмотрение именно с этого здания - что совершенно естественно, поскольку именно оно было первым по времени и задало тон архитектуре других домов, которые сохранились до нашего времени.

 

 

Бывшие бани Е.С.Егорова

Большой Казачий пер., 11

 

По адресу: Большой Казачий пер., 11 находится большой комплекс корпусов разной этажности. Сейчас это в основном жилые здания, и только часть двухэтажного корпуса, выходящего в узкую часть переулка, занята банями.

Однако сначала было не так. В 1875 г. владелец этого участка Ефим Савельевич Егоров, богатый купец, коммерции советник, благотворитель, один из видных петербургских старообрядцев [4, 12] - затеял строительство огромного комплекса народных бань, а также доходного дома, выходящего в широкую часть переулка. Проект выполнил П.Ю.Сюзор - один из лучших петербургских архитекторов-эклектиков, построивший (в числе прочего) несколько петербургских бань [1, 6].

Но в следующем, 1876 году строительство по неизвестным причинам затормозилось. Через пять лет, в 1881 г., когда оно по-прежнему стояло на месте, в еженедельнике "Неделя строителя" появилась такая заметка [6]:

"Замечателен дом СПб. купца Е.С.Егорова в Казачьем переулке и замечательны в нем бани: первый, совершенно отстроенный, по проекту художника архитектуры П.Ю.Сюзора, прекрасный с фасада стоит пустым и, как кажется, жильцы сюда нарочно не допускаются; что же касается бань, то последние все еще отстраиваются. Более пяти лет г. Егоров ведет эту постройку, и когда она будет окончена - никто не знает, так как Е.С. постоянно придумывает новые затеи в отмену уже исполненных работ. Стоустая молва распускает слух, что Е.С.Егоров решился никогда не кончать этих построек из опасения, чтобы не сбылось сделанное ему неприятное предсказание."

(Что за предсказание, не говорится, видимо, о нем многие знали. Из более поздней статьи [4] видно, что речь шла о предсказании некоей цыганки.)

 

В следующем, 1882 г. строительство было, наконец, продолжено и в основном закончено к 1885 г. При этом П.Ю.Сюзор, видимо, частично переработал проект в соответствии с пожеланиями Е.С.Егорова. Во всяком случае, дом, задуманный сначала как жилой, тоже стал одним из банных корпусов. Появился огромный банный комплекс, получивший название (возможно, неофициальное) "Дома народного здравия".

 

В 1896 г. (на следующий год после смерти Е.С.Егорова) в журнале "Строитель" [4] были опубликованы чертежи здания бань, сделанные с натуры для всемирной выставки в Париже 1889 года. Позже, в 1903 г. эти чертежи были использованы (в несколько сокращенном виде) в Архитектурной энциклопедии Г.В.Барановского [5]. На этой странице я помещаю чертеж фасада и (несколько дальше) разрез. Планы этажей с пояснениями см. на отдельной странице.

Фасад здания:

 

 

 

Справа пятиэтажный корпус, выходящий в широкую часть переулка. Вероятно, он и строился первоначально как доходный дом. Однако в конечном счете в нем тоже расположились бани, а также сопутствующие им заведения (см. планы этажей).

На первом этаже был роскошно отделанный вестибюль (см. далее), из которого начиналась лестница, ведущая на все верхние этажи. Справа от вестибюля находилось заведение, которое на плане отмечено как "буфет прохладительных напитков" и в котором позже разместился ресторан (судя по надписи, которая видна на одной из фотографий, см. далее). Слева от вестибюля была парикмахерская.

На третьем (и, видимо, на втором) этаже находились помещения водолечебницы. Здесь были лечебные бани - сернистые и соляные, для лечения электричеством, песочные и др. [4]. На четвертом этаже были дорогие номерные бани - отдельные номера для мытья. На пятом этаже (так же, как и во всем остальном здании), видимо, располагались технические помещения.

 

Слева - корпус, выходящий в узкую часть переулка. Он имеет протяженность около 130 м; на чертеже показана, к сожалению, только примерно половина его фасада (но на планах можно увидеть его полностью). Этот корпус состоял из двух частей разной высоты: непосредственно в переулок выходила двухэтажная часть, а за ней, в глубине была пятиэтажная. Это было сделано для согласования высоты здания с шириной переулка, в соответствии с требованиями строительного устава [4].

Часть фасада этого корпуса (расположенная существенно правее центра, а на чертеже, наоборот, изображенная слева) выделена в двухэтажном корпусе ризалитом с двумя шатрами по краям, а в расположенном в глубине пятиэтажном корпусе - еще одним ризалитом с высокой крышей и по сторонам от него двумя меньшими ризалитами, увенчанными шатрами. Здесь в подвальном и первом этаже находились дешевые бани - мужские бани 3-го и 4-го разряда. Выше, на втором этаже размещались мужские бани 1-го и 2-го разряда, а со стороны переулка между банными помещениями, находился сообщавшийся с ними бассейн для плавания. К переулку была обращена его глухая стена на втором этаже ризалита. Из бань 1-го разряда можно было попасть и в помещение (в пятиэтажной части), где находился еще один, больший по размерам бассейн - школа плавания. (См. план второго этажа, а также иллюстрации, помещенные далее на этой странице). Кроме того, в здании бань был и гимнастический зал (он не показан на планах, но упомянут в [4]).

В левой части здания (не показанной на чертеже фасада) на первом и втором этажах находились женские бани 1-го и 3-го разряда, а еще левее - гостиница, предназначенная для тех, кто занимался продолжительным лечением [4]. При гостинице были устроены ресторан, биллиардная (на планах не обозначена) и читальная комнаты. Там же, в самой левой части на первом этаже находились контора управления и квартира конторщика.

В пятиэтажной части на третьем этаже в районе ризалита располагались восточные бани, а левее - номерные бани. Номерные бани были и на четвертом этаже. (Пятый этаж - вероятно, технический.)

 

 

А вот как выглядели корпуса бань Егорова в жизни. Слева фотография 1897 г. [7а], справа фотография Е.Ф.Феофанова, конец XIX в. (ГМИ СПб Инв.№-II-А-2930 ф [17]):

 

 

 

 

Теперь рассмотрим интерьеры.

 

На фотографии фотоателье Буллы [8] изображен один из вестибюлей:

 

 

 

Если не ошибаюсь, этот вестибюль находился в пятиэтажном корпусе в широкой части переулка, лестница ведет в водолечебницу и выше - в номерные бани (см. планы этажей). Помещение отделано с "дворцовой" роскошью - так же, как и многие другие.

 

 

В [4,5] помещен разрез здания:

 

 

 

Разрез сделан посередине ризалита корпуса в узкой части переулка и проходит через крохотный внутренний дворик (см. также планы этажей). Как видим, все помещения, предназначенные для посетителей, получили какую-то архитектурную отделку - даже бани 3-го и 4-го разряда (см. изображение помещений подвала и первого этажа в левой части изображения).

На втором этаже привлекает внимание бассейн для плавания. Вот его изображение крупнее:

 

 

 

Показан поперечный разрез. Бассейн вытянут в направлении перпендикулярно плоскости чертежа.

 

 

Как уже было сказано, в банях Егорова было два плавательных бассейна. Второй, больший по размерам - бассейн школы плавания, располагавшийся также на втором этаже, в глубине, в пятиэтажной части здания (см. план второго этажа). На разрезе он не показан, поскольку он находился не по линии разреза (ближе плоскости чертежа). Зато его вид известен по фотографии фотоателье Буллы [9]:

 

 

 

И здесь мы опять видим "дворцовую" роскошь.

Торец помещения - глухая задняя стена здания. Рядом с ней, слева в своде сделан проем, соединяющий помещение с соседней парной (она показана на разрезе) - вероятно, для подогрева. В зеркале в торце отражается противоположная стена с большим проемом, соединяющим бассейн с баней 1-го разряда; очевидно, через него и проникал свет в помещение во время фотографирования.

Подтверждение тому, что здесь изображен именно бассейн школы плавания, - фотография, изображающая группу пловцов после окончания занятий в плавательном бассейне [10]: на ней мы видим характерные детали: мостик, мужскую скульптуру с кувшином.

Заодно покажу и еще одну фотографию, помещенную в [10]: ученики школы плавания в гардеробной около печки (в центре в длинном халате - руководитель школы Л.А.Романченко). Где именно находится это помещение на плане, мне неизвестно; в то же время и здесь интересна отделка: изразцовая печь, деревянные резные украшения.

 

 

На третьем этаже находились восточные бани (см. планы третьего и четвертого этажей и разрез). Залы восточных бань соединялись с высоким восьмиугольным помещением, занимавшим по высоте два этажа (возможно, комнатой для отдыха). Это помещение показано на разрезе, хотя оно находилось дальше плоскости чертежа (а в самой плоскости чертежа на четвертом этаже стояли водяные баки); вероятно, было какое-то пояснение к чертежу, которое не воспроизведено не только в [5], но и в [4].

Повторим изображение этого помещения на разрезе крупным планом:

 

 

 

Как видим, помещение было оформлено в "мавританском стиле": с тонкими колонками, стрельчатыми арками.

 

Здесь можно посмотреть фотографию фотоателье Буллы [9], которая, судя по характеру отделки стен, сделана в той же восточной бане. Стены украшены экзотической "восточной" аркатурой, можно увидеть и некое подобие арабских надписей. И здесь же стоит вполне русская изразцовая печь.

 

Замечу, что примерно в это же время или чуть раньше были построены еще одни восточные бани, приписываемые П.Ю.Сюзору - бани Петровых на Екатерининском канале, и в них был купольный зал с очень похожей отделкой.

 

Конечно, дешевые бани 3-го и 4-го разрядов выглядели беднее. Но и они не были лишены архитектурной отделки. Мы уже видели их изображение на разрезе. Здесь можно посмотреть и фотографию [10], сделанную, очевидно, в бане одного из низших разрядов (впрочем, видимо, не самого низкого: здесь работают банщики).

 

 

 

Как уже отмечалось, на третьем и четвертом этаже в разных частях здания находились самые дорогие бани - номерные.

Общий вид раздевальни перед отдельными кабинами, фотография фотоателье Буллы [9]:

 

 

 

К сожалению, я не нашел на планах этажей такого помещения: коридор с кабинами по обе стороны. Возможно, что оно появилось при какой-то перестройке, произведенной после 1889 г., когда были сделаны чертежи.

 

 

Внутренний вид раздевальной кабины [10]:

 

 

 

 

Так же роскошно выглядели комнаты для ожидания (справа комната в "японском стиле") [10]:

 

 

 

 

Комната с обслуживающим персоналом [10]:

 

 

 

 

 

После смерти Е.С.Егорова в 1895 г. были какие-то опасения, что бани закроются (см. [4]). Однако они по-прежнему продолжали успешно функционировать, по меньшей мере, до 1917 г. В начале XX в. они носили название "Центральные бани бывшие Егорова" (под этим названием они фигурируют в справочнике "Весь Петербург" [11] с 1902 до 1917 г.; любопытно, что до 1901 г. они почему-то вообще не значатся в справочнике - хотя в первом его издании в 1894 г. упоминается Егоров Ефим Савельевич с указанием адреса: Большой Казачий пер., 11.)

 

 

 

После революции бани Егорова стали приходить в упадок. В конце концов бани остались только в части двухэтажного корпуса, причем в них не было и следа прежней роскоши, и плавательный бассейн тоже исчез. (Я знаю, о чем пишу: в детстве я иногда ходил с отцом в эти бани.)

Корпус в широкой части переулка и высокая часть за двухэтажным корпусом были перестроены в жилой дом. К сожалению, я не знаю точной даты перестройки, но она произошла в период 1930 - 1950-х гг. (На помещенной на следующей странице фотографии 1931 г. еще виден старый фасад корпуса в широкой части переулка; с другой стороны, новая отделка фасада этого корпуса сделана в духе сталинской неоклассики и не могла появиться позже 1950-х гг.).

Эта перестройка вызывает омерзение. Очень маленькие внутренние дворики - вполне нормальные для нежилого здания - совершенно не подходят для жилого дома. Этого мало: пятиэтажный дом был еще и надстроен (в основном на один этаж, но частично и на два). Темные, мрачные дворы-колодцы производят тягостное впечатление. И как будто специально для того, чтобы всё сделать еще хуже, был ободран декор фасадов - и уличных, и, судя по всему, дворовых. Получились новые, советские трущобы (справедливости ради надо сказать, явление довольно редкое).

В 1993 г. бани закрылись. Но в следующем году они открылись вновь (в тех же помещениях в двухэтажной части здания) под названием Казачьих бань.

 

 

Познакомимся со зданием бывших бань Егорова в нынешнем состоянии.

Пятиэтажный корпус в широкой части переулка:

 

 

23 апреля 2016 г.

 

Теперь эта часть здания семиэтажная. (А внутри двор-колодец, см. далее.) Впрочем, это единственная часть здания, фасад которой получил какое-никакое архитектурное оформление.

 

 

А вот как выглядит теперь корпус в узкой части переулка:

 

 

16 сентября 2012 г. 23 апреля 2016 г.

 

Даже в не подвергшейся радикальной перестройке двухэтажной части фасад ободран, вместо прежнего неоренессансного декора видны примитивные, упрощенные детали. Нет и шатров по краям ризалита, а в самом ризалите (теперь почти не читающемся) на месте глухой стены не существующего теперь бассейна появились окна.

В высокой части здания в глубине уничтожено всякое подобие отделки фасада, только остался огрызок аттика, украшавшего центр ризалита.

 

 

Теперь посмотрим внутренние дворы.

В здании бань и сейчас, как и раньше, шесть маленьких внутренних дворов. Их можно увидеть на планах здания бань. На плане подвала пять двориков обозначены цифрами 11; шестой, самый маленький - в корпусе, выходящем в широкую часть переулка - почему-то не обозначен. На плане первого этажа видны обозначения крестовых сводов в подворотнях (хотя и не во всех).

Расположение всех шести дворов видно на фрагменте карты "Яндекса":

 

 

 

В дальнейшем я называю дворы по номерам - с 1 по 6, при отсчете слева направо, если смотреть со стороны узкой части переулка (на карте "Яндекса" - справа снизу налево наверх).

Раньше (по меньшей мере, до 1970-х гг.) все дворы соединялись друг с другом. Теперь закрыты входы в 4-й двор, и нам придется заходить во дворы дважды с разных мест.

 

Сначала войдем в подворотню в левой части здания - между бывшими управлением и гостиницей (см. план первого этажа; своды подворотни на нем почти не видны):

 

 

16 сентября 2012 г.

 

В конце подворотни - два прохода в две противоположные стороны: налево в 1-й двор, направо во 2-й.

 

1-й двор:

 

 

23 апреля 2016 г.

 

Чем не "Петербург Достоевского"! (Советского происхождения.)

Вообще-то в этот двор (в отличие от остальных) раньше тоже выходили и окна жилых помещений: на первом этаже была квартира конторщика (см. план первого этажа). Но это такая мелочь по сравнению с множеством комнат в шести этажах (наверняка еще и в коммунальных квартирах)!

Кроме того, есть основания полагать, что и в этом, и во всех остальных дворах была архитектурная отделка фасадов, варварски уничтоженная при перестройке. Впрочем, об этом речь чуть дальше.

 

 

Выйдем во 2-й двор. Но прежде чем его осматривать, оглянемся на подворотню, из которой мы вышли, с проходом в 1-й двор:

 

 

16 сентября 2012 г.

 

 

А вот и 2-й двор:

 

 

23 апреля 2016 г.

 

Он немного больше, чем 1-й, но света все равно явно недостаточно.

 

 

Вид из 2-го двора на подворотню, ведущую в 3-й двор:

 

 

16 сентября 2012 г.

 

Сквозь эти ворота видны следующие, расположенные не по одной оси с ними, ведущие в 4-й двор (ср. план первого этажа), а рядом красноречивая надпись: "Прохода нет".

 

Итак, последний двор, который мы можем здесь осмотреть, - 3-й:

 

 

26 апреля 2016 г.

 

Фотографии сделаны по кругу. На первой фотографии внизу видны ворота в 4-й двор (запертые), на третьей - ворота, через которые мы прошли  из 3-го двора.

На второй фотографии довольно интересно выглядит глухая (почти полностью) стена, обращенная в сторону Большого Казачьего переулка. Здесь видны следы какой-то странной конструкции, которую можно представить себе, разглядывая планы этажей. Здесь снизу до верху шла лестница. На третьем этаже был устроен эркер, а над ним, на четвертом и пятом этажах была нависающая часть на всю ширину двора; в этой нависающей части располагался лестничный марш, ведущий на последний, пятый этаж (напомню, шестой этаж надстроен в советское время).

 

 

Остается очень пожалеть, что теперь не проникнуть в крохотный 4-й двор. Именно этот двор было бы интереснее всего посмотреть: на представленном на этой странице разрезе изображен один из его фасадов (тот, который обращен в сторону 3-го двора). Вот отдельно крупное изображение фрагмента разреза:

 

 

 

Внизу справа подворотня (в которую мы не смогли пройти), а слева вход в мужские бани 3-го и 4-го разряда (бани 4-го разряда находятся в подвале, а бани 3-го разряда на первом этаже, куда ведет лестница). То же самое симметрично повторяется на противоположной стене (не изображенной на разрезе): слева подворотня, справа вход в бани 3-го разряда в подвале и на первом этаже. (См. планы этажей.)

 

Но главное, что обращает на себя внимание: фасад имеет архитектурное оформление! И это всего лишь крохотный дворик, через который можно было попасть только в бани низших разрядов.

Думаю, совершенно естественно предположить, что и в остальных внутренних дворах фасады имели архитектурную отделку, которая, однако, была варварски уничтожена при перестройке.

(Было бы исключительно интересно посмотреть этот дворик, но пока мне это не удалось. По старой памяти могу сказать, что не помню, чтобы здесь была сохранившаяся отделка.)

 

 

В следующий, 5-й двор можно попасть через другую подворотню - у правого края двухэтажного корпуса (см. планы подвала и первого этажа):

 

 

23 апреля 2016 г.

 

Впереди - подворотня, ведущая на прилегающую территорию (см. далее; на плане первого этажа ее своды не показаны).

 

 

Вид от подворотни влево:

 

 

8 октября 2016 г.

 

Рядом с углом видны заложенные ворота в 4-й двор. Значит, отсюда в него тоже не попасть!

 

 

В 5-м дворе привлекают внимание необычные детали на двух противоположных стенах. Слева стена, обращенная от переулка, справа стена, обращенная к переулку:

 

 

23 апреля 2016 г.

 

Что это такое, я не знаю. Возможно, что это остатки прежнего декора.

 

 

Теперь рассмотрим последний, 6-й двор. (На плане подвала он почему-то не обозначен, но на плане первого этажа видны своды ведущей в него подворотни.)

Ворота в этот двор заперты, но, в отличие от ворот 4-го двора, они не глухие, и сквозь них можно увидеть хотя бы нижнюю часть:

 

 

23 апреля 2016 г.

 

Судя по планам этажей, этот двор был сначала совсем маленьким. При перестройке в советское время под жилой дом он - единственный из всех - немного увеличен (см. выше фрагмент карты "Яндекса"). Увеличение произошло, видимо, за счет уничтожения парадной лестницы, старая фотография вестибюля которой представлена выше. Хотя, конечно, и существующие его размеры слишком малы для жилого дома.

 

 

Для полноты впечатления пройдем сквозь 5-й двор и выйдем во "внешний мир". Вдоль задней стены бывших бань Егорова проходит безымянный проезд - продолжение Лазаретного переулка. Вид в сторону Загородного проспекта:

 

 

23 апреля 2016 г.

 

 

На мой взгляд, очень интересна фотография, сделанная известным искусствоведом и художником Г.К.Лукомским предположительно в 1911 г. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-867 ф [17]):

 

 

 

На этой фотографии - надо сказать, неожиданной для Лукомского - изображена задняя стена бань Егорова. Она выглядела мощно, по-своему монументально благодаря двум высоким трубам и башенке, назначение которой мне неизвестно. (Одна из труб видна на заднем плане фотографии лицевого фасада 1897 г., см. выше; башенка с куполом видна на заднем плане фотографии 1931 г., представленной в начале следующей страницы.) Теперь такую картину не увидеть: трубы разобраны при приспособлении дворовой части здания под жилье, а от башенки сохранилась только нижняя часть без купола:

 

 

23 апреля 2016 г.

 

 

(Примечание. В [17] фотографии Г.К.Лукомского дано совершенно неверное, непонятно откуда взявшееся название "Каменный остров", и только в более подробной информации об изображении  написано правильно: "Общий вид Егоровских бань со стороны двора".)

  

 

Продолжение на следующей странице.

 

 

Следующая

 

Оглавление

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.