ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КАНАЛ

Канал Грибоедова

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

По Вознесенскому мосту проходит Вознесенский проспект (в советское время - проспект Майорова). Здесь, на левом берегу (выше моста) стоял большой монументальный храм - церковь Вознесения Господня. Эта церковь, представлявшая несомненную архитектурную ценность и игравшая существенную роль в облике города, была преступно уничтожена в 1936 году.

 

Здесь представлены старые фотографии церкви: вид от Екатерининского канала [25], колокольня [25], иконостас [19]:

 

 

 

В облике церкви соединялись черты двух стилей - барокко (колокольня) и классицизма (пятиглавие) - что могло быть связано или с долгим строительством, или с перестройками (об этом скажем чуть позже). Особенно хороша была колокольня, которую считали одной из самых красивых в Петербурге.

Данные об истории строительства Вознесенской церкви, содержащиеся в разных источниках, противоречивы и (как увидим) так или иначе страдают неполнотой. Есть один момент, в котором сходятся все авторы: в создании церкви принял участие А.Ринальди - один из лучших петербургских архитекторов второй половины XVIII века, эволюционировавший в своем творчестве от барокко и рококо к строгому классицизму.

В книге Курбатова 1913 года [19, с. 203, 205] говорится:

"Церковь Вознесения. Постройка этой церкви начата А.Ринальди, но тянулась очень долго. От раннего времени сохранились ограда, чудесная колокольня, вероятно Ринальди, и, может быть, им же намеченная отличная группа куполов. Трапеза построена позже, иконостас - в конце 30-х годов XIX века. На столбах, поддерживающих купола, сохранились резные украшения растреллиевского стиля [см. правую фотографию - С.П.]. На многих иконах целы эффектные рамы елизаветинского времени. Ограда церкви относится к концу XVIII века."

В советской литературе стали писать о Вознесенской церкви только спустя долгое время после ее сноса. В монографии 1984 года о творчестве Ринальди [25, с. 154] закладка церкви отнесена к 1769 году (что довольно странно, учитывая чисто барочный характер колокольни), при этом в списке работ Ринальди в конце книги она почему-то вообще не названа.

Значительно более правдоподобные данные приведены в работах1988 года [8, №64] и 1994 года [7, том 1, №62]. Данные, приведенные в этих работах (принадлежащих одним и тем же авторам), в целом согласуются друг с другом, за исключением одного момента, о котором я скажу далее. Основные этапы строительства следующие (если не считать некоторых мелких переделок):

Церковь была заложена (взамен деревянной) в 1755 г. Автором проекта был А.Ф.Вист. Однако в 1758 г. при строительстве рухнула колокольня, и работы продолжил А.Ринальди. Строительство церкви было в основном закончено (а не начато, как утверждается в [25]) в 1769 г., однако колокольня завершена только в 1787 г.

В 1805 - 1813 гг. была осуществлена перестройка церкви по проекту Л.Руска. В [7] говорится о том, что он удлинил приделы и заменил барочный иконостас на четырехъярусный в стиле ампир. Тогда же интерьер был заново расписан, и в 1813 г. церковь была вновь освящена. В 1852 г. по проекту В.Е.Моргана иконостас был повышен на один ярус. (Судя по правой фотографии, новый, пятый ярус представлял полукруглый фронтон с Распятием над ним и двух ангелов по сторонам. Но может быть, переделка иконостаса была более значительной? - С.П.).

Более мелкие переделки (за исключением одной, о которой я далее скажу особо): в 1860 - 1861 гг. Р.Ф.Виноградов заново расписал стены и написал плафон по эскизу Ф.Г.Солнцева; в 1898 г. к алтарю были пристроены ризница и архив (арх. Р.Л.Першке; эта пристройка не видна на фотографиях); в 1903 г. на колокольне были установлены часы.

В 1796 г. на углу, у канала была построена часовня, которая в 1885 - 1886 гг. была перестроена Г.И.Карповым.

 

 

Казалось бы, данные весьма полные. Но между тем есть еще один вопрос, ответа на который я не вижу ни в одном из названных источников.

Дело в том, что, судя по старым изображениям церкви, ее пятиглавие первоначально выглядело совершенно не так, на фотографиях конца XIX - начала XX в.

К сожалению, я нигде не видел соответствующих изображений Вознесенской церкви крупным планом. Но на заднем плане она изображена у разных художников конца XVIII - начала XIX в. Рассмотрим три таких изображения:

акварель Б.Патерсена "Садовая улица у Никольского рынка" (1800);

картина И.-Г. Майра "Большой театр в Петербурге" (нач. XIX в.);

акварель Дж. Кваренги "Большой театр" (1783).

Здесь представлены фрагменты этих трех видов Петербурга, на которых изображена Вознесенская церковь:

 

 

Б.Патерсен (1800) И.-Г.Майр (нач. XIX в.) Дж.Кваренги (1783)

 

У Патерсена - наиболее детальное изображение, у Кваренги - очень беглое. Но в главном эти изображения сходятся: оказывается, первоначально пятиглавие церкви было другим, купола имели барочную усложненную форму. Этого мало: судя по изображению Патерсена, барабаны были не круглыми, а восьмигранными. (Можно предположить, что и декор церкви был менее строгим - тоже в стиле барокко; впрочем, достоверно можно говорить только о куполах.) Возможно, Ринальди не очень сильно изменил первоначальный проект Виста.

 

Но на фотографиях мы видим строгие ампирные купола.

Когда же было переделано пятиглавие? Курбатов вообще считал, что строительство церкви шло очень долго и купола сразу получили свою форму (см. цитату из его книги). Что же касается В.В.Антонова и А.В.Кобака - авторов работ [7, 8], - то их данные на этот счет в этих двух работах различны, но одинаково неудовлетворительны. В более ранней работе [8] говорится: "В 1867 - 1869 гг. архитектор Г.И.Карпов изменил форму куполов". Но этого не может быть: купола явно значительно более ранние, эпохи классицизма. В работе [7] уже ничего не сказано об этой мнимой работе Г.И.Карпова, зато написано: "Следующими работами руководил Сапегин, который в 1860 - 1861 повысил купола и изменил форму фонарика." - "Повысил купола" - это может быть и какая-то незначительная переделка.

 

 

Далее в первоначальной редакции данной страницы (20 мая 2012 г.) я написал:

"Могу предположить, что эту переделку осуществил Л.Руска в 1805 - 1813 гг., вместе с увеличением приделов и переделкой иконостаса."

И вот теперь (27 августа 2012 г.) я нашел данные, подтверждающие это предположение.

В четвертом выпуске "Историко-статистических сведений о С.-Петербургской епархии" (1875) [46] в главе "Церковь во имя Вознесения Господня" (с. 21 - 37) можно прочитать следующие сведения на странице 24:

"Около 1805 - 1806 годов в одном из главных столбов, поддерживавших купол, где была устроена кафедра для проповедника, оказалась трещина; вследствие чего куполы были разобраны и вновь сделаны по плану архитектора Руссо, под наблюдением протоиерея Иоанна Державина и церковного старосты с.-петербургского купца Сергея Стефанова. В то же время приделы из западной части храма перенесены в ряд с главным престолом Вознесения Господня и вся церковь сделана теплою. По плану того же архитектора устроен новый иконостас и св. иконы написаны вновь разными художниками. […] Все стены храма были расписаны живописью. […] По окончании всех работ по церкви приделы, перенесенные в ряд с главным алтарем, были освящены местным причтом в январе 1813 года, в два воскресные дня, один за другим последовавшие; а в третье воскресенье, 26 января того же года, и главный престол Вознесения Господня освящен преосвящ. митрополитом Амвросием."

Совершенно очевидно, что "архитектор Руссо" - это Л.Руска (ср. данные о произведенной им перестройке у В.В.Антонова и А.В.Кобака, приведенные выше). Итак, в 1805 - 1813 гг. Л.Руска не только изменил интерьеры церкви, но и переделал ее купола. Более того, именно переделка куполов и была его главной задачей.

А как же быть с изменением формы куполов в 1860-х годах? И на это мы можем найти ответ в той же книге, на странице 25:

"В 1865 - 1867 г. произведены были снова значительные исправления. Так как построенные архитектором Руссо купола были весьма плоски и совершенно не соответствовали виду колокольни, то крыши и фонарики их были значительно подняты и покрыты новым железом, окрашены белою краскою и вызолочены полосами [...]"

Эта переделка не затронула общего стиля куполов: по-прежнему сохранился их классицистический характер. (Кстати, даты переделки куполов несколько расходятся с датами, названными Антоновым и Кобаком и в [7], и в [8].)

(Рискну высказать и предположение о том, как Руска превратился в "Руссо". Дело в том, что в XIX веке фамилию Руска нередко писали и по-другому: Руско или Русско. (А одного из представителей этой семьи архитекторов мы называем так и до сих пор. Это И.Ф.Русско - один из авторов колокольни Успенского собора в центре Рязани.) Возможно, в источнике, которым пользовался автор статьи в "Историко-статистических сведениях...", была описка: пропущена буква "к".)

Как это ни странно, я до сих пор нигде не видел этих данных - хотя названный мною дореволюционный источник, конечно, не относится к числу редких и труднодоступных.

 

Примечание 2014 г. Недавно я увидел переиздание работы [7] 2010 года. В нем уже, наконец, говорится о том, что Л.Руска изменил завершение храма. Таким образом, в 2012 г. я несколько опоздал с этими данными. Но я сохраняю прежнюю редакцию страницы, с изображениями первоначальной Вознесенской церкви.

 

 

В 1923 г. указом св. патриарха Тихона церковь получила ранг собора. В 1935 г., накануне праздника Вознесения храм был закрыт, а в сентябре 1936 г. взорван. Таким образом, был уничтожен один из крупнейших храмов города, выдающийся памятник архитектуры.

 

 

 

На месте ограды уничтоженной церкви и часовни построено здание школы в духе довольно посредственной сталинской архитектуры (данные о времени постройки и об архитекторе противоречивы):

 

 

31 марта 2012 г.

 

За ним в глубине за деревьями - еще одно школьное здание, построенное непосредственно на месте церкви; его фотографию отдельно я не даю.

 

А вот как выглядит противоположный угол Вознесенского проспекта (здесь старые дома сохранились; история их строительства мне неизвестна):

 

 

31 марта 2012 г.

 

На переднем плане видны решетка и фонари Вознесенского моста. Вот его фотография отдельно (вид с Подъяческого моста):

 

 

29 мая 2008 г.

 

Существующий мост перестроен из более старого в 1957 - 1958 гг. (инж. Б.Б.Левин, арх. Л.А.Носков) [14]. Оформление моста не отличается особой оригинальностью: перила повторяют перила Итальянского и Кокушкина мостов, фонари тоже такие же, как на нескольких петербургских мостах. Тем не менее мост получился красивый, он хорошо гармонирует с окружением.

 

 

Теперь, после гибели Вознесенской церкви наиболее интересны виды вправо от канала.

 

Вознесенский проспект - один из трех лучей (вместе с Невским проспектом и Гороховой улицей), отходящих от башни Адмиралтейства. Вид от Вознесенского моста вдоль Вознесенского проспекта:

 

 

29 мая 2008 г.

 

 

Дом на правом углу Вознесенского проспекта - наб. кан. Грибоедова, 77/32 (выходящий третьим фасадом на Гражданскую улицу, 28):

 

 

31 марта 2012 г.

 

В основе это старый доходный дом, построенный в 1871 - 1872 гг. (указания об имени архитектора противоречивы: М.А.Макаров [3] или А.Л.Гольм [5]), но он явно перестроен в советское время. Здание не особенно интересное.

 

Зато при взгляде чуть вглубь мы увидим значительно более эффектное (хотя и несколько перегруженное) здание на углу Вознесенского проспекта и Гражданской (бывшей Мещанской) улицы (Вознесенский пр., 30/27):

 

 

31 марта 2012 г.

 

Этот доходный дом построен в 1875 г. по проекту В.Ф.Розинского.

 

 

На левом углу проспекта - очень красивый (на мой взгляд) доходный дом (наб. кан. Грибоедова, 79/23), построенный в 1855 г. для лампового мастера С.О.Китнера (отца известного архитектора И.С.Китнера) по проекту А.И.Ланге:

 

 

29 мая 2008 г.

 

Богатый необарочный декор предвосхищает архитектуру следующего периода - последней трети XIX века.

 

 

Рядом с этим домом - еще один, тоже принадлежавший С.О.Китнеру (наб. кан. Грибоедова, 81):

 

 

29 августа 2009 г.

 

Этот дом построен чуть раньше - в 1853 г., тоже по проекту А.И.Ланге. В отличие от предыдущего, этот дом с его строгой архитектурой еще полностью характерен для своего времени - середины XIX в.

 

 

Первая редакция - 20 мая 2012 г.

Вторая редакция - 27 августа 2012 г.

Последнее обновление - 20 ноября 2014 г.

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.