ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КАНАЛ

Канал Грибоедова

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

По Вознесенскому мосту проходит Вознесенский проспект (в советское время - проспект Майорова). Здесь, на левом берегу (выше моста) стоял большой монументальный храм - церковь Вознесения Господня. Эта церковь, представлявшая несомненную архитектурную ценность и игравшая существенную роль в облике города, была преступно уничтожена в 1936 году.

В научно-исследовательском музее при Российской Академии художеств (НИМ РАХ) хранятся обмерные чертежи Вознесенской церкви, сделанные в 1930-х гг. - возможно, именно в связи с предстоящим сносом. На сайте музея [172] представлены семь листов (вероятно, из десяти):

Лист I: западный фасад (НИМ РАХ КП-285/9. А-15451)

Лист II: восточный фасад (НИМ РАХ КП-285/10. А-15452)

Лист III: южный фасад (НИМ РАХ КП-285/1. А-26168)

Лист IV: план (НИМ РАХ КП-285/3. А-26169)

Лист VII: поперечный разрез по западным боковым куполам (НИМ РАХ КП-285/6. А-15449)

Лист VIII: поперечный разрез по трапезной (НИМ РАХ КП-285/4. А-15448)

Лист X: детали западного фасада (НИМ РАХ КП-285/8. А-15450)

 

 

Первоначально, в 1728 - 1730 гг. на этом месте была построена деревянная церковь Вознесения Господня. Автором проекта был молодой архитектор И.К.Коробов, только что вернувшийся с учебы из-за границы - в дальнейшем один из ведущих петиербургских архитекторов. Единственное известное мне изображение этой церкви - рисунок на плане Санкт-Петербурга 1753 г.:

 

 

 

Это была характерная для своего времени церковь с колокольней со шпилем.

 

В 1755 г. вместо деревянной была заложена каменная церковь. Вид от Екатерининского канала - фотография ателье Буллы, 1910-е гг. [174]:

 

 

 

 

Особенно хороша была колокольня, которую считали одной из самых красивых в Петербурге. Фотографии конца XIX - начала XX в. (слева - из книги [25], справа - фотография Е.Ф.Феофанова, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств (НИМ РАХ), инв.№ Ф-6368 [110]):

 

 

 

(На правой фотографии обрезана рамка. Оригинал )

 

 

Иконостас (НИМ РАХ инв.№ Ф-6363 [110]):

 

 

 

(Обрезана рамка. Оригинал )

 

В книге Курбатова 1913 года [66, с. 526] о церкви написано следующее:

"Церковь Вознесения. Постройка этой церкви начата А.Ринальди, но тянулась очень долго. От раннего времени сохранились ограда, чудесная колокольня, вероятно Ринальди, и, может быть, им же намеченная отличная группа куполов. Трапеза построена позже, иконостас в конце тридцатых годов. На столбах, поддерживающих купола, сохранились резные украшения со следами растреллиевского стиля. Внутри иконостас позднего (тоновского или стасовского) времени. На столбах, поддерживающих купола, эффектные рамы елизаветинского времени. Ограда церкви относится к концу XVIII века."

Облик церкви сформировался не сразу. В ее облике соединялись черты двух стилей - барокко (колокольня, декор фасадов) и классицизма (основной объем храма с пятиглавием).

Автором первоначального проекта был А.Ф.Вист. Однако в 1758 г. при строительстве рухнула колокольня, и работы продолжил А.Ринальди. Строительство церкви было в основном закончено в 1769 г., но колокольня завершена только в 1787 г. [7б,в].

К сожалению, я нигде не видел изображений крупным планом первоначальной Вознесенской церкви, начатой А.Ф.Вистом и завершенной А.Ринальди. Но на заднем плане она изображена у разных художников конца XVIII - начала XIX в. Рассмотрим три таких изображения:

акварель Б.Патерсена "Садовая улица у Никольского рынка" (1800; Эрмимтаж);

картина И.-Г. Майра "Большой театр в Петербурге" (нач. XIX в.; Русский музей);

акварель Дж. Кваренги "Большой театр" (1783).

Здесь представлены фрагменты этих трех видов Петербурга, на которых изображена Вознесенская церковь:

 

 

Б.Патерсен (1800) И.-Г.Майр (нач. XIX в.) Дж.Кваренги (1783)

 

У Патерсена - наиболее детальное изображение, у Кваренги - очень беглое. Но в главном эти изображения сходятся: первоначально пятиглавие церкви было другим, купола имели барочную усложненную форму и завершались луковичными главками. Этого мало: судя по изображению Патерсена, барабаны были не круглыми, а восьмигранными.

В начале 1810-х гг. была осуществлена перестройка церкви по проекту Л.Руска [7а-в, 46]. Характер этой перестройки обозначен в издании 1875 г. [46] (глава "Церковь во имя Вознесения Господня", с. 21 - 37):

"Около 1805 - 1806 годов в одном из главных столбов, поддерживавших купол, где была устроена кафедра для проповедника, оказалась трещина; вследствие чего куполы были разобраны и вновь сделаны по плану архитектора Руссо, под наблюдением протоиерея Иоанна Державина и церковного старосты с.-петербургского купца Сергея Стефанова. В то же время приделы из западной части храма перенесены в ряд с главным престолом Вознесения Господня и вся церковь сделана теплою. По плану того же архитектора устроен новый иконостас и св. иконы написаны вновь разными художниками. […] Все стены храма были расписаны живописью. […] По окончании всех работ по церкви приделы, перенесенные в ряд с главным алтарем, были освящены местным причтом в январе 1813 года, в два воскресные дня, один за другим последовавшие; а в третье воскресенье, 26 января того же года, и главный престол Вознесения Господня освящен преосвящ. митрополитом Амвросием."

К сожалению, имя архитектора здесь названо неправильно. "Архитектор Руссо" - это Л.Руска (ср. [7а-в]).

 

Примечания

1. В [7а] перестройка Л.Руска датируется 1805-1813 гг., а в более поздних редакциях [7б,в] 1807-1813 гг. Если время окончания работы - 1813 г. - не вызывает возражений (см. выше  цитату из [46]), то время начала, на мой взгляд, требует уточнения.

В 1810 г. Л.Руска предпринял издание альбома своих чертежей [178], в который он включил, очевидно, всё, что он успел сделать к этому времени - и реально построенные здания, и различные проекты. Вознесенской церкви в этом альбоме нет - следовательно, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что Руска выполнил проект ее перестройки не ранее 1810 года. К январю 1813 г. все работы были завершены. Таким образом, перестройку Л.Руска Вознесенской церкви следует датировать временем между 1810 и самым началом 1813 г., т.е. началом 1810-х гг.

 

2. Рискну высказать предположение о том, как Руска превратился в "Руссо". Дело в том, что в XIX веке фамилию Руска нередко писали и по-другому: Руско или Русско. (А одного из представителей этой семьи архитекторов мы называем так и до сих пор. Это И.Ф.Русско - один из авторов колокольни Успенского собора в центре Рязани.) Возможно, в источнике, которым пользовался автор статьи в [46], была описка: пропущена буква "к".

 

 

Вид церкви с куполами, переделанными Л.Руска, запечатлен на акварели В.С.Садовникова 1861 г. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга [173]:

 

 

 

Теперь пятиглавие приобрело формы характерные для классицизма, при этом купола имели разные силуэты: высокий центральный купол и низкие боковые. Эти же характерные силуэты глав видны на акварели Ф.Ф.Баганца "Петербург. Екатерининский канал", около 1855 (Русский музей, инв. № Р-5046) [175] (датировку акварели см. здесь):

 

 

 

 

В 1860-х гг. боковые купола были повышены и стали подобны по силуэту центральному куполу (по данным [7а-в], эту работу выполнил архитектор Сапегин). В [46] об этом сказано следующее:

"В 1865 - 1867 г. произведены были снова значительные исправления. Так как построенные архитектором Руссо [Руска] купола были весьма плоски и совершенно не соответствовали виду колокольни, то крыши и фонарики их были значительно подняты и покрыты новым железом, окрашены белою краскою и вызолочены полосами [...]"

Более мелкие переделки: в 1852 г. по проекту В.Е.Моргана иконостас был повышен на один ярус; в 1860 - 1861 гг. Р.Ф.Виноградов заново расписал стены и написал плафон по эскизу Ф.Г.Солнцева; в 1898 г. к алтарю были пристроены ризница и архив, арх. Р.Л.Першке (эти пристройки видны на обмерных чертежах, указанных в начале данной страницы); в 1903 г. на колокольне были установлены часы. В 1796 г. на углу, у канала была построена часовня, которая в 1885 - 1886 гг. была перестроена Г.И.Карповым. [7а-в]

 

Модель Вознесенской церкви (НИМ РАХ КП-391/? Ф-3500 [172]; время создания модели не указано - не ранее 1860-х гг.):

 

 

 

Полностью сохранялись в первоначальном виде колокольня и примыкающие к ней с обеих сторон части западного фасада трапезной (см. также обмерные чертежи по ссылкам в начале страницы).Северный и южный фасад трапезной в целом сохраняли характер переходный от барокко к классицизму, но были значительно проще в деталях; возможно, что часть их декора была утрачена. Фасады основного объема храма, а также барабаны куполов носили строгий классицистический характер, который им придал, очевидно, Л.Руска при перестройке в начале 1810-х гг. Детали отделки основного объема и куполов хорошо видны на фотографии Е.Ф.Феофанова конца XIX - начала XX в. (НИМ РАХ КП-517/973. Ф-6358 [172]):

 

 

 

Примечание. В [172] фотография помещена с ошибочной аннотацией: "Петербург. Екатерининская церковь на Васильевском острове".

 

 

В 1923 г. указом св. патриарха Тихона церковь получила ранг собора. В 1935 г., накануне праздника Вознесения храм был закрыт, а в сентябре 1936 г. взорван. Таким образом, был уничтожен один из крупнейших храмов города, выдающийся памятник архитектуры. [7а-в]

 

В советской литературе стали писать о Вознесенской церкви только спустя долгое время после ее сноса. В монографии 1984 года о творчестве Ринальди [25, с. 154] закладка церкви отнесена к 1769 году (что довольно странно, учитывая чисто барочный характер колокольни), при этом в списке работ Ринальди в конце книги она почему-то вообще не названа.

Значительно более правдоподобные данные приведены в работах1988 года [8, №64] и 1994 года [, том 1, №62]. Данные, приведенные в этих работах (принадлежащих одним и тем же авторам), в целом согласуются друг с другом, но а них не отражен очень существенный момент: хотя и упоминается  перестройка Л.Руска 1805-1813 гг., но ничего не сказано о том, что он полностью изменил форму куполов.

Следует сказать, что в более поздних изданиях книги [] (по меньшей мере, с 2003 г. - см. [], а также версию в интернете []), наконец, написано о том, что Л.Руска переделывал купол церкви (см. версию статьи в интернете []). Хотя и там об этой переделке не говорится сколько-нибудь подробно.

 

 

На месте ограды уничтоженной церкви и часовни построено здание школы в духе довольно посредственной сталинской архитектуры (данные о времени постройки и об архитекторе противоречивы):

 

 

31 марта 2012 г.

 

За ним в глубине за деревьями - еще одно школьное здание, построенное непосредственно на месте церкви; его фотографию отдельно я не даю.

 

А вот как выглядит противоположный угол Вознесенского проспекта:

 

 

31 марта 2012 г.

 

На переднем плане видны решетка и фонари Вознесенского моста. Вот его фотография отдельно (вид с Подъяческого моста):

 

 

29 мая 2008 г.

 

Существующий мост перестроен из более старого в 1957 - 1958 гг. (инж. Б.Б.Левин, арх. Л.А.Носков) [14]. Оформление моста не отличается особой оригинальностью: перила повторяют перила Итальянского и Кокушкина мостов, фонари тоже такие же, как на нескольких петербургских мостах. Тем не менее мост получился красивый, он хорошо гармонирует с окружением.

 

 

Рассмотрим два дома, которые видны на предыдущей фотографии - угловой дом (наб. канала Грибоедова, 78/25) и примыкающий к нему справа корпус (тот же адрес по набережной - дом 78). Оба эти дома принадлежали одним и тем же владельцам (см., например, [52]).

История строительства углового дома мне неизвестна. Судя по помещенной в начале страницы старой фотографии Вознесенской церкви, его облик не изменялся, по меньшей мере, с начала XX в. Здание построено, вероятно, в первой половине - середине XIX в., его архитектура близка к классицизму (в упрощенной, примитивной форме).

Соседнее здание на набережной - слева фотография 1906 г. [53], справа моя фотография 21 апреля 2019 г.:

 

 

 

Это бывшие бани Петровых, построенные в 1880 - 1881 гг.; данные об архитекторе неясны: согласно [3], это или П.Ю.Сюзор, или А.Ф.Красовский (оба принадлежат к числу ведущих петербургских архитекторов, представителей (в то время) эклектики). Сравнение фотографий показывает, что композиция фасада осталась неизменной, но детали стали другими: раньше это был характерный декор эклектики, теперь отделка существенно строже.

Весьма интересны были внутреннее устройство и отделка бань. В журнале "Нива" в 1881 г. появилась следующая заметка [54]:

"В нашем непостоянном Петербургском климате, где атмосферические изменения так быстры, мы благодаря этому, будучи постоянно подвергнуты этим изменениям, рискуем нажить себе всевозможные болезни. Самое простое и вместе с тем самое действительное средство в таком случае при всяком начале, это Турецкие бани, которые, действуя на кожу, быстро восстановляют[ся] функции и дают ей известную крепость и силу, благодаря чему она может переносить быстрые переходы от тепла к холоду. Одни из таких Восточных Турецких бань существуют в настоящее время и здесь в Петербурге, которые открыты первыми в нашей столице, у Вознесенского моста, №25 и которые по своей великолепной внутренней отделке и благодаря отличной Восточной Архитектуре и художеству, а более всего в проведении полезного как сухого, так равно и мокрого пара; свежести и сухости всего помещения, состоящего из 8 комнат, очень малым уступают первым баням в Париже и Константинополе. Взяв в кассе билет, вы входите в великолепную раздевальную этих восточных бань, Турецкие диваны которой убраны в Восточно-Персидском (Турецком) вкусе, а по стенам оной развешаны картины и зеркала, потолок же убран лепными сталактитовыми украшениями в Персидском вкусе. Потом вы, уже раздетые, входите в мыльные комнаты, которых имеется четыре с различными ваннами, дождиками и душами разной температуры, где вас, по желанию, начинает мыть, на мягких Греческих губках, искусный восточный мыльщик-грузин (есть также и русские, которые не уступают в мытье и грузинам) со всевозможными приемами восточного мытья: разминанием всех ваших членов, аккуратным втиранием мыльной пены, мочалкой или губкой. Если же вы желаете первоначально принять сухую жаркую баню, то входите в отделение 45°. Живописный купол, в который свет проникает чрез цветное стекло узорчатого трельяжа, производит на вас весьма приятное впечатление и когда вы сидите на находящихся там мраморных или липовых шлифованных скамейках, то воображаете себе, что находитесь в одной из лучших бань в Константинополе; если же вам потребуется баня более высокой температуры, для смягчения вашего тела, то вы выходите через завешанную персидским ковром дверь в отделение до 70° сухого пара, здесь, по желанию вашему, мыльщик натирает вас сухой перчаткой, губкой или щеткой весьма аккуратно и так что грязь с тела тотчас же спадает и вы чувствуете себя вполне облегченным и свежим человеком. Для любителей русской бани точно так же существует отделение парильной комнаты. В заключение всего вышеизложенного, нахожу непременным долгом сказать, что относительно общего устройства этих восточных бань нужно отдать полную справедливость строителю их, искусному архитектору Графу Сюзору, который применял лучшее устройство из всех возможных бань в Париже и Константинополе и как опытный строитель, изучивший способы лучшего устройства восточных бань, избежал весьма больших неудобств: горячего пола и деревянных сандалий или башмаков, имеющихся в других банях."

Итак, в "Ниве" названо имя архитектора П.Ю.Сюзора. Иллюстрация к заметке - чертеж отделки зала бань:

 

 

 

(Замечу, что примерно в это же время или чуть позже П.Ю.Сюзор построил еще одни восточные бани с похожим залом - в составе бань Е.С.Егорова в Большом Казачьем переулке. Увы, их отделка не сохранилась; скорее всего, и здесь теперь нет старой отделки.)

 

Бани существовали в этом здании, по меньшей мере, до 1970-х гг. Теперь здесь размещается учреждение.

 

 

 

Теперь, после гибели Вознесенской церкви наиболее интересны виды вправо от канала.

 

Вознесенский проспект - один из трех лучей (вместе с Невским проспектом и Гороховой улицей), отходящих от башни Адмиралтейства. Вид от Вознесенского моста вдоль Вознесенского проспекта:

 

 

29 мая 2008 г.

 

 

Раньше был весьма интересен дом на правом углу Вознесенского проспекта (наб. кан. Грибоедова, 77/32; третьим фасадом выходит на бывшую Мещанскую улицу, ныне Гражданская ул., 28) [74].

До рубежа 1860-х и 1870-х гг. на этом участке сохранялись двухэтажные и одноэтажные дома - рядовая застройка середины - второй половины XVIII в. (Здесь можно посмотреть фасады по Мещанской улице (фрагмент чертежа 1831 г.; слева дом в стиле барокко середины XVIII в., справа дом 1770 - 1790-х гг.), здесь - короткий фасад правого дома, выходящий в сторону Вознесенского проспекта (фрагмент чертежа 1858 г.), а здесь - фасад того же дома по набережной Екатерининского канала и фасады примыкающих к нему флигелей (фрагмент чертежа 1858 г.). Уже, по меньшей мере, в 1831 г. все эти дома составляли единое домовладение.)

В 1871 г. для новой владелицы участка - купеческой жены Н.И.Львовой на месте этих домиков был построен большой доходный дом. Автором проекта был М.А.Макаров - в то время знаменитый, очень популярный архитектор. (Подробнее о М.А.Макарове см., например, здесь.)

Чертежи М.А.Макарова, 1871 г. - фасады по Мещанской улице, по Вознесенскому проекту и по набережной Екатерининского канала:

 

 

 

 

 

 

 

Пышные фасады очень характерны для М.А.Макарова - весьма талантливого мастера архитектуры эклектики.

Фиксационные чертежи 1873 г. [75] свидетельствуют о том, что фасады были выполнены полностью в соответствии с проектом.

(По какому-то недоразумению в [5] автором этого здания назван А.Л.Гольм; эти данные безусловно ошибочны.)

 

К сожалению, это здание было разрушено во время Великой Отечественной войны. После войны оно восстановлено в довольно ординарных формах сталинской архитектуры: 

 

 

31 марта 2012 г.

 

 

При взгляде чуть вглубь мы увидим довольно эффектное (хотя и несколько перегруженное) здание на углу Вознесенского проспекта и Гражданской (бывшей Мещанской) улицы (Вознесенский пр., 30/27):

 

 

31 марта 2012 г.

 

Этот доходный дом построен в 1875 г. по проекту В.Ф.Розинского [3].

 

 

На левом углу проспекта - очень красивый (на мой взгляд) доходный дом (наб. кан. Грибоедова, 79/23), построенный в 1855 г. для лампового мастера С.О.Китнера (отца известного архитектора И.С.Китнера) по проекту А.И.Ланге [3]:

 

21 апреля 2019 г.

 

Богатый необарочный декор предвосхищает архитектуру следующего периода - последней трети XIX века.

 

 

Рядом с этим домом - еще один, тоже принадлежавший С.О.Китнеру (наб. кан. Грибоедова, 81):

 

 

29 августа 2009 г.

 

Этот дом построен чуть раньше - в 1853 г., тоже по проекту А.И.Ланге [3]. В отличие от предыдущего, этот дом с его строгой архитектурой еще полностью характерен для своего времени - середины XIX в.

 

 

Первая редакция - 20 мая 2012 г.

Вторая редакция - 27 августа 2012 г.

Третья редакция - 6 июля 2023 г.

Последнее обновление - 18 июля 2023 г.

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.