ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

МОХОВАЯ УЛИЦА (продолжение)

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Следующий дом по левой стороне (Моховая ул., 14):

 

 

4 января 2017 г. 20 апреля 2013 г.

 

 

 

20 апреля 2013 г.

 

Доходный дом О.И.Либих, построен в 1905 - 1906 по проекту Ф.И.Лидваля [1]. Незаурядное произведение архитектуры, созданное большим мастером. В элегантном асимметричном фасаде сочетаются черты разных направлений модерна. Гранит (внизу) и фактурная штукатурка -  черты северного модерна. В то же время в декоре обычные формы модерна сочетаются с мотивами ампира, придающими зданию ясно выраженный классицизирующий характер. Это одно из ранних петербургских зданий, в оформлении которого применены мотивы ампира; через два- три года такая архитектура войдет в моду - вероятно, в том числе и под влиянием Лидваля.

 

 

Дом на противоположной стороне улицы (Моховая ул., 11), первоначальный фасад, чертеж 1873 г. ([37], лист 16-17):

 

 

 

На чертеже стоит подпись архитектора Н.П.Высоцкого.

В 1878 г. дом был расширен вправо по проекту И.И.Буланова [1]. Нынешний вид здания:

 

 

5 января 2017 г.

 

Эклектика. Приятный строгий фасад. (Хотя до расширения композиция была лучше.)

 

 

Оглянемся назад и еще раз полюбуемся видом - теперь уже далеким - на прекрасный дом Бутурлиной, построенный Г.Э.Боссе:

 

 

20 апреля 2013 г.

 

 

Вновь обратимся к левой стороне улицы.

Дом по Моховой ул., 16 [1, 38] был построен в 1857 г. для семьи Шмидтов. Одним из членов этой семьи был талантливый архитектор Э.Я.Шмидт, который и был автором проекта. Фасад, чертеж Э.Я.Шмидта, 1857 ([38], лист 22-25):

 

 

 

Ранняя эклектика, красивый строгий фасад.

В 1911 г. дом был надстроен пятым этажом и мансардой по проекту Н.И.Котовича. Фасад, чертеж 1911 г. ([38], лист 42-45):

 

 

 

К сожалению, при надстройке было еще и резко упрощено оформление четвертого этажа.; на мой взгляд, фасад потерял прежнее благородство, стал безликим.

Позже (очевидно, уже в советское время) вместо мансарды был надстроен полноценный этаж:

 

 

 4 января 2017 г.

 

Такая надстройка сделала фасад еще менее выразительным. Заметим также, что оформление четвертого и пятого этажей отличается от проекта Н.И.Котовича еще более упрощенными формами (не знаю, является ли это поздним изменением или с самого начала при строительстве произошло отступление от проекта).

В существующем виде здание ординарно, это один из наименее интересных по архитектуре домов на Моховой улице. Стиль неопределенный: второй и отчасти первый этаж отделаны штукатурной "шубой", что характерно для эклектики (вероятно, "шуба" осталась от прежнего дома Э.Я.Шмидта), а выше видно какое-то примитивное подобие неоклассики.

И только навес над входом сам по себе довольно красив:

 

 

20 апреля 2013 г.

 

 

 

Следующие два участка (Моховая ул., 18, 20) в 1840 - 1850-х гг. принадлежали графине А.Р.Ламздорф.на участке по Моховой ул., 18 для нее был построен доходный дом, а на участке 20 - особняк.

 

Сначала был построен доходный дом по Моховой ул., 18 [1; 4, №1889; 39]. Проект был составлен известным архитектором А.П.Гемилианом и утвержден в конце 1843 г. (а построен, очевидно, в следующем, 1844 г.). Здесь представлен генеральный план ([39], лист 5-6); на нем выделен проектируемый дом  (нынешний дом 18), а особняка справа от него (нынешнего дома 20) еще нет - на его месте деревянные строения, впоследствии сломанные.

Лицевой фасад, чертеж А.П.Гемилиана ([39], фрагмент листа 1-2):

 

 

 

Красивое, благородное произведение ранней эклектики.

По ссылкам представлены также весь лист целиком с утверждением проекта от 30 декабря 1843 г. и проект дворовых фасадов ([39], лист 3-4), которые должны были получить хотя бы скромную архитектурную отделку (если не ошибаюсь, она не была осуществлена).

 

В 1900 г. дом принадлежал архитектору Ю.Ю.Бенуа, который выполнил проект надстройки дворовых флигелей ([39], листы 24-33). Однако этот проект не был осуществлен.

 

В 1908 г. дом был перестроен для вдовы потомственного почетного гражданина А.А.Ветошкиной по проекту И.И.Носалевича. Лицевой фасад, чертеж И.И.Носалевича, 1908 ([39], лист 64-66):

 

 

 

 Современная фотография:

 

 

20 апреля 2013 г.

 

На доме надстроены четвертый этаж и мансарда. В первых трех этажах сохраняются расположение и форма окон, дверей, ворот, а также декоративное оформление сдвоенных окон второго этажа по краям фасада. Однако в целом характер фасада изменен.

Теперь это совершенно ординарное здание, в котором трудно заподозрить былую красоту. Некоторые элементы фасада просто уродливы - тяжеловесный ряд сандриков на втором этаже, худосочный мезонин. Я бы охарактеризовал архитектуру фасада как некую жалкую потугу на неоклассику (начинавшую в это время входить в моду). Это, вероятно, первый опыт И.И.Носалевича в таком роде. Года через два - три он будет вполне успешно работать в духе неоклассики, но пока ничего хорошего не получилось.

 

Но не будем спешить переходить к следующему дому. Здесь есть кое-что довольно интересное во дворе.

Входя в подворотню, попутно обратим внимание на довольно красивые неоампирные створки ворот:

 

 

20 апреля 2013 г.

 

 

Первый двор неинтересен. Пройдем сквозь него и через следующую подворотню войдем во второй двор. Посмотрим налево - и неожиданно увидим вот такой прелестный домик:

 

 

21 апреля 2013 г.

 

В основе это старое здание служб. По материалам [39] можно отчасти проследить историю его строительства.

На генеральном плане А.П.Гемилиана 1843 г. (лист 5-6) этого флигеля на заднем дворе  еще нет. На генеральном плане 1857 г. (лист 7) на этом месте показано некое строение, имеющее, однако не такую форму. Впервые данный флигель с характерным скосом на левой стороне виден на генеральном плане 1867 г. (лист 12); здесь он обозначен как уже существующая постройка - одноэтажный сарай (литера Д). На генеральном плане И.И.Носалевича 1908 г. (лист 34) он также обозначен литерой Д, а в разрешении на строительство (обратная сторона того же листа) названо (в том числе) и разрешение на "[...] постройку частью одноярусного здания лит. Д для помещения в первом ярусе его ледника, а во втором сараев [...]".

Таким образом, здание служб, первоначально одноэтажное, было построено между 1857 и 1867 г.,  а в 1908 г. было частично надстроено (или вообще построено заново?) по проекту И.И.Носалевича. С другой стороны, теперь в здании, конечно, давно нет ни ледника, ни сараев (ни то, ни другое теперь не нужно), оно реконструировано в XX в. Когда именно произошла эта реконструкция, мне неизвестно, могу только сказать, что это было не позже 1986 г.: в этом году я впервые увидел домик, и он выглядел уже так. Скорее всего, реконструкция относится к 1970 - первой половине 1980-х гг.

 

 

Следующий дом по левой стороне (Моховая ул., 20) - бывший особняк, который в середине XIX в. принадлежал той же владелице, что и предыдущий дом - графине А.Р.Ламздорф [44].

Особняк построен по проекту архитектора Л.Л.Бонштедта. Первоначальный проект был им составлен в 1851 г., по этому проекту лицевой дом должен был быть четырехэтажным ([44], листы 1-22). В 1852 г. Бонштедт выполнил новый вариант проекта ([44], листы 23-39) - дом с лицевой стороны трехэтажный, а с надворной четырехэтажный; по этому проекту и был построен дом.

По ссылкам представлены генеральный план 1852 г. ([44], лист 23) и его фрагмент - подпись Бонштедта; кроме лицевого дома строятся также два четырехэтажных надворных флигеля. Проект фасада здания ([44], лист 37-39) и отдельно крупно фрагмент - изображение только фасада, без виз и подписей:

 

 

 

Добротный, благородный неоренессансный фасад - красивое произведение ранней эклектики.

 

В 1887 и 1890 гг. для новой владелицы - вдовы купца М.Е.Кох - в особняке были выполнены перестройки по проектам архитектора Ф.Н.Соболевского.

В 1887 г. была увеличена высота четвертого этажа с надворной стороны особняка (с лицевой стороны он трехэтажный), а также добавлены новые лестничные марши, ведущие с парадной лестницы на четвертый этаж. По ссылкам представлены генеральный план с подписью Соболевского и разрешение на строительство от 28 мая 1887 г. ([44], две стороны листа 42).

В 1890 г. Ф.Н.Соболевский выполнил новую переделку, которая существенно изменила внешний облик дома: к фасаду был добавлен большой эркер. По ссылкам представлены генеральный план с подписью Соболевского и разрешение на строительство от 13 июля 1890 г. ([44], две стороны листа 50). Фасад ([44], лист 51-52):

 

 

 

 

В таком виде фасад сохранялся, по меньшей мере, до середины XX века. Фотография около 1960 г. [43]:

 

 

 

 

Современная фотография:

 

 

20 апреля 2013 г.

 

Дом надстроен (очевидно, в 1960-х гг.), при этом фасад безжалостно, варварски изуродован. Не только уничтожен эркер, но и почти полностью ободран декор третьего этажа; так же голо выглядит и надстроенный четвертый этаж. Нет ни яркой выразительности фасада Ф.Н.Соболевского, ни благородства прежнего фасада Л.Л.Бонштедта. Теперь у здания внешне ничем не примечательный суховатый фасад.

Но если мы войдем в дом, то увидим вот такую замечательную парадную:

 

 

28 марта 2009 г.

 

По-моему, эта лестница великолепна - не какими-то богатыми украшениями (она, пожалуй, даже бедновата), а прекрасно организованным пространством, с лестничными маршами, уходящими вдаль.

Эта композиция была создана Л.Л.Бонштедтом, о чем свидетельствует чертеж 1852 г. ([44], лист 27):

 

 

 

 

Пройдем дальше по лестнице. Поднимемся на второй этаж. Вид с площадки на второй марш:

 

 

6 февраля 2010 г. 28 марта 2009 г.

 

С промежуточной площадки в обратную сторону отходят марши, ведущие на третий этаж:

 

 

6 февраля 2010 г. 20 апреля 2013 г.

 

На заднем плане левой фотографии видна лесенка, ведущая в четвертый этаж. Эту лесенку добавил Ф.Н.Соболевский в 1887 г. Вот его чертеж ( [44], лист 47-48):

 

 

 

На мой взгляд, такое добавление сделано очень тактично - оно никоим образом не нарушило цельность первоначальной композиции Бонштедта.

 

Поднявшись на четвертый этаж, увидим, что площадку огораживают такие же узорчатые перила, как на третьем этаже:

 

 

20 апреля 2013 г.

 

 

Виды в обратном направлении: слева - с лестницы, ведущей на четвертый этаж, справа - с промежуточной площадки в сторону выхода:

 

 

20 апреля 2013 г. 6 февраля 2010 г.

 

 

Выходя на улицу, обратим внимание на камин слева от выхода:

 

 

28 марта 2009 г.

 

(Фотография слегка обработана: убрана постоянно стоявшая на камине банка с окурками.)

Итак, за нынешним изуродованным, невзрачным фасадом скрывается прекрасное внутреннее пространство.

 

Примечание. В здании находится редакция журнала "Звезда". До весны 2013 г. сюда можно было свободно войти. Но, как это ни жаль, в апреле 2013 г. поставили домофон, и теперь вход затруднен. (Состояние на 2022 г.)

 

 

Л.Бонштедт в 1850 - начале 1860-х гг. работал в России (в Петербурге, Риге), а в 1863 г. уехал в Германию, где проявил себя как выдающийся мастер. Ранний, петербургский период творчества Бонштедта противоречив. В это время, пожалуй, численно преобладают посредственные работы, но есть и отдельные произведения, в которых чувствуется большой талант. Таков прежде всего особняк З.И.Юсуповой на Литейном пр., 42 (и снаружи, и внутри, в том числе во внутренних дворах). К числу лучших петербургских работ Бонштедта я отношу и парадную лестницу особняка Ламздорф. (А на сайте [11] еще и упоминается (к сожалению, без фотографий) какой-то великолепный зал в этом здании, поражающий всех входящих в него, но обычно запертый.)

 

(Следует заметить, что данные об этом особняке в официальном документе [4, №1891] содержат весьма странную ошибку: надстройка дома отнесена предположительно к концу XIX века. Между тем приведенная здесь старая фотография свидетельствует о том, что он сохранялся в прежнем виде, по меньшей мере, до середины XX века.)

 

 

Теперь посмотрим дома на правой стороне.

Моховая ул., 13:

 

 

5 января 2017 г.

 

Доходный дом, 1865, арх. В.В.Витт [1]. Эклектика. Неплохое рядовое здание.

 

 

Моховая ул., 15:

 

 

5 января 2017 г.

 

 

20 апреля 2013 г.

 

Особняк М.В.Штифтера, 1913 - 1914, арх. Л.Л.Хойновский [1]. В фасаде соединяются черты поздней эклектики (необарокко) и неоклассики. Здание выглядит весьма богато и эффектно - по-моему, даже чересчур. Масштабы слишком крупные, здание подчеркнуто выделяется из окружения - что вряд ли хорошо.

В здании сохранились богато отделанные интерьеры (в том же смешанном стиле - с чертами эклектики и неоклассики), их фотографии легко найти в интернете. (Сам я внутри не был.)

 

 

Моховая ул., 17:

 

 

5 января 2017 г.

 

Этот доходный дом построен в 1875 г. по проекту А.В.Иванова [1]. Его едва ли можно отнести к числу значительных произведений архитектора - в целом одного из крупнейших мастеров эклектики, оставившего яркий след в архитектуре Петербурга и Москвы. Но и этот дом (как и практически все построенные им здания) выглядит красиво и добротно.

 

 

Моховая ул., 19:

 

 

5 января 2017 г.

 

Здание школы, построено в 1935 г., арх. А.И.Гегелло, Д.Л.Кричевский [4, №1890] (теперь детский сад). Модернизированная неоклассика. На мой взгляд, неприятная, жесткая архитектура, характерная для того страшного времени, когда строилось здание.

 

 

Моховая ул., 21-23 (правая часть участка):

 

 

5 января 2017 г.

 

Доходный дом, 1899 - 1900, арх. М.А.Евментьев [1]. Довольно красивое здание в духе эклектики.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.