ФОТОПРОГУЛКИ

 

ПЕТЕРГОФ

ЛУГОВОЙ ПАРК

 

Оглавление

 

 

1. Запасной пруд

2. Композиция Лугового парка. Розовый павильон ("Озерки")

3. Самсоновский бассейн. Царская мельница

4. Бабигонский пруд. Церковь Царицы Александры. Сельский приказный дом

5. Бельведер

6. Руинный пруд. Саперный пруд. Орлиный пруд. Южная часть Запасного пруда. Возвращение к Розовому павильону. Выход из парка

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. Рисунки сельских зданий на Бабигоне. Петергоф, 1853  а  б  в

 

Литература

 

 

Главная страница

 

 

СхемаЛугового парка (составлена на основе схемы, приложенной к [7])

Фрагмент подробной топографической карты окрестностей Санкт-Петербурга (верстовка 1870-1890 годов) [8]

План Петергофа 1850-1853 г. (из альбома "Рисунки сельских зданий на Бабигоне", Петергоф, 1853; см. приложение)

 

 

 

Бельведер

 

Осмотрев церковь Царицы Александры, расположенную на одной из двух вершин двугорбого холма Бабигон, направимся к второй его вершине и познакомимся со стоящим на ней дворцом Бельведер. [1,с.104-106; 2,с.203,214,216,218; 3; 4, с.254; 34, с.228-245].

Вид на Бельведер с дороги, идущей от церкви, из села Низино:

 

 

 21 октября 2017 г.

 

Бельведер - главное здание Лугового парка. Раньше (до 1970-х гг. включительно) он был виден отовсюду и господствовал над всем парком. Увы, к 1980-м гг. парк зарос, и роль Бельведера в его видах упала; она по-прежнему сохраняется только в южной части парка.

 

Бельведер был построен по мысли Николая I (известен сделанный им эскиз будущего здания [4]), по проекту А.И.Штакеншнейдера. Строительство началось в 1853 г., однако после начала Крымской войны, в 1854 г. работы были приостановлены "по недоставлению из Италии, по случаю военных действий, мраморных колонн" [1, с.105]. Строительство было закончено уже после смерти Николая I, в 1856 г.

Проект  А.И.Штакеншнейдера, планы (сверху второй этаж, снизу первый этаж) [12, с.59]:

 

 

 

Сверху - лестницы, спускающиеся по восточному склону Бабигона, снизу главный фасад с входом в здание. Со стороны главного фасада к зданию примыкают оранжереи, а к ним, очевидно, перголы.

 

В альбоме "Рисунки сельских зданий на Бабигоне", Петергоф, 1853 (см. приложение) представлен немного другой вариант планов, который ближе к реально построенному зданию:

 

 

 

Здесь оранжереи не предусматриваются, остаются только перголы, расположенные не вровень с фасадом, а в глубине.

 

Проект  А.И.Штакеншнейдера, фасад со стороны восточного склона Бабигона (этот чертеж помещен в [22, с.88], но из-за плохого качества печати я воспроизвожу его здесь по другому источнику - [23]):

 

 

 

 

В альбоме "Рисунки сельских зданий на Бабигоне", Петергоф, 1853 (см. приложение) представлен чертеж того же фасада:

 

 

 

На первый взгляд, это упрощенное повторение предыдущего чертежа (в частности, не нарисованы дорожки и растительность сада). Но на самом деле здесь появляется новая, очень существенная деталь: по сторонам, на высоких пьедесталах установлены конные скульптуры. Эти скульптуры были реально установлены - это повторение знаменитых скульптур П.К.Клодта на Аничковом мосту.

 

 

Бельведер.  Литография П.Ф.Бореля по рисунку К.К.Циглера фон Шафгаузена, 1853, помещенная в в том же альбоме (напомню: в 1853 г. строительство еще не было завершено, рисунок сделан не с натуры):

 

 

 

Импозантный регулярный сад со скульптурами и павильонами не был осуществлен, вместо этого был реализован более скромный, но  значительно более живописный вариант [34, с.232]. Чертеж А.И.Штакеншнейдера, 1855 (ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 666-ар [31]):

 

 

 

На открытом пространстве устроен спускающийся по склону сад в своеобразном смешанном "регулярно-пейзажном" стиле: в саду извилистые пейзажные дорожки, однако они расположены симметрично.

 

Старая фотография Бельведера, вид с северо-запада [19, с.465]:

 

 

 

Здание выполнено в духе академизма (вообще-то у нас это направление эклектики обычно называют "неогрек", но я не люблю это жаргонное слово). Использованы мотивы античной архитектуры, но совсем не так, как это было принято в классицизме. По фронтону и карнизу расположены акротерии (совершенно не традиционные, во всяком случае, для русской школы классицизма). В декоративных деталях на первом этаже использованы мотивы ренессанса. Совершенно неклассический характер носят решетки; они отличаются от гораздо более строгих решеток, изображенных на проектных чертежах - очевидно, в процессе строительства Штакеншнейдер изменил проект в этой части.

 

Восточный фасад, гравюра К.Брота, 1860-е [11]:

 

 

 

На проекте фасада и на литографии по рисунку, выполненному с проекта, видны скульптуры, украшающие фасад. В натуре он оказался украшен скульптурами гораздо более обильно. А по сторонам от Бельведера на высоких пьедесталах были установлены (как и было задумано) конные скульптурные группы - гальванопластическая копия знаменитых коней П.К,Клодта на Аничковом мосту [1]. (В Луговом парке были еще две работы П.К.Клодта - оригинальные, не являющиеся повторениями: памятник  подвигам Саперного батальона и скульптурная группа "Орлы, нападающие на барана". Увы, обе они погибли - в разное время и при разных обстоятельствах.)

Вот как выглядел фасад со скульптурным убранством вблизи (фотография начала XX в. [2, с.203]:

 

 

 

По сторонам от лестниц стоят мраморные скульптуры, а выше - гранитный портик кариатид. Эти кариатиды - вероятно, наиболее ценная часть убранства: они созданы скульптором А.И.Теребеневым, автором знаменитых атлантов Эрмитажа. (В Луговом парке была еще одна работа А.И.Теребенева - гранитные гермы перголы у Розового павильона.)

Посередине средней площадки стояла оригинальная бронзовая скульптурная группа (фотография начала XX в. [2, с.205]):

 

 

 

Группа изображает молодого скифа, на которого напал барс, и собака, которая схватила барса за ухо и пытается оттащить его от своего хозяина. Эта скульптурная группа была в 1854 г. (во время Крымской войны) подарена Николаю I прусским королем. На бронзовом пьедестале надпись на латыни: "Z.Franz fecit, Ficher [Fischer? - С.П.] fudit" - "Ц.Франц делал, Фишер отливал" [1]. Скиф изображает Россию, Барс Австрию, а собака - эмблема верности - Пруссию, скульптура символизирует дружественное отношение Пруссии к России. Впрочем, в [2] по этому поводу написано: "Намерение Прусского короля, как известно, не исполнилось, и Император Николай имел грустный случай убедиться в обманчивом значении присланной группы, видя Пруссию на стороне врагов России." Как бы то ни было, скульптурная группа сама по себе, судя по фотографии, была талантливым произведением искусства. Вполне возможно (и даже наиболее вероятно), что она создавалась вовсе не по специальному заказу, а ее политическое толкование было придумано позже.

 

Старая фотография - терраса у южного фасада - вид на восток [5]:

 

 

 

Справа одна из конных скульптур Клодта, впереди кусочек далекого вида на окрестности. А на переднем плане легкая, кружевная решетка.

 

Дворец на высоком холме имеет форму некоего античного храма, только периптер расположен на верхнем этаже. При взгляде из парка Бельведер возвышался вдали подобно Парфенону. Правда, издали было видно и другое сооружение, совсем не похожее на античные постройки - чисто русская церковь царицы Александры (тоже построенная А.И.Штакеншнейдером), так что вся картина в целом напоминала скорее некую традиционную русскую дворянскую усадьбу с помещичьим домом и церковью, только увеличенную в масштабах:

 

 

 

Общий вид на Бабигон. Гравюра Бореля по рисунку К.К.Циглера фон Шафгаузена, 1853 (подробнее см. приложение). Это изображение уже рассматривалось на второй странице. Но, по-моему, уместно здесь ее повторить. Теперь парк зарос, и это невозможно увидеть в жизни.

 

Очень эффектны были и виды сверху, от Бельведера на окрестности. К сожалению, пока мне известна только одна старая фотография, на которой запечатлена маленькая часть такого вида - вид с колоннады в сторону церкви Царицы Александры [19, с.465]:

 

 

 

 

Скажу несколько слов об интерьерах Бельведера.

Еще один чертеж из альбома "Рисунки сельских зданий на Бабигоне", Петергоф, 1853 (см. приложение) - продольный разрез (справа восточный фасад, обращенный к склону):

 

 

 

В [1, с.105,106] дано следующее описание:

"В нижнем этаже Бельведера устроена большая белая мраморная зала с десятью колоннами каррарского мрамора, с каннелюрами и коринфскими капителями; колонны величиною семь аршин, а в поперечнике один аршин. Капители колонн замечательны по художественной работе. Пол залы мраморный. Подле зала две небольшие, но изящно отделанные комнаты. В верхнем этаже имеется также большое зало и несколько комнат, богато отделанных. Лестница из нижнего этажа в верхний, хотя и небольшая, но весьма красивая и удобная; кроме того имеется еще особое подъемное кресло."

Вероятно, колонны в нижнем зале - те самые, из-за задержки в поставке которых из Италии было приостановлено строительство Бельведера в 1854 г. (см. другую цитату из [1] в начале страницы).

 

В наше время распространены сведения о том, что пол этого зала украшен подлинной древнеримской мозаикой. Иногда добавляют, что эта мозаика происходит из Золотого дворца Нерона (называют и других римских императоров) и что раньше она украшала один из залов дома Лавалей в Петербурге, на Английской набережной (при этом не уточняется, каким образом частная собственность Лавалей вдруг была взята в царский дворец). Эту версию можно было прочитать уже в некоторых газетных статьях в 1960-х гг. - а теперь, благодаря интернету, она получила очень широкое распространение.

Но удивительное дело: в хорошем, подробном путеводителе по Петергофу 1868 года, из которого взята приведенная здесь цитата, о такой очень значительной достопримечательности ничего не говорится!

Нет ни слова о подлинной римской мозаике в путеводителе 1909 года [2], зато мозаика в Бельведере упоминается в другом месте путеводителя (с. 166) -  там, где речь идет о Петергофской гранильной фабрике (в советское время - Петродворцовый часовой завод):

"В самом Петергофе имеется множество работ ее [фабрики], как крупных, так и мелких. Таковы полы в Царицынском павильоне и Бельведере (римская мозаика), все мраморные работы у Самсона и большого грота в Нижнем саду."

Вот оно что, оказывается. Так называемая "римская мозаика" изготовлена на Петергофской гранильной фабрике, это местная работа. А то, что она подлинная древнеримская - легенда.

(Впрочем, здесь есть одно загадочное для меня обстоятельство. Имеется датируемый 1854 г. чертеж пола, подписанный А.И.Штакеншнейдером (ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 668-ар [31]), озаглавленный "План нижней залы с мраморными колоннами с показанием паркета и мозаичного пола, приобретенного у наследниц графини Лаваль". Значит, все-таки у Лавалей был приобретен мозаичный пол (или было намерение его приобрести). Но вообще-то не сказано, что эта мозаика - древнеримская...)

 

 

Во время Великой Отечественной войны Бельведер был поврежден, погибло его скульптурное убранство. В 1953 - 1954 гг. Бельведер был восстановлен, но, к сожалению, не полностью (как мы увидим дальше); здание использовалось как санаторий или профилакторий. В 1980-х гг. дворец был закрыт на повторную реставрацию, которая затянулась на долгое время. Наконец, около 2007 г. она была закончена, и в здании разместился отель "Бельведер". Можно было бы ожидать (я на это и надеялся), что теперь будут воссозданы хотя бы некоторые детали, не восстановленные при первой реставрации. Но этого не произошло.

Можно ли вообще называть реставрацией эту перестройку под отель? В довершение ко всему, уже в 2023 г. (через какте-то 16 лет после окончания работ) я увидел, что входы на террасу огорожены, а рядом написано: "Опасно для жизни. Возможно частичное обрушение здания. Проход запрещен". И полное безлюдье - как-то не похоже на действующую гостиницу... Хороша реставрация!

 

Сад, спускавшийся от Бельведера по склону холма, полностью погиб, теперь это заболоченная территория, заросшая самосевом (см. также предыдущую страницу).

 

Вот как теперь выглядит Бельведер:

 

 

21 октября 2017 г.

 

Как видим, восстановлены не все детали. Акротериев нет и в помине. Нет ваз на пьедесталах. Вместо узорчатых решеток сделаны другие, гораздо более простого рисунка. Вообще-то с решетками, кажется, не все так просто. В представленных здесь вариантах проекта фасада видны такие же строгие решетки, как сейчас. Но ведь сам Штакеншнейдер переработал свой проект. Обидно, что внесенное им усовершенствование проигнорировано при реставрации 1953 - 1954 гг. И, вероятно, это сделано не случайно: чувствуется, что архитектура здания была насильственно приближена к классицизму. (А при повторной реставрации ничего не было изменено!)

Итак, мы видим Бельведер в усеченном, обедненном виде (а мы еще не смотрели восточный фасад, еще более обедненный - правда, виной тому не плохая реставрация, а потери военного времени). И все же... как прекрасно это здание, какое-то удивительно радостное! Опять мы видим то же, что и в Розовом павильоне, да и во всем ансамбле Лугового парка: произведение, созданное с огромным "запасом красоты", остающееся прекрасным и при очень больших утратах.

 

 

Южный фасад:

 

 

21 октября 2017 г.

 

Всё содействует общему впечатлению радости - и разноцветный фасад (синеватые гранитные колонны и красно-коричневые фризы в антаблементах на обоих этажах), и затейливые декоративные барельефы над окнами второго этажа - фантазия на тему то ли помпейских росписей, то ли ренессансных гротескных орнаментов.

 

Теперь рассмотрим наиболее пострадавший восточный фасад.

Вид снизу, из бывшего сада:

 

 

21 октября 2017 г.

 

По сторонам пустые пьедесталы, на которых стояли кони Клодта. В центре на первом этаже восстановленный портик кариатид.

 

Еще один вид снизу - с лестницей перед фасадом:

 

 

21 октября 2017 г.

 

 

Еще три фотографии:

 

 

21 октября 2017 г.

 

 

Лестницы и портик кариатид - скульптуры А.И.Теребенева, реставрированные в 1953-1954 гг.:

 

 

21 октября 2017 г.

 

Как уже сказано, при восстановлении в 1953 - 1954 гг. вместо прежней решетки была установлена другая - вероятно, в соответствии с первоначальным проектом А.И.Штакеншнейдера:

 

 

21 октября 2017 г.

 

Тоже красивая решетка. Но как жаль, что не стали восстанавливать ту решетку, которая реально была здесь до разрушения, которая тоже была создана Штакеншнейдером и была лучше первоначально им задуманной. И ваз нет...

 

 

Виды от восточного фасада (на переднем плане второй и третьей фотографий - пьедестал скульптурной группы, изображающей борьбу скифа с барсом):

 

 

21 октября 2017 г. 21 октября 2017 г. 28 сентября 2023 г.

 

И сейчас открывается далекий вид на окрестности (особенно когда на деревьях мало листьев). Но как же раздражает самосев на переднем плане, на месте сада.

 

 

А вообще виды от Бельведера очень пострадали в последние 30 - 35 лет. Еще в 1960 - 1970-х гг. можно было если и не отовсюду, то хотя бы с некоторых точек увидеть отсюда широкую панораму в северном и северо-восточном направлении - пруды Лугового парка, дальше на северо-восток  город Петергоф с возвышающейся над ним башенкой вокзала, а на север Ольгин пруд с Царицыным и Ольгиным павильонами, дальше Большой дворец с золотыми куполами на краях, а за ним вдали море. Вид был захватывающий по красоте...

Последний раз я любовался этим видом, кажется, в конце 1970-х гг. (И при этом возмущался бестактностью современных архитекторов, построивших незадолго до этого точечные дома в районе новостроек к северу от железной дороги: эти дома перерезали вид на Большой дворец.) Потом в связи с повторной реставрацией территория вокруг Бельведера была огорожена, а с более низких точек эту панораму невозможно было увидеть...

Теперь (2017-2023 гг.) парк зарос настолько, что эту панораму от него совершенно невозможно увидеть. Вот жалкие остатки былой красоты - вид на северо-восток, посередине белеет едва заметная башенка петергофского вокзала:

 

 

21 октября 2017 г.

 

Надеюсь, что полноценный вид на окрестности открывается хотя бы со второго этажа Бельведера. (Сам я там был только один раз, много лет назад, когда всё было видно и с земли...)

 

 

Остается порадоваться, что все же сохраняется (пока?) хотя бы часть видов от Бельведера - на юг и юго-восток - на Бабигонский и Церковный пруды и церковь Царицы Александры:

 

 

21 октября 2017 г.

 

 

Что касается интерьеров Бельведера, то в 1953 - 1954 гг. (не в 2007 же, в самом деле!) была полностью восстановлена отделка главного зала на первом этаже - с мраморными колоннами и мраморным мозаичным полом. (Насколько я помню то, очень давнее посещение Бельведера, другие помещения на обоих этажах выглядели очень просто, хотя и имели какую-то минимальную архитектурную отделку.)

 

 

Нужно сказать еще об одном здании. Это большой полукруглый корпус к западу от Бельведера:

 

 

21 октября 2017 г.

 

Это здание построено для санатория примерно в те же годы, когда проводилась первая реставрация Бельведера - около 1953 - 1954 г. [11, с.210]. Имя архитектора мне, к сожалению, достоверно не известно.

На мой взгляд, здание получилось красивое и созвучное Бельведеру. (Я долго отказывался верить, что оно построено в советское время.) По сути дела, архитектор пошел по тому же пути, что и Штакеншнейдер, но без малейшего внешнего подражания ему: мотивы архитектурной классики получили нетрадиционную, изящную интерпретацию (слава Богу, и без малейшего привкуса "сталинского ампира"). Интересная находка - своеобразный смешанный ордер: сужающиеся кверху каннелированные колонны без баз - как в дорическом ордере - неожиданно завершаются изящными ионическими капителями.

К сожалению, одновременно с повторной реставрацией Бельведера здание было немного переделано - и переделки были в сторону ухудшения его внешнего облика. Во-первых, оно надстроено на один этаж. Во-вторых, зачем-то решили "исправить" колонны и в портиках на торцах добавили к ним базы - что сделало их довольно уродливыми; хорошо еще, что руки не добрались до остальных колонн. В целом все же стиль фасада сохранился.

 

Довольно изящно выглядит и задний фасад, обращенный к западному склону Бабигона. Отсюда открывается вид на деревню Сашино, а за ней - на бескрайние леса. Пока еще этот вид не загорожен никакими зарослями. Но, увы, уже испорчен новыми - не более чем 20-летней давности - каменными двухэтажными домами:

 

 

21 октября 2017 г.

 

 

 

Предыдущая       Следующая

 

 

Оглавление

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.