ПЕТЕРГОФ
ЛУГОВОЙ ПАРК
2. Композиция Лугового парка. Розовый павильон ("Озерки")
3. Самсоновский бассейн. Царская мельница
4. Бабигонский пруд. Церковь Царицы Александры. Сельский приказный дом
ПРИЛОЖЕНИЕ. Рисунки сельских зданий на Бабигоне. Петергоф, 1853 а б в
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рисунки сельских зданий на Бабигоне. Петергоф, 1853
(продолжение)
Павильон Озерки. Тетрадь VIII ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/99-гр [31] (воспроизводится по [34, с.213]) |
Лист 63. Павильон Озерки. Литография П.Ф.Бореля по рисунку К.К.Циглера фон Шафгаузена. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/63-гр [31] (воспроизводится по [34, с.217])
Оцифрованное изображение высокого качества имеется также на сайте Эрмитажа [6] (инв. №ЭРГ-27119); есть небольшое отличие в раскраске одежды фигурок стаффажа. Черно-белое изображение воспроизведено в [1, между с.100 и 101] и в [2, с.13].
Литография рассмотрена в основной части раздела. Павильон Озерки (другое название - Розовый павильон) построен в 1845 - 1848 гг. по проекту А.И.Штакеншнейдера. Увы, разрушен во время Великой Отечественной войны. Подробнее...
_____
Лист 64. План местности и павильона на Озерках. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/64-гр [31] (воспроизводится по [34, с.219])
На этом листе совмещены генеральный план и план здания. Слева Самсоновский бассейн, слева внизу Мельничный пруд, справа внизу Большой Круглый пруд. Все три пруда расположены на разном уровне. Слева от павильона, ниже Самсоновского бассейна - шлюз для спуска воды в Мельничный пруд. Между Мельничным и Большим Круглым прудом плотина, над которой расположен мост c перголой (полностью разрушен во время войны).
_____
Лист 65. Павильон на Озерках. Фасад, обращенный к Петергофу. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/65-гр [31] (воспроизводится по [34, с.221])
Северный фасад, выходящий в сторону Большого Круглого пруда. См. также литографию в начале тетради (лист 63).
_____
Лист 66. Павильон на Озерках. Разрез по линии А.В. Задний фасад, обращенный к Самсоновскому бассейну. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/66-гр [31] (воспроизводится по [34, с.223])
(Замечу, что здесь нет чертежа с линией А-В, на которую сделана ссылка. Впрочем, разрез и без этого вполне понятен.)
_____
Лист 67. Павильон на Озерках. Боковой фасад, обращенный к деревне Луизино. Боковой фасад, обращенный к Английскому саду. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/67-гр [31] (воспроизводится по [34, с.225])
Соответственно, восточный и западный фасады. (Ср. план Петергофа 1850-1853 г., тетрадь II, лист 7.)
_____
В отличие от остальных тетрадей, каждая из которых содержит одну цветную литографию в начале, здесь две литографии - одна в начале, а другая в конце тетради.
Лист 68. Балет на Озерках 1851 года 4-го июля (Наяда и рыбак). Литография П.Ф.Бореля по рисунку И.И.Шарлеманя. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/68-гр [31] (воспроизводится по [34, с.227])
Оцифрованное изображение высокого качества имеется также на сайте Эрмитажа [6] (инв. №ЭРГ-27124); оно отличается от данного более яркой раскраской фонариков и светящихся цветов. Черно-белое изображение воспроизведено в [1, между с. 50 и 51] и в [2, с.43].
Представление состоялось на открытом воздухе перед павильоном Озерки (Розовым павильоном). Деревянная сцена была установлена на воде, над Самсоновским бассейном, а в полукруглом углублении перед запрудой была устроена оркестровая яма.
Весьма красочное описание праздника и балета дано в издании 1868 г. [1, с. 50, 51]:
"Празднество в Петергофе 11-го июля 1851 года, по случаю дня тезоименитства Великой Княжны [опечатка; должно быть: "Великой Княгини" - С.П.] Ольги Николаевны, ныне королевы виртембергской, превзошло, по своему великолепию и по особому характеру, все празднества и иллюминации, которые бывали до того времени в Петергофе. Вся иллюминация была раскинута на пяти-верстном расстоянии от Монплезира до павильона Озерки и высот Бабьего-гона. Деревья в садах, газоны и кусты были унизаны цветными фонарями и лампами. На последней площадке верхнего сада, перед железными воротами, горел разноцветными огнями огромный щит с вензелем Великой Княгини Ольги Николаевны. Аллея самсоновского водопровода была установлена высокими шпалерами, унизанными шкаликами, а самые деревья украшены цветными фонарями. Вправо от аллеи, на поляне между деревьями и кустами представлена была живая картина "Цыганский табор", освещенная бенгальскими огнями.
Пред павильоном, на особом помосте, в уровень с водою, поставлен был для этого праздника, балетмейстером Перро, балет "Наяда и рыбак". Наяды действительно подплывали по озеру к сцене в небольших лодках, устроенных в виде раковин; декорациями для сцены служили местные вековые деревья, обставленные тропическими цветами и растениями. Вправо на дальнем плане виднелись деревни Бабьего-гона, иллюминованные по всем главным архитектурным линиям, так что очертание каждой избы ясно было видно издали. Погода в этот вечер вполне благоприятствовала представлению балета под открытым небом, и к довершению полного эффекта, во время самого представления, всплывшая на небосклоне луна отражалась и в водах озера за сценой, и в каждой блестке газовых тюник и украшениях наяд."
Там же помещено черно-белое воспроизведение данной литографии.
Память об этом празднике и о балете на воде сохранялась и через полвека. В издании 1909 г. [2] также воспроизводится эта литография (в черно-белом виде), а на странице 46 описывается праздник.
Следует сказать о некотором противоречии: в подписи к литографии представление на воде датируется 4-м июля 1851 г., а в книгах [1] и [2] - 11 июля того же года. 11 июля (24 июля по новому стилю) - это день св. Ольги, и кажется естественным устроить праздник именин в этот день.
Когда же на самом деле состоялось представление? Ясность в этом вопросе внесена в [34, с.226]:
"Хотя на листе проставлена дата 4 июля, судя по камер-фурьерскому журналу, представление состоялось именно 11 числа [...]"
Таким образом, в подписи к литографии допущена ошибка.
Лист 69. Бельведер. Литография П.Ф.Бореля по рисунку К.К.Циглера фон Шафгаузена. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/69-гр [31] (воспроизводится по [34, с.233).
Оцифрованное изображение высокого качества имеется также на сайте Эрмитажа [6] (инв. №ЭРГ-27125). Черно-белое воспроизведение этой литографии есть в [2, с. 19].
Эта литография дважды рассмотрена в основном разделе ( 1 2 ).
Главное сооружение парка - дворец Бельведер, расположенный на одной из двух вершин холма Бабигон. Он построен по проекту А.И.Штакеншнейдера в 1852 - 1856 гг. В 1853 году строительство было еще далеко не завершено, и изображение на литографии несколько отличается от того, что было построено в действительности. Реально сад перед Бельведером был выполнен по-другому - с симметрично расположенными пейзажными дорожками [34, с.232]; некоторые детали здания отличаются от первоначального проекта (см. следующий лист, а также основной раздел). Но общий характер Бельведера в целом передан вполне верно.
Сад перед Бельведером полностью погиб в Великую Отечественную войну; теперь на его месте заросшая самосевом, заболоченная территория. Сам Бельведер после военных разрушений восстановлен с большими утратами. Но все равно Бельведер и сейчас прекрасен.
_____
Лист 70. Главный фасад Бельведера. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/70-гр [31] (воспроизводится по [34, с.235])
Изображен фасад, обращенный к склону. По сторонам от здания на высоких пьедесталах стоят скульптуры укротителей коней - повторение знаменитых скульптур П.К.Клодта.
В реально построенном здании лестницы, спускающиеся к склону, получили богатое скульптурное убранство. Кроме того, перила на обоих этажах получили другой, более сложный рисунок (все эти детали погибли во время войны и не восстановлены; см. основной раздел).
_____
Лист 71. Продольный разрез Бельведера по линии А.В. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/71-гр [31] (воспроизводится по [34, с.237])
Лист 72. План Бельведера. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/72-гр [31] (воспроизводится по [34, с.239])
Наиболее эффектный интерьер - зал на первом этаже, украшенный колоннадой, с красивым мозаичнным полом (пол на чертежах не показан).
_____
Лист 73. Детальные чертежи Бельведера. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/73-гр [31] (воспроизводится по [34, с.241])
Лист 74. Детальные чертежи Бельведера. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/74-гр [31] (воспроизводится по [34, с.243])
Лист 75. Детальные чертежи Бельведера. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/75-гр [31] (воспроизводится по [34, с.245])
Церковь во имя св. Царицы Александры. Тетрадь X ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/101-гр [31] (воспроизводится по [34, с.247]) |
Лист 76. Церковь во имя Царицы Александры (на Бабигоне). Литография П.Ф.Бореля по рисунку К.К.Циглера фон Шафгаузена. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/76-гр [31] (воспроизводится по [34, с.251])
Оцифрованное изображение высокого качества имеется также на сайте Эрмитажа [6] (инв. №ЭРГ-27132).
Эта литография рассмотрена в основном разделе. Церковь построена в 1851 - 1854 гг. по проекту А.И.Штакеншнейдера (к 1853 году ее строительство было еще не закончено). Церковь находится формально за пределами парка, в селе Низино (у бывшей деревни Костино), но играет в облике парка исключительно важную роль (вместе с Бельведером) - а пока парк не зарос, эта роль была еще больше.
_____
Лист 77. Каменная церковь во имя Царицы Александры. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/77-гр [31] (воспроизводится по [34, с.253])
Лист 78. Каменная церковь во имя Царицы Александры. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/78-гр [31] (воспроизводится по [34, с.255])
_____
ВНИМАНИЕ! Для последних четырех листов в тетради расположение иллюстраций (см. файл pdf) кажется мне не вполне логичным. Здесь я рассматриваю их в другом порядке.
Лист 79. Иконостас церкви во Имя Св. Царицы Александры. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/79-гр [31] (воспроизводится по [34, с.257])
Лист 82. Точная копия с образов иконописной живописи, находившихся при ИМПЕРАТОРЕ ПЕТРЕ I в иконостасе загородной церкви в Дубках. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/82-гр [31] (воспроизводится по [34, с.263])
Эти два листа относятся к иконостасу, выполненному еще в начале XVIII в. и первоначально находившемуся в церкви при дворце Петра I в Дубках (несколько подробнее см. основной раздел, где тоже помещены эти изображения).
_____
Лист 83. Крест и колокол для церкви на Бабигоне. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/83-гр [31] (воспроизводится по [34, с.265])
_____
Лист 80. Планы домов для церковнослужителей и сельской школы. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/80-гр [31] (воспроизводится по [34, с.259])
На плане показаны не только дома, названные в заголовке, но и здание сельской полиции, которое видно на заднем плане литографии в начале тетради (чертеж фасада - тетрадь III, лист 11). К сожалению, ни одна из этих построек в "русском стиле" не сохранилась. Подробнее см. основной раздел, где тоже представлены это и следующее изображения.
_____
Лист 81. Фасады домов для церковнослужителей и сельской школы. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/81-гр [31] (воспроизводится по [34, с.261])
По данним [34, с.260], автор проекта - Э.Л.Ган, 1852 г.; подробнее см. основной раздел.
Дача в сельском вкусе. Тетрадь XI ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/102-гр [31] (воспроизводится по [34, с.267]) |
Лист 84. Вид дачи. Литография П.Ф.Бореля по рисунку К.К.Циглера фон Шафгаузена. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/84-гр [31] (воспроизводится по [34, с.269]).
Оцифрованное изображение высокого качества имеется также на сайте Эрмитажа [6] (инв. №ЭРГ-27140). Есть небольшое различие в стаффаже: у девочки слева на переднем плане - не красное платье, а синее.
Это красивое здание в "швейцарском стиле", с кирпичным нижним и деревянным верхним этажом - дача, принадлежавшая самому А.П.Кожевникову. Она находилась довольно далеко на северо-запад от Бабигона и Лугового парка - у Ораниенбаумского спуска; но, вероятно, Кожевникову хотелось увековечить себя таким образом.
Впрочем, это место все же имеет некоторое отношение к Бабигону: на соседнем участке, примыкающем к даче с востока (слева, если смотреть на литографию), находился деревянный "Сельский домик", в 1853 г. перенесенный сюда с Бабигона.
На литографии изображен главный дом дачи. Кроме него, были и два малых дома (см. далее).
_____
Лист 85. План дачи А.П.К. [Александра Павловича Кожевникова]. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/84-гр [31] (воспроизводится по [34, с.271])
Север справа. У правого края плана - Ораниенбаумское шоссе, с которого и изображен вид на главный дом дачи. У левого края - Собственный проспект, у которого находятся два малых дома.
_____
ВНИМАНИЕ! Я несколько изменил порядок следования листов (ср. файл pdf): лист 89 ставлю перед остальными листами, здесь он мне кажется более уместным.
Лист 89. Планы главного дома. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/89-гр [31] (воспроизводится по [34, с.279])
Лист 86. План главного дома. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/86-гр [31] (воспроизводится по [34, с.273])
Лист 87. Дача А.П.К. Фасад главного дома. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/87-гр [31] (воспроизводится по [34, с.275])
Лист 88. Боковые фасады главного дома. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/88-гр [31] (воспроизводится по [34, с.277])
Лист 90. План малого дома. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/90-гр [31] (воспроизводится по [34, с.281])
Лист 91. Дача А.П.К. Фасад малого дома. ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/91-гр [31] (воспроизводится по [34, с.283])
И главный дом, и малые (позже объединенные в один) сохранились до нашего времени в сильно перестроенном виде. Прежняя планировка сада не дошла до нашего времени. Литография и все другие листы из этой тетради рассмотрены в разделе "У Ораниенбаумского спуска", где представлены также современные фотографии перестроенных зданий.
Данная тетрадь - последняя в альбоме. На этом мы заканчиваем его рассмотрение.
© Прохоров С.О.