СТАРАЯ ЛАДОГА
Варяжская улица и ее окрестности
Успенский женский монастырь 1 2
Церковь Алексия человека Божия
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе
Никольский мужской монастырь 1 2
Абрамовщина
Приложение. Путь на Абрамовщину
Абрамовщина
В двух километрах к северо-западу от Старой Ладоги, в лесу находится урочище Абрамовщина - место уединенных молитв игуменьи Успенского монастыря Евпраксии.
О том, как пройти из Старой Ладоги на Абрамовщину, рассказывается в приложении на отдельной странице (представлены карта, описание пути и фотографии). Здесь мы на этом вопросе не останавливаемся.
История Абрамовщины известна, по меньшей мере с XVII века [21]. В 1671 г. воеводой в Старую Ладогу был назначен Василий Смонович Желтухин. В 1688 г. он вместе с сыном Михаилом поставил в Абрамовщине поклонный крест. Этот крест сохранялся и в начале XX века. На кресте была надпись: "ПОСТАВЛЕН СИЙ СВЯТЫЙ И ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНОМ ПОВЕЛЕНИЕМ РАБА БОЖИЯ ВАСИЛИЯ СИМАНОВИЧА И СЫНА ЕГО МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ЖЕЛТУХИНЫХ ЛЕТА 7196 [т.е. 1688]ГО ГОДУ АВГУСТА В 5 ДЕНЬ" (цитируется по [21].)
Здесь мы видим старую фотографию этого поклонного креста, укрытого более поздней сенью [19]:
К сожалению, собственно крест виден на этой фотографии плохо и к тому же повернут к нам обратной стороной. Но, насколько мне известно, есть другая фотография, на которой он виден хорошо, сделанная археологом Н.И.Репниковым в 1911 - 1912 г. [21].
Фотография начала XX века, на которой виден пригорок со стоящей вдали наверху сенью с крестом [18]:
В XVIII веке Абрамовщина по-прежнему оставалась владением Желтухиных. У этой семьи установились очень хорошие отношения с Евпраксией - игуменьей Успенского монастыря с 1779 года. В житии схиигумении Евпраксии [18] говорится о том, что помещица Желтухина пожертвовала деньги на окончание строительства колокольни (подробнее см. здесь).
Далее я приведу цитаты из жития Евпраксии [18] (приходится делать сокращения, иначе текст был бы слишком длинным):
"Семейство Желтухиных издавна отличалось благочестием. Один из Желтухиных, престарелый и разбитый параличом, ища удовлетворения душевному побуждению к уединенной молитве и богомыслию, любил часто удаляться из своей усадьбы, в четырех верстах от Успенского монастыря, на высокий пригорок, в глубине густого леса за усадьбой, куда велел себя приносить в креслах. Этот пригорок и лес, который ныне уже обратился в небольшой прилесок, - были как бы самим Провидением освящены в святилище молитвы, и составляют сокровенную святыню Успенской обители. В первые годы своего настоятельства Евпраксия, скорбя об утрате прежней беззаботности и о недостатке безмолвия, прибегла с горячим молением сердца к Богу, чтобы Он даровал ей возможность к исполнению молитвенного подвига, и была утешена таинственным гласом, указавшим ей тихое убежище в Абрамовском лесу, принадлежащем усадьбе Желтухиных. С того времени она избрала уединенный пригорок, в чаще леса, местом молитвенного своего безмолвия и отправлялась туда чрез мхи и болота, троекратно по постным дням седмицы (исключая св. четыредесятницы, когда Евпраксия заключалась в келье, и от службы до службы читала стоя св. Евангелие) после ранней обедни в монастыре, который поручала до позднего вечера попечению казначея. Там, чрез несколько времени, она приказала срубить из бревен небольшую часовню, под высокой сосной, и, своими руками ископав колодезь у самой подошвы пригорка, водрузила над ним большой деревянный крест. Колодезь этот служил как бы преддверием к избранному ею месту для ее высокого подвига: от него была проторена ею стезя к часовенке, вверх по пригорку, составляющему пред нею природную круглую площадку, среди которой всегда становилась подвижница совершать свое молитвенное правило."
"Однажды сильная буря с быстротою пронеслась над святою обителью и окрестностями и свергла с церкви Успения главу с крестом, не причинив впрочем особенного вреда в монастыре, - и Евпраксии было повелено особым гласом или откровением, - упавший, тяжелый крест, обделанный по дереву железом, снести на Абрамовщину. Подвижница немедленно повиновалась, и водрузила крест на большом суке сосны, так что утвержденный крепко в суке, он и поныне осеняет кровлю часовенки.
С той поры Евпраксия всегда имела с собой маленькую лесенку, по которой поднималась к кресту, вешала пред ним фонарь с зажженной свечей, и совершала особое ему коленопреклонение."
Если не ошибаюсь, часовня и колодец находились вблизи старого поклонного креста.
Вот еще две фотографии начала XX века [18].
Часовня Евпраксии:
Рядом с часовней виден крест, укрепленный на суку, а к самой часовне приставлена ведущая к нему лесенка.
Колодец Евпраксии:
Над колодцем - большой деревянный крест, водруженный Евпраксией. В житии [18] описаны различные случаи исцеления водой из этого колодца - и при жизни Евпраксии, и спустя много лет после ее смерти.
В советское время это святое место, конечно, было разорено. Разобрана часовня, исчезли все кресты (в том числе и поклонный крест 1688 года - ценный памятник прикладного искусства XVII века). Дольше всего сохранялся колодец, местные жители считали его воду целебной. Но в 1980-х годах при проведении мелиоративных работ на него была брошена бетонная труба, и источник заглох.
В 2003 г., еще до официального открытия Успенского монастыря его сестры расчистили источник Евпраксии и нашли старый сруб колодца. 27 сентября, в день Воздвижения Креста Господня состоялся первый после долгого перерыва крестный ход к колодцу Евпраксии (с тех пор он проводится ежегодно в этот день). А в январе 2004 г. источник ожил.
Вскоре были воссозданы колодец, крест над ним и лестница, ведущая на пригорок, к кресту. Часовня пока не восстановлена: неизвестно, где точно она стояла, и сначала предстоит найти ее фундамент. В 2013 г. был сделан поклонный крест в память о кресте, стоявшем на Абрамовщине, но установлен он не здесь, а в Успенском монастыре.
(См. [18].)
А теперь посмотрим современные фотографии.
Сначала я покажу, как выглядела Абрамовщина в 2014 г., во время моего первого посещения этого места.
Воссозданная композиция: колодец, крест и лестница:
13 августа 2014 г.
В это время у колодца была не дверца на петлях, а щит, который просто снимался за ручку (щит очень легкий, и снять его не составляло труда).
Внутренний вид колодца:
13 августа 2014 г.
На полочке стояли иконы и крест. Здесь же было маленькое пластмассовое ведерко, привязанное за веревочку; забросить его в колодец и достать воду хватило бы сил и у маленького ребенка. (Ведерко - у правого края фотографии, я его поставил туда, чтобы снять всё целиком.)
Конечно, я попил этой воды. Мне она показалась необыкновенно вкусной.
Слева от колодца к стволу дерева была прислонена приставная лесенка - очевидно, в память о лесенке, которая вела к кресту, стоящему на суку:
13 августа 2014 г.
Перед колодцем была устроена купальня, а рядом с ней - раздевалка в виде сени с крестом (не знаю, было ли здесь раньше что-то подобное):
13 августа 2014 г.
Вид на крест:
13 августа 2014 г.
Крест вблизи:
13 августа 2014 г.
Поднявшись к кресту по лестнице, мы увидим наверху красивую лесную поляну. Виды влево вперед, прямо и направо (снимки не продолжают друг друга):
13 августа 2014 г.
На краю сосновой рощи (см. правую фотографию) я увидел навес со скамеечками и местом для костра:
13 августа 2014 г.
Спасибо добрым людям, устроившим навес для путников! Я воспользовался им и поел здесь, прежде чем отправиться в обратный путь.
Всё было сделано очень хорошо, с душой.
После этого я посетил Абрамовщину еще три раза - в 2016, 2019 и 2022 г. Каждый раз я видел какие-то изменения - и, как мне кажется, эти изменения были не в лучшую сторону.
В 2016 г. рядом с колодцем и купальней стоял стенд с информацией об истории Абрамовщины. В то же время было очень обидное изменение: теперь колодец был облицован ДСП, что совершенно испортило его вид. Приставной лесенки у дерева больше не было - нет ее и сейчас (2022 г.). На поляне наверху больше не было навеса, зато скамейки выглядели более основательно.
В 2019 г. я, к своему огорчению, увидел полное запустение. Купальня исчезла, на ее месте было болото. Не было больше и стенда с информацией. Лестница справа от колодца сгнила.
К 2022 г. был наведен порядок, но, по-моему, часть прежней красоты утеряна.
Теперь посмотрим фотографии 2022 года.
Общий вид:
29 июня 2022 г.
Справа наверху крест, ниже за зарослями видна новая купальня. Слева - вновь установленный стенд с информацией (к сожалению, с той же опечаткой в начале текста, что и раньше: вместо "1779 г." написано "1879 г.").
Крест, колодец и купальня:
29 июня 2022 г.
Новая купальня выглядит довольно грубо и, по-моему, портит вид. Строго говоря, это не совсем купальня: спуска к воде нет, а внутри на стене висят ведра - нужно набрать воду в колодце и окатиться.
Колодец и крест:
29 июня 2022 г.
Теперь, слава Богу, сделана хотя бы нормальная деревянная крышка. Сруб по-прежнему облицован ДСП, но окрашен так, что безобразие облицовки замаскировано.
Колодец, лестница и крест:
29 июня 2022 г.
Лестница отремонтирована. Но перил теперь нет! Ходить по такой лестнице приходится с опаской - тем более, что в паре мест ступеньки уже разрушились.
Вид на крест:
29 июня 2022 г.
Наверху, на поляне теперь вообще нет оборудованного места для путников.
Вид сверху на колодец и купальню:
29 июня 2022 г.
Все-таки насколько же красивее была прежняя купальня (см. фотографию 2014 г., сделанную с этого же места).
И все же, несмотря на все изменения, Абрамовщина и сейчас красива.
Еще пара фотографий 2014 года:
Вид на крест с поляны:
13 августа 2014 г.
На обратном пути - выход из леса:
13 августа 2014 г.
© Прохоров С.О.