СТАРАЯ ЛАДОГА
Варяжская улица и ее окрестности
Успенский женский монастырь 1 2
Церковь Алексия человека Божия
Усадьба Успенское
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе
Никольский мужской монастырь 1 2
Приложение. Путь на Абрамовщину
Усадьба Успенское
Старая Ладога интересна не только своими древностями. В ней находится бывшая усадьба Успенское - значительный очаг культуры XIX - начала XX века.
Прекрасная статья об Успенском содержится в [6, с. 207 - 224]. Здесь я даю только очень сокращенный ее пересказ.
В 1807 г. владельцем усадьбы стал Алексей Романович Томилов - знаток искусства, меценат. Он был лично знаком с архитекторами Дж.Кваренги, А.Н.Воронихиным, художниками А.О.Орловским, О.А.Кипренским (известны три портрета А.Р.Томилова, написанные Кипренским в разные годы: 1808, 1813, 1828).
В 1812 г. Томилов вступил в ополчение. В битве под Полоцком он был ранен в ногу, и с 1815 года он уже почти безвыездно жил в Успенском. Здесь его неизменно избирали предводителем дворян Новоладожского уезда.
А.Р.Томилов собрал большую и очень ценную коллекцию рисунков русских и западноевропейских художников - в основном уже в то время, когда он жил в Успенском. По его приглашению здесь часто гостили, а иногда подолгу жили и творили художники - И.К.Айвазовский, О.А.Кипренский, А.О.Орловский, А.Г.Венецианов и многие другие, знаменитые и малоизвестные.
А.Р.Томилов умер в 1848 году и был похоронен в Успенском монастыре.
Надгробие А.Р.Томилова, фотография предположительно 1910-х гг. (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, НИМ РАХ КП-657/212. Ф-8474 [30]; изображение обработано):
В советское время монастырское кладбище было уничтожено, все надгробия утрачены.
После смерти А.Р.Томилова имение перешло по наследству к сыну - Роману Алексеевичу. Он поддерживал традиции, заведенные его отцом, в Успенское по-прежнему приезжали художники. Р.А.Томилов умер в 1864 г., имением владела его вдова, и старые традиции стали затухать. Часть коллекции рисунков была продана Д.А.Ровинскому и П.М.Третьякову.
В 1895 г. усадьба перешла по наследству к Е.Г.Шварцу (брату известного исторического живописца В.Г.Шварца). Новый хозяин возродил художественные традиции Успенского. Он пополнил коллекцию А.Р.Томилова новыми произведениями.
В 1908 г. в Успенском гостил выдающийся художник Б.М.Кустодиев. Здесь он написал картину "Монахиня" (Русский музей) - портрет монахини Успенского монастыря Олимпиады:
Кроме того, Кустодиев написал групповой портрет семьи Шварцев, а также этюд - пейзаж парка в Успенском (обе эти работы рассмотрены далее).
В 1916 г. Е.Г.Шварц продал часть коллекции, но основная ее часть в 1917 - 1918 гг. попала в музеи.
Парк усадьбы Успенское примыкает с севера непосредственно к Успенскому монастырю. До недавнего времени он был запущен. Около 2013 - 2014 г. проведена реставрация парка.
Вид от шоссе (Волховского проспекта) рядом с входом в парк:
26 июля 2014 г.
Вход - по аллее, которая видна слева. Эта аллея приводит на большую прямоугольную поляну:
26 июля 2014 г.
Вид поляны на север:
26 июля 2014 г.
Впереди флигель усадебного дома (см. далее). Левее вдали видна колокольня церкви Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе.
Аллея, проходящая недалеко от южного края поляны, ведет в восточную часть парка и выходит к берегу Волхова.
Начало аллеи:
26 июля 2014 г.
Пересечение со второй аллеей, идущей вдоль Волхова, виды с обеих аллей:
Площадка с клумбой, выложенная камнем, появилась здесь в 2013 г. На левой фотографии впереди Волхов, на правой - впереди ограда Успенского монастыря.
В конце лета 2023 г. рядом с площадкой появились деревянные декоративные скульптуры:
2 июля 2024 г.
Мне лично эти скульптуры кажутся неуместными. Хотелось бы надеяться, что они долго здесь не простоят.
Вид от этого места на ограду Успенского монастыря, в сторону Волхова:
26 июля 2014 г.
Окончание аллеи, идущей от поляны. Площадка на берегу Волхова:
26 июля 2014 г.
До реставрации здесь были густые заросли. Теперь ничто не мешает любоваться отсюда прекрасными видами.
Волхов, вид вниз по течению:
26 июля 2014 г.
Вдали, на высоком берегу видны древние могильные курганы VIII - X в. в урочище Сопки.
Впрочем, один такой курган есть и в самом парке усадьбы Успенское. Он находится недалеко от пересечения двух аллей, ближе к Волхову. Это, пожалуй, самая интересная достопримечательность парка:
26 июля 2014 г.
Виды с кургана - панорама из шести снимков:
26 июля 2014 г.
Для сравнения покажу фотографию аллеи, идущей вдоль Волхова, сделанную до реставрации:
23 июля 2009 г.
Курган едва виден за деревьями.
Один и тот же вид вдоль этой аллеи до и после реставрации:
Впереди вдали видна церковь Рождества Иоанна Предтечи, а слева флигель усадебного дома.
Вид на флигель:
23 июля 2009 г.
Флигель. Фасад, обращенный в парк:
27 мая 2018 г.
Сначала в усадьбе был деревянный дом, располагавшийся ближе к Волхову. В 1816 г. по распоряжению А.Р.Томилова (и, может быть, по его собственному проекту) рядом был построен кирпичный флигель. Вид на два дома, фотография К.К.Буллы, 1893 (Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, инв. № ОРП-3342 [25]):
(Изображение обработано; оригинал.)
Слева существующий кирпичный флигель, а впереди старый деревянный дом.
Фасад деревянного дома, обращенный в эту сторону, запечатлен на фотографии предположительно 1910-х гг. (Музей Академии художеств, НИМ РАХ КП-657/184. Ф-8489 [30]):
(Изображение обработано.)
Еще на одной фотографии изображен левый край фасада (НИМ РАХ КП-657/196. Ф-8493 [30]):
(Изображение обработано. Оригинал )
Деревянный дом соединялся с переходом с кирпичным флигелем.
Этот фасад деревянного дома виден на этюде Б.М.Кустодиева "В имении Е.Г. Шварца "Успенское" в Старой Ладоге" (1908; Тюменский музей изобразительных искусств, инв. № ТКГ Ж-880 [25]):
Изображен вид в сторону Успенского монастыря - очевидно, из окна второго этажа кирпичного флигеля. Впереди вдали не существующая теперь колокольня Успенского собора, а слева на переднем плане деревянный усадебный дом.
Торцовый фасад деревянного дома, обращенный в сторону парка и монастыря, запечатлен на фотографии К.К.Буллы 1893 г. (Музей архитектуры им. А.В.Щусева, инв.№ОРП-3340 [25]) и на фотографии предположительно 1910-х гг. (музей Академии художеств, НИМ РАХ КП-657/186. Ф-8479 [30]):
(Оба изображения обработаны.)
С этой стороны была устроена открытая веранда.
В музее Академии художеств имеется еще одна фотография этого фасада - для меня довольно загадочная (НИМ РАХ КП-657/185. Ф-8492 [30]):
(Изображение обработано.)
К сожалению, и эта фотография не датирована сколько-нибудь определенно (предположительно 1910-е гг.). Она явно более поздняя, чем предыдущая из того же музея. Веранда разобрана. Когда это произошло и по какой причине, мне неизвестно. (В [6, с. 223] упоминается театр, построенный на месте усадебного дома, но не говорится о том, когда именно он был построен (может быть, уже в советское время?). Могу предположить, что эта фотография сделана во время разборки усадебного дома.)
Однако вернемся к тому времени, когда дом был в полном порядке и веранда существовала. Фасад, обращенный на Волхов - фотография К.К.Буллы 1893 г. (Музей архитектуры им. А.В.Щусева, инв.№ ОРП-3341 [25]):
(Изображение обработано.)
В начале XX века в старом деревянном усадебном доме внутри еще сохранялась обстановка в стиле классицизма, сформировавшаяся, очевидно, в первой половине XIX в. - при жизни А.Р.Томилова. Эти интерьеры запечатлены на фотографиях, хранящихся в музее Академии художеств [30], датируемых предположительно 1910-ми годами. (Все представленные здесь фотографии обработаны.)
Гостиная - два снимка, продолжающие друг друга (НИМ РАХ КП-657/189. Ф-8482, НИМ РАХ КП-657/188. Ф-8481; ср. изображения рояля и стоящего на нем инструмента):
(Оба изображения обработаны.)
Зал обставлен ампирной мебелью, по углам - художественно оформленные печи. А на стенах висят картины из коллекции (основанной А.Р.Томиловым, а в это время принадлежавшей Е.Г.Шварцу).
На левой фотографии среди прочих картин видны портреты А.Р.Томилова и его жены В.А.Томиловой. А вот они крупным планом (НИМ РАХ КП-657/210. Ф-8476, НИМ РАХ КП-657/211. Ф-8475):
(Изображения обработаны.)
Именно эта гостиная изображена на написанном Б.М.Кустодиевым групповом портрете семьи Шварц (1908; Русский музей):
На картине изображены Евгений Григорьевич Шварц, его жена Александра Васильевна и дочь Александра Евгеньевна. Александра Васильевна сидит на том диване, который виден на левой фотографии, к дивану придвинут круглый стол - очевидно, тот, который виден на правой фотографии. По счастливому совпадению, Кустодиев изобразил гостиную в таком направлении, которое является продолжением влево левой фотографии. Печь, краешек которой виден у левого края левой фотографии, изображена здесь полностью, а дальше влево - другая стена. Только картины здесь другие; очевидно, между временем написания группового портрета и временем появления фотографий картины были перевешаны.
Еще одна гостиная - тоже с художественной печью и тоже с картинами на стенах, а также с бюстом (НИМ РАХ КП-657/190. Ф-8483):
Биллиардная (НИМ РАХ КП-657/187. Ф-8480):
(Изображение обработано.)
Печи (НИМ РАХ КП-657/195. Ф-8491, НИМ РАХ КП-657/193. Ф-8486):
(Изображения обработаны.)
Стул и банкетка (НИМ РАХ КП-657/191. Ф-8484, НИМ РАХ КП-657/192. Ф-8485):
(Изображения обработаны.)
Фотография конца XIX в., сделанная неизвестным фотографом - вид на усадьбу Успенское с правого берега Волхова (Музей архитектуры имени А.В. Щусева, инв. № ОРП-3337 [25]):
(Изображение обработано. Оригинал )
В левой половине фотографии зеленый массив парка. Посередине деревянный дом, правее кирпичный флигель, соединенный с ним переходом.
Теперь деревянного дома нет, остался только кирпичный флигель. Несомненно, он подвергался переделкам. (Судя по описанию [6], сначала здание было посередине одноэтажным, по краям двухэтажным, однако, судя по фотографии К.К.Буллы, уже к 1893 г. оно было полностью двухэтажным.)
В нынешнем виде здание выглядит малоинтересно.
Торцовый фасад:
23 июля 2009 г.
Фрагмент, представленный на правом снимке, красивее, чем здание в целом. Возможно, и всё остальное выглядело гораздо красивее, чем сейчас.
Задний фасад флигеля:
23 июля 2009 г.
(Замечу, что в ГНИМА им. А.В.Щусева, кроме показанных здесь фотографий двух усадебных домов, имеются и другие фотографии, атрибутированные как сделанные К.К.Буллой в усадьбе Успенское в 1893 г. [25]: аллея при въезде в усадьбу (инв. №№ ОРП-3338 и ОРП-3339) и виды парка (инв. №№ ОРП-3343, ОРП-3344, ОРП-3347 и ОРП-3350). Я их здесь не привожу из-за трудностей проверки правильности атрибуции (у этого музея много ошибок!) и из-за скверного качества изображений.)
Кроме парка с усадебным домом, сохранилась хозяйственная постройка усадьбы Успенское - каменная рига. Для того, чтобы ее увидеть, нужно пройти вдоль заднего фасада флигеля и выйти на шоссе. Здание бывшей риги стоит на противоположной стороне шоссе и вытянуто перпендикулярно ему:
13 августа 2014 г.
(Первая фотография представлена также на другой странице.)
Еще недавно здание использовалось (о чем говорят железобетонные плиты перекрытия, а также перегородки из силикатного кирпича в части здания ближней к шоссе (на фотографиях перегородки не видны); я смутно припоминаю, что вроде бы около 2010 г. видел на этом здании вывеску магазина. Сейчас (2014 - 2023 гг.) оно пустует.
Около 2019 г. на стене здания установлена доска с надписью: "Каменная рига усадьбы, XIX в., входившая в состав ансамбля "Комплекс построек бывшей усадьбы "Успенское". Объект культурного наследия регионального значения. Охраняется государством".
Летом 2024 г. я увидел, что здание огорожено забором. Похоже, что начинается ремонт.
© Прохоров С.О.