ВВЕДЕНО-ОЯТСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Сосны у железнодорожной станции
4 июня 2024 г.
Женский Введено-Оятский монастырь расположен в Волховском районе Ленинградской области (бывшем Новоладожском уезде Санкт-Петербургской губернии), около реки Оять, менее чем в 10 км от впадения ее в Свирь.
Проезд из Санкт-Петербурга
1) С Московского или Ладожского вокзала до станции Волховстрой, а оттуда на электричке, идущей в направлении Лодейное Поле - Свирь, до станции Оять-Волхостроевский. Монастырь находится примерно в 500 м от станции, вперед по ходу движения поезда, слева от железной дороги.
2) По Мурманскому шоссе (трасса М18) около 185 км. Немного не доезжая села Доможирово, свернуть направо, проехать 4 км в поселок Оять. Перед железнодорожным переездом повернуть налево и проехать около 800 м.
Женским монастырь стал уже в наше время. Раньше он был мужским и назывался Введенским-Островским.
У Введенского-Островского монастыря давняя история. Точная дата его основания неизвестна, но он существовал уже в первой половине XV века. Его возникновение относят к рубежу XIV и XV веков. Название монастыря, как полагают, связано с тем, что раньше в половодье вода разлившейся Ояти окружала его со всех сторон, и он оказывался на острове.
Монастырь был расположен в глухой, малонаселенной местности. (Только в 1914 - 1916 гг. мимо монастыря прошла Олонецкая железная дорога, ставшая составной частью Мурманской железной дороги.)
Введенский-Островский монастырь оказался связан с именем одного из величайших православных святых - преподобного Александра Свирского (в миру Амос, 1448 - 1533). Он родился в селе Мандеры, находившемся напротив Введенского-Островского монастыря, на противоположном, правом берегу Ояти (теперь нежилая местность). В 19 лет он тайно ушел в Валаамский монастырь. Позже и его родители - Стефан и Васса (или Василиса) - тоже постриглись в монахи под именами Сергий и Варвара. Сергий стал монахом Введено-Островского монастыря, а Варвара, видимо, выполняла послушание в том же монастыре (в то время в мужском монастыре могли жить в отдельных кельях и монахини; в 1503 году это было запрещено решением Московского Собора).
Сергий и Варвара были похоронены во Введенском-Островском монастыре. Их могилы всегда были особо почитаемы, хотя они и не были причислены к лику святых (их прославление произошло только в 2000 г.).
До начала XIX века все постройки монастыря были деревянными. В монастыре были два деревянных храма - холодный Введенский и теплый Богоявленский.
Первым каменным зданием монастыря стала Введенская церковь, построенная в 1814 - 1817 гг. [1]. Затем в 1820 - 1850-х гг. построены каменные корпуса, колокольня и ограда.
Последним крупным зданием во Введенском-Островском монастыре стал Богоявленский собор, построенный на месте прежней деревянной церкви в 1908 - 1910 гг.
Монастырь был закрыт в 1919 г. Но его храмы действовали до начала 1930-х гг. К этому времени относится подвижническая деятельность иеромонаха Николая (Евгения Арсентьевича Сергиевского), пользовавшегося большим авторитетом у местных жителей. В 1931 г. он был арестован и сослан в Котлас, но данных о его прибытии в Котлас нет.
В 1932 г. обе монастырские церкви были закрыты. Во Введенском храме устроили клуб, а Богоявленский был снесен. В монастыре расположилась центральная усадьба совхоза "Ильич", просуществовавшего до начала 90-х годов. В монастырских корпусах и даже в колокольне были устроены квартиры. В 70-х годах ураганом снесло обветшавший шатер колокольни.
В 80-х годах по другую сторону железной дороги был построен новый поселок Рассвет, в который переселилась большая часть жильцов.
В 1991 г. разрушенный монастырский комплекс был передан петербургскому Троицкому собору для ведения подсобного хозяйства. А в 1993 г. монастырь вновь был открыт - теперь как женский, под названием Введено-Оятский.
К настоящему времени Введенская церковь и все монастырские корпуса восстановлены. На месте снесенного Богоявленского собора построена новая часовня свв. Сергия и Варвары над могилами родителей св. Александра Свирского. Теперь уже, кажется, ничто не напоминает о былом запустении.
В принципе, главным входом в монастырь были западные ворота, проходящие под колокольней. Однако в наше время фактически главным входом стали ворота в южной стене, поскольку именно с юга, от железнодорожной станции обычно и приходят люди в монастырь.
Вид на монастырь с юга:
4 июня 2024 г.
22 августа 2011 г.
Слева в глубине возвышается колокольня. Правее юго-западный корпус, а за ним виднеются башенка и купола Введенской церкви. Далее вправо - невзрачная монастырская стена с воротами, ставшими главным входом в монастырь, еще правее - юго-восточный корпус.
Юго-западный корпус и колокольня крупным планом:
Вид внутрь монастыря от южных ворот:
17 августа 2013 г.
Пройдя несколько шагов, мы увидим слева Введенскую церковь во всей красе:
17 августа 2013 г.
На заднем плане - отдельно стоящая колокольня. Слева павильон над колодцем, а за ним западный корпус.
Как уже сказано, церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы - первое каменное здание монастыря. Храм построен в 1814 - 1817 гг. [1]. По стилю это произведение барокко - очень запоздалое и в то же время весьма изящное.
Обойдем вокруг Введенской церкви.
17 августа 2013 г.
4 июня 2024 г.
4 июня 2024 г.
К северу от Введенской церкви стоял собор Богоявления Господня. Старая фотография (переснята со стенда с информацией на южной стене монастыря 22 августа 2011 г.):
Храм был построен в 1908 - 1910 гг. на месте деревянной церкви XVIII века. Автор проекта - А.П.Аплаксин, талантливый петербургский архитектор, построивший в начале XX века весьма много храмов, большей частью в "неорусском стиле" (национальное направление стиля модерн). Остается очень пожалеть, что этот красивый храм, игравший существенную роль в облике монастыря, уничтожен в 1932 году.
В Богоявленском соборе (так же, как и в предшествовавшей деревянной церкви) хранилась почитаемая святыня - могилы Сергия и Варвары, родителей св. Александра Свирского. Видимо, для того, чтобы уничтожить следы могил, собор был разобран не только до основания, но и на один метр вглубь земли.
В 2000 г. Сергий и Варвара были причислены к лику святых. А в 2003 г. было найдено место их могил. Это оказалось возможно благодаря выполненным Аплаксиным чертежам собора и схемы всего монастыря с указанием могил. Над найденными могилами были установлены гробницы из карельского гранита. В 2004 - 2006 гг. на собранные "всем миром" средства над могилами была построена часовня свв. Сергия и Варвары. Вид часовни с юго-запада (слева вход в часовню):
22 августа 2011 г.
Вид с юго-востока:
17 августа 2013 г.
На мой взгляд, часовня получилась красивой и хорошо вошла в ансамбль монастыря, ее облик вполне достоин хранящейся в ней святыни.
К северо-востоку от часовни свв. Сергия и Варвары в 2006 г. поставлен памятный знак, посвященный истории Введенского-Островского монастыря:
4 июня 2024 г.
В мраморной памятной книге перечислены все имена братии Введенского-Островского монастыря в XV - XX вв., обнаруженные в архивах и других письменных источниках.
Колокольня, расположенная в западной стене Введено-Оятского монастыря:
17 августа 2013 г.
Колокольня построена в 1857 - 1859 гг., она играет существенную роль в облике монастыря. См. также фотографии в начале данной страницы и на других страницах (1 2).
Продолжение на следующей странице.
© Прохоров С.О.