ФОТОПРОГУЛКИ

 

ШЛИССЕЛЬБУРГ

 

 

Оглавление

 

Крепость Орешек  1  2  3  4

Центр города  1  2  3  4  5

Водоспуск на 3-й версте

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

Центр города (продолжение)

 

Основной источник информации - [4]. Другие источнники оговариваются особо.

 

 

Вид на Старо-Ладожский канал от бульвара:

 

 

26 апреля 2014 г.

 

Стоячая вода уже весной начинает зацветать.

Впереди виден следующий пешеходный мост - на этот раз понтонный. Вот вид на этот мост в обратную сторону, к Неве:

 

 

6 июня 2010 г.

 

На этом летнем снимке канал уже довольно основательно зарос. (Хотя... то ли мы еще увидим дальше!)

Как видно на последней фотографии, в этом месте канал делает поворот. Вид с моста на канал после поворота:

 

 

 26 апреля 2014 г.

 

Пока мы не пойдем дальше по Старо-Ладожскому каналу (этот путь показан далее, на последней странице), а обратим внимание на правый берег у поворота.

Здесь Старо-Ладожский канал соединяется с другим каналом, называвшимся Екатерининским устьем, или Екатерининским каналом, а теперь носящим официальное название Малоневский канал.

Екатерининский канал был прокопан в конце XVIII века. Он соединил Старо-Ладожский канал с протоком Малая Невка, отделяющим Екатерининский (ныне Фабричный) остров.

После прекращения (в середине XX века) судоходства по старо-Ладожскому каналу Малоневский канал тоже стал несудоходным и со временем пришел в полное запустение, теперь он заболочен; впрочем, и в таком плачевном состоянии бывший Екатерининский канал выглядит довольно живописно. Пройдемся вдоль него.

 

Вид на Екатерининский канал от Старо-Ладожского канала:

 

 

6 июня 2010 г.

 

Вдоль Старо-Ладожского канала сделана перемычка, и Екатерининский канал заболочен еще сильнее, чем Старо-Ладожский в этом районе.

На переднем плане проезжий мост, проходящий по набережной Старо-Ладожского канала. Дальше виден пешеходный мост - первый из четырех, следующих друг за другом. (Интерес в архитектурном отношении представляет только четвертый - Горбатый мост, см. далее; фотографии других мостов крупным планом я здесь не показываю.)

 

Виды Екатерининского (Малоневского) канала по мере продвижения от Старо-Ладожского канала к Малой Невке. Слева направо: вид с проезжего моста; берег между проезжим и первым пешеходным мостом; вид с первого пешеходного моста в сторону второго; вид с третьего пешеходного моста в сторону четвертого - Горбатого:

 

 

6 июня 2010 г. 26 апреля 2014 г. 6 июня 2010 г. 6 июня 2010 г.

 

 

У соединения канала с Малой Невкой в 1834 - 1841 гг. построены по проекту П.-Д.Базена новый каменный шлюз и мост, получивший название Горбатого [4]. Начнем с рассмотрения Горбатого моста. Виды со стороны Малой Невки, решетка на устое:

 

 

26 апреля 2014 г. 26 апреля 2014 г. 6 июня 2010 г.

 

К сожалению, мост искажен переделкой советского времени. До нашего времени сохранились красивые гранитные устои моста и неоготические решетки на них. Что же касается самого моста, то он первоначально был проезжим, с разводным центральным пролетом. Его ширина была больше, чем у нынешнего пешеходного моста; о первоначальной ширине можно судить по ширине устоев и расположению решеток.

 

Прежний облик моста хорошо виден на цветной фотографии С.М.Прокудина-Горского "Мост через Екатерининское устье в Шлиссельбурге" (1909 г.):

 

 

 

(Фотография реставрирована мною; см. мой другой сайт.)

Слева на заднем плане Малая Невка, а дальше возвышается Благовещенский собор.

 

Как это ни жаль, теперь, при нынешнем запустении такой далекий вид невозможно снять. Вот моя фотография примерно с этого же места:

 

 

26 апреля 2014 г.

 

Оказалось возможно с грехом пополам воспроизвести только передний план, остальное закрыто разросшейся зеленью.

Но и это еще хорошо. В 2010 году я уже пытался сделать хотя бы такой снимок, но ничего не получилось: тогда зелень была еще гуще, и был закрыт вид на канал с дороги - даже поздней осенью. Теперь заросли на берегах канала немного расчищены.

Данная фотография, а также более ранние фотографии 2010 года опубликованы мною на сайте "Храмы России" [14а]

 

Я должен сказать об ошибке, которая, к сожалению, есть в [4]. На странице 28 помещена фотография, озаглавленная "Горбатый мост на Екатерининском канале. Фотография начала XXв." Но на самом деле на ней изображен какой-то другой мост (какой - не знаю); об этом ясно говорит сравнение с фотографией Прокудина-Горского.

 

Двухэтажный каменный дом, изображенный в центре фотографии Прокудина-Горского, сохранился до нашего времени. Его можно разглядеть и на моей фотографии за деревьями. А вот он крупным планом:

 

 

26 апреля 2014 г.

 

Справа - тот фасад, который виден на фотографии Прокудина-Горского; левое окно на втором этаже теперь заложено.

 

 

Вид с Горбатого моста в сторону Малой Невки:

 

 

6 июня 2010 г.

 

Впереди двухкамерный гранитный шлюз при входе в канал с Малой Невки, построенный одновременно с Горбатым мостом. В XX веке над бездействующим шлюзом построен проезжий мост.

 

Вид на шлюз с Горбатого моста запечатлен в 1909 году еще на одной цветной фотографии С.М.Прокудина-Горского, не совсем точно названной им "Гонки на канале Петра I, г. Шлиссельбург" (на самом деле изображен не канал Петра I, т.е. Старо-Ладожский, а Екатерининский канал):

 

 

 

(Фотография реставрирована в библиотеке Конгресса США.)

Ошибку в названии фотографии обнаружил Вячеслав Ратников, см. его сообщение на форуме сайта "Храмы России" от 27 ноября 2009 г. (ник "Слава") [14б].

 

Моя фотография в том же направлении:

 

 

6 июня 2010 г.

 

Эта фотография опубликована мною на сайте "Храмы России [14в].

 

 

 

На заднем плане обеих фотографий - холм, получивший название Преображенской горы. На противоположном склоне Преображенской горы, на окраине Шлиссельбурга расположено городское кладбище. На этом кладбище стояла красивая ампирная церковь Преображения Господня. К сожалению, церковь не сохранилась; по данным [6], она разрушена в годы войны. Церковь хорошо была видна с Невы [4], но из города она была не видна, судя по фотографии Прокудина-Горского. Тем не менее я все же хочу показать, как она выглядела. Фотография ателье Буллы, 1906 [15а]:

 

 

 

Церковь была построена в 1815 - 1819 гг., арх. П.С.Пыльнев; в 1834 г. пристроена колокольня [4]. В колокольне во многих деталях видно подражание собору в крепости, но она завершалась не шпилем, а куполом.

Внутренний вид церкви - фотография ателье Буллы, 1906 [15б]:

 

 

 

 

 

Фотографии шлюза, сделанные с нынешнего проезжего моста:

 

 

26 апреля 2014 г. 26 апреля 2014 г. 6 июня 2010 г.

 

Вид в сторону Малой Невки (слева) и два вида в сторону Горбатого моста. Как видим, и со стороны Малой Невки сделана перемычка.

 

 

Вид шлюза с берега Малой Невки:

 

 

26 апреля 2014 г.

 

 

Продолжение на следующей странице.

 

 

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая  

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

 

© Прохоров С.О.