САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ВЛАДИМИРСКИЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)
Собор Владимирской иконы Божией Матери
Владимирский пр., 20
В конце Владимирского проспекта он расширяется и переходит во Владимирскую площадь. (Все здания на ней имеют адреса или по Владимирскому проспекту, или по прилегающим улицам.)
На левой стороне площади, между Колокольной улицей и Кузнечным переулком находится церковь (с 2000 г. - собор) Владимирской иконы Божией Матери - один из лучших памятников архитектуры барокко в Петербурге [5, т.5. с.351-372; 6, с.75,76].
Вид на церковь с Владимирского проспекта при входе на площадь:
13 апреля 2024 г.
Первоначальная Владимирская церковь была деревянной. Она была перенесена сюда в 1747 г. с Литейного проспекта, от Литейного двора в связи со строительством на ее месте каменного собора Сергия Радонежского. В 1748 г. деревянная церковь была освящена во имя Владимирской иконы Божией Матери. Изображение деревянной церкви на плане Санкт-Петербурга 1753 г. (плане Трускотта) [42] (подробнее см. другой раздел сайта):
В 1761 г. вместо деревянной церкви была заложена каменная. Автором проекта был, вероятно, П.-А.Трезини - один из лучших архитекторов елизаветинского барокко, позже долгое время незаслуженно полузабытый. (Не путать с Д.Трезини! Заметим, что именно П.-А.Трезини построил первый в Петербурге (по времени начала строительства) пятиглавый храм - Спасо-Преображенский собор, к сожалению, сгоревший в 1825 г.)
Церковь двухэтажная. В 1768 г. освящен главный придел нижнего храма во имя Иоанна Дамаскина, в 1769 г. - два боковых придела нижнего храма. Освящение же верхнего храма задержалось до 1788 г.
Первоначальный облик Владимирской церкви до всяких перестроек запечатлен на литографии по рисунку К.П.Беггрова 1820-х гг. (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, НИМ РАХ КП-102/184. Л-1900 [43]:
Владимирская церковь - последний петербургский монументальный храм в стиле барокко, она строилась в годы, когда в петербургской архитектуре уже бурно распространялся классицизм. Но влияние этого нового стиля никак не сказалось на ее внешнем облике. Сочный, полнокровный декор барокко соединяется с традиционным русским луковичным пятиглавием.
Классицизм дал себя знать в другом сооружении - отдельно стоящей колокольне. Она была построена в 1780-х гг. по проекту Дж.Кваренги, одного из крупнейших мастеров этого стиля. Колокольня (тоже до более поздней перестройки) видна слева от церкви.
Литография по рисунку Ф.-В.Перро (Эрмитаж, инв.№ ЭРГ-20171 [44]:
А здесь церковь изображена уже после перестройки. В 1830-1831 гг. архитектор А.И.Мельников пристроил к церкви двухэтажный притвор с внутренней лестницей. Следует признать, что Мельников в целом тактично подошел к этой работе, фасады пристройки стилизованы под барокко и вполне гармонируют со старой церковью. Но все же Мельников - представитель классицизма, и он не удержался от того, чтобы украсить главный фасад классическим портиком с фронтоном.
Теперь посмотрим современные фотографии.
18 октября 2024 г.
Колокольня на заднем плане выглядит уже не так, как на рисунках Беггрова и Перро. Она была надстроена в 1848 г. по проекту Ф.И.Руска (не путать с Л.Руска!). В [5] по этому поводу написано следующее: "Первоначально она [колокольня] была трехэтажная и представлялась по недостатку симметрии в частях [? - С.П.] и особенно по низкому овальному куполу как бы незаконченною; четвертый этаж и новый купол пристроены в 1848 г." Могу предположить и еще одну причину надстройки: колокольня возвышалась над домами на Владимирском проспекте и были видна издалека с Литейного проспекта, однако со временем дома стали более высокими и загородили виды на колокольню; надстройка возвратила колокольне ее прежнее значение.
Как бы то ни было, Ф.И.Руска прекрасно справился с задачей. Надстроенная им колокольня очень красива. Виды на колокольню с Владимирской площади и с Колокольной улицы:
Эту огромную колокольню можно увидеть и из других мест города, часто совершенно неожиданно.
Но вернемся к церкви. Вид с Владимирской площади:
13 апреля 2024 г.
Здесь находится вход в церковь. На переднем плане двухэтажный притвор, пристроенный А.И.Мельниковым в 1830-1831 гг., за ним возвышается собственно храм XVIII века. А слева в глубине видна еще одна поздняя пристройка - к северному фасаду; такая же пристройка находится и симметричное ей, со стороны южного фасада (см. следующую фотографию). Это лестницы, ведущие к боковым приделам верхнего храма, пристроенные в 1883 г. по проекту А.Л.Гольма (теперь они не используются по назначению). Пристройки тоже сделаны вполне тактично, в гармонии со старым зданием. Но все-таки жаль, что со временем оказались загорожены пристройками три фасада церкви. (А четвертый фасад, со стороны алтаря сейчас труднодоступен.) Тем не менее церковь остается прекрасной и в таком виде.
Вид с юга, с Кузнечного переулка:
18 октября 2024 г.
В 1850-1853 гг. по проекту Ф.И.Руска была построена ограда церкви с двумя часовнями на углах. Одна из часовен:
2 сентября 2023 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Часовни выполнены в изящных формах необарокко.
Владимирская церковь была закрыта в 1932 г. В церкви разместилось предприятие. К счастью, само здание (официально признанное памятником архитектуры) сохранилось; больше того, в ней даже сохранился резной иконостас XVIII в. в верхнем храме (хотя и в не очень хорошем состоянии, без икон). В 1989 г. здание было возвращено Русской Православной Церкви. В 1990 г. храм был освящен, в нем вновь проводятся службы. В 2000 г. он получил статус собора. Сначала службы проводились только в верхнем храме, и постепенно проводилась его реставрация, завершенная в начале XXI в. В 2000 г. началась реставрация нижнего храма, которая была закончена в начале 2020-х гг.
Посмотрим интерьеры. Начнем с главного - с верхнего храма. В него мы попадем через двухэтажный притвор с лестницами, построенный А.И.Мельниковым в 1830-1831 гг.:
Если снаружи Мельников стилизовал пристройку под барокко, то внутри мы видим то, что свойственно этому архитектору - ярко выраженный ампир, и притом весьма красивый, без того налета казенщины, который можно часто увидеть у Мельникова.
Верхний храм - вид от входа:
18 октября 2024 г.
Помещение с колоннами на переднем плане - трапезная, которая заново оформлена А.И.Мельниковым. По-моему, трапезная довольно неудачна, выглядит слишком прозаично. Главное, самое интересное - впереди, это сохранившийся (и реставрированный) интерьер в стиле барокко. Вот он вблизи:
18 октября 2024 г.
Главный иконостас:
18 октября 2024 г.
Этот иконостас был здесь не с самого начала. Он перенесен во Владимирскую церковь в 1809 г. из Аничкова дворца; очевидно, иконостас был сделан по проекту знаменитого Ф.-Б.Растрелли, завершавшего в конце 1840 - начале 1850-х гг. строительство дворца.
В советское лихолетье, когда в церкви располагалось предприятие, иконостас все же каким-то чудом уцелел. Но его состояние, конечно, было плохим. Я помню как он выглядел, когда церковь только открыли для посещения - с облезшей позолотой и без икон. Со временем, постепенно он был приведен в порядок.
По бокам от главного иконостаса расположены два иконостаса боковых приделов - священномученика Харлампия и пророка Илии. Вид вдоль всех трех иконостасов (на переднем плане иконостас южного придела):
18 октября 2024 г.
Теперь спустимся на первый этаж и посмотрим нижний храм - св. Иоанна Дамаскина:
18 октября 2024 г.
Этот храм значительно проще. Вдали сверкает еще один барочный иконостас. В отличие от верхнего храма, здесь подлинный иконостас погиб, он воссоздан уже в наше время. На переднем плане каменные колонны трапезной, очевидно, заново оформленной А.И.Мельниковым - так же, как и трапезная верхнего храма. Вид трапезной в обратную сторону, к входу:
18 октября 2024 г.
По-моему, эта трапезная значительно красивее, чем трапезная верхнего храма.
На этом мы закончим знакомство с Владимирским храмом.