САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, БЫВШИЕ МЕЩАНСКИЕ УЛИЦЫ
Мещанская (Гражданская) улица 1 2 3
Мещанская улица
Гражданская улица
С второй половины XVIII в. улица называлась Средней Мещанской, с 1882 г. - просто Мещанской, а в 1918 г. переименована в Гражданскую.
Улица проходит внутри излучины Екатерининского канала (канала Грибоедова), по правому берегу. Она начинается рядом с Демидовым мостом, а оканчивается у Вознесенского проспекта, недалеко от Вознесенского моста.
Дома в начале улицы выходят на небольшую площадку у Демидова моста. Первые два дома по правой стороне построены во времена классицизма. Они хорошо видны с канала и издалека выглядят довольно живописно:
15 ноября 2021 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
К сожалению, подойдя близко к этим домам, мы испытаем разочарование из-за грубых деталей фасадов.
Первый дом расположен на углу Демидова переулка, ныне пер. Гривцова (Гражданская ул., 1/9):
12 марта 2022 г.
Этот дом весьма подробно рассмотрен в разделе "Екатерининский канал (канал Грибоедова)". Здесь я только вкратце повторю историю его строительства [26].
Самая старая часть дома - средняя часть по Демидову переулку, построенная до 1828 г. В 1831-1832 гг. лицевой дом был намного расширен в обе стороны для фортепианного мастера Тишнера по проекту Е.Т.Цолликофера; в 1838 г. тот же архитектор построил новые надворные флигели.
Фасады выглядят крайне упрощенно, в них уже почти ничего не остается от благородства классицизма - "большого стиля", приходящего в упадок. (Фасады не ободраны позже - они были такими с самого начала.)
Дом, примыкающий к предыдущему слева (Гражданская ул., 3):
29 мая 2008 г.
Этот дом тоже рассмотрен в разделе "Екатерининский канал (канал Грибоедова)". Здесь я повторяю его фотографию и вкратце пишу о его истории [4,№64; 27].
Правая часть дома с фронтоном построена в первой четверти XIX в. В 1836 г. дом расширен влево на четыре оси, арх. Сиверс (указание [4] об авторстве архитектора Ливена ошибочно, см. более подробные сведения в разделе "Екатерининский канал (канал Грибоедова)"). Эта пристройка испортила композицию, но на фасаде сохранялся прежний благородный декор. Позже (очевидно, в советское время) декор был ободран, архитектура дома оказалась окончательно загроблена.
Первый дом по левой стороне расположен на углу Екатерининского канала (Гражданская ул., 2-4 - наб. кан. Грибоедова, 57). Существующее здание построено в конце 1940-1950-х гг. на месте двух старых домов, разрушенных во время Великой Отечественной войны.
История старого дома, стоявшего на углу набережной подробно рассмотрена в разделе "Екатерининский канал (канал Грибоедова)". Здесь я ее очень коротко ее повторю [28, 29].
С 1880-х гг. до 1917 г. участок принадлежал купцам Синебрюховым. В 1883 г. по проекту А.Д.Фиалковского был построен двухэтажный дом, включивший в себя старый флигель по Мещанской улице. В 1898 г. на угловой части был надстроен фотографический павильон по проекту К.К.Циглера фон Шафгаузена.
Фотография из издания 1900 г. [30]:
С 1898 до 1902 г. [17] здесь помещалось предприятие - художественная фототипия, цинкография, типо- и литография А.И.Вильборга. В 1913-1914 гг. была произведена внутренняя перестройка под кинематограф с двумя залами на обоих этажах. Как использовалось здание в советское время, мне неизвестно (сведений о кинотеатре в нем я не нашел).
Как уже сказано, это здание было разрушено во время Великой Отечественной войны.
Был разрушен и второй дом по этой же стороне улицы (исторический адрес: Мещанская (Гражданская) ул., 4). История строительства этого дома отражена в [77, 78].
Первое каменное здание на этом участке было построено по проекту, составленному в 1833 г. для купца Дьякова. Проект ([77], лист 1-4):
Дом (№1) был трехэтажным, стоял в глубине участка и представлял собой утилитарное строение.
Слева стоит виза от 8 марта 1833 г., а ниже надпись с указанием фамилии архитектора В.И.Дубинкина, который, очевидно, и был автором проекта. (Мне известно еще одно здание этого архитектора, тоже не сохранившееся - дом по наб. кан. Грибоедова, 48.)
В 1844 г. для "мастера граверного изделия иностранного цеха" П.И.Шварца был построен лицевой дом. Генеральный план и фасады надворных построек ([77], лист 5-8):
По ссылке представлен увеличенный фрагмент с пояснениями к генеральному плану.
К лицевому дому примыкают два надворных флигеля, причем в правый флигель включено старое здание 1833 г. Справа внизу стоит подпись автора проекта - архитектора К.К.Штельба.
Фасад ([77], лист 9):
Неплохой фасад в строгих формах ранней эклектики. Справа внизу написано: "Составлял архитектор Штельб" (с опиской в фамилии: написано "Штельд"). Проект Высочайше утвержден 16 июня 1844 г.
Осуществленный фасад в некоторых деталях отличался от проекта. Фиксационный чертеж 1871 г. ([78], лист 54):
Самое заметное отличие - в оформлении сдвоенного окна в центре на третьем этаже.
Этот дом частично виден у правого края представленной выше старой фотографии углового дома (Гражданская ул., 2/57). Однако на этой фотографии фасад обрезан, видна только левая часть. Изображение фасада полностью есть на заднем плане другой фотографии - ателье Буллы, до 1904 г. [79]:
(Я немного обработал изображение - убрал явные дефекты. Оригинал )
Увеличенный фрагмент с изображением дома:
В 1905 г. [17] владельцем дома стал строительный подрядчик А.М.Юсем, который в том же году предпринял его капитальную перестройку ([77], листы 21-36). Генеральный план ([77], лист 21):
На генеральном плане стоит подпись самого А.М.Юсема. На обратной стороне - разрешение на "капитальную перестройку каменного 5-тиэтажного лицевого дома, показанного на плане двора под лит. А, с переделкой лестниц, устройством двух закрытых балконов, надстройкою мансарда на лицевой части и двух полных этажей на надворной и постройку, частью на существующих стенах, 7-этажного флигеля лит. В, согласно детальным чертежам, по сломке строений, прикрытых на плане тушью", 15 июня 1905 г.
Фасад ([77], лист 35-36):
Фасад был полностью переделан. Теперь он получил весьма элегантную отделку в стиле модерн.
При строительстве проект был немного изменен в деталях; это относится и к планам этажей, и к фасаду. Фасад, фиксационный чертеж 1906 г. ([78], лист 32-35):
По ссылкам представлены также другие фиксационные чертежи 1906 г.: генеральный план, планы первого, с второго по пятый, шестого и седьмого этажей ([78], листы 27-31), разрезы заднего флигеля и лицевого дома с фасадами правых флигелей, разрезы боковых флигелей с фасадом заднего флигеля ([78], листы 36-47).
Остановлюсь на вопросе об авторстве проекта.
На проектном чертеже - на генеральном плане ([77], лист 21 - см. выше) стоит подпись самого владельца - А.М.Юсема, что, в принципе, указывает на его авторство.
Конечно, А.М.Юсем был не архитектором или инженером, а только подрядчиком. Но это не единственный проект, подписанный Юсемом. (В этом можно убедиться, например, просматривая номера журнала "Зодчий" за 1905 г. - раздел "Ведомость ходатайствам о постройках, поступившим в С.-Петербургскую Городскую Управу"; в частности, подписанный Юсемом проект дома по Мещанской улице, 4 указан в №21, с.265.)
В [1] А.М.Юсему приписываются три дома (данного дома там нет). Но все же следует сказать, что все они более или менее посредственны по архитектуре - в отличие от данного дома с его красивым фасадом. Не было ли здесь участия профессионального архитектора?
В пользу этого предположения, кажется, говорит следующее обстоятельство. На фиксационном чертеже фасада ([78], лист 32-35, см. выше) справа внизу стоит довольно неожиданный текст с подписью: "Проектировал достройку (?) и производил ее Академ. Арх. А.М.Кочетов. 10. нояб. 1906 г. Спб". Таким образом, в создании этого дома участвовал А.М.Кочетов - известный архитектор, работавший в Санкт-Петербурге, Севастополе, Нижнем Новгороде. Правда, степень его участия все же неясна.
Фотография А.С.Рахмиловича, 1933 (Государственный Музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-16855/44 ф [75]):
Справа на переднем плане дом по Гражданской ул., 6 (см. далее), а за ним - дом 4.
Отдельно фрагмент фотографии с изображением дома 4:
Дом был разрушен во время Великой Отечественной войны. Фотография 1949 г. [80]:
Можно понять, какая именно часть дома сфотографирована, сопоставив фотографию с планами этажей ([78], см. ссылки выше). Здесь представлен план с второго по пятый этаж ([78], лист 29), на котором разрушенная часть показана бледно, а красной линией обведены части стен, которые видны на фотографии:
Гражданская улица внизу. Снимок сделан с улицы; направление съемки показано стрелкой. Обрушилась лицевая часть здания. Ср. расположение дверных проемов на плане и на фотографии; справа в углу на четвертом этаже блестит печь - видимо, она была облицована белыми изразцами.
(Наверху расположение проемов другое; сравнение с планом седьмого этажа ([78], лист 31) тоже показывает полное соответствие с фотографией.)
Замечу, что дом по Мещанской (Гражданской) ул., 4 оказался как бы "забыт". Нет о нем сведений в [1] (в то время как сведения о соседнем доме 2/57 есть), не видел я и упоминаний о нем где-либо еще. И сам я долго не подозревал о его существовании (в предыдущей редакции данной страницы ничего о нем не было сказано). Я благодарен участнику сайта Citywalls, выступающему под ником niksp, обратившего внимание на фотографию разрушенного здания 1949 г. с написанным на ней адресом: Гражданская ул., 4; это послужило мне толчком для выяснения истории дома [81].
На месте двух зданий, разрушенных во время войны, в конце 1940-1950-х гг. построен жилой дом:
12 марта 2022 г.
Заурядная сталинская архитектура, с характерными искажениями форм классицизма.
Очертания плана этого дома виден на карте "Яндекса":
Ясно видно, что в левой части в этот дом включена уцелевшая часть бывшего дома 4. По данным [1], в него включена и уцелевшая часть дома 2/57 (очевидно, флигель на канале Грибоедова).
Вид Мещанской улицы:
12 марта 2022 г.
Рассмотрим дома на правой стороне.
Дом по Гражданской ул., 5 существовал уже в 1827 г., когда он был надстроен на один этаж для жены коллежского советника Рогинской ([31], лист 1-4):
На чертеже 1827 г. лицевой фасад (см. слева) имеет скромную, но вполне грамотную отделку в стиле классицизма. Однако судя по другим чертежам, реально фасад получил несколько другой, примитивный вид. Фиксационный чертеж 1872 г. ([32], лист 2):
(То, что это не огрехи данного чертежа и что фасад действительно выглядел именно так, подтверждается и чертежом 1870 г. ([31], лист 9-10).
Современная фотография:
12 марта 2022 г.
Фасад переделан в стиле эклектики и выглядит довольно приятно. Когда именно произошла эта переделка и по чьему проекту, мне, к сожалению, неизвестно.
На следующем участке (Гражданская ул., 7) стоит довольно большой доходный дом.
Это здание сформировалось не сразу. Сначала у левой границы участка был построен трехэтажный дом с примыкающим к нему надворным флигелем; согласно [4, №65], этот дом был построен в конце XVIII - начале XIX в. В 1841 г. для купца В.Миронова был составлен проект, по которому лицевой дом был надстроен на один этаж и расширен вправо - очень намного, до правой границы участка, у этой границы к нему был пристроен надворный флигель, а кроме того, во дворе построены два флигеля служб. Проект ([33], листы 1-4, 5-8, 9-12):
Отдельно крупно фрагменты второго листа - лицевой фасад существующего здания и и лицевой фасад после надстройки и расширения:
В соответствии с проектом дом получил красивый, благородный ампирный фасад.
Несколько слов об авторстве проекта. На третьем листе - проекте зданий служб - стоит подпись: "Подпис. архит. Руско". Это один из представителей семьи архитекторов Руска (самый известный из которых - Л.Руска, работавший в начале XIX в.) - вероятно, Ф.И.Руска, весьма активно работавший в 1830 - начале 1850-х гг. В [1] и [4, №65] Ф.И.Руска назван и автором надстройки и расширения всего здания - что, очевидно, правильно, учитывая то, что подпись этого архитектора стоит и на первом листе - под удостоверением прочности надстройки. По данным [1, 4], строительство было осуществлено в 1841-1842 гг.
Фотография 1949 г. [34]:
Над окнами третьего и четвертого этажа - украшения, не предусмотренные в проекте. Не знаю, когда они появились - не исключено, что и сразу при строительстве: в то время классицизм выходил из моды. Мне они кажутся не очень уместными на этом строгом классицистическом фасаде.
Современная фотография:
12 марта 2022 г.
Украшения над окнами третьего этажа исчезли. В данном случае это не вызывает у меня возражений.
Далее следуют два дома с одинаковой длиной фасадов и одинаковыми размерами участков (Гражданская ул., 9 и 11). Сведения об истории строительства этих домов [35-37] довольно противоречивы. Прежде чем говорить об истории, посмотрим сами дома.
Гражданская ул., 9, фотография 1949 г. [38]:
Довольно красивый фасад. Ранняя эклектика середины XIX в., еще не очень далеко ушедшая от классицизма.
Современная фотография:
12 марта 2022 г.
Фасад сильно ободран, стал сухим и схематичным.
Гражданская ул., 11, фотография 1949 г. [39]:
Красивый фасад в духе ранней эклектики, с использованием мотивов барокко.
Современная фотография:
12 марта 2022 г.
Так же, как и у дома 9, ободраны многие детали отделки, фасад приобрел черты схематизма.
Независимо от нынешнего состояния этих двух домов, первоначально это были весьма красивые произведения архитектуры. Рассмотрим имеющиеся данные об истории строительства [35-37].
Сначала рассмотрим генеральные планы на фиксационных чертежах. Слева план дома 11, 14 ноября 1897 г. ([37], лист 1), справа план дома 9, 14 мая 1885 г. ([36], лист 1):
Очертания планов в наше время видны на карте "Яндекса":
Очертания плана дома 9 сейчас такие же, как в 1883 г. У дома 11 не сохранился левый надворный флигель, но вся сохранившаяся часть соответствует плану 1897 г.
Теперь - об истории строительства.
Дело [35] отнесено к дому 11 ("Чертежи дома на участке, принадлежавшем Лейтцингеру, А.Виттали, И.И.Крюкову по Мещанской ул., 11".) Согласно данным дела, проект дома ([35], листы 9-19) составлен в 1859 г. для вдовы статского советника А.О.Виттали (Витали) по проекту, составленному в 1859 г. По ссылке представлено разрешение на "постройку каменного 4-этажного дома, означенного на плане под лит. А, с таковыми же флигелями под лит. D согласно Высочайше утвержденному в 19 день марта фасаду [...]" от 4 апреля 1859 г. ([35], лист 9). Генеральный план ( обратная сторона того же листа):
Как видим, генеральный план - такой же, как для дома 11 на представленном выше фиксационном чертеже 1897 г. На плане стоит подпись: "Академик инженер штабс-капитан Витт". Таким образом, автор проекта - военный инженер (и одновременно академик архитектуры) В.В.Витт. Заметим, что этот дом - не единственная работа В.В.Витта для А.О.Витали: по его же проектам был построен особняк А.О.Витали на Екатерининском канале (наб. кан. Грибоедова, 156), а также перестроен еще один доходный дом (Вознесенский пр., 27).
Казалось бы, всё понятно. Но вот чертеж лицевого фасада ([35], лист 18-19):
В заголовке указана владелица - вдова статского советника А.О.Виттали. Справа внизу подпись: "Академик инженер штабс-капитан Витт".
Но что это? На чертеже - фасад не дома 11, а дома 9. Можно было бы подумать, что дело отнесено к дому 11 по ошибке и на самом деле касается дома 9 (сначала я так и подумал) - но и в таком случае есть противоречия.
1. Генеральный план - не такой, как для дома 9 на фиксационном чертеже 1883 г. (см. выше); это еще можно было бы объяснить какой-то перестройкой между 1859 и 1883 г. (хотя и слишком подозрительно выглядит сходство с генеральным планом дома 11).
2. Заголовок чертежа: "Фасад предполагаемого к надстройке 2-х этажей во дворе вдовы статской советницы [так] Аделаиды Осиповны Виттали". Что же это за надстройка? В тексте разрешения на строительство ни о какой надстройке не идет речи, а написано о просто о постройке нового дома.
3. Как видно из записи в правом верхнем углу, фасад Высочайше утвержден 2 апреля 1859 г. Между тем в тексте разрешения на строительство указана другая дата Высочайшего разрешения - 19 марта 1859 г.
Все эти противоречия позволяют сделать следующий вывод: разрешение на строительство, генеральный план, а также планы этажей (здесь не представленные, но соответствующие генеральному плану) относятся к дому 11, а фасад - к дому 9.
Такая же путаница видна и в фиксационных чертежах в деле [37], также отнесенном к дому 11. Имеются две серии фиксационных чертежей - 1889 г. и 1897 г. В обеих сериях планы одинаковы и явно относятся к одному и тому же зданию (дому 11) - но чертежи фасадов разные: среди чертежей 1897 г. - действительно фасад дома 11 ([37], лист 2-3), а среди чертежей 1889 г. - фасад дома 9 ([37], лист 15-16). (И только в деле [36] нет противоречий - все чертежи относятся к одному зданию - дому 9.)
Всё сказанное позволяет сделать следующее предположение (с высокой степенью вероятности):
В 1859 г. оба участка принадлежали одной и той же владелице - А.О.Витали, для которой по проекту В.В.Витта был построен дом 11 и надстроен на два этажа существовавший дом 9.
(Очевидно, эти два участка очень недолго были единым домовладением. По данным [40,41], и в 1849, и в 1869 г. они принадлежали разным владельцам. Данные на 1859 г. я, к сожалению, не нашел. Путаница в 1889 г. вызвана, видимо, тем, что не стали делать новый фиксационный чертеж, а использовали старый.)
Замечу, что в [1] в списке зданий В.В.Витта указан только один дом из двух - по Гражданской ул., 11, а о доме по Гражданской ул., 9 вообще нет данных.
Следующий участок по правой стороне (Гражданская ул., 13) в 1899-1917 гг. занимало Берлинское акционерное общество "Словолитня и производство медных линеек Г.Бертгольд" (в 1899-1900 гг. участок принадлежал торговому посреднику фирмы Г.Г.Рейнгольду) [1, 17, 42, 43].
В 1899 г. архитектор Р.И.Кригер составил для этой фирмы проект лицевого доходного дома и надворного производственного флигеля ([43], листы 14-30). По ссылкам представлены генеральный план с подписью Р.И.Кригера и разрешение на "постройку каменного 4-хэтажного на нежиолм подвале лицевого дома на месте, показанном на плане двора под лит. А, в связи с ним такового же надворного флигеля лит. В для словолитни и перестройку каменного же 3-хэтажного флигеля лит. D с надстройкою 4-го этажа" от 3 марта 1899 г. ([43], две стороны листа 14). Лицевой фасад доходного дома ([43], лист 15-16):
Хорошая, добротная работа в духе рационалистического течения эклектики.
Однако была осуществлена только часть проекта - утилитарный надворный корпус, в котором разместилась словолитня.
В 1900 г. Р.И.Кригер составил новый вариант проекта лицевого дома ([43], листы 31-41). По ссылкам представлены генеральный план, разрешение на строительство от 25 февраля 1900 г. ([43], две стороны листа 31) и лицевой фасад ([43], лист 37-38).
Но и этот проект остался на бумаге, а вместо него осуществлен другой проект. 1 июля 1900 г. в "Неделе строителя" (приложении к журналу "Зодчий") была помещена следующая заметка [42]:
"По Мещанской улице под № 13 Берлинским акционерным обществом "Словолитня и производство медных линеек Г.Бертгольд" строится 4-эт. доходный дом по планам берлинского архитектора Макса Мейдингера, разработанным в ателье архит. В.В.Шауба, взятый им же с подряда на выстройку. В прошлом году там же были выстроены во дворе арх. Р.И.Кригером два 4-эт. флигеля под фабрику, где был применен, вместо деревянных перегородок, новый материал "скалиол", представитель которого И.С.Парвиайнен и К°."
По данным [1], здание построено в 1900-1901 гг. Его проект содержится в ([43], листы 42-54). По ссылкам можно увидеть генеральный план и разрешение на "постройку каменного на нежилом подвале 4-хэтажного и частью 5-тиэтажного жилого лицевого дома на месте, показанном на плане двора под лит. А, взамен разрешенного по плану, утвержденному Управою 25 февраля с. г." от 22 августа 1900 г. ([43], две стороны листа 42). Лицевой фасад ([43], лист 53-54):
Характерно, что на чертежах нет подписи архитектора (строительством руководил В.В.Шауб по проекту М.Мейдингера).
Фотографии ателье Буллы [44а,б] (обе датированы 1916 годом, но на самом деле сделаны явно в разное время - левая раньше, когда еще был не готов барельеф над входом):
Красивый, изящный фасад в стиле модерн, с использованием мотивов барокко.
Современная фотография:
Исчезла балюстрада наверху. Но в целом и сейчас фасад выглядит изящно.
На следующем участке (Гражданская ул., 15) лицевой каменный дом существовал, по меньшей мере, в 1828 г. (см. "Подробный план Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [10]). Фасад дома, чертеж 1859 г. ([43], лист 66-67):
Возможно, что фасад сохранялся с последней трети XVIII в.
В 1890 г. для купца И.В.Зауербрей по проекту Л.Ф.Бульери были выполнены мелкие внутренние переделки, а главное - изменен фасад дома ([43], листы 96-101). По ссылкам представлены генеральный план и разрешение на строительство от 23 марта 1890 г. ([43], две стороны листа 96). Новый фасад ([43], лист 97-98):
Современная фотография:
12 марта 2022 г.
Эклектика. Фасад скромный, но изящный.
С 1911 г. [17] этот дом стал принадлежать словолитне "Г.Бертгольд" (которая до этого владела только соседним домом 13, см. выше). В том же году во дворе был построен каменный четырехэтажный склад, арх. Л.В.Котов ([1]; [43], листы 57-62). Фотографии склада - здания с большими широкими окнами и фасадами без декора - можно увидеть, например, на сайте Citywalls [45].
Первая редакция 30 апреля 2022 г.
Вторая редакция 6 января 2024 г.
Обновление 7 января 2023 г.
© Прохоров С.О.