САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КАНАЛ
Канал Грибоедова
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
Около Спасского переулка начинается крутое закругление влево. На этой странице представлены фотографии этого поворота и расположенного у его окончания Демидова моста.
Виды вниз по течению:
29 мая 2008 г.
29 мая 2008 г.
Вид в обратную сторону - вверх по течению от Демидова моста:
29 мая 2008 г.
На следующих двух участках (наб. кан. Грибоедова, 53, 55) размещался Государственный заемный банк, а также Государственная комиссия погашения долгов. Две продолжающие друг друга фотографии Л.Г.Андреевского, 1926 г. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-459 ф, ГМИ СПб Инв.№-II-А-458 ф [110]):
Собственно здание банка и комиссии располагалось на левом участке, а справа был двор, отделенный от набережной каменной оградой с воротами. Ворота крупным планом - фотография П.С.Радецкого, открытка 1914-1917 г. (ГМИ СПб Инв.№-I-A-4119 р [110]):
Ворота представляли собой довольно красивое произведение архитектуры классицизма. Они не дошли до нашего времени (см. далее), но такие же ворота сохранились с противоположной стороны - на Казанской улице.
В том же стиле построено и здание Государственного заемного банка и Государственной комиссии погашения долгов - очень большое, выходящее на угол пер. Гривцова (Демидова переулка), 14:
Здание было построено в 1790 - 1793 гг. Л.Руска и перестроено в 1839 - 1840 гг. по проекту А.-А.Адамини; в 1864 - 1875 гг. произведены внутренние перестройки, арх. И.А.Мерц [47, №97; 3]. Здание было трехэтажным (см. выше фотографию Л.Г.Андреевского 1926 г.), а позже было надстроено на один этаж. Вероятно, надстройка произошла в начале 1930-х гг. в связи с размещением в здании Ленинградского института точной механики и оптики (ЛИТМО; ныне Университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО).
На правой фотографии вдали виден корпус, построенный на месте ограды с воротами (видимо, в 1950-х гг.)
Интересная достопримечательность старого дома - табличка с указанием уровня воды во время наводнения 7/19 ноября 1824 года - самого сильного за всю историю Петербурга:
29 мая 2008 г.
Старый дом, стоявший на противоположном, левом берегу, на углу Демидова переулка (наб. кан. Грибоедова, 48 - пер. Гривцова, 18) не дошел до нашего времени.
Изображение этого участка на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [76]:
Непосредственно по красным линиям набережной и переулка застройки не было. В глубине стоял каменный флигель.
В 1833 г. для купец Пономарев предпринял строительство на этом участке большого доходного дома. Проект ([156], лист 1-4):
Новый дом расположился по красным линиям набережной и переулка - вытянулся вдоль набережной, а в переулок был обращен коротким боковым фасадом.
В 1834 г. был выполнен проект нового надворного флигеля на месте существовавшего ([156], лист 5-8), однако была осуществлена только его часть, примыкавшая к лицевому дому на месте только частично снесенного старого флигеля (см. далее).
На этих двух листах трижды упоминается фамилия архитектора, который, очевидно, был автором проекта лицевого дома. Однако фамилия написана не очень разборчиво. Здесь представлен фрагмент листа 1-4, где фамилия повторяется дважды, а здесь - фрагмент листа 5-8 еще с одним упоминанием фамилии. В.И.Дубин? Дубинин? Дубинкин?
Подпись этого архитектора встретилась мне еще раз в проекте флигеля на Мещанской (Гражданской) ул., 4 - там он подписался совершенно ясно: Дубинкин. Итак, автор проекта данного дома - В.И.Дубинкин.
Еще раз более крупно фрагмент - фасад по Екатерининскому каналу, а справа расположенный под тупым углом короткий фасад по Демидову переулку:
Ампирный фасад, монотонный, скучноватый.
Между 1834 и 1838 г. для нового владельца - чиновника 7-го класса Н.Зажигина - был перестроен и расширен старый надворный флигель (который так и не был снесен полностью в 1833 г.). Проект ([156], лист 9-12):
Двухэтажный флигель с мезонином весь надстраивается до трех этажей и расширяется вправо.
На листе написано удостоверение в прочности, подписанное архитектором А.А.Арефьевым, который, очевидно, и был автором проекта.
В 1838 г. были построены новые отхожие места. Как мне кажется, в данном случае есть смысл уделить им некоторое внимание. Проект ([156], лист 13-16):
В шапке написано: "№1 и 2. Желает вновь построить каменные отхожие места. №3. (Желает вновь) сделать висячую галерею на железе." На мой взгляд, довольно интересны те, которые под №2. Вот отдельно фрагмент с их изображением:
Отхожие места представляют собой отдельно стоящую башню, соединенную на каждом этаже галереей с лицевым домом. Вероятно, была довольно живописная постройка. (Правда, галереи сделали не железными, а деревянными; к 1893 г. они пришли в ветхость и требовали ремонта ([156], лист 37об.).)
О том, что все эти проекты были осуществлены, свидетельствуют недатированные фиксационные чертежи [157].
Генеральный план ([157], лист 1):
Лицевой фасад ([157], лист 2-4):
Надворный флигель и отхожие места (лист 7-8):
В 1893 г. архитектор К.И.Гедройц составил проект перестройки надворного флигеля ([156], листы 37-45). При этом флигель должен был получить полноценный фасад ([156], лист 39-41):
Был ли осуществлен этот проект, мне неизвестно.
В 1917 г. доходный дом еще существовал, о чем свидетельствует разрешение на внутреннюю переделку от 27 июля 1917 г. ([156], лист 71об.):
Однако к 1926 году уже не было ни лицевого дома, ни надворного флигеля. Фотографии Л.Г.Андреевского, 1926 г. (ГМИ СПб Инв.№-II-А-552 ф [110]) и до 1926 г. [158]:
Когда именно и при каких обстоятельствах погиб этот большой жилой дом, мне неизвестно. Могу предположить, что это было в гражданскую войну.
Позже на этом месте было построено здание школы:
15 ноября 2021 г.
1938 г., арх. Н.А.Троцкий, И.М.Чайко [112]. Рядовая, не особенно интересная сталинская постройка - на мой взгляд, много ниже возможностей архитектора Н.А.Троцкого.
Демидов мост:
29 мая 2008 г.
Мост построен в 1834 - 1835 гг. по проекту Е.А.Адама и П.П.Базена [1]. Наиболее интересны замечательные узорчатые перила:
29 мая 2008 г.
Любопытное обстоятельство: эти перила очень похожи на другие - на балконе здания Мариинского института (Кирочная ул., 54), построенного в 1835 - 1837 гг. А.И.Штакеншнейдером. Высказывалось предположение о том, что Штакеншнейдер является и автором перил Демидова моста. Хотя и нельзя этого исключить, но следует все же сказать о том, что эти двое перил отличаются друг от друга в деталях (ср. перила на здании Мариинского института (фотография 26 августа 2007 г.), а также о том, что у Адама есть еще одни перила в таком же духе - на Певческом мосту через Мойку.
По Демидову мосту проходит Демидов переулок, ныне пер. Гривцова. Вид с Демидова моста на правый берег:
15 ноября 2021 г.
Здесь от канала и переулка отходит влево Мещанская, ныне Гражданская улица. Улица расположена под острым углом к каналу, и между нею и каналом образовалась небольшая площадка. На эту площадку выходят два дома эпохи классицизма; правда, это далеко не лучшие произведения этого стиля.
Сначала рассмотрим дом на углу Мещанской улицы и Демидова переулка (Гражданская ул., 1 - пер. Гривцова, 9). Самая старая часть дома - средняя часть по Демидову переулку, построенная до 1828 г. (на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [76] на этом месте показано каменное строение).
Дальнейшая история строительства отражена в [113]. В 1831 г. архитектор Е.Т.Цолликофер составил для владельца - фортепианного мастера Тишнера - проект расширения дома влево, до угла Мещанской улицы. Проект ([113], лист 5-8):
Справа внизу указано имя архитектора Цолликофера. По ссылке можно посмотреть также разрешение на строительство от 6 мая 1831 г. (на обратной стороне листа).
Е.Т.Цолликофер построил в Петербурге множество доходных домов. Как правило, они не отличаются особо высокими архитектурными достоинствами и вполне характерны для времени упадка классицизма. Но даже на этом фоне данный проект отличается особым прозаизмом, это фактически утилитарное здание "безо всякой архитектуры".
Вслед за этим, в 1832 г. было решено расширить дом также вправо по Демидову переулку, до границы участка. Проект также составил Е.Т.Цолликофер. Фасад по Демидову переулку ([113], фрагмент листа 9-12):
(Здесь представлен весь лист целиком.)
Теперь на фасаде появился хотя бы скудный декор - ритмично расположенные обрамления балконных дверей; такое же обрамление сделано на срезанном углу дома. Но этого явно недостаточно - фасад все равно выглядит очень монотонно. На мой взгляд, это одна из худших работ Цолликофера.
Несколько позже, в 1838 г. были построены новые надворные флигели, проект которых также составил Е.Т.Цолликофер ([113], лист 13-16).
Своеобразная достопримечательность этого дома - еще одна в этом месте табличка с указанием уровня воды при наводнении 1824 г. Она установлена на срезанном углу здания:
29 мая 2008 г.
Необычная особенность этой таблички - то, что она написана на немецком языке! Видно, в этом районе жило немало немцев (в том числе и владелец дома). См. также...
Слева от этого дома на Мещанской улице стоит еще один дом времени классицизма, несколько более совершенный по архитектуре (Гражданская ул., 3):
29 мая 2008 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Основная, правая часть здания была построена, вероятно, в первой четверти XIX века (она уже показана на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [76]).
В 1836 г. дом был расширен влево на четыре оси. Здесь можно увидеть проект расширения ([114], лист 1-4). В левом нижнем углу написано: "Подписал архитектор Сиверс"; таким образом, известно имя автора проекта расширения дома. На мой взгляд, это расширение исказило фасад.
В [47, №64] автором проекта расширения назван архитектор А.М. (?) Ливен. Это явное недоразумение: подпись Ливена на чертеже носит явно визирующий характер, в то время как подпись в левом нижнем углу осталась не замечена.)
Чертеж 1885 г. ([114], лист 24-25; сделан по поводу устройства новой двери; в остальном - фактически фиксационный чертеж):
Несмотря на нарушение композиции, фасад сохранял благородные черты классицизма. Сохранялись вполне красивые детали - рустовка на первом этаже, сандрики с кронштейнами на втором. Увы, позже (очевидно, в советское время) фасад был ободран, стал выглядеть схематично.
И все же, при всем несовершенстве архитектуры эти два дома составляют довольно живописную группу - особенно при взляде издали, когда не бросаются в глаза детали:
15 ноября 2021 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
На переднем плане последней фотографии виден дом, расположенный на углу Екатерининского канала и Мещанской улицы (наб. канала Грибоедова, 57 - Гражданская ул., 2-4). Сейчас это заурядный сталинский дом 1940 - 1950-х гг. Прежнее здание, стоявшее на этом месте, было, на мой взгляд, значительно интереснее.
Впрочем, самое старое, первоначальное каменное здание на этом участке не отличалось архитектурными достоинствами. Участок на углу Екатерининского канала и Мещанской улицы на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [76]:
На участке показаны различные деревянные строения и один каменный дом, расположенный на Мещанской улице. О том, как он выглядел, дает представление чертеж 1844 г. ([115], фрагмент листа 7):
Левая часть в три оси - это торцовый фасад проектировавшегося флигеля по Екатерининскому каналу (здесь представлен весь лист с проектом нового флигеля). Правее - старый дом. Это была грубая постройка "безо всякой архитектуры".
В 1830 - 1860-х гг. появлялись различные проекты расширения путем постройки нового каменного флигеля по Екатерининскому каналу ([115], листы 1-20), однако все они остались на бумаге.
Этот замысел был, наконец, осуществлен в 1883 г., когда владельцем был потомственный почетный гражданин П.П.Синебрюхов. Проект составил архитектор А.Д.Фиалковский. Одновременно был перестроен и старый дом, получивший теперь полноценное архитектурное оформление. По ссылкам представлены генеральный план с подписью А.Д.Фиалковского и разрешение на строительство от 31 августа 1883 г. ([115], две стороны листа 21). Фасады по набережной Екатерининского канала и по Мещанской улице ([115], листы 22-24 и 25-26):
Эклектика. Строгие, довольно элегантные фасады.
По ссылкам можно посмотреть также планы первого и второго этажа, а также надворный фасад дома и служб ([115], листы 27, 28, 29-30). Очевидно, двухэтажное здание представляло собою небольшой доходный дом.
В 1898 г. над угловой частью дома был надстроен фотографический павильон. Эта надстройка существенно изменила облик дома. Фасады по Екатерининскому каналу и по Мещанской улице ([115], листы 37-38, 35-36):
По ссылкам представлены план фотографического павильона и разрез лестницы, которая должна была в него вести ([115], листы 40, 41). На втором листе стоит подпись автора проекта - архитектора К.К.Циглера фон Шафгаузена.
При строительстве в проект были внесены некоторые изменения. На фиксационных чертежах 1902 г. [116] видно, что со стороны Мещанской улицы вместо двух широких окон были сделаны три обычных размеров, а внутри здания не была построена отдельная лестница, ведущая в павильон - использовалась общая лестница дома.
Фотография из издания 1900 г. [117]:
С 1898 до 1902 г. [52] здесь помещалось предприятие - художественная фототипия, цинкография типо- и литография А.И.Вильборга. В 1902 г. предприятие Вильборга переехало на Звенигородскую ул., 11, в типографию Р.Р.Голике [52], и в том же году произошло объединение предприятий Голике и Вильборга в единое издательское предприятие - Товарищество "Р.Голике и А.Вильборг", выпускавшее печатную продукцию высокого качества [118].
Следует заметить, что Вильборгу дом не принадлежал - владельцами дома до 1917 г. оставались Синебрюховы - после смерти Платона Петровича (1901) им владел сын Петр Платонович, а с 1910 г. его наследники [52].
Необходимо также сказать об ошибке, распространившейся в интернете: этот дом называют домом Товарищества "Р.Голике и А.Вильборг" (см., например, [118]). Это двойная ошибка: во-первых, здесь помещалось не Товарищество, а предшествующее ему предприятие А.И.Вильборга, а во-вторых, и Вильборгу этот дом никогда не принадлежал.
Замечу также, что в [3] есть недочет: в списке работ К.К.Циглера фон Шафгаузена не названа надстройка угловой части данного здания.
В 1913-1914 гг. наследники П.П.Синебрюхова (младшего) предприняли полную внутреннюю перестройку дома под кинематограф.
По ссылкам представлены генеральный план с подписью автора - гражданского инженера Я.Максимова, разрешение на строительство от 16 сентября 1913 г., планы первого и второго этажей и разрезы ([115], листы 42 (две стороны), 43, 44, 45-46).
Во флигеле по Екатерининскому каналу в двух этажах разместились два зрительных зала (на 184 человека и на 232 человека), а во флигеле по Мещанской улице - фойе в обоих этажах и буфет на первом этаже. В 1913-1914 гг. в обоих зрительных залах были дополнительно устроены эстрады для дивертисмента, а при них артистические уборные ([115], листы 50-52). Разрез по зрительным залам ([115], фрагмент листа 45-46):
Кинематограф функционировал здесь, по меньшей мере, до 1917 г. (У него не было какого-то звучного названия, в [52] он назван по имени лиц, очевидно, его арендовавших - Соловьев Петр Дмитриевич (выпуск на 1915 г.), Свердлов Измаил Гиршевич (выпуски на 1916 и 1917 г.)
Как использовалось здание в советское время, мне неизвестно (в списках кинотеатров за 1922 - 1935 гг. [126] кинотеатра по этому адресу нет.)
Здание, вероятно, было разрушено во время войны. Фотография 1947 г. [120]:
Дома уже нет, остается только маленький флигель, стоявший отдельно от основного здания (этот флигель был перестроен А.Д.Фиалковским в 1883 г. из бывшего здания прачечной, построенного в 1856 г. ([115], листы 15, 21). Этот флигель будет включен в новый дом. (В [3] о доходном доме в целом написано: "Частично включен в существующее здание".)
Новый жилой дом, построенный в конце 1940 - 1950-х гг. на месте этого дома (а также соседнего дома по Гражданской ул., 4, тоже разрушенного во время войны):
15 ноября 2021 г.
Тяжеловесное послевоенное сталинское здание, с характерными уродливыми искажениями форм архитектурной классики. Прежний дом, может быть, и не был шедевром, но, на мой взгляд, он был значительно красивее.
Следующий дом по правой стороне канала (наб. кан. Гртбоедова, 59) построен в 1907 г., арх. Д.Д.Устругов [3]. Проект фасада ([121], лист 37-38):
Переходная архитектура от эклектики к модерну, несколько запоздалая для этого времени. Неплохие стройные пропорции. Вызывает удивление не прорисованный эркер.
Современный вид:
15 ноября 2021 г.
К сожалению, я не видел ни старых фотографий этого дома, ни фиксационных чертежей и не знаю, был ли фасад отделан в соответствии с представленным здесь проектом. Возможно, проект был изменен в ходе строительства. И все же вряд ли осуществленный фасад выглядел так упрощенно. Вероятно, он был хотя бы частично ободран в советское время.
Вторая редакция 17 ноября 2021 г.
Последнее обновление 25 января 2024 г.