САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
НАДЕЖДИНСКАЯ УЛИЦА (продолжение)
Улица Маяковского
Следующие дома по левой стороне.
Ул. Маяковского, 40 - доходный дом отставного майора Трута, построенный в 1858 г., арх. А.Е.Цулауф [1, 80]. Проект фасада по Надеждинской улице ([80], лист 2-3):
Ранняя эклектика. Фасад очень строгий, но с отдельными изящными деталями - лепными украшениями, узорчатыми решетками.
Фотография около 1960 г. [54а]:
Все изящные мелочи куда-то девались, фасад выглядит более сухо. Впрочем, я не знаю точно, были ли эти мелочи вообще осуществлены в натуре.
Современный вид:
1 апреля 2021 г.
Фасад сохранился почти полностью. Но все же исчез оживлявший его аттик в центре. Это произошло, вероятно, в 1960-х гг. (Имеется фотография [54б], датируемая (очевидно, неточно) 1960 годом, на которой аттика уже нет.)
Ул. Маяковского, 42:
1 апреля 2021 г.
Эклектика. Довольно приятный фасад. К сожалению, история этого дома мне неизвестна. Могу только показать его изображения разного времени.
Фиксационный чертеж 1869 г. ([81], лист 6):
Позже (когда именно, мне неизвестно) дом был надстроен на один этаж. Фотография около 1960 г. [82]:
Надстройка произведена вполне тактично, с сохранением общей композиции и декора первых трех этажей; декор третьего этажа стал богаче, а декор последнего, четвертого этажа — примерно такой, как был на третьем.
К сожалению, впоследствии (вероятно, в 1960-х гг.) фасад был частично ободран, см. выше современную фотографию. Но все же фасад и в таком виде красив.
Ул. Маяковского, 44:
1 апреля 2021 г.
1841, арх. Л.В.Глама [1]. Невыразительный фасад близкий к приходящему в упадок классицизму.
Следующий дом стоит на углу Артиллерийской улицы (ул. Маяковского, 46/3). Фотография около 1960 г. [55]:
По данным [1] - особняк С,.П.Галахова. 1852 - 1853, арх. Е.И.Ферри-де-Пиньи. Ранняя эклектика (необарокко). Довольно изящный фасад (неожиданный для этого архитектора, обычно тяготеющего к утилитаризму).
Однако знакомство с материалами [83] убеждает в том, что данные [1] - очень неполные: Е.И.Ферри-де-Пиньи нельзя считать единоличным автором. Первоначальный проект был составлен чуть раньше (в том же 1852 г.) другим архитектором.
Фасады по Шестилавочной (позже Надеждинской) и по нынешней Артиллерийской улицам ([83], листы 17-18 и 15-16):
Проект одобрен 12 июня 1852 г., Высочайше утвержден 17 июня 1852 г. А в нижнем правом углу на обоих чертежах - надпись: "Проект составлял архитектор Еремеев". По ссылке представлен еще один лист - планы этажей ([83], лист 11-12). А на этом листе стоит уже непосредственно подпись: "Архитектор Еремеев".
Теперь посмотрим чертежи, на которых стоит подпись Е.И.Ферри-де-Пиньи. Фасады по Шестилавочной (Надеждинской) и по Немощеной (ныне Артиллерийской) улицам ([83], листы 5-6 и 9-10):
Совершенно очевидно, что проект - тот же самый, есть только небольшие отличия в деталях. А вот даты на чертежах - более поздние: проект одобрен 30 ноября 1852 г., Высочайше утвержден 18 декабря 1852 г.
Вероятно, по какой-то неизвестной причине от услуг Еремеева отказались и поручили работу Ферри-де-Пиньи. Но я думаю, что истинным автором проекта был именно Еремеев.
Кто же такой Еремеев? В [1] есть сведения об архитекторе Евдокиме Еремеевиче Еремееве (1796 - ?), для которого указана только одна работа: дом с современным адресом: ул. Жуковского, 10/2 (1852, совместно с А.И.Ланге). Сравнение подписей на проекте этого дома ([84], лист 5-6) и на проекте дома Галахова ([83], лист 11-12) убеждает в том, что это одно и то же лицо.
Итак, авторство дома Галахова: Е.Е.Еремеев, при участии Е.И.Ферри-де-Пиньи. Следует и несколько уточнить дату постройки: около 1853 г. (Проект был окончательно утвержден в декабре 1852 г., строительство могло начаться только в следующем, 1853 году.)
Нынешний вид здания:
1 апреля 2021 г.
В целом фасады хорошо сохранились и находятся в хорошем состоянии. И все же... Мне лично жаль, что исчез металлический навес с балконом над входом. На балкон выходило трехстворчатое окно-дверь. Теперь это просто обычное окно, и, глядя на дом, не очень-то поймешь, почему оно в два раза шире других...
Довольно интересен по архитектуре (хотя и дошел до нас в очень искаженном виде) флигель при особняке, отдельно стоящий в глубине, на Артиллерийской улице.
Первоначально флигель был построен, очевидно, одновременно с особняком. Фасады, выходящие на Немощеную (ныне Артиллерийскую) улицу и на Артиллерийский плац (позже Батарейный переулок, теперь безымянный проезд, на большей части закрытый для общего доступа) - проект Е.И.Ферри-де-Пиньи ([83], листы 3-4 и 7-8):
В 1914 г. этот довольно невзрачный флигель был перестроен по проекту С.Г.Гингера [1, 83]. Новые фасады, обращенный во двор, на Артиллерийскую улицу и в Батарейный переулок ([83], листы 48-49, 50 и 51-52):
Флигель приобрел формы изящной стилизации под петровское барокко. Фотография Л.Г.Андреевского, 1927 (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-91 ф [23] (негатив - [85]):
Современные фотографии:
К большому сожалению, теперь фасады ободраны. (Когда именно это произошло, мне неизвестно, но я знаю этот флигель именно в таком виде с середины 1980-х гг.)
Дом на другом углу Артиллерийской улицы (ул. Маяковского, 48/14) выходит третьим фасадом на Спасскую улицу (ул. Рылеева, 13). Фотография около 1960 г. [56]:
Доходный дом, 1853 - 1854, арх. Н.П.Гребенка; позже надстроен [1]. Малоинтересное утилитаристское здание (как и многие - хотя и не все - дома Н.П.Гребенки).
Но, оказывается, и такой фасад можно еще испортить. Нынешние виды здания - с угла Артиллерийской улицы и с угла Спасской улицы:
1 апреля 2021 г.
(Правая фотография помещена также на другой странице.)
Исчезло небольшое украшение - модульоны над третьим этажом. Дом стал еще более скучным.
Теперь рассмотрим дома по правой стороне.
Ул. Маяковского, 29:
1 апреля 2021 г.
Особняк А.В.Кокушкина, 1874, арх. В.И.Миллер [1] (не путать с Ф.Л.Миллером!). Эклектика, довольно красивый дом.
Справа в глубине - брандмауэр дома Комитета попечительства о русской иконописи.
Следующий дом расположен на углу Саперного переулка (ул. Маяковского, 31/1):
1 апреля 2021 г.
(Левая фотография помещена также на другой странице.)
Этот доходный дом построен в 1896 г. по проекту М.А.Андреева для капитана (впоследствии генерала) князя В.Н.Масальского [1,19]. Эклектика. Среди многочисленных домов, построенных М.А.Андреевым, этот дом выделяется своей элегантностью. В целом фасад хорошо сохранился и поддерживается в хорошем состоянии. Но все же за прошедшие десятилетия здесь, так же, как и на очень многих других домах, исчезли старые балконные решетки. Одна из них - над угловым эркером - хорошо видна на фотографии около 1960 г. [57]:
На втором этаже была квартира владельца, получившая роскошную отделку. Эта отделка в значительной степени сохранилась и была реставрирована в конце XX в. [32] К сожалению, я не видел эти интерьеры.
Участок на другом углу Саперного переулка (ул. Маяковского, 33/2) тоже принадлежал В.Н.Масальскому [19]. На этом месте стоял еще один доходный дом. История строительства этого дома отражена в [33].
На "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" на этом участке показана группа деревянных строений. Проект первого каменного дома был составлен в 1829 г. и, очевидно, тогда же исполнен. Это был двухэтажный дом, расположенный в Саперном (в то время Графском) переулке, поодаль от Надеждинской (в то время Средней, позже Шестилавочной) улицы (сначала предполагалось построить дом с каменным нижним и деревянным верхним этажом, но вслед за тем решили оба этажа сделать каменными, на что было получено специальное разрешение; [33], лист 1-4). В 1832 г. на углу был построен второй каменный дом, трехэтажный ([33], лист 5-8). Фасады двух домов по Графскому (ныне Саперному) переулку, чертеж 1837 г. ([33], лист 13-14):
В 1858 г. был построен четырехэтажный дом, включивший в себя эти два дома. Фасад по Саперному переулку ([33], лист 41-42; показаны линии встройки новой части дома и надстройки):
Фасад по Надеждинской улице ([33], фрагмент листа 17-20):
По ссылкам представлены весь лист целиком, а также генеральный план ([33], лист 16) и разрешение ([33], две стороны листа 15: 1 2) на "возведение каменной 4-этажной пристройки, показанной на плане под лит. А, надстройку 4 этажа на существующем доме под №1, надстройку 2-х этажей на доме под №2-м надстройку на существующем [так] и устройство в деревянном заборе по Надеждинской улице временных ворот для выезда впредь до застройки этого места каменным строением флигелем под №3-м" от 23 сентября 1858 г. В правом нижнем углу генерального плана стоит подпись архитектора - к сожалению, не очень разборчивая: "План двора с натурою верен. Сентября 5-го дня 1858-го года. Архитектор коллежский асессор [Мартынов?]".
Фасад по Надеждинской улице был коротким, в пять осей, а слева от него был забор. В следующем, 1859 г. по проекту архитектора Ф.Ф.Рудольфа дом был расширен в эту сторону и занял всю ширину участка. Фасад с указанием линии пристройки ([33], лист 43-44):
По ссылкам представлены генеральный план с подписью Рудольфа и разрешение на строительство от 13 мая 1859 г. ([33], две стороны листа 32).
О том, что эти проекты были осуществлены, свидетельствуют более поздние чертежи в [33], а также фиксационные чертежи в [34].
Фотография улицы Маяковского, 1960 (автор - Л.А.Кудельский) [45]:
Фрагмент фотографии с изображением этого дома:
Дом еще существовал в 1972 г. (Благодарю сообщившего мне об этом участника сайта Citywalls, выступающего под ником lenarch [46].) Очевидно, он снесен около 1975 г., после чего на этом месте началось строительство детского сада:
1 апреля 2021 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
1975 - 1982, арх. Н.Н.Надёжин, Е.К.Капралова [35]. Новое здание, пожалуй, неплохо сочетается с окружением.
Следующее здание по правой стороне (ул. Маяковского, 35) довольно интересно и архитектурой, и историей.
История строительства отражена в [36]. Первоначально это был особняк почетного гражданина Н.Меняева. Здание было построено в 1858 г., арх. В.В.Штром. Лицевой фасад ([36], фрагмент листа 7-8):
По ссылкам представлены весь лист целиком с подписью В.В.Штрома, генеральный план (также с его подписью) и разрешение на строительство от 4 июня 1858 г. ([36], две стороны листа 1).
Справа от особняка - забор с воротами, ведущими в хозяйственный двор. Боковой фасад, обращенный в этот двор ([36], лист 2-3):
Фотография дома, не позже 1906 г. (опубликована в 1908 г. [37,с.391]:
Эклектика (неоренессанс), красивый, благородный фасад.
Еще одна фотография, сделанная до 1906 г. (ателье Буллы) [58а]:
На этой фотографии виден и боковой фасад, который в деталях отличался от проекта.
В 1906 г. [19] владельцем участка стал американский гражданин Джеймс Стокс - основатель общества "Маяк", учрежденного в 1901 г. (полное название: Состоящее под почетным попечительством Его Высочества Принца Александра Петровича Ольденбургского Общество "Маяк" для содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей) [37,38]. С тех пор в здании разместилось общество "Маяк".
Одним из важных направлений деятельности общества были занятия разными видами спорта. В 1906 г. справа от старого особняка, на месте хозяйственного двора был построен гимнастический зал. Автором проекта был один из ведущих петербургских архитекторов последней трети XIX - начала XX в. П.Ю.Сюзор. По ссылкам представлены генеральный план с подписью П.Ю.Сюзора и разрешение на "каменную двухэтажную лицевую пристройку, показанную на плане двора под лит. Б, к каменному лицевому дому лит. А и перекрытие железными стропилами, с остеклением по ним, двора лит. В" от 13 мая 1906 г. ([36], две стороны листа 11). Фасад здания с пристройкой ([36], фрагмент листа 19-21):
Здесь представлен лист целиком.
Гимнастический зал, поперечный и продольный разрезы ([36], листы 16 и 17-18):
Фотография гимнастического зала, опубликованная в 1908 г. [37,с.393):
Светлое, просторное помещение. Обтекаемые формы конструкций вполне созвучны стилю модерн.
Фасад, фотография не позже 1911 г. [39]:
Фасад пристройки с гимнастическим залом отличается от проекта; вероятно, изменения были внесены сразу в процессе строительства. На мой взгляд, такой фасад - с большой стеклянной дверью с обтекаемым верхом (хотя бы слабый намек на модерн) выразительнее, чем в первоначальном проекте.
В 1913 г. основная часть здания общества "Маяк" была надстроена на один этаж по проекту А.А.Грубе. Фасад ([36], фрагмент листа 27-28):
По ссылкам представлены лист целиком, а также генеральный план с подписью А.Грубе ([36], лист 22) и разрешение на "надстройку третьим этажом каменного лицевого флигеля, на генеральном плане показ. лит. А с переустройством дверных проемов, переборок и печей" от 24 апреля 1913 г. (обратная сторона того же листа).
Надстроенное здание изображено на фотографии ателье Буллы 1915 г. [58б]:
Фасад надстроенного этажа был оформлен несколько скромнее, чем в проекте.
Современный вид:
1 апреля 2021 г.
Увы, фасад в значительной мере ободран. Этаж, надстроенный А.А.Грубе, совершенно лишился декора; грубо искажен фасад пристройки П.Ю.Сюзора (не знаю, сохранился ли внутри старый гимнастический зал). И все же красота не уничтожена до конца...
На следующем участке по правой стороне (ул. Маяковского, 37) исторически сложилось скопление разнородных построек. Прежде чем рассматривать их в нынешнем виде, познакомимся с историей их строительства [86].
Самый старый лицевой дом на участке - двухэтажный, с первым каменным и вторым деревянным этажом; когда именно он был построен, мне неизвестно. Чертеж 1871 г. ([86], лист 2-4):
Этот дом - слева. Справа показан фасад каменного дома, который предполагалось к нему пристроить, слева еще одна каменная пристройка. (Автор проекта - уже упоминавшийся ранее военный инженер В.И.Миллер. Его подпись стоит на генеральном плане ([86], лист 1), а на обратной стороне в тексте разрешения на строительство среди разных работ упоминаются пристройки "к деревянному на каменном этаже дому".)
Проекты каменных пристроек в то время не были осуществлены. Об этом свидетельствует генеральный план 1885 г. ([86], лист 27), на котором на красной линии по-прежнему показан только этот полукаменный дом (владелица - жена статского советника Е.М.Грузинская). На обратной стороне - разрешение на "переоштукатурку лицевого фасада существующего смешанного [низ каменный, верх деревянный - С.П.] лицевого дома лит. А" от 30 апреля 1885 г. На генеральном плане стоит подпись автора проекта - И.И.Радике. Новый фасад здания ([86], лист 28-29):
Этот проект был осуществлен (см. далее старую фотографию).
В 1890 г. владелец дома В.Л.Морозов предпринял каменную пристройку к дому - справа от него, там, где такая пристройка проектировалась еще в 1871 г. Автор проекта - А.А.Докушевский. Фасад пристройки ([86], фрагмент листа 39-40):
По ссылкам представлены лист целиком, а также генеральный план ([86], лист 38); на обоих листах стоит подпись Докушевского.
В 1892 г. по проектам А.А.Докушевского были выполнены еще две небольшие каменные пристройки (см. генеральный план ([86], лист 43), где пристройки (лит. А и В) выделены краской). Обе пристройки примыкают к полукаменному дому слева - одна во дворе, а другая на красной линии улицы; таким образом, теперь старый дом окружен каменными пристройками с обеих сторон. Проект пристроек ([86], лист 44-45):
Вслед за этим Докушевский делает пристройку к пристройке во дворе (с подворотней в первом этаже), доведя ее до границы участка, см. генеральный план ([86], лист 48). Примерно в это же время он надстраивает третий этаж на пристройке справа от старого дома (эта пристройка задним числом узаконивается в разрешении на строительство от 31 июля 1892 г. (обратная сторона того же листа). Фасад правой пристройки, надстроенной на один этаж ([86], лист 52):
Фотография около 1960 г. [59а]:
Слева дом с нижним каменным и верхним деревянным оштукатуренным этажом (фасад - 1885, арх. И.И.Радике; фронтон исчез). Этот дом объединен общим фасадом с каменной пристройкой слева (1892г.; ее фасад не совсем такой, как в проекте). Справа трехэтажная каменная пристройка (1890-1892, арх. А.А.Докушевский). Рядовые здания в стиле эклектики, скромные и уютные.
Увы, до нашего времени дома дошли в искаженном виде. Правый дом:
1 апреля 2021 г.
Фасад довольно сильно ободран и теперь выглядит весьма убого.
Левый дом:
1 апреля 2021 г.
На фасаде сохранилась только простейшая отделка первого этажа, а от отделки второго этажа ничего не осталось. Я не знаю, остается он по-прежнему деревянным или теперь заменен каменным (второе кажется мне более вероятным - это может и объяснять утрату отделки второго этажа; впрочем, отделка утрачена и у каменной пристройки слева).
До нашего времени сохраняется колоритная подворотня у левого края, проходящая через две каменные пристройки. Вид подворотни с улицы и пространство между двумя пристройками:
19 октября 2021 г.
Первая редакция14 апреля 2021 г.
Вторая редакция 22 октября 2021 г.
Последнее обновление 24 июня 2022 г.
© Прохоров С.О.