ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

НАДЕЖДИНСКАЯ УЛИЦА (продолжение)

Улица Маяковского

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Мы подошли к перекрестку с Бассейной улицей - ныне ул. Некрасова.

Ближний левый угол (ул. Некрасова, 13) в настоящее время не застроен, здесь находится сквер. Фотография 1954 г. [47]:

 

 

 

Сквер был огорожен невысокой решеткой. К сожалению, трудно разглядеть ее детали, но похоже, что это было повторение (неточное, упрощенное) известной ампирной ограды Летнего сада со стороны Мойки, украшенной щитами с головой Медузы Горгоны. Когда появилась здесь эта решетка, мне неизвестно. До нашего времени она не дошла; когда она исчезла, я тоже не знаю.

Современный вид:

 

 

1 апреля 2021 г.

 

В сквере стоит памятник В.В.Маяковскому:

 

 

1 апреля 2021 г.

 

Памятник установлен в 1976 г., ск. Б.А.Пленкин, арх. В.П.Литвяков [13].

У меня лично этот памятник, мягко говоря, не вызывает восторга. Так же, впрочем, как и личность самого Маяковского...

(Эти три фотографии - старая и две современных - помещены также в разделе "Бассейная улица (улица Некрасова)".)

 

 

Дом на ближнем правом углу (ул. Маяковского, 19/15):

 

 

1 апреля 2021 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Доходный дом, 1878, арх. И.В.Вольф; рядом с ним на Бассейной улице (под тем же адресом) - здание бывшей Литейной женской гимназии, построенное одновременно с этим домом, также по проекту И.В.Вольфа [1]. Эклектика. Оба здания выполнены в "кирпичном стиле" (хотя стены и оштукатурены). На мой взгляд, довольно заурядная архитектура.

 

В середине 1900-х гг. в этом доме размещалась дипломатическая миссия Персии. Одно из помещений миссии запечатлено на двух фотографиях К.К.Буллы 1905 г. [27]:

 

 

 

Проверка по [19] показывает, что в 1904 - 1905 гг. персидская миссия действительно размещалась по адресу: Бассейная ул., 15, причем этот адрес имел именно данный дом. В какой части дома находилась персидская миссия, мне неизвестно.

На фотографиях изображена одна и та же комната, снятая в одну и ту же фотосессию (ср. положение книг на столе).

 

 

Дом на дальнем правом углу, третьим фасадом выходит в Басков переулок (ул. Маяковского, 21 - ул. Некрасова, 20 - Басков пер., 13). До постройки ныне существующего дома на этом месте стоял большой доходный дом, построенный по проектам Н.П.Гребенки в два приема - в 1846 г. построена часть на углу Баскова переулка, а в 1851 г. часть на углу Бассейной улицы [76]. Фасад по Надеждинской улице, чертеж 1851 г. ([76], лист 14-16):

 

 

 

Ранняя эклектика. У дома были очень монотонные, сухие фасады (как и у многих других (хотя и не всех!) зданий Н.П.Гребенки).

 

В 1912  - 1913 гг. этот дом был снесен, а на его месте построено новое здание. Вид с угла Бассейной улицы и центральная часть фасада по Надеждинской улице:

 

 

1 апреля 2021 г.

 

Доходный дом страхового общества "Россия". 1912 - 1913, арх. А.А.Гимпель [1, 76]. Добротная неоклассика. Несколько подробнее см. раздел "Басков переулок", где есть в том числе и тот же старый чертеж, и эти фотографии.

(Левая фотография помещена также в разделе "Бассейная улица (улица Некрасова)".)

 

 

 

Дом по правой стороне на другом углу Баскова переулка (ул. Маяковского, 23/6):

 

 

15 апреля 2021 г.

 

Доходный дом А.М.Назарова, 1904, арх. А.М.Шарлов [1,19]. Красивое, элегантное произведение эклектики. Этот дом подробнее рассмотрен в разделе "Басков переулок", где помещена в том числе и данная фотография. 

 

 

Следующий дом по правой стороне (ул. Маяковского, 25) - бвыший дом купца Калугина, построенный в 1827 г. По ссылке представлены: а) лист с генеральным планом, лицевым и дворовым фасадами, снабженной пояснением: "Под №1-м желает вновь построить каменное жилое в три этажа на подвалах строение с покрытием железом"; здесь же - разрешение на строительство от 9 февраля 1827 г ([28], лист 1-4); б) лист с проектом пристройки к дому двух симметрично расположенных надворных флигелей, с разрешением на строительство от 3 августа 1827 г. ([28], лист 5-8). В дальнейшем надворные флигели перестраивались, строились новые флигели ([28], листы 9-23), а лицевой фасад сохранился до нашего времени в первоначальном виде. Чертеж 1827 г. ([28], фрагмент листа 1-4):

 

 

 

 

Современная фотография:

 

 

1 апреля 2021 г.

 

Классицизм. Рядовой ампирный дом, фасад не особенно интересный, но все же вполне благородный.

Примечания.

1. В [4,№1852] написано предположительное имя автора проекта - Д.Адамини. Следует заметить, что на листе с проектом надворных флигелей ([28], лист 5-8) есть надпись: "Чертил архит. Адаминий". Однако Адамини - семья архитекторов, работавших в Петербурге, Доменико Адамини - только один из них, хотя и наиболее известный (не говоря уж о том, что слово "чертил" не говорит однозначно об авторстве). Но может быть, для данного предположения были какие-то другие основания?

2. В [1] утверждается, что во дворе находится здание Комитета попечительства о русской иконописи, построенное в 1914 г. по проекту М.В.Красовского. На самом деле в адресе допущена ошибка (возможно, опечатка) - на самом деле это здание находится во дворе дома 27, см. далее. (Замечу, что в предшествующем издании 1982 г. [29] адрес был указан правильно.)

 

 

 

История строительства на следующем участке (ул. Маяковского, 27) частично прослеживается по [30].

Лицевой дом существовал уже в 1831 г., когда к нему был пристроен надворный флигель (с правой стороны двора). Здесь представлен проект надворного флигеля (генеральный план и фасад) с разрешением на строительство от 8 апреля 1831 г. ([30], лист 1-4).

В 1836 г. лицевой дом был надстроен на один этаж, а со двора пристроен новый (левый) флигель. Здесь представлен лист с генеральным планом и лицевым фасадом, с пояснением: "№1. Желает построить флигель каменный. №2. Желает надстроить третий этаж", а также с разрешением на строительство от 8 января 1836 г ([30], лист 9-12). На листе стоит надпись: "Подп. Старший архитектор Комиссии проектов и смет, коллежский советник Мельников". Таким образом, названо имя автора проекта - это, очевидно, А.И.Мельников. Лицевой фасад надстраиваемого дома (фрагмент названного листа):

 

 

 

 

Современный вид:

 

 

1 апреля 2021 г.

 

Еще один ампирный фасад - на мой взгляд, менее выразительный, чем предыдущий.

 

С 1903 г. [19] участок принадлежал Комитету попечительства о русской иконописи (учрежден в 1901 г.) [31]. Комитет имел учебные живописные мастерские в селах Мстера, Холуй и Палех, Владимирской губернии и в слободе Борисовке, Курской губернии;

в доме по Надеждинской ул., 27 находились постоянная выставка икон, склад изделий кустарей-иконописцев и посредническое при нем бюро для продажи икон (см., например, вырезку из издания "Весь Петроград" за 1915 г., столбец 836 [19]).

В 1914 г. в глубине двора для Комитета был построен новый большой флигель, пятиэтажный с мансардой. Автор проекта - М.В.Красовский. Генеральный план с подписью М.В.Красовского ([30], лист 48):

 

 

 

Здесь представлено разрешение на строительство от 21 марта 1914 г. (обратная сторона того же листа).

Фасад ([30], лист 65-68):

 

 

 

 

Современный вид:

 

 

1 апреля 2021 г.

 

Фасад несколько отличается от проекта. В трех верхних этажах вместо сдвоенных окон сделаны лежачие; было ли внесено это изменение сразу при строительстве или это результат более поздней перестройки, мне неизвестно. Кроме того, мансарда заменена каменным этажом.

 

Вид дома с обратной стороны - с заднего двора:

 

 

1 апреля 2021 г.

 

Вид с улицы, с соседнего участка (ул. Маяковского, 29, правая часть) на брандмауэр этого флигеля:

 

 

1 апреля 2021 г.

 

В принципе, я не стал бы уделять столько внимания этому ординарному дворовому флигелю, если бы он не принадлежал Комитету попечительства о русской иконописи и если бы автором проекта не был М.В.Красовский (не путать с его однофамильцами!) - известный исследователь русской архитектуры, а также автор прекрасной Казанской церкви в Вырице. Следует заметить, что председателем Комитета был граф С.Д.Шереметев, для которого М.В.Красовский выполнял разные заказы (в том числе, к сожалению, и вандалистский заказ на строительство Шереметевского пассажа со сносом ценнейших памятников архитектуры барокко).

 

 

Вернемся к Бассейной улице (ул. Некрасова) и начнем осмотр домов по левой стороне.

Угловой дом (ул. Маяковского, 30/18), фотография около 1960 г. [61]:

 

 

 

Доходный дом потомственного почетного гражданина А.Е.Бурцева, 1905, арх. М.Б.Кварт [1,19].

Современный вид:

 

 

1 апреля 2021 г.

 

(Эти фотографии помещены также на другой странице.)

Некоторые украшения ободраны, но эти утраты все же не критичны.

Фактически поздняя эклектика, хотя в растительных мотивах и изгибающихся линиях, как мне кажется, видна наивная попытка сделать что-то в стиле модерн. Яркое, броское здание - пожалуй, лучшая работа М.Б.Кварта.

 

 

Следующий дом стоит на углу Баскова переулка (ул. Маяковского, 32/11). Дом был построен, видимо, в 1833 г. [77]. Первоначальные фасады дома по Надеждинской улице и по Баскову переулку, чертежи 1833 г. ([77], фрагменты листа 1-4):

 

 

 

В 1859 г. фасад по Баскову переулку был расширен вправо на пять осей ([77], лист 21-21а).

 

В 1874 г. архитектор А.А.Бравура выполнил некоторые внутренние переделки и полностью изменил отделку фасадов ([77], листы 24-30; см. также [1]). Вот как выглядит дом теперь:

 

 

1 апреля 2021 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Устаревшая ампирная отделка заменена новой, в духе эклектики, в очень распространенном в 1870-х гг. направлении - "стиль Людовика XVI". Неплохой рядовой дом.

 

 

Дом на другом углу Баскова переулка (ул. Маяковского, 34/4), фотография около 1960 г. [53а]:

 

 

 

Доходный дом, расширен и перестроен из старого здания в 1867-1868 и 1878-1879 гг., арх. Х.Х.Тацки [1]. Эклектика. Неплохой рядовой дом.

Современная фотография:

 

 

1 апреля 2021 г.

 

(Обе фотографии - старая и современная - помещены также на другой странице.)

Фасады ободраны. Исчезла рустовка, нет многих лепных украшений, варварски огрублена форма наличников на втором этаже. Была полноценная архитектура - стал примитив.

Фасад был изуродован, видимо, в 1960-х гг. (Имеется фотография [53б], датированная 1960 г. (на самом деле, очевидно, немного более поздняя), на которой уже виден ободранный фасад.)

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.