САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
НАДЕЖДИНСКАЯ УЛИЦА
Улица Маяковского
Надеждинская улица (ул. Маяковского) проходит от Невского проспекта до Кирочной улицы.
Первоначально улица начиналась от Малой Итальянской улицы (ныне ул. Жуковского). Эта ее часть была проложена, очевидно, в 1730 - 1740-х гг. Она называлась Средней улицей, а около 1830 г. получала название Шестилавочной. Около 1852 г. был проведен новый отрезок - между Невским проспектом и Малой Итальянской улицей, прошедший мимо построенной незадолго до этого Александринской больницы (см. далее) и получивший название Надеждинской улицы. Около 1858 г. эти две улицы были объединены под общим названием Надеждинской улицы. (См., в частности, планы Петербурга разных лет [7].)
В 1936 г. Надеждинская улица была переименована в ул. Маяковского.
В XVIII - первой половине XIX в. район за Фонтанкой, где расположена улица, был городской окраиной. Развитие этих мест, их превращение в полноценный городской район началось в середине XIX в. В облике улицы определяющую роль играют здания, построенные в середине - второй половине XIX в. - архитектура эклектики.
Сначала рассмотрим дома на углах Невского проспекта. Очень интересен дом на правом углу (ул. Маяковского, 1/96) [62, 63]:
1 апреля 2021 г.
Участок, на котором находится дом, в середине - второй половине XIX в. принадлежал купцам Яковлевым. Он вытянут далеко в глубину от Невского проспекта, причем до прокладки нового участка Надеждинской улицы участок не был угловым - слева от него, на месте будущей улицы в в 1840-х гг. находилось владение купца Егорова([62], листы18-30).
Первое каменное здание на этом участке было построено не позже последних лет XVIII в. [63, с.44]. Дом выходил фасадом на Невский проспект, он был трехэтажным. В 1838 г. известный архитектор А.Х.Пель составил проект надстройки четвертого этажа, а также постройки каменных надворных флигелей; проект выл осуществлен в ближайшее время. Здесь можно увидеть лист с генеральным планом, с подписью А.Х.Пеля и с разрешением на строительство от 14 апреля 1838 г. ([62], лист 10-13). Фасад по Невскому проспекту (фрагмент того же листа):
Здание имело красивый, благородный фасад в формах безордерного классицизма. Характерная особенность - закругленные углы, которые были сохранены и при последующей перестройке.
На чертеже дорисованы и выделены цветом эркер в центре и балконы на четвертом этаже на закругленных углах. Справа от чертежа (см. лист целиком) - надпись: "Балконы, означенные красными чернилами на [неразборчиво], одобрены. 22 июня 1839 г." Однако ни балконы, ни эркер (крытый балкон) не были осуществлены - это видно чертежа 1870 г., представленного далее.
В начале 1870-х гг. дом, принадлежавший купцу П.Д.Яковлеву, был существенно расширен и перестроен по проектам его родственника [63] - знаменитого в то время архитектора М.А.Макарова, мастера эклектики (подробнее...). Этот дом - одна из лучших работ Макарова. Генеральный план ([62], лист 34-36):
Справа Невский проспект, внизу Надеждинская улица. Краской выделены вновь возводимые флигели. Здесь представлено разрешение на строительство от 18 апреля 1870 г. (обратная сторона того же листа).
Фасады новых частей здания вытянулись вдоль Надеждинской улицы на 160 м. По первоначальному проекту сплошная стена зданий одинаковой высоты прерывалась одноэтажным флигелем (на плане - литера D), но затем и на этом месте появился такой же высокий дом ([62], лист 89-91, разрешение от 20 октября 1870 г.). Фасад по Надеждинской улице ([62], лист 92-100):
Фасад состоит из трех частей - по сути дела, трех фасадов, следующих друг за другом. Первые два фасада выполнены в неороманском "стиле" (в котором часто работал М.А.Макаорв), в третьем, коротком фасаде с закругленным углом у Невского проспекта - смешение мотивов разных исторических стилей (тоже очень характерное для Макарова). Наиболее удаленная от Невского проспекта левая часть выглядит весьма строго, второй фасад значительно богаче, а в третьем фасаде исчезает всякая сдержанность, он выглядит очень эффектно.
В то же время на самом Невском проспекте в 1870 г. еще сохранялся старый классицистический фасад ([62], лист 64-66):
Но такое положение продолжалось очень недолго. В 1871 г. М.А.Макаров представил и проект переделки фасада по Невскому проспекту. 21 июля 1871 г. было получено разрешение на "надстройку [...] мезонина на каменном 4-этажном доме [...] и переделку фасада последнего по представленному рисунку" ([62], лист 124-126). Проект фасада по Невскому проспекту, Высочайше утвержденный 6 августа 1871 г. ([62], лист 52-54):
Теперь посмотрим этот дом в натуре. Фасад по Невскому проспекту:
1 апреля 2021 г.
Первый от угла дом по Надеждинской улице:
1 апреля 2021 г.
Следующий дом:
1 апреля 2021 г.
К сожалению, облик этого дома несколько искажен более поздней надстройкой.
Теперь рассмотрим дом на другом, левом углу Невского проспекта (ул. Маяковского, 2/94). Сначала познакомимся с историей его строительства, которое велось в несколько этапов [64].
Каменный дом на этом участке (в то время не угловом - улицы здесь еще не было) был построен не позже 1820-х гг. В 1828 г. появился проект постройки нового надворного флигеля и переделки фасада по Невскому проспекту ([64], лист 1-4):
Судя по представленному чертежу существующего фасада, это была грубая постройка "безо всякой архитектуры". По проекту фасад должен был получить отделку в стиле классицизма.
Проект был одобрен 27 июня 1828 г. Однако судя по чертежу 1865 г. ([64], лист 6-7), проект не был осуществлен и фасад по-прежнему носил утилитарный характер:
В таком же грубо утилитарном духе был сделан в 1850-х гг. и фасад по вновь проложенной улице ([64], лист 8-10):
К 1865 г. дом принадлежал семье архитектора Э.Ф.Крюгера (официально владелицей была жена архитектора К.К. (К.Я.?) Крюгер). Данные чертежи сделаны по поводу некоторых переделок в доме. В разрешении на строительство от 13 июня 1865 г. ([64], лист 16) перечисляются довольно многочисленные внутренние переделки, названа также установка металлического зонтика на фасаде по Невскому проспекту; о переделке лицевых фасадов речи не идет. Между тем Крюгер все же переделал и фасады угловой части здания, о чем свидетельствуют фиксационные чертежи 1870 г. ([64], листы 25-26 и 27-29):
Дом приобрел скромные, но, во всяком случае, полноценные фасады в стиле эклектики.
Данные чертежи выполнены в связи с новым проектом Э.Ф.Крюгера. Генеральный план с подписью Крюгера ([64], фрагмент листа 23-24):
По ссылкам представлены лист целиком и разрешение на строительство от 12 февраля 1870 г. (обратная сторона того же листа). Проект предусматривает надстройку четвертого этажа над частью дома со стороны Невского проспекта (литера А), а также постройку в отдаленной от проспекта части участка четырехэтажного флигеля, выходящего фасадом на Надеждинскую улицу (Литера В, с включением и надстройкой также существующего надворного флигеля, лит. В'). Фасады по Невскому проспекту и по Надеждинской улице ([64], листы 30-31 и 32-34):
На Надеждинской улице правее находится каменный забор с воротами ([64], фрагмент листа 48):
А справа от них - вновь возводимый флигель ([64], лист 35):
Все части проекта были осуществлены.
В 1876-1979 гг. Э.Ф.Крюгер продолжил строительство, в результате чего был окончательно сформирован фасад по Надеждинской улице. В 1876 г. он надстроил трехэтажный флигель по Надеждинской улице и объединил его общим фасадом с угловым домом (разрешение на строительство от 10 июня 1876 г.; [64], лист 49). Общий фасад для двух частей ([64], лист 54-56):
В том же 1876 году Крюгер составил проект, по которому должен был быть заполнен разрыв в застройке по Надеждинской улице ([64], лист 62):
На месте каменного забора и ворот должен быть построен новый флигель. Его фасад продолжает фасад флигеля, стоящего справа от него, в построенного в 1870 г. ([64], лист 63-65):
Разрешение на строительство было получено 30 сентября 1876 г. ([64], обратная сторона листа 62), однако в нем оговаривалась необходимость принятия мер по пожарной безопасности. Вероятно, это обстоятельство было причиной того, что в 1876 г. этот флигель не был построен. Только через два с половиной года, весной 1879 г. Э.Ф.Крюгер выполнил новый проект с изменениями внутренней планировки, направленными на увеличение пожарной безопасности, по которому и был построен дом ([64], листы 66-69; разрешение на строительство от 4 мая 1879 г.).
Теперь, после знакомства с историей строительства, осмотрим бывший дом Э.Ф.Крюгера.
Угловая часть:
1 апреля 2021 г.
Как мы видели, дом получил свой нынешний вид в результате перестроек 1865 и 1870 гг. (фасад по Невскому проспекту и левые пять осей по Надеждинской улице) и 1876 г. (остальная часть фасада по Надеждинской улице). На мой взгляд, здание представляет собой рядовое произведение эклектики, не выделяющееся какими-то особенными достоинствами.
Второй дом на Надеждинской улице:
1 апреля 2021 г.
Этот дом построен в два этапа: правая часть (семь осей по фасаду) в 1870 г., левая (пять осей) в 1879 г. По-моему, это здание более интересно по архитектуре.
Ул. Маяковского, 4:
1 апреля 2021 г.
Доходный дом титулярного советника М.И.Миллера, 1865, арх. А.К.Бруни [1, 65]. Ранняя эклектика (неороманский "стиль"). Фасад, пожалуй, чрезмерно строгий.
Ул. Маяковского, 6:
1 апреля 2021 г.
Эклектика. Строгий, довольно благородный фасад.
История дома мне неизвестна. Могу только показать фиксационные чертежи разного времени. Слева чертеж 1894 г., справа чертеж 1912 г. ([66], листы 15-16 и 8-9):
Судя по этим чертежам, дом построен не позже 1894 г. (возможно, в 1873 г. - см. дату в аттике), а после 1894 г. отделка фасада была изменена, стала несколько богаче. Очевидно, изменение фасада произошло не позже самых первых лет XX века, когда такая архитектура вышла из моды.
На следующем участке (ул. Маяковского, 8) был дом, разрушенный во время Великой Отечественной войны. После войны, в 1953 - 1954 гг. на его месте была построена школа (арх. Е.И.Травников) [8]:
1 апреля 2021 г.
Сталинская архитектура - на мой взгляд, довольно уродливая, далекая от благородства классицизма, которому она, казалось бы, подражает.
Следующий дом по левой стороне (ул. Маяковского, 10) был построен в 1866 г. для дочери гвардии поручика М.И.Назимовой по проекту Р.Я.Оссолануса, а в 1914 г. перестроен с надстройкой на два этажа для Е.Н.Сиротининой по проекту И.А.Претро [1, 67]. Первоначальный фасад 1866 г. и новый фасад 1914 г. ([67], листы 2-3 и 23-24):
Нынешний вид здания:
1 апреля 2021 г.
Неоклассика. Как мне кажется, и прежний-то фасад был не особенно красив - а новый выглядит просо убого. Вообще работы Претро крайне неравноценны - есть прекрасные здания, а есть вульгарные бедные постройки.
Следующий участок (ул. Маяковского, 12) выходит противоположной стороной на Литейный пр., 56. На этой территории расположены Мариинская больница и другие больничные учреждения. На Надеждинскую улицу выходят три здания.
Первое из них:
1 апреля 2021 г.
Этот корпус построен (или перестроен) в советское время - очевидно, в 1950-х гг. Здание малоинтересно по архитектуре.
Второе здание было построено для Александринской больницы, оно представляло собой выдающееся произведение архитектуры. В советское время оно было сильно перестроено, в нем находится Нейрохирургический институт им. А.Л.Поленова. Прежде чем рассматривать это здание в существующем виде, познакомимся с прежней его историей [9; 10,с.199-201; 5,выпуск шестой,с.411-413; 6,том второй,№262].
Александринская женская больница была основана Николаем I в память о дочери - великой княгине Александре Николаевне, умершей от чахотки в 1844 г. в возрасте 19 лет. Инициатором был супруг покойной - принц Фридрих Гессенский, пожертвовавший на это средства. Пожертвовали средства и принц П.Г.Ольденбургский и сам Николай I. Больница была предназначена для содержания больных хроническими болезнями.
Самым удобным местом для возведения новой больницы было признано пустопорожнее место позади Мариинской больницы, принадлежащее ей и отдаваемое под огороды. Такое соседство позволяло соединить две больницы под одно начальство и с одними и теми же врачами.
Строительство Александринской больницы повлекло за собой и градостроительное преобразование: было решено провести мимо нее новую улицу от Малой Итальянской улицы до Невского проспекта - продолжение Шестилавочной улицы (впоследствии объединенное с ней под общим названием Надеждинской улицы). Это намерение было осуществлено только в 1852 г., а для начала был открыт проезд к больнице со стороны Итальянской улицы, для чего был куплен и сломан стоявший здесь деревянный дом.
Проект здания составил в 1844 г. архитектор А.П.Брюллов - один из ведущих мастеров ранней эклектики.
Фасады со стороны будущей Надеждинской улицы [10,с.200] и со стороны сада Мариинской больницы [11,с.87]:
По ссылке представлены планы этажей из издания 1899 г. [9] (Надеждинская улица - внизу).
На первом этаже были помещения для освидетельствования больных, для дежурного медика, комната для хранения платья поступающих больных, а также помещения для священника, дьячка, надзирательницы, повивальной бабки, фельдшеров и хожатых (санитаров?). Второй этаж соединен с первым парадной лестницей на две стороны, в центре церковь, а по сторонам шесть палат с высокими потолками и большими окнами. Окна палат были обращены в сад, а со стороны будущей улицы вдоль палат проходили коридоры с такими же большими окнами. Позже (очевидно, в конце XIX в.) со стороны сада в центре была пристроена двухэтажная веранда, на втором этаже которой было большое помещение для больных, которые были не в состоянии совершать прогулки по саду.
Здание Александринской больницы - одна из лучших работ А.П.Брюллова, замечательное произведение рационалистического течения эклектики. В фасадах ясно выражена структура здания, в сочетании с очень строгим декором. (После пристройки веранды центральная часть садового фасада, конечно, стала выглядеть несколько по-другому.)
Над входом со стороны Надеждинской улицы была установлена мраморная доска с надписью: "Больница Великой Княгини Александры Николаевны, учрежденная супругом ея, принцем Фридрихом Гессенским", а над доской - барельеф, изображающий двух молящихся ангелов у креста.
Вид на здание с Надеждинской улицы, фотография из издания 1899 г. [9]:
Разрезы через одну из палат и через церковь, парадную лестницу и пристроенную веранду [9]:
Внутренний вид церкви св. мученицы Царицы Александры, фотография из издания 1899 г. [9]:
Алтарь освещался через большое полукруглое окно, в которое был вставлен витраж с изображением св. Царицы Александры работы А.Ф.Перница. Иконостас был первоначально сделан для домовой церкви великой княгини Александры Николаевны в Копенгагене; образа для него были написаны художником А.К.Виги (см. [6]; в [5] фамилия художника написана неправильно). Лепку исполнил "без всякой платы" мастер Ф.П.Дылев.
Вход в церковь был устроен с парадной лестницы. Церковь была обращена окнами в коридоры и в больничные палаты, что способствовало тяжело больным слушать службу из палат и коридоров.
На парадной лестнице напротив входа в церковь был установлен бюст Александры Николаевны работы И.П.Витали.
Коридор и больничная палата, фотографии из издания 1899 г. [9]:
В 1937 - 1939 гг. здание было перестроено для Российского научно-исследовательского Нейрохирургического института (позже получившего имя А.Л.Поленова), арх. Я.М.Коварский, Г.П.Любарский [12]. Современный вид здания:
1 апреля 2021 г.
Облик здания сильно изменился. И все же и в нынешнем здании остаются следы прежней красоты здания А.П.Брюллова.
Перед зданием стоит памятник профессору А.Л.Поленову:
1 апреля 2021 г.
1954, ск. Н.В.Дыдыкин, арх. Ю.Н.Смирнов [13].
Далее (по тому же адресу - ул. Маяковского, 12) стоит амбулаторный корпус:
1 апреля 2021 г.
1891 - 1892, арх. В.И.Корольков [1]. Эклектика. Приятный скромный домик.
Мы закончили осмотр больничных зданий. Следующий дом расположен на углу улицы Жуковского (ул. Маяковского, 14/25). Фотография 1949 г. [48]:
Собственный доходный дом архитектора Н.Ф.Беккера, 1880 - 1881 [1]. Эклектика. Красивая, эффектная композиция, в которой значительную роль играют украшающие здание шатры.
Нынешний вид здания:
1 апреля 2021 г.
(Правая фотография, а также снимок 1949 г. помещены также в разделе "Улица Жуковского".)
Шатры, увы, исчезли. Но даже в таком виде дом выглядит красиво, добротно - как и обычно у Беккера.
© Прохоров С.О.