ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, "СЕМЕНЦЫ"

 

Оглавление

Предыдущая

 

Рузовская улица  1  2

Можайская улица  1  2

Верейская улица  1  2

Подольская улица  1  2

Серпуховская улица  1  2

Бронницкая улица  1  2

Между Бронницкой улицей и Московским проспектом  1  2

Литература

 

Главная страница

 

 

  

Между Бронницкой улицей и Московским проспектом

(продолжение)

 

 

Сад Олимпия

 

Предварительное замечание. Официальное название этого сада - сад им. А.С.Грибоедова. Но я , как бывший житель этих мест, заявляю: это название никогда не использовалось в жизни. Все называли сад только Олимпией и практически никто не знал, что у сада есть какое-то другое название. И я позволю себе далее на этой странице больше не использовать это мертворожденное название.

 

Сад Олимпия занимает большой участок, ограниченный с запада Московским проспектом, 44; с севера Клинским проспектом, 28; с востока Батайским переулком; на южной стороне он с юго-востока на коротком отрезке выходит на Малодетскосельский проспект, а далее на запад в сад выходит соседний дом (официальный адрес дома: Малодетскосельский пр., 29).

Сад разбит в первые годы после Великой Отечественной войны на месте прежних строений, погибших при бомбардировке (тогда же погиб и  большой жилой дом, стоявший на противоположной стороне Международного (ныне Московского) проспекта, на углу 5-й Красноармейской улицы; он рассмотрен в другом месте сайта).

 

 

Исторически эта территория долго оставалась не застроенной и фактически представляла собой большой пустырь. Первый - и единственный - каменный жилой дом был построен в 1823 г. для купеческого сына Глотова архитектором П.С.Пыльневым. Проект дома ([211], лист 1-4):

 

 

 

В шапке написано: "Под №1-м желает на каменном строении надстроить каменный этаж. [Под №]2 - во дворе построить вновь деревянное жилое строение." В правом нижнем углу стоит подпись Пыльнева. На листе стоит резолюция Комитета для строений и гидравлических работ: "Получено 16 мая 1823 года и Комитетом в заседании 11 июля по переделке одобрено."

Дом был построен в северо-западном углу этого огромного участка - на углу Царскосельского (позже Забалканского, ныне Московского) и Клинского проспектов. Это был небольшой двухэтажный дом. На листе нарисована только правая часть фасада по Царскосельскому проспекту; почему сделано именно так, мне неизвестно; может быть, это связано с упомянутой в резолюции переделкой проекта?

О том, как выглядели фасады целиком, дают представление фиксационные чертежи 1869 г. ([211], лист 16-18):

 

 

 

Это было фактически утилитарное строение. Некоторый, крайне скромный декор получила только часть фасада по Царскосельскому проспекту - именно та, которая изображена на чертеже 1823 г.

 

Изображение участка на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [7]:

 

 

 

Этот небольшой дом на углу - единственное капитальное здание на участке. Кроме него, видны только какие-то разрозненные деревянные строения, почти весь участок не застроен.

 

В в середине XIX в. (до конца 1860-х гг.) владельцами участка были купцы Матятины [212, 213]. В 1869 г. владельцем стал почетный гражданин В.В.Колобов, который решил перестроить угловой дом. Генеральный план ([211], лист 19-22,14-15):

 

 

 

На плане стоит подпись автора проекта - видного петербургского архитектора-эклектика В.Ф.Геккера. По ссылке представлено разрешение на "капитальную перестройку углового каменного 2-этажного дома лит. А с изменением лицевых фасадов оного по представленным черт[еж]ам, в том числе устройство в нем из 3-х окон дверей на улицу и возведение сверх крыши [нрзб.] глухих каменных брандмауэров, как то и другое показано на чертеже красными линиями, покрытие ворот этого дома кирпичным сводом и возведение 4-х каменных 2-этажных пристроек к оному же со двора под лит. Б, В, В’, Г для помещения в них каменных лестниц с отхожими местами, постройку каменных одноэтажных нежилых служб под лит. Е и g и такового же жилого флигеля с навесом и конюшней при нем лит. Н, устройство деревянной помойной ямы лит. Д и навозного ящика лит. Д’, проложение по двору и из-под пола [прачешной?] подземельной трубы с устройством при ней в то же время форменного колодезя, как показано синими чертами и лит. Р, и ограждение дворового пространства между лит. М деревянным постоянным забором", 11 марта 1869 г. (обратная сторона того же листа).

Итак, старый дом был перестроен, причем со стороны двора появились каменные службы взамен прежних деревянных. Предполагалось также построить одноэтажный флигель в Матятином (ныне Батайском) переулке, около Клинского проспекта (лит. Н), но, как видно из более поздних чертежей, этот флигель построен не был.

В.Ф.Геккер полностью изменил фасады дома. Чертежи, подписанные Геккером ([211], лист 7-9):

 

 

 

По ссылкам представлены также планы первого и второго этажей и план служб ([211], листы 26-27, 28-29 и 10-11).

Прежняя невзрачная утилитарная постройка получила полноценные, довольно красивые фасады в стиле эклектики. В таком виде дом сохранялся до его гибели при бомбежке во время войны. (Далее  см. также фотографии дома конца 1930-х гг.)

 

В то же время этот красивый дом одиноко стоял в углу огромного пустыря. Этот пустырь запечатлел художник М.В.Добужинский на акварели "Человек в очках" (портрет К.А.Сюннерберга, 1905 - 1906; Третьяковская галерея):

 

 

 

Портрет был написан на квартире Сюннерберга в доме по Клинскому пр., 27, на заднем плане - вид, открывавшийся из окна этой квартиры (см. предыдущую страницу).

 

Подробности о том, что именно изображено на этом пустыре, мы можем узнать из генерального плана, составленного через три года после написания акварели - в 1909 г. ([211], лист 33-36):

 

 

 

Следует сказать, что этот генеральный план относится к проекту новых построек на участке (лит. А, Б, В, Г, Д и Д'). Но о них мы скажем чуть позже, а пока посмотрим то, что реально существовало к этому времени.

На плане север наверху. Вид на акварели изображен в южном направлении. На переднем плане - располагавшийся на Клинском проспекте (рядом с домом) лесной двор Сбитнева, а вдали, у южной границы участка - Лесная биржа Рубашева. Остальное - пустое пространство, кажется, с огородами.

 

Заметим, что есть еще одна известная работа М.В.Добужинского, на которой изображена маленькая часть этого участка со стороны Забалканского проспекта - акварель "В ротах. Зима в городе", 1904 г.; в 1905 г. по этой акварели была выпущена открытка под названием "Петербург. В.ротах Измайловского полка" (издание общины св. Евгении, №1850):

 

 

 

На переднем плане - верстовой столб на углу Забалканского проспекта и 7-й Роты, а на заднем плане - дровяной двор, часть лесной биржи Рубашева.

 

 

А теперь скажем о проекте, к которому принадлежит генеральный план. На обратной стороне листа написано разрешение от 18 июня 1909 г. на "постройку четырех металлических навесов, показанных на плане двора под лит. А, Б, В и Г, и 2) двух каменных одноэтажных строений для магазинов под лит. Д и Д’ ". На генеральном плане стоит подпись автора проекта - гражданского инженера А.Ф.Сысоева.

Этот и следующие проекты, согласно надписям на чертежах, составлялись для наследников Колобовых. В то же время в издании "Весь Петербург - Весь Петроград" [25] во всех выпусках, по меньшей мере, с 1910 до 1917 г. указана конкретная владелица участка - Е.И.Амасийская, жена губернского секретаря. Вероятно, это одна из наследниц.

Итак, предполагалась постройка со стороны Забалканского проспекта двух торговых павильонов, а с задней стороны, у Матятина переулка - четырех металлических навесов. По ссылке представлены чертежи двух одинаковых павильонов - фасад, разрез и план ([211], лист 39). Навесы ([211], лист 37-38) представляют собой утилитарные строения, их чертежи я здесь не показываю - тем более, что навесы так и не были построены (что видно по более поздним чертежам).

 

В том же 1909 году владельцы решили использовать часть участка для устройства увеселительного сада, в котором зимой заливался каток. Для этого заведения были построены деревянные сооружения - две эстрады, павильон катка и катальные горы. Проект составил тот же автор - А.Ф.Сысоев.

Генеральный план с подписью Сысоева ([211], лист 44-47):

 

 

 

По ссылке представлено разрешение на "устройство: 1) временного деревянного барака, показанного на плане двора под лит. А; 2) временной деревянной эстрады для музыки лит. В, 3) временной деревянной эстрады лит. С и 4 - временных деревянных гор для катания лит. D и D’ ", 14 июля 1909 г. (обратная сторона листа).

Далее представлены проекты этих сооружений.

Чертежи здания, названного в тексте разрешения "бараком", имеют заголовок "Павильон катка" ([211], лист 49-50):

 

 

 

 

Две эстрады ([211], листы 42-43 и 48):

 

 

 

 

 

 

Катальные горы ([211], лист 40-41):

 

 

 

 

Судя по более поздним чертежам, все эти сооружения действительно были построены (хотя просуществовали недолго). Сравнение с современными планами (например, с картой "Яндекса") показывает, что увеселительный сад занимал сравнительно небольшую территорию, расположенную севернее нынешней центральной части сада Олимпия.

 

В 1910 г. владельцы - наследники Колобовых - решили устроить еще одно увеселительное заведение - кинематограф. Проект составил М.И.фон Вилькен. По ссылкам представлены генеральный план и фасад ([211], листы 74-77 и 86-87). Это здание в стиле модерн должно было находиться на Клинском проспекте. Однако проект не был реализован; идея построить кинематограф была осуществлена только через три года, на другом месте и по другому проекту (см. далее).

 

Следует заметить, что одновременно с устройством увеселительных заведений владельцы не забывали и о торговых делах. Для торговых павильонов на Забалканском проспекте, построенных в 1909 г. А.Ф.Сысоевым (см. выше), уже в том же 1909 г. был составлен проект расширения, арх. С.М.Беляков. По ссылкам представлены генеральный план ([211], лист 56-59), разрешение на строительство от 6 октября 1909 г. и чертежи павильонов ([211], лист 60-61; наверху проект расширения в обе стороны левого (северного) павильона, внизу проект новой части, пристраиваемой слева к правому (южному) павильону). Эти проекты были осуществлены. Расширенные павильоны видны на более поздних генеральных планах, их можно увидеть и на фотографиях советского времени - правда, в изувеченном виде (см. далее).

В 1910 г. на территории лесной биржи И.Г.Рубашева, на тупом углу Малого Царскосельского проспекта и Матятина переулка было построено бетонное одноэтажное торговое здание (на всех более поздних генеральных планах оно показано как существующее; до нашего времени не сохранилось). Генеральный план, план и фасады здания ([211], листы 67-70, 71 и 72-73):

 

 

 

 

 

 

 

По неизвестной мне причине на генеральном плане и на чертежах здания стоят разные подписи. Подпись на генеральном плане я, к сожалению, не смог прочитать. Подпись под чертежами здания, как мне кажется, читается как "Инженер-технолог М.Рубашев". В издании "Весь Петербург" [25] в выпуске на 1911 г. имеется следующая запись (с.767): "Рубашев, Мин. Иос., инж.-техн. Забалканский, 57". Очевидно, это родственник (сын?) владельца лесной биржи.

Фасады здания были выполнены в несколько упрощенных формах неоампира.

 

В 1911 г. на другом углу - того же Матятина переулка и Клинского проспекта - было построено еще одно торговое здание - тоже бетонное одноэтажное. Генеральный план ([211], лист 88-91):

 

 

 

По ссылке представлены разрешение на строительство от 28 июня 1911 г. (обратная сторона того же листа) и план здания ([211], лист 92-94).

Фасады ([211], лист 96-100):

 

 

 

Фасады выглядели предельно просто, на грани утилитаризма (формально рационалистический модерн). К сожалению, ни на одном из чертежей нет подписи архитектора. Это здание сохранялось до Великой Отечественной войны (см. далее фотографию 1939 г.).

 

При знакомстве с генеральным планом и текстом разрешения на строительство создается впечатление, что владельцы решили ликвидировать увеселительный сад. В тексте разрешения написано, что строительство разрешается "с тем, чтобы [...] строения, помеченные на плане двора знаком #, были сломаны". Если мы посмотрим на генеральный план, то увидим, что к сломке предназначены различные деревянные постройки, в том числе и павильон катка, и обе эстрады, и катальные горы. (Правда, и на более поздних генеральных планах (в частности, в 1912 г. - [211], лист 124-127 - деревянные постройки еще показаны как существующие и помечены как подлежащие сносу.)

В то же время около 1911 г. значительную часть участка заняли новые торговые заведения - рынки, что видно на том же генеральном плане (а также, например, еще на одном генеральном плане 1911 г. ([211], лист 101-104), где надписи видны более отчетливо).

Один из рынков, более значительный - Забалканский базар. Одна его часть вытянулась от Забалканского проспекта до Матятина переулка и  заняла примерно половину территории бывшей лесной биржи Рубашева, а другая вытянулась вдоль Матятина переулка. Другой рынок - базар Рубашева на оставшейся части бывшей лесной биржи. (В издании "Весь Петербург" [25] в выпусках на 1912-1917 гг. по адресу: Забалканский, 44 указывается, что часть участка арендует И.Г.Рубашев.)

Фотографии 1910-х гг. из собрания Государственно Музея истории Санкт-Петербурга - виды базара со стороны Забалканского проспекта и со стороны Матятина переулка (ГМИ СПб Инв.№-II-А-8904 ф, ГМИ СПб Инв.№-II-А-8889 ф [28]):

 

 

 

(Изображения обработаны - увеличена контрастность. Оригиналы:  1  2 )

В советское оба рынка продолжали существовать под названием Клинского рынка (см. далее).

 

Еще один базар располагался непосредственно на Клинском проспекте. Фотография 1910-х гг. (ГМИ СПб Инв.№-II-А-8892 ф [28]):

 

 

 

(Изображение обработано - увеличена контрастность. Оригинал )

 

 

С 1914 до 1917 г. часть участка с бывшим катком арендовал почетный гражданин И.Г.Вартхель [25], который значительно изменил характер этого места.

Впрочем, начало не предвещало каких-то радикальных изменений. Весной 1914 г. было решено построить еще одно торговое здание - на  Забалканском проспекте, на месте бывшего павильона катка (до сих пор еще не снесенного). Проект составил архитектор Б.М.Кишкин. Генеральный план ([211], лист 140-143):

 

 

 

По ссылке представлено разрешение на "постройку бетонного одноэтажного лицевого флигеля лит. А" от 11 марта 1914 г.

Фасад, план и разрез ([211], лист 137-139):

 

 

 

Довольно эффектно выглядит центральная часть, расположенная с отступом от красной линии - в соответствии с модой этого времени стилизованная под ампир, прорезанная большим трехчастным арочным окном. По сторонам от нее - закругленные части боковых крыльев, выходящих на красную линию.

 

Однако вскоре намерения арендатора изменились. Было решено вновь устроить увеселительный сад с катком, а в лицевом корпусе сделать кинематограф и буфет. Новый вариант проекта составил тот же архитектор - Б.М.Кишкин. Генеральный план ([211], лист 168-171):

 

 

 

По ссылке представлено разрешение на "постройку лицевого одноэтажного, частью 2-хэтажного, здания лит. А для помещения кинематографа и буфета при катке" от 3 июня 1914 г.

План здания ([211], лист 154-156; Забалканский проспект - внизу):

 

 

 

(По ссылке можно посмотреть также план немногих помещений второго этажа - [211], лист 157-159.)

Так же, как и в предыдущем проекте, на красную линию Забалканского проспекта выходят два торговых корпуса с закругленными углами. Но между ними в глубине теперь находится не еще один торговый зал, а вход в сад. а слева и справа расположены увеселительные заведения - справа кинематограф, а слева помещение, используемое летом как буфет, а зимой как зал катка ("зал катка для одевания коньков"). Любопытны пометки на чертеже, сделанные слева и справа для обоих крыльев: "NB - стены пустотелые бетонные".

Фасад центральной части здания с входом в сад ([211], лист 160-161):

 

 

 

Вход в сад и на каток получил торжественное (пожалуй, даже преувеличенно торжественное) оформление в виде триумфальной арки с колоннами, увенчанной скульптурой. Фотография ателье Буллы, 1915 [215]):

 

 

 

Сад и кинематограф получили название "Олимпия". Это название написано на "триумфальной арке". Внутри арки посередине вход на каток (но он почему-то загорожен каким-то забором с афишей), справа вход в кинотеатр, слева вход в зал катка.

 

Итак, в арке находился проход в сад (зимой - на каток). Судя по плану, проход был со всех четырех сторон окружен колоннами. К сожалению, я нигде не видел фотографий внутреннего вида этой колоннады (а на фотографии, представленной выше, вид в нее закрыт забором - очевидно, временно).

Не менее торжественно выглядел и задний фасад здания, обращенный в сад. Проект садового фасада ([211], лист 162-167):

 

 

 

Слева от колоннады кинематограф, справа буфет (зал катка). Этот фасад виден на фотографии ателье Буллы 1914 г. [216] (аннотация: "Каток перед открытием"):

 

 

 

 

Представление о внутреннем виде помещений дает продольный разрез ([211], лист 144-149):

 

 

 

Вид в сторону сада. Слева направо: буфет (зал катка), колоннада входа, кинематограф; у правого края - отдельно разрез лестницы, ведущей на балкон кинематографа. По ссылкам представлены также поперечные разрезы буфета (зала катка) и кинематографа ([211], листы 152-153 и 150-151).

 

Каток был открыт в конце 1914 г., после начала первой мировой войны. Кинематограф был открыт, видимо, только в 1915 г. (См. фотографию выше, сделанную в 1914 г. накануне открытия катка. См. также издание "Весь Петроград" [25] (с учетом естественного запаздывания на один год): в выпусках на 1915-1917 гг. указан "театр и сад Олимпия", а начиная с 1916 г. - еще и кинематограф "Олимпия").

Увеселительные заведения успешно функционировали и расширялись. Уже в 1914 г. был устроен еще один кинематограф с эстрадой - в первом этаже части дома на углу Забалканского и Клинского проспектов, со стороны Клинского проспекта ([211], лист 195-196. Этот кинематограф под названием "Яр" указан в выпусках издания "Весь Петроград" на 1915-1917 гг.).

Впрочем, в [211] отражены не все изменения. Об этом свидетельствует, в частности, фотография ателье Буллы 1914 г. [217] (аннотация: "Каток перед открытием"):

 

 

 

Снимок сделан на углу Матятина (Батайского) переулка и Малого Царскосельского (Малодетскосельского) проспекта; в центре на заднем плане расположенный на другой стороне переулка угловой дом. У левого края фотографии некая деревянная эстрада - похоже, что она перестроена из прежней, построенной в 1909 г. и так и не снесенной, вопреки предписаниям (но в [211] нет данных о такой перестройке). А у правого края - еще одна эстрада, о которой в [211] вообще нет никаких данных.

Представление о том, что еще было сделано помимо утвержденных проектов, дают генеральный план 1915 г. и текст на его обратной стороне ([211], лист 201-205):

 

 

 

Здесь речь идет в том числе проектируемых постройках и переделках. На них я не останавливаюсь: все равно мне неизвестно, были ли они осуществлены. Интересно другое.

Здесь задним числом утверждаются некие "отступления от плана". Правда, не  сказано конкретно, в чем они состоят. Зато глядя на генеральный план и сопоставляя его с текстом, мы можем увидеть довольно большое сооружение, о котором нигде не шло речи - летний театр, обозначенный на плане литерой Б; очевидно, это были каменная постройка с эстрадой и металлический навес над местами для зрителей. Кроме того, зал, проектировавшийся как буфет и "зал для одевания коньков", здесь назван "зимним залом" - похоже, что и он фактически использовался как театральный зал - может быть, с самого начала. Не этот ли театр имелся в виду во "Всем Петрограде [25] в указании "Театр и сад Олимпия"? (Кинематограф "Олимпия" указан отдельно.)

 

 

Итак, к 1917 году на участке располагались:

- сад Олимпия с театром и кинематографом "Олимпия";

- двухэтажный жилой дом на углу Забалканского и Клинского проспектов еще с одним кинематографом - "Яр";

- два рынка - Забалканский базар (с двумя линиями - перпендикулярной Забалканскому проспекту и расположенной вдоль Матятина переулка) и базар Рубашева (параллельно первой названной линии Забалканского базара, вдоль южной границы участка); кроме того, лотки стояли непосредственно на Клинском проспекте;

- различные магазины, торговые павильоны на всех трех улицах.

От огромного пустыря, запечатленного на акварели М.В.Добужинского 1905 г., ничего не осталось.

 

Не всё из названного пережило октябрьский переворот. Но до самой Великой Отечественной войны продолжали действовать кинотеатр "Олимпия" и базар, получивший теперь название Клинского рынка (очевидно, объединивший два базара - Забалканский и Рубашева). И по-прежнему существовал двухэтажный жилой дом на углу Международного (бывшего Забалканского, ныне Московского) и Клинского проспектов (теперь, очевидно, без кинематографа), а также одноэтажная постройка на углу Клинского проспекта и Матятина (ныне Батайского) переулка.

 

Совершим мысленную прогулку по Международному (бывшему Забалканскому, ныне Московскому) проспекту конца 1930-х гг.

Вид на Клинский проспект из окна дома на противоположной стороне Международного проспекта, фотография 1938 г. [218]:

 

 

 

Теперь базар с Клинского проспекта убран, и на проспекте разбит бульвар. Это, безусловно, изменение в лучшую сторону.

Справа на переднем плане часть двухэтажного дома на углу Международного проспекта, а дальше - одноэтажное торговое здание на углу Матятина (ныне Батайского) переулка, построенное в 1911 г. (см. выше).

 

Посмотрим угловой дом целиком. Изображение, составленное из трех фотографий 1939 г. [214а-в]:

 

 

 

Как уже было сказано, здание было первоначально построено в 1823 г. архитектором П.С.Пыльневым, а в 1869 г. был капитально перестроено В.Ф.Геккером. Скромный, приятный дом.

 

Но у правого края фотографии мы видим какое-то облезлое, примитивное одноэтажное строение. А ведь сначала оно выглядело совсем по-другому! Это торговый павильон, построенный в 1909 г. по проекту А.Ф.Сысоева и в том же году расширенный в обе стороны по проекту С.М.Белякова (см. выше); на фотографии видны его левая и средняя часть. Вот как должен был выглядеть по проекту С.М.Белякова (и несомненно, выглядел в реальности) этот павильон ([211], фрагмент листа 60-61):

 

 

 

Фасад полностью ободран. Был хороший, полноценный модерн - а что стало?

 

К сожалению, это не единственный случай. Мы и дальше увидим такое же варварское искажение облика зданий. (Хорошо сохранившийся угловой дом - радостное исключение.)

Центральная часть здания с кинотеатром "Олимпия", построенного Б.М.Кишкиным в 1914 г. - изображение, составленное из двух фотографий 1939 г. [219а,б]:

 

 

 

И здесь мы видим такое же варварство. Исчезли не только скульптуры и светильники, венчавшие арку - исчезли даже колонны! И боковые крылья выглядят совершенно упрощенно - не могли они выглядеть так вначале! А может быть, это была какая-то сознательная переделка с приближением к конструктивизму? Уж больно подозрительно "по-конструктивистски" выглядит козырек на закруглении справа.

Кстати, этого закругления справа сначала не было, а торговый павильон был длиннее и полностью закрывал с проспекта объем кинотеатра; это видно не только в проекте Б.М.Кишкина 1914 г., но и, например, на представленном выше генеральном плане 1915 г., где показано уже построенное здание. А теперь часть павильона разобрана, и с проспекта открылся вид на голую стену кинотеатра во всем ее безобразии - фотография 1939 г. [219в]:

 

 

 

А у правого края фотографии видна часть еще одного старого торгового павильона. Но лучше посмотрим следующую фотографию 1939 г., у левого края которой павильон виден целиком [220]:

 

 

 

Как уже говорилось, этот павильон состоял из двух частей. Правая часть построена в 1909 г. А.Ф.Сысоевым ([211], фрагмент листа 39):

 

 

 

В том же году была сделана пристройка слева по проекту С.М.Белякова ([211], фрагмент листа 60-61):

 

 

 

Ну а на фотографии видно, во что это превратилось к 1939 году.

 

А правее на фотографии - часть Клинского рынка. Вот еще две фотографии 1939 г., на которых запечатлены виды с проспекта на Клинский рынок [221а,б]:

 

 

 

 

Напротив арки входа, на территории, где был каток, был разбит сквер - небольшой, гораздо меньше нынешнего сада. Фотография 1939 г. [222]:

 

 

 

В правой части фотографии видна башенка существующего дома на углу Международного (Московского) и Клинского проспектов (Московский пр., 42/27), ближе, очевидно, брандмауэр двухэтажного дома на другом углу - на данной территории. Немного левее центра за деревьями, вероятно, проглядывает объем кинотеатра "Олимпия", а еще левее на заднем плане - бывший собственный дом архитектора Н.В.Дмитриева (1910 г.) на противоположной стороне Международного проспекта, на углу 5-й Красноармейской улицы (Московский пр., 37/1) - большое и красивое здание в стиле модерн, которое погибнет при бомбежке.

 

 

Во время Великой Отечественной войны этот район очень сильно пострадал при бомбардировке. Как уже сказано, на противоположной стороне проспекта был разрушен дом на углу 5-й Красноармейской улицы. А на данном участке погибли и здание с кинотеатром, и двухэтажный дом на углу Международного (Московского) и Клинского проспектов, и торговые павильоны.

В 1946-1948 гг. на всем этом большом участке, включая также территорию бывшего Клинского рынка, был разбит новый большой сад. Фотография, сделанная в начале работ [224]:

 

 

 

Снимок сделан от угла Малодетскосельского проспекта и Батайского переулка в сторону угла нынешнего Московского и Клинского проспектов. Все развалины (а возможно, и какие-то строения, оставшиеся целыми) были снесены, территория радикально переделана.

 

Фотография 1950-х гг., сделанная в том же направлении [225]:

 

 

 

Сад получился живописным, он стал популярным местом прогулок.

К сожалению, начиная с середины 1960-х гг., здесь появились некоторые постройки, занявшие часть его площади и портящие его вид.Но все же и сейчас здесь есть довольно уютные уголки.

 

Посмотрим, как сад выглядит сейчас.

Вид с угла Клинского и Московского проспектов:

 

 

15 октября 2023 г.

 

Одновременно с разбивкой сада была установлена монументальная ограда со стороны нынешнего Московского проспекта  (арх. В.А.Каменский, Г.Л.Ашрапян) [223, с.251]:

 

 

22 февраля 2019 г. 15 октября 2023 г. 15 октября 2023 г. 15 октября 2023 г.

 

(Первая фотография помещена также на другой странице.)

Такую ограду едва ли можно назвать шедевром. По сути дела, это компиляция из мотивов двух известных классицистических петербургских оград - ограды Ассигнационного банка (Дж.Кваренги) и решетки Казанского собора (А.Н.Воронихин; только ромбов не хватает для полного узнавания).  Но все же в этой ограде есть благородство, воспринятое от образцов, она довольно далека от обычной для этого времени помпезности - и просто красива.

 

Центральная площадка:

 

 

15 октября 2023 г.

 

В саду были два невысоких фонтанчика - один в южной части, другой на центральной площадке. К сожалению, в 1960-х гг. фонтаны были ликвидированы, а бассейны превращены в клумбы. Клумба видна и на этой фотографии (в это время - без цветов).

В 1960-х гг. вообще началась порча сада. Сначала в его центральной части, ближе к Батайскому переулку было построено странное сооружение неизвестного назначения (вроде бы в нем какое-то короткое время время было кафе?). На рубеже XX и XXI в. к нему было пристроено со стороны главного входа еще более чужеродное сооружение - магазин. (Я не стал отдельно фотографировать это здание - оно  хорошо (слишком хорошо!) видно от главного входа - см. одну из предыдущих фотографий.) Элементарная коробка со стеклянной стеной резко дисгармонирует с живописной природой.

 

Еще более бесцеремонное вторжение в облик сада, и притом с отторжением значительной части его территории произошло в 2007-2008 гг., когда в северо-восточном углу была построена гостиница Olympic Garden (арх. С.И.Орешкин, А.А.Никандров) [226]. Вид из сада Олимпия на гостиницу:

 

 

15 октября 2023 г.

 

Сад Олимпия заметно испорчен. Но все же в нем и сейчас есть довольно уютные уголки. Вид в южной части сада:

 

 

15 октября 2023 г.

 

 

Наше знакомство с садом Олимпия и с районом "Семенцов" закончено.

 

 

Первая редакция 21 октября 2023 г.

Обновление 23 октября 2023 г.

 

 

 

Оглавление

Предыдущая

 

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.