САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОТЫ ИЗМАЙЛОВСКОГО ПОЛКА
К востоку от Измайловского проспекта
Московский проспект от 1-й Роты (1-й Красноармейской ул.) до Обводного канала а б в
Тарасовский переулок (ул. Егорова) а б в
Гарновская улица (Советский пер.)
Роты (Красноармейские улицы)
1-я а б 2-я а б 3-я а б 4-я а б 5-я а б 6-я а б 7-я а б
Софийская улица (Угловой переулок)
К западу от Измайловского проспекта
Лермонтовский проспект от Троицкого проспекта до Обводного канала а б в
Заротная улица (13-я Красноармейская ул.) а б
Роты (Красноармейские улицы)
8-я а б 9-я 10-я а б 11-я а б 12-я а б
Московский проспект
от 1-й Роты (1-й Красноармейской ул.) до Обводного канала
(продолжение)
Вид с Московского проспекта на 4-ю Роту (4-ю Красноармейскую улицу):
18 февраля 2019 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
На правом углу (Московский пр., 33/1) находится интересный памятник архитектуры классицизма - ампирный особняк, известный в литературе как дом Вольного экономического общества (общество купило этот дом у частного лица в 1844 г. и, кажется, не производило в нем сколько-нибудь значительных переделок) [3; 27, с. 344,345].
Со стороны проспекта перед домом устроен садик, в который обращен главный фасад:
18 февраля 2019 г.
(Правая фотография помещена также на другой странице.)
Дом построен в 1804 - 1806 гг. В 1836 г. он реконструирован: второй этаж повышен почти на два метра, к зданию пристроены длинные боковые флигели, вытянувшиеся вдоль 4-й Роты (один из них выходит фасадом на улицу, другой расположен во дворе параллельно ему).
По-моему, главный фасад с полуротондой, обращенный к проспекту, при всей кажущейся скромности, свидетельствует о значительном мастерстве архитектора - и в общей композиции, и в лепных деталях - и достойно представляет эпоху расцвета классицизма.
Вид с угла:
22 февраля 2019 г.
(Фотография помещена также на другой странице.)
Флигели пристроены в 1836 г. - уже во времена заката классицизма. На мой взгляд, эта пристройка испортила внешний вид здания: недопустимо простой боковой фасад намного превосходит по длине главный, подавляет его, и здание в целом выглядит скучно.
Однако вместе с тем именно при перестройке в 1836 г. в здании появились изысканные ампирные интерьеры. Очень красив зал, расположенный в старой части здания, вытянувшийся параллельно проспекту и выходящий окнами во двор. Фотография К.В.Овчинникова, 1991 [106]:
Этот зал в начале 1970-х гг. можно было увидеть со двора сквозь окна, потом окна замазали. К сожалению, внутри я никогда не был, и похоже, что туда вообще не очень-то пускают: даже в интернете фотографии интерьеров довольно трудно найти. Но все же фотографии некоторых других интерьеров (но не этого зала!) можно увидеть, например, на сайте Citywalls [28]. (Две фотографии в книге [27] - к сожалению, невысокого качества, я их здесь не привожу.)
В 2003 г. в саду перед домом был установлен памятник канадскому франкоязычному поэту Э.Неллигану - дипломатический подарок Канады в ответ на подаренный нашей стороной памятник Пушкину. По-моему, бюст здесь совершенно лишний (тем более, что этот поэт у нас, мягко говоря неизвестен), я его не рассматриваю.
Дом на левом углу 4-й Роты (Московский пр., 35 - 4-я Красноармейская ул., 2):
18 февраля 2019 г.
Этот большой доходный дом построен в 1881 г. по проекту И.Н.Иорса [1]. Эклектика. Красивые, нарядные фасады вообще свойственны творчеству Иорса. В разделе "4-я Рота (4-я Красноармейская ул.)" этот дом рассмотрен несколько подробнее и кроме этих двух его фотографий представлены и другие (одна из них - относительно старая, на которой видны утраченные детали фасада по 4-й Роте).
Рассмотрим противоположную, левую сторону проспекта.
В конце предыдущей страницы был показан дом 42/27, расположенный на углу Клинского проспекта. Далее следует большой участок (Московский пр., 44), на котором до Великой Отечественной войны находились кинотеатр "Олимпия", Клинский рынок, жилой дом на углу Клмнского проспекта и некоторые другие постройки. История этого участка рассмотрена в разделе "Семенцы". Здесь я покажу только фотографию 1939 г., на которой изображен кинотеатр "Олимпия" [6ж]:
Это здание было построено в 1914 г., арх. Б.М.Кишкин [1]. В 1920-1930-х гг. его фасад потерял часть декора.
Справа от кинотеатра находился Клинский рынок.
Во время Великой отечественной войны в результате взрыва бомбы погибли и кинотеатр, и рынок, и другие строения на участке, а также стоявший напротив большой жилой дом на углу 5-й Красноармейской улицы. После войны решили кинотеатр и рынок не восстанавливать, а вместо них устроить на этом месте сад. Сад был разбит в 1946 - 1948 гг. (по некоторым данным [29], по проекту архитекторов В.А.Каменского и Г.Л.Ашрапян). Он получил официальное название "Сад им. А.С.Грибоедова", однако это название совершенно не привилось, все называли сад только "Олимпия". (Говорю как бывший местный житель: подавляющее большинство живших здесь людей и не подозревали, что у сада "Олимпия" есть какое-то другое название.)
Это довольно уютный сад, популярное место прогулок. Жаль только, что в наше время его центральная часть испорчена диссонирующими новыми зданиями - торговым зданием (перестроенным, в свою очередь, из более скромного, но такого же неуместного сооружения конца 1960-х гг.) и гостиницей "Plympic Garden".
В 1948 г. на проспекте была установлена ограда сада по проекту В.А.Каменского и Г.Л.Ашрапян [9, с. 251; 29]:
22 февраля 2019 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Ограда представляет собой компиляцию из мотивов двух известных классицистических петербургских оград - ограды Ассигнационного банка (Дж.Кваренги) и решетки Казанского собора (А.Н.Воронихин; только ромбов не хватает для полного узнавания). Но все же надо признать - она красива.
Рассмотрим дома напротив "Олимпии", на правой стороне проспекта.
Как уже было сказано, в результате взрыва погибли не только кинотеатр и рынок, но и жилой дом на противоположной стороне проспекта, на углу 5-й Красноармейской улицы (5-й Роты).
В 1910 - 1917 гг. участок на углу Забалканского проспекта и 5-й Роты принадлежал гражданскому инженеру Н.В.Дмитриеву (см. [17], с учетом свойственного этому изданию запаздывания на один год). В 1910 г. он построил здесь собственный доходный дом [1]. Фасады по 5-й Роте и по Забалканскому проспекту, фиксационные чертежи 1916 г. ([107], листы 69-73, 66-68):
По ссылкам представлены также генеральный план (лист 33), план первого этажа (лист 37-39), фасады надворных флигелей - параллельного Забалканскому проспекту (лист 58-59) и параллельных 5-й Роте (лист 61-65).
Представление об облике этого погибшего дома дает также фотография 1939 г., сделанная в сквере между Клинским рынком и кинотеатром "Олимпия [6и]:
Дом виден за деревьями в левой части фотографии (а правее видна башенка существующего дома 42/27 на углу Московского и Клинского проспектов).
Это был большой, монументальный дом - незаурядное произведение стиля модерн, созданное выдающимся петербургским архитектором конца XIX - начала XX в. Н.В.Дмитриевым (не путать с другим выдающимся мастером - А.И.Дмитриевым!).
Во время Великой Отечественной войны дом был разрушен. После войны была восстановлена только маленькая часть дома наиболее удаленная от проспекта (5-я Красноармейская ул., 1):
22 февраля 2019 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Здесь теперь нет мансарды и аттиков. Существующее здание все равно красиво, но, конечно, до былого размаха ему далеко.
Замечу, что в [1] есть нестрогость в данных об этом доме, способная вызвать недоразумения: назван только адрес по 5-й Красноармейской ул., 1 и не указано, что это только часть гораздо большего углового дома.
В 1950 г. на месте разрушенного построен новый жилой дом по проекту В.А.Каменского и Г.Л.Ашрапян [30] (Московский пр., 37 - 5-я Красноармейская ул., 1):
18 февраля 2019 г.
(Фотография помещена также на другой странице.)
Здесь не была повторена прежняя конфигурация дома с внутренним двором. Вместо этого на углу Московского пр. и 5-й Красноармейской ул. устроена площадка со сквером, на восточную и северную стороны которого выходят корпуса нового дома. Следует признать, что такая среда значительно комфортнее для жильцов. Очень жаль, что в "лихие 90-е" пространство сквера было занято каким-то пивным заведением. Теперь этого заведения нет, но павильон остается и используется как магазин.
Независимо от хорошего пространственного решения, фасады здания - это, по-моему, характерный образец безвкусицы послевоенной сталинской архитектуры. Помпезная высокая башня (очевидно, реплика московских небоскребов того же времени) едва ли здесь уместна. Впрочем, пожалуй, это все же далеко не худшее из построенного в то время.
5-я Рота (5-я Красноармейская улица), вид с Московского проспекта:
18 февраля 2019 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Дом на левом углу 5-й роты (Московский пр., 39 - 5-я Красноармейская ул., 2):
18 февраля 2019 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Построен в 1839 г. архитектором А.И.Ланге; в 1878 г. фасады изменены И.И.Булановым [1].
Этот доходный дом - ранняя (возможно, самая первая) работа А.И.Ланге - талантливого (и незаслуженно малоизвестного) архитектора, представителя эклектики, построившего в Петербурге много красивых зданий - преимущественно доходных домов. К сожалению, я не видел, как выглядел этот дом до переделки, но по общим пропорциям могу предположить, что он - в отличие от более поздних зданий Ланге - имел безордерные классицистические фасады. Если это так, то понятна и причина переделки фасадов: к 1870-м гг. классицизм уже был старомоден, и хозяин захотел осовременить дом.
К этому зданию слева примыкает небольшой дом (адрес мне неизвестен - это может быть и дом 39, и дом 41):
18 февраля 2019 г.
Об истории строительства этого дома я тоже ничего не знаю. Отделка фасада близка к только что рассмотренному дому справа (Московский пр., 39/2). Могу предположить, что это флигель того же дома, имеющий с ним общую строительную историю.
Дом на правом углу 6-й Роты (Московский пр., 41 - 6-я Красноармейская ул., 1):
18 февраля 2019 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
1880, арх. Ф.И.Винтергальтер [1]. (Этого архитектора не следует путать с другим, имеющим такую же фамилию (и похожим по характеру творчества) - Е.И.Винтергальтером.)
Эклектика. Красивые, благородные фасады в "стиле Людовика XVI". В разделе "6-я Рота (6-я Красноармейская ул.)" представлена еще одна фотография этого дома.
Вид с проспекта на 6-ю Роту (6-ю Красноармейскую улицу):
18 февраля 2019 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Правая сторона Московского проспекта, на переднем плане дом на левом углу 6-й Роты (Московский пр., 43 - 6-я Красноармейская ул., 2):
18 февраля 2019 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Построен в 1862 г., арх. Н.П.Гребенка; перестроен в 1875 г., арх. А.С.Эрбер [1]. Малоинтересная утилитаристская постройка.
Московский пр., 45:
18 февраля 2019 г.
1864, арх. А.А.Кулаков [1]. Довольно грубый, упрощенный фасад. Не исключено, что он частично ободран (хотя это и необязательно).
Правая сторона проспекта, на переднем плане доходные дома на углах 7-й Роты (7-й Красноармейской улицы):
18 февраля 2019 г.
Дом на правом углу (Московский пр., 47/1):
18 февраля 2019 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
1873, арх. Э.А.Минде [1]. Эклектика. Неплохое рядовое здание.
Дом на левом углу (Московский пр., 49/2):
18 февраля 2019 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
1878, арх. К.И.Лоренцен; расширен в сторону 7-й Роты (и, видимо, надстроен?) в 1905 - 1906 гг., арх. А.Г.Николаев [1]. Еще одно рядовое здание в духе эклектики.
Здесь, на правом углу 7-й Роты находится интересная достопримечательность, ценный памятник архитектуры XVIII века - верстовой столб:
18 февраля 2019 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Верстовой столб отмечает вторую версту по дороге в Царское Село (ныне Пушкин). Это один из верстовых столбов, установленных в 1772 - 1775 гг. по проекту, разработанному А.Ринальди [3].
Столб, отмечающий первую версту, находится на Московском проспекте у Обуховского моста через Фонтанку, он рассмотрен на другой странице сайта. Следует сказать, что столбы отмечающие первую и последнюю версту, выглядят по-другому - в виде обелисков. А здесь, на углу 7-й Роты - один из промежуточных верстовых столбов.
Верстовые столбы представляют ценный памятник архитектуры переходной от барокко к классицизму, созданный одним из лучших петербургских архитекторов своего времени. В 1970-х гг. все верстовые столбы были очищены, каменной облицовке возвращены ее исходные цвета.
В 1904 г. художник М.В.Добужинский (живший неподалеку, в доме по 7-й Роте, 16) изобразил этот верстовой столб на акварели "В ротах. Зима в городе" (Русский музей), а в 1905 г. по этой акварели была выпущена открытка под названием "Петербург. В.ротах Измайловского полка" (издание общины св. Евгении, №1850):
См. также комментарий к этой открытке на другой странице.
Застройка левой стороны проспекта между садом "Олимпия" и Малодетскосельским проспектом грубо искажена в 1970-х гг. Прежде чем говорить о ее современном состоянии, рассмотрим дома, которые были раньше на этом месте.
На заднем плане рисунка М.В.Добужинского виден дровяной двор на месте части нынешнего сада "Олимпия", а правее - брандмауэры и фрагмент фасада дома, еще относительно недавно, до конца 1960-х гг. сохранявшего свой вид (Московский пр., 46). Изображение дома, составленное из трех продолжающих друг друга фотографий 1939 г. [167а-в]:
История строительства этого дома мне неизвестна. Судя по архитектуре, он был построен в первой половине XIX в. У дома был строгий фасад в благородных формах классицизма.
Следующее здание было весьма интересно и историей, и архитектурой. Оно было расположено на углу Малого Царскосельского (ныне Малодетскосельского) проспекта (Московский пр., 48/33). Это было подворье Староладожского Никольского мужского монастыря [1; 31; 172, выпуск второй, с. 126-127].
В 1827 г. для монастыря на участке, расположенном на углу Царскосельского (позже Забалканского, ныне Московского) и Малого Царскосельского проспектов была построена часовня, а рядом с ней одноэтажный жилой дом дом подворья. Строительство велось на средства монастырского послушника купца С.Г.Туманова.
Представление о том, как выглядели часовня и жилой дом, дает лист с проектными чертежами - генеральным планом и фасадом [173]:
Наверху генеральный план. Внизу - фасад по Царскосельскому (нынешнему Московскому) проспекту, а слева от него примечательная надпись:
"По сему плану выстроить обязуюсь. Санкт-Петербургский купец Савелий Гордеев Туманов . Апреля 12 дня 1827 года."
В правом нижнем углу подпись автора проекта - архитектора В.П.Петрова.
В том, что часовня (уже давно не существующая) была построена именно по этому проекту, убеждает описание 1871 г. [172] (я опускаю описания внутренних помещений):
"Часовня каменная, одноэтажная, с круглою железною крышею по средине и со скатом на четыре стороны по концам. Над крышею круглая глухая главка, в средине которой укреплен деревянный обитый жестью восьмиконечный крест с медным под ним шаром. По восточной и южной сторонам часовни семь кирпичных колонн. Внутри часовни глухой купол. К сей часовне примыкает с западной стороны каменный одноэтажный дом, крытый железом на два ската, а с северной стороны каменная с воротами ограда, крытая на два ската железом. Внутри двора каменный одноэтажный сарай, крытый железом на два ската. Длина часовни с пристройкою по линии Большого Царскосельского проспекта одиннадцать сажен один аршин два вершка, а ширина по линии Малого Царскосельского проспекта с воротами и сараем двенадцать сажен. Вышина часовни до крыши две сажени два аршина, а с крышею и главою до креста—четыре сажени один аршин. Вышина жилого дома, до крыши одна сажень и два с половиною аршина. Вышина сарая и ограды до крыши одна сажень и десять вершков, а с крышею сарая две сажени десять вершков. По наружному фасаду, стены часовни с колоннами, равно как и стены жилого здания и ограды оштукатурены и окрашены. [...] Входное крыльцо в часовню о трех ступенях и площадка из путиловской плиты; [...]. В часовне против иконостаса пол возвышен на одну ступень. Окон в часовне по Большому Царскосельскому проспекту шесть.
Сразу скажу об отличиях от проекта. Крест в проекте не восьмиконечный, а простой четырехконечный; крыльцо имеет на три ступени, а пять; крыша жилого дома - не двускатная, а четырехскатная. Но эти небольшие изменения могли появиться или при последующих переделках, а может быть, были внесены сразу при строительстве. Кроме того, на генеральном плане со стороны Малого Царскосельского проекта не видно ни каменного сарая (есть деревянное строение в глубине участка), ни ограды. Очевидно, они появились уже после 1827 года.
В остальном описание совпадает, если только учесть, что в нем почему-то перепутаны страны света: на самом желе на Царскосельский проспект участок выходит западной стороной, а не южной, а на Малый Царскосельский - южной, а не восточной. (Шесть окон по фасаду - три у часовни и три у жилого дома. Может вызвать удивление упоминание семи колонн: по всем канонам количество колонн на фасаде должно быть четным; очевидно, в данном случае оба уличных фасада (виден только один из них) имели по четыре колонны, из них одна колонна, на углу - общая для двух фасадов.)
И, наконец, в описании указаны различные размеры. На чертежах есть масштабные линейки, можно эти размеры измерить - и они полностью совпадают с указанными в описании - и размеры участка (11,5Х12 саженей), и высота часовни до крыши и до основания креста, и высота дома до крыши.
Таким образом, часовня и жилой дом действительно были построены в соответствии с проектом В.П.Петрова. Посмотрим еще раз на фасад крупным планом:
Часовня представляла собой довольно изящное произведение архитектуры классицизма.
В 1882-1885 гг. на месте часовни и скромного одноэтажного домика было построено новое четырехэтажное здание подворья по проекту С.А.Поленова [1, 31]. (В книге 1996 г. [23, том третий, №417] был назван другой архитектор - С.Гельман; очевидно, это была ошибка, которую авторы позже исправили, см. [31].)
Чертеж фасада по Забалканскому (ныне Московскому) проспекту [23, том третий, №417]:
Эклектика, неплохой строгий фасад. Острый угол здания срезан, и в этом месте к нему примыкает часовня.
В 1923 г. подворье было закрыто. В то же время фасад еще долго (по меньшей мере, до конца 1930-х гг.) полностью сохранялся, только с часовни была удалена венчавшая купол луковичная главка. Изображение, составленное из двух продолжающих друг друга фотографий 1939 г. [167в,г]:
Угловая часть с часовней и фасад по бывшему Малому Царскосельскому проспекту видны еще на одной на фотографии 1939 г. [168]:
Я знал это здание в 1960-х гг. с уже искаженным фасадом: были удалены все "церковные" детали, вместо этого по фасаду шли пилястры дорического ордера; очевидно, это искажение произошло при реконструкции здания под жилой дом в послевоенные годы. В то же время часовня (без венчающей главки) по-прежнему сохранялась.
Фрагмент здания бывшего подворья виден у правого края фотографии 1962 г. (фото - Илмар Адамсон) [6л]:
Часовня по-прежнему сохранялась. Впрочем, как бывший житель этих мест, могу сообщить омерзительную подробность: в часовне был устроен магазин, в котором продавали вино в разлив. Позже, около 1967 - 1969 г. эту забегаловку убрали, и в часовне размещался пункт зарядки стержней для шариковых ручек (были такие пункты! что же, в этом был смысл: шариковые ручки были редкостью и стоили дорого, размер стержней не был стандартизован).
Со стороны Малодетскосельского проспекта к зданию подворья примыкал жилой дом (Малодетскосельский пр., 31). Он виден на заднем плане последней представленной здесь фотографии 1939 г. А вот его изображение крупным планом - фотография 1949 г. [169]:
Эклектика. История этого здания мне неизвестна. Судя по строгой архитектуре, оно построено, скорее всего, в середине XIX в.
В начале 1950-х гг. к дому по Московскому пр., 46 примкнул еще один жилой дом, обращенный главным фасадом в сад "Олимпия", а на проспект выходящий коротким боковым фасадом. (адрес дома: Малодетскосельский пр., 29). Он хорошо виден на фотографии из книги 1954 г. [6к]:
На переднем плане сад "Олимпия" с его оградой, дальше дом начала 1950-х гг. А справа, в сильном перспективном сокращении видны дома по Московскому пр., 46 и 48. Увеличенный фрагмент фотографии:
В начале 1970-х гг. здание Староладожского подворья и примыкающие к нему дома по Московскому и Малодетскосельскому проспектам были капитально перестроены и объединены в один большой жилой дом (Московский пр., 46-48 - Малодетскосельский пр., 31-33):
21 февраля 2019 г.
Часовня безжалостно сломана. Так же безжалостно уничтожены и подлинный классицистический фасад дома 46, и последние остатки декора фасадов подворья, и дом на Малодетскосельском проспекте. Вместо этого появились фасады, стилизованные под отвратную сталинскую архитектуру по образцу стоящего рядом дома, обращенного окнами в "Олимпию". На мой взгляд, такая перестройка - вандализм.
Дом на другом углу Малого Царскосельского проспекта (Московский пр., 50 - Малодетскосельский пр., 42):
21 февраля 2019 г.
Этот доходный дом построен в 1863 г., арх. А.А.Кулаков [1]. Фактически утилитарная постройка, характерная и для своего времени, и для деятельности А.А.Кулакова, построившего и много других подобных домов (хотя среди того, что он построил, попадаются и отдельные довольно красивые здания...)
(Продолжение на следующей странице.)
© Прохоров С.О.