САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, "СЕМЕНЦЫ"
Подольская улица 1 2
Между Бронницкой улицей и Московским проспектом 1 2
Подольская улица
Так же, как и пять остальных параллельных улиц, Подольская улица проходит от Загородного проспекта до Обводного канала.
Начало улицы рассмотрено в разделе "Загородный проспект". Здесь я повторяю некоторые фотографии и основные сведения о домах в начале улицы; подробнее см. по указанной ссылке.
Вид Подольской улицы от Загородного проспекта:
15 марта 2020 г.
Два первых дома на левой стороне Подольской улицы (угловой и следующий за ним) принадлежали Латышской церкви (Подольская ул., 2/64).
Более старый - дом, расположенный в глубине, не на углу:
15 марта 2020 г.
Это бывший сиротский дом и училище при Латышской церкви. Здание построено в 1881 - 1882 гг. по проекту В.А.Шретера [1]. Дом был пятиэтажным. Эклектика (с мотивами готики). Строгий, сдержанный фасад довольно характерен для Шретера - одного из лидеров рационалистического течения эклектики.
Очевидно, здание использовалось и как доходный дом. Здесь в 1906 г. родился великий композитор Д.Д.Шостакович, о чем сообщает мемориальная доска. Есть также и доски, посвященные некоторым другим выдающимся жильцам этого дома.
В 1910 г. по проекту А.Ф.Бубыря были надстроены шестой этаж и мансарда. При этом были изменены некоторые детали декора фасада.
В том же году А.Ф.Бубырь начал строительство второго здания для Латышской церкви - доходного дома на углу Загородного проспекта; строительство было закончено в 1912 году [47, с.415-422]:
15 марта 2020 г.
Поздний модерн, с чертами двух направлений стиля - рационалистического (протофункционализм) и "северного". В наше время общепринята оценка этого дома как одного из лучших произведений петербургского модерна. Я все же должен сказать, что не разделяю этих восторгов: по-моему, при всей смелости и красоте деталей, целое все же получилось грубым, тяжеловесным.
Следует сказать и о том, что этот дом нарушил существовавший облик проспекта: он занял место, по которому проходил бульвар. Строительство вызвало протесты, встретило противодействие властей - но в конце концов дом все равно был построен.
Дом на правом углу Загородного проспекта (Подольская ул., 1-3/66):
14 марта 2020 г.
Доходный дом В.В.Васильевой, 1907 - 1908, арх. Л.А.Ильин и А.И.Клейн [2, с.36]. Модерн. Красивое, гармоничное здание. (Мне лично оно нравится гораздо больше, чем дом, построенный Бубырем.)
(На этом материал, повторяющий в сокращенном виде то, что написано в разделе "Загородный проспект", заканчивается.)
Рассмотрим правую сторону улицы.
Подольская ул., 5:
19 сентября 2020 г.
Доходный дом, 1896, 1899, арх. Б.А.Бржостовский [1]. Рядовой дом в стиле эклектики.
Подольская ул., 7:
19 сентября 2020 г.
1902, арх. В.Ф.Розинский [1]. Эклектика. Еще один рядовой доходный дом.
Подольская ул., 9-11:
19 сентября 2020 г.
Эклектика (неороманский "стиль"), довольно красивое здание. История строительства мне неясна. В [1] указаны следующие данные: дом 11 - 1878, арх. Х.Х.Тацки, дом 9 - 1901, Ю.Ф.Бруни. Как это понимать? Были два разных дома? Может быть, первоначально и с разными фасадами?
Подольская ул., 13, чертеж 1916 г. ([145], лист 14-15):
1897, арх. М.А.Андреев [1]. Как и обычно у этого архитектора, рядовой дом в стиле эклектики.
Современный вид:
19 сентября 2020 г.
Верхняя часть фасада довольно ощутимо ободрана.
Подольская ул., 15:
19 сентября 2020 г.
1884, арх. П.О.Осипов; позже расширен [1]. Эклектика очень невысокого уровня.
Значительно интереснее следующий дом (Подольская ул., 17):
19 сентября 2020 г.
Доходный дом Н.С.Крундышева, 1902-1903, арх. И.Б.Михаловский [2,с.46]. Модерн. Довольно своеобразная архитектура, использованы мотивы готики.
Подольская ул., 19 - чертеж 1901 г. ([146]) и моя фотография 19 сентября 2020 г.:
1899, арх. М.А.Андреев [1]. Рядовой дом в стиле эклектики. В верхней части фасада утрачены некоторые детали.
Теперь посмотрим дома на левой стороне.
Подольская ул., 4, фотография 1949 г. [48]:
История строительства мне неизвестна. Судя по архитектуре, дом построен, вероятно, в первой половине XIX в., а позже надстроен (скорее всего, сначала он был трехэтажным). На втором этаже сохранялась классицистическая отделка - сандрики над окнами.
Нынешний вид:
15 сентября 2020 г.
Фасад варварски ободран. Случайно уцелело только небольшое лепное украшение над центральным окном во втором этаже.
Подольская ул., 6 - фасад, чертеж 1905 г. ([147], лист 4-5):
1875, арх. Ф.И.Шустер [1]. Эклектика.
Современная фотография:
15 сентября 2020 г.
Исчезли некоторые декоративные детали.
Противоположной стороной дом выходит на Верейскую ул., 5. (С той стороны фасад сохранился, кажется, полностью, о чем свидетельствует сравнение с соответствующим чертежом в [147].)
Подольская ул., 8:
15 сентября 2020 г.
Доходный дом гражданского инженера Н.И.Потехина, построен в 1908 г. по проекту самого Н.И.Потехина и К.И.Розенштейна [1]. Модерн, с использованием мотивов барокко. Весьма изящный фасад.
Подольская ул., 10, фотография 1949 г. [148]:
1889, арх. М.А.Андреев [1]. Один из многих построенных этим архитектором (точнее, техником) красивых рядовых домов в стиле эклектики.
Современный вид:
15 сентября 2020 г.
Фасад сохранился почти полностью, но все же исчезла рустовка в верхней части ризалитов по краям фасада.
Подольская ул., 12, фотография 1949 г. [49]:
Этот доходный дом построен в 1904 г., арх. С.А.Венсан [1]. Модерн.
А вот как выглядит этот дом теперь:
15 сентября 2020 г.
Фасад ободран - хотя и не полностью, но достаточно для того, чтобы уничтожить очарование этой колоритной архитектуры. И только случайно уцелевшие лепные украшения над правым верхним окном намекают на былую красоту.
Подольская ул., 14, левая часть участка:
15 сентября 2020 г.
История строительства мне неизвестна. Не исключено, что сохраняется фасад первой половины XIX в. - но может быть, это уже советская стилизация под классицизм? В любом случае, фасад довольно бледный.
Подольская ул., 14, правая часть:
15 сентября 2020 г.
По данным [1], дом построен в 1867 г., арх. И.И.Цим. Малоинтересная утилитаристская постройка.
Подольская ул., 16:
15 сентября 2020 г.
Доходный дом М.Ф.Рыбина, 1901, 1907, арх. Б.И.Гиршович [1, 25]. Поздняя эклектика. На мой взгляд, все-таки далеко не лучшая работа Гиршовича (в целом выдающегося мастера), фасад добротный, но скучноватый.
Продолжение на следующей странице.
© Прохоров С.О.