САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ
От Владимирской площади до Пяти углов
От Пяти углов до Звенигородской улицы 1 2
Между Звенигородской улицей и Витебским вокзалом 1 2 3
Витебский вокзал 1 2 3 4 5 6 7 8
От Введенского канала до Московского проспекта 1 2 3
От Введенского канала до Московского проспекта
(продолжение)
Следующая улица параллельная Рузовской и Можайской - Верейская. Вид от Загородного проспекта:
15 марта 2020 г.
Раньше на правом углу (Загородный пр., 62/1) стояла латышская лютеранская церковь Христа Спасителя [7, том третий, №537]. Старые гравюры [7]:
Церковь была построена в 1847 - 1849 гг. по проекту В.Е.Моргана (первоначальный проект О.В.Бремера) (см. [7]; поданным [1] - наоборот: В.О.Бремер, первоначальный проект В.Е.Моргана). В 1864 - 1865 гг. ее расширил выдающийся архитектор Н.Л.Бенуа, который пристроил алтарную часть и паперть, построил колокольню над входом, а внутри сделал новые двухъярусные чугунные хоры. Храм представлял собой неплохое произведение неороманского "стиля" (направление эклектики).
Церковь была закрыта в 1938 г.
Здание видно на фотографии 8 июля 1945 г. (празднование в честь возвращения Ленинградской гвардии - Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-1371 н [51]):
(Фотография найдена и помещена на сайте Citywalls Альбертом Ринатовичем (Albert) [57].)
Здание церкви уже полуразрушено. Скорее всего, оно повреждено во время войны. Развалины окончательно снесены, очевидно, вскоре после окончания войны.
Теперь на месте церкви находится сквер:
15 марта 2020 г.
С Загородным проспектом зрительно связаны два дома, стоящие в начале Верейской улицы, по обеим ее сторонам. Наиболее интересен дом на левой стороне (Верейская ул., 2 - Загородный пр., 60):
15 марта 2020 г.
15 марта 2020 г.
Доходный дом П. и И. Михайловых, 1903 - 1904, арх. Н.Н.Еремеев [1]. (Дата 1949 на правом аттике - это, вероятно, год восстановления после войны.) Эклектика, эффектный фасад. Конечно, такая архитектура - запоздалая: в 1903 - 1904 гг. в Петербурге уже господствовал модерн. Но это нисколько не умаляет ее достоинств.
Довольно красив - при всей строгости - дворовый флигель:
15 марта 2020 г.
Дом на противоположной, правой стороне Верейской улицы (Верейская ул., 3):
14 марта 2020 г.
Доходный дом В.В.Белоглазовой, 1904, арх. Б.Е.Фурман [1,2] Этот дом построен одновременно с предыдущим, но по стилю резко отличается от него. Он выполнен в стиле модерн, в строгих классицизирующих формах.
(Значительная часть фотографий, сделанных в начале Верейской улицы, повторена на другой странице.)
Следующая улица, отходящая влево от Загородного проспекта - Подольская:
15 марта 2020 г.
(Эта и некоторые другие фотографии Подольской улицы помещены также на другой странице.)
Два первых дома на левой стороне Подольской улицы (угловой и следующий за ним) принадлежали Латышской церкви (Подольская ул., 2 - Загородный пр., 64).
Более старый - дом, расположенный в глубине, не на углу:
15 марта 2020 г.
Это бывший сиротский дом и училище при Латышской церкви. Здание построено в 1881 - 1882 гг. по проекту В.А.Шретера [1]. Дом был пятиэтажным. Эклектика (с отдельными неоготическими мотивами). Строгий, сдержанный фасад вполне созвучен многим работам Шретера - одного из лидеров рационалистического течения эклектики.
Может быть, я ошибаюсь, но похоже, что в начале XX в. здание уже использовалось (хотя бы частично) как доходный дом. Об этом свидетельствую мемориальные доски в честь живших здесь людей, в том числе доска, посвященная композитору Д.Д.Шостаковичу, который родился в этом доме в 1906 г.
В 1910 г. по проекту А.Ф.Бубыря были надстроены шестой этаж и мансарда. При этом были изменены некоторые детали декора фасада (фрагмент первоначального дома мы увидим несколько позже на заднем плане старой фотографии).
В том же году А.Ф.Бубырь начал строительство второго здания для Латышской церкви - доходного дома; строительство было закончено в 1912 году. [16, с.415-422]
Следует сказать, что этот дом нарушил существовавший облик проспекта. До этого перед всеми домами проходил бульвар, а новый дом занял этот бульвар и выдвинулся вперед. Строительство вызвало протесты, встретило противодействие властей - но в конце концов дом на этом неподходящем месте все равно был построен.
Вид дома с угла Загородного проспекта и Подольской улицы:
15 марта 2020 г.
Виды с Загородного проспекта:
15 марта 2020 г.
Поздний модерн, с чертами "северного" и рационалистического направлений. Дом Латышской церкви считается одним из лучших произведений петербургского модерна, общепризнанной классикой.
И все-таки я лично не люблю этот дом. Мне он кажется излишне грубым, тяжеловесным - особенно какая-то тупая угловая башня. Можно любоваться разными оригинальными деталями - но целое, по-моему, не очень-то хорошее. А аскетизм в декоре уже непосредственно предвосхищает наступление эпохи функционализма (в Советском Союзе - конструктивизма). Я понимаю, что любители конструктивизма должны высоко ценить творчество Бубыря - только я себя к таким любителям не отношу... Вообще-то, по-моему, у Бубыря есть гораздо более сильные работы (прежде всего, дом Капустина на Фонтанке).
(Неизвестно, как бы развивалось творчество этого в целом очень талантливого архитектора в дальнейшем, 1920 - 1930-х гг. Во время гражданской войны, в 1919 году произошла трагедия: он был убит бандитами на Украине.)
Вернемся на Верейскую улицу и с этой стороны посмотрим дворовые фасады обоих домов Латышской церкви. Не забудем, что они были фоном для ныне не существующего храма:
14 марта 2020 г.
Вновь выйдем на Загородный проспект и вернемся к Подольской улице.
На правом углу Подольской улицы раньше стоял деревянный домик на каменном подвале, известный по старой фотографии (Музей истории Санкт-Петербурга, инвентарный номер ГМИ СПб Инв.№-II-А110н [51]):
(Фотография обработана.)
Деликатный, благородный фасад характерен для времени расцвета классицизма - конца XVIII - первой трети XIX в. Но деревянные дома в развивающемся городском районе были, увы, обречены...
Обратим внимание также на задний план фотографии: там виден фрагмент первого дома Латышской церкви, построенного В.А.Шретером, еще в первоначальном виде, до надстройки А.Ф.Бубырем. Слева виднеется торцовый фасад, который был обращен на бульвар на Загородном проспекте. Венчает здание карниз с зубчиками - примерно такой же позже сделал Бубырь над надстроенным этажом. Очевидно, фасад этого дома был на одну ось длиннее: справа от нее виден край ризалита, который теперь находится на левом краю фасада.
Принятая датировка фотографии предположительно 1920-ми годами неудовлетворительна - фотография более ранняя: уже в 1907 - 1908 гг. на этом месте построен другой дом, который мы теперь рассмотрим. (Загородный пр., 66 - Подольская ул., 1-3):
Доходный дом В.В.Васильевой, 1907 - 1908, арх. Л.А.Ильин и А.И.Клейн [2]. Модерн. Красивое, гармоничное здание. (Мне лично оно нравится гораздо больше, чем дом, построенный Бубырем.)
И А.И.Клейн, и особенно Л.А.Ильин - талантливые, выдающиеся мастера. Оба они в начале творчества прошли через модерн, но очень скоро отказались от него и стали приверженцами неоклассики. (В частности, уже в 1908 г. Л.А.Ильин создал проект построенного здесь же, на Загородном проспекте Введенского моста.)
Вид на дома по Загородному пр., 64 и 66:
15 марта 2020 г.
Дом на левом углу следующей отходящей от Загородного проспекта улицы - Серпуховской (Загородный пр., 68 - Серпуховская ул., 2):
2 сентября 2023 г.
(Эти фотографии помещены также на другой странице.)
Доходный дом Н.Ф.Целибеева, 1904, арх. А.И.Ширшов [2]. Довольно красивый дом в стиле модерн.
В 1905 г. один из этажей здания купил вновь организованный Женский политехнический институт, который начал занятия в январе 1906 г. [52] (упразднен в 1924 г.).
Серпуховская улица, вид с Загородного проспекта:
3 сентября 2023 г.
(Фотография помещена также в разделе "Рузовская улица".)
Продолжение на следующей странице.)
© Прохоров С.О.