САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ВЛАДИМИРСКИЙ ПРОСПЕКТ (продолжение)
Очень примечателен следующий дом по левой стороне (Владимирский пр., 12) - выдающийся памятник архитектуры, в котором теперь расположен один из лучших петербургских театров [3; 22; 23, с.191-197].
Изображение участка на Сенатском атласе 1798 г. ([11], лист LXI):
На этом месте стоял небольшой лицевой каменный дом, занимавший далеко не всю ширину участка. В начале XIX в. участок принадлежал известному дворянскому роду Корсаковых. В 1826-1828 гг. для владелицы - писательницы и художницы С.А.Корсаковой (в замужестве (с 1831 г.) - княгини Голицыной) был построен новый, большой и богатый дом. Автор проекта - выдающийся петербургский архитектор, представитель классицизма А.А.Михайлов 2-й. Фотография К.К.Кубеша (?), начало XX в. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, инв.№ II-А-259/-ф [10]):
Прекрасный ампирный фасад, украшенный колоннами ионического ордера - одна из лучших работ А.А.Михайлова 2-го. На аттике был установлен двойной герб - под общей сенью гербы Корсаковых и Голицыных. Этот герб исчез в 1930 г. [23].
В 1840-х гг. Голицыны расширили дом со стороны двора. Были пристроены новые парадные залы, а также зимний сад.
В 1860 г. дом приобрело Русское купеческое общество для взаимного вспоможения. В залах богатого особняка расположился купеческий клуб, устраивавший здесь балы.
Фотографии бального зала, украшенного в ознаменование 50-летнего юбилея общества, начало XX в., ателье Буллы [25а,б]:
Фотографии сделаны в две противоположные стороны. На левой фотографии видна устроенная в торце зала сцена. (Позже бальный зал будет приспособлен под зрительный зал театра.)
Примечательным помещением был зимний сад - так же, как и бальный зал, устроенный при Голицыных в 1840-х гг. Гравюра по рисунку Г.Бролинга, 1870 [26]:
Это красивое помещение со сводами на тонких металлических колонках видно на поперечном разрезе дома - фиксационный чертеж 1905 г. ([27], лист 19а-22):
Владимирский проспект справа. Зимний сад изображен посередине, а левее видны окна бального зала.
После 1917 г. использование здания несколько раз менялось.
"[...] После Великой Октябрьской социалистической революции здание было предоставлено клубу им. Карла Маркса, в помещении которого в 1918 году открылся новый "Свободный театр". [...] В годы НЭПа в здании открывается Владимирский клуб, приобретший славу игорного дома. После его закрытия помещение занимает клуб Комиссии по улучшению жизни детей, а с середины 30-х годов его хозяином становится самодеятельный Театр рабочей молодежи (ТРАМ), затем с конца 1930-х гг. Новый ТЮЗ. [...]" [23, с.197]
В бывшем бальном зале был устроен зрительный зал театра, а парадные залы с зимним садом превратились в фойе. В 1930-х гг. интерьеры были переделаны, арх. В.П.Макашов.
В 1945 г. здесь разместился Новый театр (до этого располагавшийся в другом здании), который в 1953 г. переименован в театр им. Ленсовета; этот театр остается здесь до настоящего времени. В 1950-х гг. зрительный зал был еще раз переделан, арх. Н.А.Митурич.
Старая отделка интерьеров сохранилась только частично - на парадной лестнице и в некоторых помещениях фойе.
Современные фотографии внешнего вида здания (вторая фотография сделана из Графского переулка):
13 апреля 2024 г.
Фасад хорошо сохранился и по-прежнему прекрасен.
Фотографий интерьеров у меня нет, но их легко найти в интернете.
На участке по Владимирскому пр., 14 на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [16] показаны деревянные строения и каменный флигель, вытянувшийся вдоль левой межи (этот флигель показан уже на более раннем Сенатском атласе 1798 г. [11]; возможно, это были службы).
Новый большой каменный дом был построен, видимо, по проекту, составленному в 1833 г. для полковника Адама ([24], лист 1-4):
Дом с улицы четырехэтажный, а со двора пятиэтажный. Слева наверху лицевой фасад в формах ампира - на мой взгляд, безликий, с довольно грубыми деталями.
Однако в натуре фасад был сделан более тонким, не лишенным благородства. Чертеж 1873 г. ([24], лист 6-7; чертеж выполнен в связи с установкой зонтиков над входами, в остальном он фактически фиксационный):
В 1897 г. [9] дом стал принадлежать Санкт-Петербургскому Столичному ломбарду. Для него в течение 1897-1905 гг. были выполнены различные перестройки по проектам гражданского инженера А.И.Носалевича.
В 1897 г. А.И.Носалевич построил четырехэтажный флигель, разделивший двор на две части ([24], листы 27-42; по ссылке представлен генеральный план - [24], лист 27).
В 1898 г. он выполнил проекты перестроек надворных флигелей ([24], листы 16-25), а кроме того, проект установки на крыше лицевого дома большой вывески ломбарда ([24], листы 43-46). Верхняя часть фасада с вывеской ([24], лист 44-45):
В 1900 и 1902 гг. А.И.Носалевич произвел некоторые мелкие переделки ([24], листы 47-54). И, наконец, в 1905 г. надстроил лицевой дом. По ссылкам представлены генеральный и детальные планы и разрешение на "надстройку пятого каменного этажа и мансарды на лицевом доме [...]" от 4 мая 1905 г. ([24], две стороны листа 55-56). Фасад ([24], лист 58-59):
В проекте в основном сохраняется классицистическая отделка нижних четырех этажей, а надстраиваемый пятый выглядит строго и соответствует по стилю нижним этажам. Однако в натуре фасад получил несколько другие формы:
13 апреля 2024 г.
А.И.Носалевич приблизил фасад к новым вкусам. Несколько обогащен декор третьего этажа, на четвертом и пятом появились лепные украшения в духе переходном от эклектики к модерну, и здание увенчано невысоким шатром.
Участок по Владимирскому пр., 16 в 1820-1840-х гг. составлял единое домовладение с участком по нынешнему Дмитровскому пер., 15. На "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [16] на этом участке показаны только деревянные строения. Каменные дома на обоих участках были построены, видимо, в 1841 г. для полковника Адама (которому принадлежал и участок по Владимирскому пр., 14). В [28] имеются два листа проекта этого времени; это явно не полный комплект: на чертежах указаны ссылки на номера и линии, которых на этих двух листах нет. На одном из листов ([28], лист 1-4) помещены генеральный план и дворовые фасады; на нем стоит надпись: "В заседании 10 апреля 1841 года". На втором листе ([28], лист 5-8) - три фасада: фасады по Владимирскому проспекту, по Хлебному (ныне Дмитровскому) переулку и один из дворовых фасадов, изображенный также на первом листе (с небольшими вариациями). На этом листе такая же надпись; "В заседании 10 апреля 1841 года". Слева внизу написано: "под: под: Архитектор Паскаль". Таким образом, известно имя автора проекта - архитектор Е.Ф.Паскаль.
Фасад по Дмитровскому переулку я намерен рассмотреть вбудущем в разделе, который будет посвящен Дмитровскому переулку. А вот фасад по Владимирскому проспекту ([28], фрагмент листа 5-8):
Красивое, элегантное произведение ранней эклектики (неоренессанс). В соответствии с модой того времени у левого края фасада асимметрично расположен граненый эркер.
О том, что этот фасад реально был осуществлен, свидетельствует следующее обстоятельство: на чертеже намечена переделка окна в дверь (обозначение "В"), а справа внизу от него на листе - надпись (явно добавленная позднее): "В заседании 10 февраля 1848 года одобрено из окон двери по красным линиям". Значит, к тому времени фасад действительно существовал.
Замечу, что в [1] в списке работ Е.Ф.Паскаля данный дом отсутствует.
В 1903 г. [9] дом стал принадлежать больнице св. Ольги. Через пять лет, в 1908 г. фасад здания был изменен в стиле модерн. По ссылкам можно посмотреть генеральный план и разрешение на "сломку существующего балкона [эркера - С.П.] на фасаде лицевого дома [...] и замену старой штукатурки на фасаде [этого?] дома новою" от 24 июля 1908 г. ([28], две стороны листа 23). Новый фасад ([28], лист 24-25):
На чертеже написано: "Проектир. Гражд. Инж. П.Янушкевич".
Старомодная эклектика заменена вошедшим в моду модерном. У меня лично это вызывает сожаление: по-моему, прежний фасад был значительно красивее...
В то же время облик реального здания существенно отличается от проекта:
13 апреля 2024 г.
Осуществленная перестройка более значительна, чем только изменение отделки фасада. В двух нижних этажах появились большие витринные окна. Была ли это более поздняя перестройка (в [28] никаких данных о такой перестройке нет) или так было сделано сразу в 1908 г., мне неизвестно. Я не видел фотографий этого здания начала XX века. И все же есть хотя бы косвенное свидетельство того, что витрины существовали, по меньшей мере, уже в 1915 г. Это относящиеся к 1915 г. чертежи кинематографа в первом этаже ([28], лист 32-33): слева наверху - фрагмент фасада первого этажа, и на нем изображены две витрины и вход между ними - именно такие, как сейчас.
Следующий дом по левой стороне Владимирского проспекта стоит на углу Колокольной улицы (Владимирский пр., 18/2).
Каменный угловой дом на этом участке показан уже на Сенатском атласе 1798 г. [11]. Позже он или был перестроен, или вообще построен заново. На "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта" [16] - уже другие очертания плана:
(Нынешняя Колокольная улица тогда называлась Басманным переулком, а Дмитровский переулок - Хлебным.)
Фасады этого дома запечатлены на чертежах 1842 г. ([29], лист 1-4; это проект новой двери вместо окна, в остальном чертежи фактически фиксационные):
Дом был двухэтажным, с очень примитивными фасадами.
В 1878-1879 гг. на месте этого дома для купеческой жены М.С.Викторовой был построен новый доходный дом по проектам А.В.Иванова - одного из ведущих петербургских архитекторов-эклектиков (в конце XIX в. он переехал в Москву).
Проектирование (и, видимо, строительство) лицевого дома выполнялось в два этапа. В 1879 г. А.В.Иванов выполнил проект нового корпуса, который заполнил свободное пространство в правой части участка по Колокольной улице ([29], листы 11-21). Генеральный план ([29], лист 11-12):
По ссылке представлено разрешение на "постройку вновь каменного 5-тиэтажного на нежилых подвалах лицевого дома, означенного на плане под лит. А" от 30 июня 1878 г. Фасад ([29], лист 13-14):
В следующем, 1879 году появился проект новой части дома - на месте старого углового дома ([29], листы 22-44). Генеральный план ([29], лист 22):
На обратной стороне - разрешение на "постройку вновь каменного 4-хэтажного лицевого углового дома, обозначенного на плане под лит. А; постройку вновь каменной лестницы с надстройкою оной в два этажа в надворном флигеле, обозначенной на плане лит. В, и устройство деревянной помойной ямы лит. С", 7 июля 1879 г.
Фасады по Владимирскому проспекту и по Колокольной улице ([29], листы 42-44 и 39-41):
На втором чертеже показана также довольно большая часть фасада дома по Колокольной улице, спроектированного в 1878 г. Два дома объединены одним фасадом и фактически составляют единое целое.
В 1880 г. А.В.Иванов выполнил также проект надстройки до пяти этажей старых трехэтажных флигелей, расположенных во дворе вдоль межи ([29], листы 45-57).
Следует заметить, что фасады реально построенного здания весьма сильно отличались от проектов. Фиксационные чертежи 1880 г. - фасад по Владимирскому проспекту и фасады двух частей дома по Колокольной улице ([30], листы 2-4, 5-7 и 8-10):
На мой взгляд, такие фасады существенно красивее, чем те, которые проектировались сначала.
В 1904 г. гражданский инженер К.И.Викторов (родственник владелицы - М.С.Викторовой?) составил проект надстройки лицевого дома на один этаж ([29], листы 78-92); по ссылкам можно посмотреть фасады по Владимирскому проспекту и по Колокольной улице ([29], листы 79-80 и 84-87). Однако этот проект не был осуществлен; фиксационные чертежи 1880 г. [30], на которых показан четырехэтажный дом, завизированы в том числе и в 1907 г., т.е. через три года после появления проекта надстройки пятого этажа. Но немного позже дом все же был надстроен по какому-то другому проекту. Современная фотография:
13 апреля 2024 г.
16 ноября 2024 г.
© Прохоров С.О.