САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ВЛАДИМИРСКИЙ ПРОСПЕКТ
Владимирский проспект, вид от Невского проспекта.
Впереди за домами колокольня Владимирского собора.
10 ноября 2024 г.
Короткий (около 500 м) Владимирский проспект начинается от Невского проспекта напротив того места, где к Невскому проспекту подходит Литейный проспект, и продолжает его. Собственно, до 1830-1840-х гг. нынешний Владимирский проспект и считался частью Литейного проспекта.
В 1918 г. Владимирский проспект был переименован в проспект Нахимсона. В 1944 г., после снятия блокады Ленинграда этот проспект оказался в числе тех улиц, которым в это время были возвращены их истинные имена (так же, как и Литейный проспект, называвшийся проспектом Володарского, и Невский - пр. 25 Октября).
Рассмотрим дома в начале Владимирского проспекта - на углах Невского проспекта.
Дом на левом углу (Владимирский пр., 2 - Невский пр., 49) первоначально был построен не позже конца XVIII в. Он уже показан на Сенатском атласе 1798 г. ([11], лист LXI). Его внешний вид известен по чертежам фасадов 1828 г. ([7], лист 1-4; на листе представлен проект одноэтажной пристройки со стороны Литейной улицы (нынешнего Владимирского проспекта), в остальном чертежи - фактически фиксационные):
В 1828 г. дом принадлежал княгине Шаховской. Это было монументальное здание в духе строгого классицизма конца XVIII - начала XIX в. Оба фасада были украшены колоннами ионического ордера: фасад по Невскому проспекту - шестиколонным портиком, а фасад по нынешнему Владимирскому проспекту - колоннадой из 15 колонн (нарушение канонов: количество колонн должно быть четным). Закругленный угол здания был увенчан ротондой.
В 1837 г. дом был перестроен для полковника Асоргина. Фасады ([7], лист 9-12):
На чертеже изображены оба фасада сразу. В месте закругленного угла сделана надпись "Угол".
Весь дом, включая одноэтажную пристройку 1828 г., был надстроен до четырех этажей. При этом количество колонн на фасаде по Владимирскому проспекту возросло до 18. Вероятно, с этого времени в здании располагалась гостиница.
Два фасада по отдельности изображены на фиксационных чертежах 1880 г. ([7], листы 39-41 и 33-38):
Эти чертежи выполнены перед переделкой фасадов, последовавшей в 1880 г. для купца А.М.Ушакова. Проект выполнил П.Ю.Сюзор - один из лучших петербургских архитекторов последней трети XIX - начала XX в. По ссылкам представлены генеральный план с подписью Сюзора и разрешение на "переоштукатурку вновь фасадов каменного четырехэтажного лицевого дома [...] по Невскому и Владимирскому проспектам, с изменением при этом и характера фасадов" от 4 апреля 1880 г. Новые фасады ([7], листы 19-22 и 23-32):
К этому времени классицизм уже давно вышел из моды, его строгие формы воспринимались как казарменная скука, и теперь фасады получили богатый эклектический декор. В то же время П.Ю.Сюзор по-прежнему оставил украшающие фасад колонны, а на верхнем этаже добавил расположенные над ними кариатиды. Прежняя эффектная композиция соединилась с не менее эффектным барочно-ренессансным декором.
Фотография ателье Буллы, начало XX в. [8]:
Гостиница принадлежала Ушаковым до 1917 г. - сначала А.М.Ушакову, а с 1908 г. его сыну В.М.Ушакову [9]. В советское время в этом здании по-прежнему была гостиница, которая получила название "Москва". В послевоенное время с фасада была удалена часть украшений и он был насильственно приближен к классицизму (такую же противоестественную процедуру прошли и некоторые другие здания на Невском проспекте - например, дома 27, 54 (тоже построенный П.Ю.Сюзором), 88). Фотография 1960-1970-х гг. (Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Санкт-Петербургский музей Хлеба", инв.№ Ф-1297/2 [10]):
Может быть, по фотографиям и трудно увидеть разницу, но в жизни она чувствовалась очень сильно. Меня это здание всегда приводило в недоумение.
На первом этаже на углу был магазин, а в 1960-1980-х гг. - кафетерий, ставший местом встреч неформалов и получивший в обиходе название "Сайгон".
В 1999-2001 гг. здание реконструировано для пятизвездочного отеля "Рэдиссон САС Ройал" (теперь отель "Cosmos Selection"). При этом фасады, слава Богу, были реставрированы в первоначальном виде. Современные фотографии:
13 апреля 2024 г.
Каменный дом на правом углу Невского проспекта (Владимирский пр., 1/47) показан на Сенатском плане Санкт-Петербурга 1798 г. ([11], лист LX). Фасады дома по Владимирскому и Невскому проспекту, фиксационные чертежи 1873 г. ([12], листы 40-43 и 29-30):
Двухэтажное здание с рядом арочных окон-дверей по обоим фасадам - вероятно, входов в торговые помещения. Строгая отделка стен близка к классицизму; возможно, она сохранялась еще с конца XVIII - начала XIX в. Однако позже была добавлена деталь чуждая классицизму: в арочные проемы вставлены переплеты неоренессансного рисунка с двойными арочками. Такая деталь характерна уже для эклектики и никак не могла появиться раньше середины XIX в.
В 1873-1874 гг. [1] здание было перестроено для купца, коммерции советника К.П.Палкина. Проект перестройки составил архитектор А.К.Кейзер. Генеральный план с подписью Кейзера ([12], лист 18-19):
По ссылке представлено разрешение на "надстройку на[д] существующем угловом лицевом двухэтажном доме в плане лит. А А'/2 двух этажей с изменением фасадов, устройство в том же доме 4 каменных лестниц на местах за №№2, 3, 4 и 5, образование проезда с Владимирского проспекта на плане №1, прикрытие таковых ныне существующих с упомянутого и [Невс]кого проспектов, постройку надворных двухэтажных флигелей лит. В и С с устройством в последнем во 2 этаже зимнего сада, крытого стекольчатою кровлею; перестройку существующего надворного двухэтажного флигеля лит. D с надстройкою 3-х этажей, постройку в связи с ним 5-тиэтажного флигеля", 2 июля 1873 г. (обратная сторона того же листа).
Таким образом, дом был надстроен до четырех этажей и расширен во двор. Фасады по Владимирскому и Невскому проспектам ([12], листы 31-34 и 35-36):
Эклектика, рядовой доходный дом. На первом этаже А.К.Кейзер сохранил старые арочные окна-двери. Были ли реально сохранены и их переплеты с двойными арочками, мне неизвестно; во всяком случае, на более поздних изображениях (чертежах и фотографиях) видны обычные, простые переплеты. Как бы то ни было, сам по себе этот ряд крупных арок придает зданию особую, своеобразную красоту. К сожалению, этот ряд сохранился не полностью, см. далее.
Вернемся к генеральному плану и тексту разрешения на строительство. Обратим внимание на двухэтажные надворные флигели (лит. В и С). На втором этаже этих флигелей расположился ресторан. План второго этажа дома, в том числе и флигелей лит. В и С, и дворовый фасад параллельный Невскому проспекту ([12], листы 23-28 и 78-80):
В части флигеля лит. С, расположенной напротив флигеля лит. В, был устроен зимний сад (см. также текст разрешения на строительство). В этой части во двор была обращена глухая стена (расчлененная лопатками), а освещение было только сверху, через стеклянную крышу.
Еще один лист проекта ([12], лист 44-46):
Слева поперечный разрез лицевого дома по Невскому проспекту (лит. А), а справа еще один чертеж ресторана: справа - поперечный разрез флигеля В с арками, отделяющими его от зимнего сада, а левее обращенный в сторону Невского проспекта короткий фасад флигеля лит. С - той его части, где нет зимнего сада.
Разместившийся в этих флигелях ресторан "Палкин" скоро стал знаменит во всем Петербурге.
В 1902-1906 гг. был выполнен ряд перестроек, а также строительство нового дома для совладельцев - вдовы надворного советника О.А.Палкиной и надворного советника П.К.Палкина (вероятно, вдовы и сына К.П.Палкина). Часть этих работ выполнил архитектор А.С.Хренов.
Первая из них (1902 г.) - переделка помещения магазина на углу Невского и Владимирского проспектов. По ссылкам представлены генеральный план с подписью А.С.Хренова и разрешение на строительство ([12], две стороны листа 76-77). При этой переделке была изменена и форма окон в этом месте первого этажа ([12], листы 20-21 и 22):
Вместо арочных окон здесь были сделаны обычные широкие витрины. На мой взгляд, такая переделка несколько испортила облик дома: был нарушен ряд арок, до этого охватывавший весь дом по обоим фасадам.
В 1903-1904 гг. А.С.Хренов построил новый дом на этом участке, выходящий на Троицкую улицу (ул. Рубинштейна, 4). Этот красивый дом в стиле модерн рассмотрен в разделе "Троицкая улица (улица Рубинштейна)".
Судя по проекту этого дома ([12], листы 85-96, 101-104, 140-142), один из его флигелей построен на месте части корпуса ресторана. Вместо этого оставшийся флигель ресторана был расширен дальше вглубь двора (если смотреть с Невского проспекта). Проект составил также А.С.Хренов. По ссылкам представлены генеральный план, разрешение на строительство от 6 апреля 1904 г. ([12], две стороны листа 105-106), разрез и фасад пристраиваемой части ([12], лист 99-100). В новой части ресторана Хренов проектировал колоритную отделку в тиле модерн ([12], фрагмент последнего названного листа):
Однако отделку ресторана (очевидно, не только его новой части) выполнил в том же 1904 году другой архитектор - Б.И.Конецкий, молодой выпускник Института гражданских инженеров [1]. Фотографии ателье Буллы - вестибюль (1914), зал ресторана (до 1914), арфистки на эстраде (1910) [13а,б,в]:
Традиционная эклектическая отделка (может быть, отчасти сохранившаяся от прежнего ресторана?) сочеталась с элементом нового, вошедшего в моду стиля модерн - огромным подковообразным зеркалом. (Мне лично такая роскошь все же кажется чрезмерной.)
Что же касается А.С.Хренова, то он в том же 1904 г. составил проекты надстройки лицевого корпуса пятым этажом - последовательно два проекта друг за другом.
Первым был проект надстройки корпуса по Владимирскому проспекту. По ссылкам представлены генеральный план и разрешение на строительство от 7 мая 1904 г. ([12], две стороны листа 114-115). Фасад по Владимирскому проспекту ([12], лист 119-123):
Затем был подан проект надстройки корпуса по Невскому проспекту. По ссылкам представлены генеральный план и разрешение на строительство от 11-12 октября 1904 г. ([12], две стороны листа 143-144). Фасад по Невскому проспекту ([12], лист 145-150):
Надстройка по проекту А.С.Хренова была осуществлена в 1904-1906 гг. [1].
Современные фотографии:
13 апреля 2024 г.
Ресторан существовал в этом доме до первой половины 1920-х гг. В 1925 г. в его помещениях открылся кинотеатр "Титан". И в зрительном зале, и в фойе прежняя отделка помещений ресторана была полностью утрачена. (По моим воспоминаниям, зрительный зал был очень плохой. Только партер, 30, а то и 40 рядов по 15-20 кресел. Сидишь где-нибудь в 25-м ряду, а где-то вдалеке маячит маленький экран...) В 1995 г. вместо кинотеатра открылось казино (час от часу не легче), а с 2002 г. вновь действует ресторан под названием "Палкинъ". [14]
Не могу не упомянуть об акте вандализма, о котором теперь, вероятно, мало кто помнит (да и тогда, в лихие 90-е это казалось мелочью по сравнению с многими другими творившимися безобразиями). В 1990-х гг. в угловом помещении на первом этаже некоторое время размещался парфюмерный магазин одной из очень известных французских косметических фирм. При устройстве этого магазина был полностью ободран декор этой части фасадов на первом этаже, и портал при входе тоже был уничтожен. Эта фирма была здесь очень недолго - один-два года, но успела нагадить... (Хотя, как я уже написал, мне совершенно не нравится эта отделка А.С.Хренова 1904 года, но новый сараеобразный вид магазина был еще на порядок хуже. Я специально запомнил название фирмы-вандала, но - увы - теперь за много лет забыл...)
Остается только порадоваться, что теперь это в прошлом. В начале XXI в. отделка фасадов магазина восстановлена. Восстановлен и большой металлический навес над входом с Невского проспекта, исчезнувший намного раньше, в советское время.
Довольно интересны дворы этого дома. Вход во двор находится на Владимирском проспекте, недалеко от левого края фасада. Пройдя через ворота, мы окажемся еще в одной подворотне, которая ведет в два двора - направо и налево.
Виды правого двора - фотографии, продолжающие друг друга:
10 ноября 2024 г.
На левой фотографии у левого края подворотня, через которую мы вошли в этот двор, а справа от нее на первых двух этажах - полностью сохранившаяся отделка одного из фасадов ресторана (см. выше чертеж 1873 г.), только теперь флигель надстроен на два этажа. К нему примыкает флигель с основным помещением ресторана.
Вид в левом дворе:
10 ноября 2024 г.
Справа фрагмент первоначального фасада флигеля, а слева, над воротами пристройка к основному помещению, выполненная в 1904 г. (см. чертежи выше).
В этом же дворе на другой стене, напротив флигеля с бывшим зимним садом привлекает внимание характерная форма стиля модерн - окно в форме замочной сважины:
10 ноября 2024 г.
Когда именно появилось это окно и что за ним находится, мне, к сожалению, неизвестно.