ФОТОПРОГУЛКИ

 

 

 

ВЫРИЦА (продолжение)

 

 

Оглавление

 

 

По дороге от станции Вырица к Казанской церкви

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Дома, в которых жил св. Серафим Вырицкий

Церковь Петра и Павла

Литература

 

 

Церковь Казанской иконы Божией Матери

 

 

Мы подошли, наконец, к главной архитектурной достопримечательности - Казанской церкви. Она стоит среди высоких сосен на участке на углу Магистрального проспекта (ныне пр. Кирова) и Ракеевской улицы; современный адрес: пр. Кирова, 49. Вид на церковь с Ракеевской улицы:

 

 

15 октября 2011 г.

 

 

Церковь находится в местности, называемой Княжеская долина. Как было сказано на предыдущей странице, эта территория стала застраиваться дачами в 1910 г.

Княжеская долина расположена весьма далеко от центра Вырицы. До расположенной в центре Петропавловской церкви - шесть верст из наиболее удаленных районов. Это обстоятельство послужило основанием для строительства в Княжеской долине еще одного храма. В 1911 году по инициативе священника Порфирия Десницкого было образовано братство во имя Казанской иконы Божией Матери, состоявшее из местных жителей. Общество обратилось в Священный Синод с ходатайством о разрешении построить православный храм в Княжеской долине и получило благословение. Храм было решено построить в память 300-летия династии Романовых.

Был объявлен конкурс на проект церкви. Победил и был осуществлен проект, выполненный архитекторами В.П.Апышковым и М.В.Красовским. Строительство было начато в 1913 г., храм освящен 6/19 июля 1914 г. (меньше, чем за две недели до начала (19 июля/1 августа) первой мировой войны).

Церковь Казанской иконы Божией Матери - прекрасное произведение "неорусского стиля" (национального направления модерна), к сожалению, не настолько широко известное, как оно того заслуживает.

Образцом для церкви послужили деревянные храмы Русского Севера XVII - XVIII веков. Вот пояснительная записка авторов проекта (цитируется по []:

"Реформы Петра Великого, сравняв культуру древней Руси с культурой цивилизованных государств западной Европы, одновременно с этим стремились уничтожить все самобытное, отмеченное печатью русского народного вкуса. Такое направление не могло не отразиться на архитектуре вообще и на церковном строительстве в частности и вследствие этого на Руси начали строить такие храмы, которые не имели ничего общего с религиозной мыслью русских людей, остававшейся почти неизменной со дня принятия христианства. Примером такого строительства может служить Вознесенский монастырь в Москве [в Кремле (арх. К.И.Росси); уничтожен - С.П.], построенный в готическом стиле, который всегда служил выразителем идей католичества, а никак не православия. Конечно такое направление долго продолжаться не могло, и русские люди стали постепенно охладевать к архитектуре совершенно чуждой их духу, по крайней мере в области церковного строительства и уже при Императоре Николае I взоры передовых людей начинают обращаться к родной старине, ее начинают изучать и охранять ее памятники. Следствием этого являются такие сооружения, как Троицкий [вероятно, Троицкий собор Измайловского полка (арх. В.П.Стасов) - С.П.] и Введенский [на Загородном проспекте (арх. К.А.Тон); уничтожен - С.П.] соборы в Петрограде, все еще далекие от идеала допетровской Руси. Однако, постепенно, наравне с увеличением изучения старинных церквей, и новые начинают к ним все более приближаться и, наконец, в наше время появляются такие храмы, как церковь в память моряков, погибших при Цусиме [храм Спаса на Водах в конце Английской набережной (арх. М.М.Перетяткович); уничтожена - С.П.], которая безусловно прекрасна и в то же время бесспорно чисто русская по духу ее композиции. Все сказанное касается преимущественно каменных храмов, но и церкви деревянные в послепетровскую эпоху сильно изменили свой внешний облик, так как при постройке их зодчие стремились подражать формам каменных церквей и таким образом шли вдвойне ложным путем. Такой взгляд строителей продержался гораздо дольше, чем это можно было предполагать, и сменился в конце прошлого столетия другим, руководствуясь которым зодчие строили деревянные церкви, похожие на дешевые пригородные дачи и совершенно не отвечающие вследствие своей пошло-игривой внешности той серьезности и величию, которыми должно отличаться от людского жилья церковное здание. Наконец в начале текущего века строители стали всматриваться туда, куда следует – они стали изучать деревянные церкви нашего Севера, где сохранилось много памятников древнего деревянного строительства, оценили их величаво-спокойную красоту и простоту и стали им подражать в своих произведениях. Вот почему авторы проекта церкви для Вырицы руководствовались, как для плана, так и для фасадов теми принципами, которые господствуют в церквях Олонецких и Вологодских, совмещая их одновременно с требованиями нынешней техники.

Подписали: Апышков, Красовский"

В то же время здесь нет буквального подражания, имитации народного зодчества. Черты стиля модерн видны очень во многом - начиная уже с экспрессивного силуэта шатра и луковичной главы, преувеличенно вытянутых вверх.

 

Вход на территорию церкви осуществляется через ворота на Магистральном проспекте (пр. Кирова):

 

 

11 октября 2015 г. 10 октября 2015 г.

 

Эти красивые ворота построены одновременно с церковью (ср. одну из фотографий, опубликованных в 1915 г. в [3]).

 

 

Войдем внутрь ограды. Вид на церковь недалеко от ворот:

 

 

10 октября 2015 г.

 

Высокий шатер, окруженный соснами, выглядит очень красиво, романтично. Но, к сожалению, обилие зелени создает трудности для фотографирования, приходится многое снимать вблизи.

(Заметим, что, судя по фотографиям 1915 г. [3], сначала зелень не закрывала храм; она разрослась позже.)

 

 

Вид на церковь со стороны главного входа:

 

 

10 октября 2015 г.

 

При взгляде на храм с этой стороны становится особенно ясно, что его архитектура - это не воспроизведение архитектуры прошлого, а творческая ее переработка в соответствии с эстетикой модерна. Колокольню такой формы едва ли можно найти на Севере (там колокольни обычно шатровые и чаще всего отдельно стоящие), а форма проемов верхнего яруса - расширяющихся кверху, со срезанными углами - принадлежит "чистому" модерну. Вряд ли где-нибудь на Севере с его суровым климатом есть сплошь остекленные боковые галереи (на фотографии видна одна из них - правая). Оконные переплеты с мелкой расстекловкой (на всех фасадах церкви) тоже характерны для стиля модерн. И все эти нововведения выглядят совершенно органично, это естественное продолжение традиций в новых условиях.

Еще одно отличие от подлинных храмов Русского Севера: покрытие шатра и главы - не деревянное, а металлическое. В первоначальном проекте предусматривался лемех; данное изменение проекта сделано по просьбе заказчиков. [3]

 

 

Обойдем вокруг храма, осмотрим его с разных сторон.

Южный фасад. Точнее, юго-восточный (алтарь ориентирован на северо-восток):

 

 

10 октября 2015 г. 11 октября 2015 г. 11 октября 2015 г.

 

 

Основной объем храма:

 

 

10 октября 2015 г.

 

 

Вид церкви со стороны алтаря (фотографии сделаны из-за забора, с Ракеевской улицы):

 

 

10 октября 2015 г. 11 октября 2015 г.

 

 

Вид в том же направлении вблизи:

 

 

11 октября 2015 г.

 

 

Виды с севера:

 

 

10 октября 2015 г. 11 октября 2015 г.

 

На правой фотографии на переднем плане часовня св. Серафима Вырицкого (см. двлее).

 

 

Северо-западный фасад:

 

 

10 октября 2015 г. 11 октября 2015 г.

 

 

И опять вид на колокольню:

 

 

11 октября 2015 г.

 

Мы обошли вокруг храма. Надеюсь, что фотографии хотя бы в какой-то мере передают его красоту.

 

 

Фотографий интерьера церкви я не делал. А между тем она внутри так же прекрасна, как снаружи. Внутри тоже видны голые бревенчатые стены. Нигде нет позолоты, всё строго, серьезно, настраивает на сосредоточенную молитву. В окнах непрозрачные желтые стекла, внешний мир не виден, дневное освещение довольно скудное.

Очень хорош был первоначальный иконостас. Вот его фотография, сделанная вскоре после постройки церкви [3]:

 

 

 

Теперь на его месте стоит другой иконостас (см. далее).

 

Несколько слов об авторах проекта [4,5].

Владимир Петрович Апышков (1871 - 1939) - военный инженер и одновременно выдающийся архитектор, автор зданий в духе модерна и неоклассики. На мой взгляд, лучшая его самостоятельная работа - особняк С.Н.Чаева на Лицейской улице (ул. Рентгена, 9), но наиболее широко известна другая его постройка - мост Петра Великого (Большеохтинский) через Неву (инж. Г.Г.Кривошеин). Продолжал работать в советское время как преподаватель и как архитектор. Последняя его работа (по-моему, крайне неудачная) - военный санаторий в усадьбе Архангельское под Москвой. Какие-либо другие здания Апышкова в "неорусском стиле" мне неизвестны.

Михаил Витольдович Красовский (1874 - 1939; не путать с его однофамильцами!) - выпускник Института гражданских инженеров, работал и до, и после революции. Какие-либо значительные произведения, кроме Казанской церкви в Вырице, мне неизвестны. В то же время именно для этого архитектора обращение к "неорусскому стилю" выглядит совершенно естественным, поскольку он занимался исследованиями по истории русской архитектуры. (Несколько лет назад была переиздана его книга о деревянном зодчестве - к сожалению, плохо, без справки о современном состоянии рассматриваемых деревянных церквей.)

Есть одно обстоятельство, к сожалению, мне непонятное. Статья о Казанской церкви в журнале "Зодчий" [3] подписана только Красовским, а на отдельном листе с фотографиями церкви сделана надпись: "Проектировал и строил М.В.Красовский"; имя Апышкова вообще не упоминается. (Хотя пояснительную записку (см. выше) подписали оба архитектора.) В работе [4] (в которой, в отличие от более поздней работы [5], содержатся данные о работах архитекторов не только в Петербурге, но и на территории Ленинградской области) Казанская церковь в Вырице указана только в списке зданий М.В.Красовского (без упоминания об участии В.П.Апышкова), а в списке зданий В.П.Апышкова ее нет. (Правда, в [5] в кратких сведениях об архитекторах, предшествующих спискам их работ, эта церковь упомянута и для В.П.Апышкова, и для М.В.Красовского.) Возможно, доля участия в проекте была у Красовского больше, чем у Апышкова.

 

 

Первым настоятелем храма был протоиерей Порфирий Десницкий, который продолжал служить в нем и в советское время, до своей кончины в 1935 г.

 

 

В 1919 г. в Казанскую церковь был перевезен иконостас из домового храма Дома призрения в память Николая и Елены Брусницыных на Васильевском острове (Косая линия, 15; храм окончательно закрыт в 1922 г.; здание сохранилось). Дом призрения Брусницыных с домовой церковью был построен в 1895 - 1897 гг. по проекту П.Ю.Сюзора - одного из крупнейших петербургских архитекторов того времени [6]. Очевидно, Сюзор является и автором великолепного резного дубового иконостаса. Иконы для иконостаса написал Н.А.Кошелев - выдающийся художник, ныне незаслуженно забытый (см. []).

Этот иконостас был установлен в церкви на месте первоначального, который был перенесен в левый придел, с перемещением части икон в верхний ярус (для установки его в первоначальном виде слишком мало места). Иконостас из дома призрения Брусницыных очень красив. Жаль только, что его пышный эклектический декор не очень хорошо согласуется со стилем остального интерьера - хотя и радостно, что этот шедевр удалось спасти. (Увидеть современные снимки обоих иконостасов можно, например, на сайте [].)

 

 

Через два года после смерти протоиерея Порфирия Десницкого, в 1937 г. в храме прекратились богослужения. В 1938 г. он был официально закрыт и переоборудован под клуб Общества содействия обороне (Осоавиахим). [].

 

К счастью, само прекрасное здание храма сохранилось. Оно могло погибнуть в начале Великой Отечественной войны, но, слава Богу, этого не произошло.

"...В первых числах сентября 1941 года немцы наступали на станцию Вырица и вели ее интенсивный обстрел. Кто-то из командиров нашей армии решил, что в качестве объекта наводки используется высокий купол храма, и приказал взорвать его. Для этого со станции была послана команда подрывников, в которую вошли лейтенант и несколько бойцов. Когда подвода со смертоносным грузом прибыла к храму, лейтенант приказал бойцам подождать его у ворот, видимо, сославшись на то, что должен ознакомиться с объектом подрыва. Офицер вошел в ограду, а затем и в храм, который в общей суматохе не был заперт...

Через некоторое время солдаты услышали звук одиночного револьверного выстрела и бросились к храму. Лейтенант лежал бездыханным, рядом валялся его револьвер. Бойцов охватила паника и, не выполнив приказа, они бежали из храма. Тем временем началось отступление и о взрыве забыли. Так вырицкая церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы Промыслом Божиим была сохранена от уничтожения..." [7]

Осенью 1941 г., во время оккупации, Казанская церковь вновь была открыта и с тех пор больше не закрывалась.

 

 

В 1949 г. в ограде храма был похоронен замечательный подвижник - иеросхимонах Серафим Вырицкий (В.Н.Муравьев). Его могила стала местом поклонения паломников.

В 2000 г. Серафим Вырицкий был причислен к лику святых. В этом же году над его могилой и могилой схимонахини Серафимы (О.И.Муравьевой - в миру его жены) была построена деревянная часовня (арх. С.А.Павлов []):

 

 

10 октября 2015 г. 15 октября 2011 г. 15 октября 2011 г.

 

 

 

Продолжение на следующей странице.

 

 

Предыдущая       Следующая

 

 

Оглавление

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.