ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЗАГОРОДНЫЙ ПРОСПЕКТ

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

От Владимирской площади до Пяти углов 

От Пяти углов до Звенигородской улицы  1  2

Между Звенигородской улицей и Витебским вокзалом  1  2  3

Витебский вокзал  1  2  3  4  5  6  7  8

От Введенского канала до Московского проспекта  1  2  3

 

Литература

 

 

Главная страница

 

 

Между Звенигородской улицей и Витебским вокзалом

(продолжение)

 

 

Введенский собор

 

По правой стороне проспекта (Загородный пр., между домами 45 и 47), напротив Витебского вокзала находится Введенский сквер. В восточной части этого сквера, наискосок от вокзала стояла церковь (с 1913 г. - собор) Введения во храм Пресвятой Богородицы, приписанная к Семеновскому полку [6, том шестой, с.69-75; 7, том первый, №32; 32; 33, с.42-46; 34]. Этот величественный храм, созданный прославленным архитектором К.А.Тоном, был уничтожен богоборческой властью - так же, как и все другие храмы Тона в Ленинграде и пригородах (за исключением одного, который был до неузнаваемости изуродован перестройкой).

 

Первая, деревянная церковь Семеновского полка была построена в 1745 - 1746 гг. на Загородном проспекте, у будущей Рузовской улицы. В 1764 г. она была разобрана и перенесена ближе к Семеновскому плацу (на левую сторону Загородного проспекта). В 1837 г., при прокладке Царскосельской железной дороги оказалось, что церковь стоит слишком близко к ней, и тогда по распоряжению Николая I был заложен новый большой каменный храм на противоположной стороне проспекта. Проект составил архитектор К.А.Тон - один из первых представителей эклектики в русской архитектуре, лидер "русско-византийского стиля". Храм, заложенный в 1837 г., был освящен в 1842 г.

Чертежи К.А.Тона [32]. План (чертеж I):

 

 

 

Пояснения к плану [32, с. 7]:

"Чертеж I. План, половина которого

a представляет нижнюю часть церкви.

b - верхнюю на горизонте хор c.

d. Столб в подвальном этаже для основания свода.

e. Основания крылец.

[…]"

(Дальше идут пояснения к размещенным на том же листе техническим чертежам, которые я не воспроизвожу.)

 

Фасад (чертеж II):

 

 

 

По композиции Введенская церковь близка главному произведению Тона - храму Христа Спасителя в Москве. Она была одним из самых монументальных храмов Петербурга (хотя, конечно, уступала по масштабам храму Христа Спасителя). Вот некоторые старые ее изображения.

Введенская церковь лейб-гвардии Семёновского полка в Санкт-Петербурге, литография по рисунку Иос.Иос.Шарлеманя, середина XIX в. (РНБ) [35]:

 

 

 

Храм изображен с алтарной стороны. Слева проходит Загородный проспект, на котором видны не сохранившиеся здания - офицерский корпус Семеновского полка и Царскосельский вокзал. Впереди - существующее и сейчас здание женского отделения Обуховской больницы.

 

 

Вид на храм с Загородного проспекта, со стороны Введенского канала, фотография Н.Г.Матвеева, 1900-е [37]:

 

 

 

 

 

Вид с Загородного проспекта, с противоположной стороны, 1860-е [36] (воспроизводится по [24д]; в [24д] автором фотографии назван А.Лоренс):

 

 

 

На заднем плане: слева от храма - перестраиваемое здание госпиталя Семеновского полка, справа - дом служителей Введенской церкви. Об обоих зданиях написано далее на этой же странице.

 

 

Вид почти в том же направлении, с более близкого расстояния, начало XX в. [24е]:

 

 

 

На переднем плане часовня св. Александра Невского, построенная в 1893 - 1894 гг. по проекту С.А.Баранкеева в память о спасении Александра III и Царской семьи при железнодорожной катастрофе на станции Борки 17/29 октября 1888 г. Эта часовня была снесена вместе с Введенским собором.

 

 

Вид вдоль Загородного проспекта от Введенского канала, между 1910 и 1914 г., предположительно ателье Буллы [24ж]; по-моему, на этой фотографии особенно хорошо чувствуются грандиозные масштабы храма:

 

 

 

 

 

Интерьер Введенской церкви и ее иконостасы (главный и два боковых) изображены на чертежах К.А.Тона [32, чертежи III, IV]:

 

 

 

 

Фотография 1910 г.: отпевание командира полка генерал-майора И.Я.Кульнева [38]:

 

 

 

На фотографии видна центральная часть главного иконостаса, сделанная в форме трехгранного выступа (на чертеже эта форма не очень чувствуется). К сожалению, других фотографий интерьера я пока не нашел.

В стенах храма были вделаны четыре мраморные доски с именами Семеновских офицеров, павших в битвах со времени сформирования полка.

 

 

Рельефы на фасадах церкви выполнили скульпторы Н.А.Рамазанов, И.И.Реймерс, М.Г.Крылов, А.И.Мануйлов. Образа написали академики П.В.Басин, В.К.Шебуев, Я.Ф.Яненко, ТА.Нефф, А.К.Виги, Ф.П.Брюлло; паруса расписал А.Т.Марков, купол - В.К.Сазонов.

 

 

 

В 1932 г. Введенский собор был закрыт, а к весне 1933 г. снесен. В 1997 г. на месте собора был установлен поклонный крест, а в 2003 г. - каменный памятный знак:

 

 

14 марта 2020 г.

 

 

Еще один памятный знак - поклонный крест - стоит на месте часовни св. Александра Невского (см. выше одну из старых фотографий):

 

 

14 марта 2020 г.

 

 

 

Между бывшим Введенским собором и Введенским каналом расположен Введенский сад. На центральной площадке сада в 1876 г. был установлен фонтан со скульптурами путти (арх. П.С.Самсонов) [1]:

 

 

19 сентября 2020 г.

 

 

За бывшим Введенским собором и Введенским садом параллельно Загородному проспекту проходит Лазаретный переулок. В этом переулке - два дома. Рассмотрим их.

Бывший дом служителей Введенского собора, ныне Введенская больница (Лазаретный пер., 4):

 

 

14 марта 2020 г.

 

Построен в 1850 г., арх. А.Я.Фарафонтьев [1]. Первоначально был трехэтажным (см. выше фотографию Введенского собора 1960-х гг., где дом виден на заднем плане); надстроен на два этажа, видимо, уже в советское время. Здание не блещет особо высокими архитектурными достоинствами.

 

 

Второе здание в переулке (Лазаретный пер., 2) - бывший госпиталь Семеновского полка, с 1951 г. - Военно-медицинский музей.

Первоначальное здание представляло большой интерес с точки зрения архитектуры. Оно было построено в 1799 г. по проекту Ф.И.Демерцова, составленному в 1797 г. [5, 27].

Чертеж Ф.И.Демерцова, 1797 [27, с. 44]:

 

 

 

Это было красивое, весьа монументальное произведение классицизма.

В 1867 г. [5] здание было надстроено на один этаж, при этом исчез не только купол, но и портик. Фотография перестроенного здания (пересъемка фотографии в музее "Разночинный Петербург" [24и]; я немного обработал фотографию - по возможности удалил дефекты):

 

 

 

Здание приобрело ординарный, казенный вид.

 

В 1946 - 1951 гг. бывший госпиталь был капитально перестроен для размещения в нем Военно-медицинского музея, арх. Б.Н.Журавлев, И.М.Чайко [5]. Современный вид здания:

 

 

14 марта 2020 г.

 

Фасад стилизован под ампир (скорее московской школы, чем петербургской). Мне лично кажется, что стилизация вполне удачная, разве только в чрезмерно тяжеловесных сандриках чувствуется неприятный "сталинский" привкус.

 

 

Продолжение на следующей странице.)

 

 

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.