ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

ЛИЦЕЙСКАЯ УЛИЦА (продолжение)

Улица Рентгена

 

 

Продолжение пути:

 

 

10 марта 2014 г.

 

Слева на переднем плане дом 6. Дальше на правой стороне видны производственные здания второй половины XX века. Эти скучные, неинтересные постройки мы не будем рассматривать.

Значительно более интересное здание находится напротив, на левой стороне, в глубине участка - там, где на фотографии видны деревья.

Вот это здание (ул. Рентгена, 8):

 

 

8 января 2009 г. 10 марта 2014 г.

 

Здание было построено для гомеопатической лечебницы в 1893 - 1898 гг. по проекту П.Ю.Сюзора. Здание вряд ли можно отнести к числу значительных работ этого выдающегося архитектора, но все же оно весьма красиво, благородно.

В 1989 г. перед центром фасада был установлен бюст императора Александра II, поклонника гомеопатии (скульптор неизвестен; бюст отлит на заводе Сан-Галли). После революции бюст был снят. [13]

С 1920-х гг. в здании располагается Радиевый институт. Перед зданием на месте уничтоженного бюста Александра II появился памятник всемирно известному ученому-физику В.К.Рентгену:

 

 

10 марта 2014 г.

 

Памятник установлен в 1928 г. Бронзовый бюст выполнил скульптор В.А.Синайский, взявший за основу цементный бюст, созданный ранее, в 1920 г. известным художником Н.И.Альтманом. [11]

 

 

Далее по правой стороне заслуживает дом по ул. Рентгена, 7:

 

 

10 марта 2014 г.

 

Этот весьма неплохой доходный дом в стиле модерн построен в 1910 г. по проекту Д.А.Крыжановского.

 

 

Но гораздо интереснее следующий дом по правой стороне (ул. Рентгена, 9) - еще один первоклассный памятник архитектуры модерна на Лицейской улице (наряду с домом Эйлерса). Это бывший особняк инженера путей сообщения С.Н.Чаева - участника строительства Транссибирской железной дороги, директора Товарищества борьбы с жилищной нуждой. Особняк построен в 1906 - 1907 гг. по проекту В.П.Апышкова. [1; 39, с. 122 - 132]

 

 

В центре план здания [39], слева фотография 1908 года [39], справа моя фотография 10 марта 2014 г.:

 

 

 

Особняк С.Н. Чаева - выдающееся произведение рационалистического модерна, оставшееся, пожалуй, лучшей работой В.П.Апышкова - военного инженера, обладавшего незаурядным архитектурным талантом. (В облике здания чувствуется некоторое влияние особняка М.Ф.Кшесинской (1904 - 1906, арх. А.И.фон Гоген), но оно не так уж сильно, это вполне самостоятельная работа.)

Как видно из плана, всё здание пересекает по диагонали центральная ось, на которой расположены двухэтажный круглый холл, лестница и зимний сад. Эти помещения составляют единое целое, образованное по принципу перетекающих пространств (получившему в дальнейшем очень широкое распространение в архитектуре XX века).

Эта оригинальная пространственная композиция сохранилась до нашего времени. (Только картинной галереи на балконе второго этажа холла теперь нет.) Сейчас эта центральная часть особняка (в котором находится стоматологическая поликлиника) доступна для осмотра. Правда, у меня фотографий интерьеров пока нет; возможно, позже я их сделаю.

Обе фотографии сделаны в направлении центральной диагональной оси, со стороны главного входа. К сожалению, утеряна очень выразительная деталь - женская скульптура в центре уличного фасада; не сохранились и располагавшиеся ниже львиные маски. Не очень хорошо и то, что позже непосредственно к особняку слева пристроено соседнее здание (см. далее) и теперь для того, чтобы осмотреть особняк со всех сторон, приходится пройти в подворотню. (А вдруг ворота еще и запрут!)

Несмотря на утраты, особняк и сейчас очень красив. (Следует также сказать, что на рубеже 2000-х и 2010-х гг. его фасады были реставрированы.)

 

Рассмотрим различные фрагменты.

Левый боковой фасад:

 

 

10 марта 2014 г.

 

 

Металлические детали - фонарь и навес над главным входом, балкон на уличном фасаде:

 

 

10 марта 2014 г.

 

На левой фотографии только кронштейн является подлинной деталью начала XX века. Квадратный фонарь уже давно исчез (на помещенной в [39, с. 127] фотографии 1930-х гг. его уже нет). Фонарь воссоздан на рубеже 2000-х и 2010-х гг.

 

 

Барельефы:

 

 

8 января 2009 г. 10 марта 2014 г.

 

Любопытное сочетание: авангардистская архитектура и "античные" барельефы, по мотивам барельефов Парфенона. Подобные барельефы мы увидим и на других фасадах.

И еще одна особенность: барельефа, изображенного на правой фотографии, сначала на этом месте не было. Из сравнения двух первых представленных здесь фотографий видно, что в 1908 г. на этом месте (справа от главного входа) находилось окно, а позже оно было заложено и в верхней части образовавшейся ниши помещен барельеф.

К сожалению, имя скульптора (или скульпторов?) мне неизвестно.

 

 

Фотография 1908 года [39] и моя фотография 10 марта 2014 г.:

 

 

 

Особняк принадлежал С.Н.Чаеву до 1912 года, после чего сменил друг за другом разных владельцев: П.Н.Летуновский, В.Н.Соловьев, М.Э.Верстат. Новые владельцы осуществили некоторые переделки. Одну из них мы видим при сравнении этих двух фотографий: для М.Э.Верстата в 1916 г. справа была сделана пристройка по проекту М.И.Рославлева. Пожалуй, прежний фасад выглядел интереснее.

Новая пристройка украшена еще одним скульптурным фризом "в духе Парфенона":

 

 

10 марта 2014 г.

 

 

Вид особняка со двора. Фотография 1908 года [39] и моя фотография 10 марта 2014 г.:

 

 

 

К сожалению, облик здания с этой стороны довольно испорчен пристройками. Слева - только что рассмотренная пристройка 1916 года. Справа - немного более ранняя пристройка, сделанная в 1914 г. для В.Н.Соловьева по проекту Ф.И.Лидваля - весьма неудачная, несмотря на громкое имя архитектора; впрочем, эту пристройку мы рассмотрим чуть дальше, а пока посмотрим на то, что осталось от первоначального классически стройного фасада Апышкова.

 

На углу - остекленный цилиндрический объем зимнего сада. К сожалению, в конце XX или начале XXI века нижняя часть окон была варварски заложена силикатным кирпичом; при реставрации фасадов на рубеже 2000 и 2010-х гг. это уродство было несколько смягчено: теперь стенка из силикатного кирпича находится хотя бы за стеклами.

Фрагмент отделки зимнего сада, с характерными для модерна лепными украшениями:

 

 

10 марта 2014 г.

 

Еще один барельеф "в духе Парфенона":

 

 

10 марта 2014 г.

 

Судя по фотографии 1908 года, этот барельеф был здесь с самого начала.

 

 

Пристройка 1914 года, сделанная Ф.И.Лидвалем:

 

 

10 марта 2014 г.

 

Как мы уже видели, эта пристройка испортила вид особняка. Вообще она выглядит малоинтересно и недостойна таланта Лидваля.

(Впрочем, насколько я понимаю, это не случайно. Если посмотреть работы Лидваля в хронологическом порядке [1], то можно увидеть, что с 1912 года в его творчестве начался кризис. Первые работы 1912 года, в которых уже виден несомненный упадок его творчества, - бедные жилые дома акционерного общества "Новый Петербург" на острове Голодай (Железноводская ул., 19, 34), а также конкурсный проект перестройки Николаевского вокзала в духе банальной неоклассики; довольно неудачен и доходный дом по Большому пр. П.С., 39. К сожалению, и более поздние дома Лидваля очень уступают его прежним работам.)

 

Но каковы бы ни были поздние искажения, особняк и сейчас прекрасен.

 

 

Рядом с особняком Чаева, в глубине участка (ул. Рентгена, 11) стоит жилой дом:

 

 

10 марта 2014 г.

 

1951, арх. М.Я.Климентов [143]. Банальная сталинская архитектура.

 

 

Далее - большой жилой дом, выходящий на угол ул. Льва Толстого (бывшей Архиерейской) (ул. Рентгена, 15/31):

 

 

 10 марта 2014 г.

 

Этот дом, видимо, тоже построен по проекту М.Я.Климентова [144]. Безвкусица с претензией на монументальность; ничего больше сказать не могу.

 

 

Чуть интереснее последнее здание по левой стороне, тоже выходящее другим фасадом на ул. Льва Толстого (ул. Рентгена, 20/19):

 

 

10 марта 2014 г.

 

(Фотография помещена также на другой странице.)

Это здание бывшей школы, построенное в 1935 - 1936 гг., арх. Г.В.Аскинази, Вяч.В.Попов [145]. Теперь это один из корпусов Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И.П.Павлова. Здание не настолько безвкусно, как предыдущее, но слишком официально.

 

 

Ул. Рентгена, вид от перекрестка с ул. Льва Толстого:

 

 

10 марта 2014 г.

 

Улица продолжается до Петроградской набережной. Но дальше на ней нет ничего интересного - за исключением корпусов казарм Гренадерского полка, которые рассмотрены на другой странице.

 

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.