ПЕТЕРГОФ
АНГЛИЙСКИЙ ПАРК (продолжение)
Английский парк до 1941 г. 1 2 3
Английский парк в наши дни 1 2 3
Английский парк до 1941 г. (продолжение)
На предыдущей странице мы рассмотрели парк, каким он был до войны. На этой и следующей страницах рассмотрим находившиеся в нем здания.
Английский дворец
Основной источник информации - [3]. Другие источники оговариваются особо.
Архитектор Джакомо Кваренги, приехавший из Италии в 1779 г., в 1781 г. начал проектирование Нового, или Большого (впоследствии Английского) дворца в Английском парке Петергофа. В 1781 г. был утвержден окончательный проект и началось строительство. Английский дворец стал первой крупной работой Кваренги, за которой последовали многие другие, принесшие заслуженную славу этому великому мастеру классицизма.
В 1787 г. строительство дворца было остановлено в связи с начавшейся войной с Турцией (а в следующем году - еще и с Швецией). Оно было продолжено только через четыре года, в 1791 г. При этом Кваренги пришлось частично изменить планировку, поскольку теперь требовалось предусмотреть комнаты для П.А.Зубова - нового фаворита Екатерины II, но большинство помещений дворца было отделано в соответствии с проектом 1781 г. Строительство было закончено в 1794 г. Екатерина II умерла через два года и так и не поселилась во дворце.
Вообще Английский дворец никогда не использовался как жилой дворец императоров. В царствование Павла I в нем даже разместились казармы. При Александре I казармы были из дворца удалены, и в 1804 - 1805 гг. здание было реставрировано под руководством самого же Кваренги. В XIX - начале XX в. в Английском дворце летом помещались приглашенные к Высочайшему двору иностранные послы и особы дипломатического корпуса. Кроме того, с 1885 г. в непарадных первом и третьем этажах летом размещалась Придворная Певческая Капелла. Были различные случаи использования дворца как запасного помещения: в 1854 г. третий этаж использовался для военного постоя, в 1860-х гг. в залах устраивались балы в пользу Комитета Петергофского дома призрения престарелых и увечных воинов [1-3].
О достопримечательностях внутренней обстановки дворца весьма подробно написано в путеводителе 1909 г. [2, с.198,200,202]:
"Самое интересное во дворце - исторические портреты, украшающие стены главных зал. Целая историческая эпоха проходит перед глазами зрителя. Здесь и Великий Курфюрст и Фридрих II; Иосиф II и Мария-Терезия; Людовики XV и XVI и Мария-Антуанетта, Христиан VII Датский, Карл XI Шведский и враг Екатерины Густав III, Леопольд Тосканский, папа Климент XIV, Карл-Феликс Савойский, Станислав Понятовский и многие другие знакомые имена и лица. Портреты эти, работы известных и неизвестных художников, были собраны Екатериной II, желавшей иметь изображения всех современных ей и близких по времени Европейских властителей. Первоначально портреты были собраны в построенном Екатериной Чесменском дворце близ Петербурга, где были размещены в порядке по царствующим фамилиям. Впоследствии их перенесли в Петергоф с нарушением систематичности, так как многие портреты были взяты в другие дворцы Петергофа и Петербурга. В Английском дворце много портретов и русского Императорского Дома: Петр I и Екатерина I (в верхнем этаже), Анна Иоанновна (там же); несколько портретов Елизаветы Петровны. Особенно интересен один из них, изображающий Императрицу в лейб-Кампанском мундире, со скороходом негром впереди. Прекрасный портрет Петра III в парадном императорском костюме; портреты Павла I и его семейства. Интересны портреты-гобелены, изображающие мраморные бюсты Александра I и его супруги, в комнатах, носящих название спален этих Августейших Особ. Портретов Екатерины II, оригинальных и копий, свыше 10. Наиболее интересен портрет во второй зале, изображающий Екатерину верхом на коне в Преображенском мундире, с обнаженной шпагой в руке; в таком виде ехала она во главе гвардии из Петербурга в Петергоф в день государственного переворота 28-го июня 1762 г. Из других картин Английского дворца замечательны: прекрасный портрет королевы Виктории, присланный ею в подарок Николаю I; несколько огромных картин, копий с оригиналов Версальского музея, изображающих эпизоды из жизни Наполеона I (поднесение ему ключей Веной, Наполеон в Египте перед мамелюками, Наполеон-консул в Лионе); картина мариниста Гриценки "Встреча французской эскадры на Кронштадтском рейде"; "Охота на кабана", как полагают, кисти Рубенса (в верхнем этаже). В общем Английский дворец служит как бы картинной и портретной галереей Петергофа. Галерея эта дополняется двумя прекрасными мраморными бюстами Государя Императора и Государыни Императрицы Александры Феодоровны, работы скульптора Гинцбурга.
Из числа других предметов, находящихся в Английском дворце, особенно интересного немного. Следует указать на прекрасное фарфоровое изображение любимой собаки Екатерины II, лежащей на подушке, очень тонкой работы; интересны курильницы темной бронзы в стиле строгого empire. В огромной витрине в одной из зал хранится великолепный столовый сервиз из английского фаянса; на каждом отдельном предмете изображен вид одного из загородных домов Англии, а на краю тарелок, в виде герба, изображение зеленой лягушки. Сервиз этот сохранялся первоначально в Чесменском дворце близ Петербурга, где его видел находившийся тогда в России бывший польский король Станислав Понятовский, о чем упоминает в своем дневнике. Местонахождением сервиза объясняется и изображение лягушек в гербе: место, где был выстроен Чесменский дворец, носило ранее название „Кикирейскино“, или „Кикирино“, что обозначало собою, будто бы, „лягушечье болото".
Сервиз с зеленой лягушкой, выполненный на фабрике Веджвуда, теперь находится в Эрмитаже (см., например, [3, с.59]). Какова судьба портретов и других картин, мне неизвестно (во всяком случае, на фотографиях интерьеров Английского дворца 1930-х гг. (см. далее) портретов нет).
После революции во дворце размещались учреждения, а затем, с 1928 г. санаторий.
До начала Великой отечественной войны у дворца, как произведения архитектуры, была счастливая судьба: за всю его историю он ни разу не перестраивался. И снаружи, и внутри благородная архитектура классицизма сохранялась здесь во всей ее чистоте...
Во внешнем облике дворца особенно красив был фасад, обращенный к Английскому пруду.
Проект Дж.Кваренги [3, с.39]:
Проект был осуществлен практически полностью, не были только установлены скульптуры на фронтоне. Фотография конца 1930-х гг. [5, с.469]; (она помещена также в [3 , с.46] в обрезанном виде):
Фасад предельно строг. Единственное его украшение - портик коринфского ордера. Даже Кваренги редко доходил до подобной простоты (из других его многочисленных зданий можно вспомнить, пожалуй, только Академию наук и Мариинскую больницу). И в то же время здание очень красиво по пропорциям и очень величественно. Первый этаж гранитный, а посередине прямо на второй этаж, в парадные залы поднимается огромная широкая лестница. Фотография конца 1930-х гг. [3 , с.49]:
Это монументальное здание господствовало в пейзажах Английского пруда.
В общей композиции дворца этот фасад фактически был главным. Однако парадный вход во дворец осуществлялся с противоположной стороны - от поляны, по обе стороны которой к нему подходили две прямые аллеи, расходящиеся под острым углом (см. предыдущую страницу). Фотография конца 1930-х гг. [3, с.48]:
Здание П-образное в плане. Между боковыми крыльями, в глубине устроена лоджия с колоннами коринфского ордера. И этот фасад вполне монументален. На первом, гранитном этаже посередине расположен парадный вход, внешне почти никак не выделенный.
Теперь рассмотрим парадные залы дворца. При этом воспользуемся планом второго этажа, составленным в 1892 г. петергофским архитектором А.И.Семеновым; на плане изображена также отделка потолков залов [3, с.50]:
Парадный вход ведет в вестибюль с двумя симметрично расположенными полукруглыми лестницами, ведущими на второй этаж, в Овальный вестибюль (на плане номер 2). Фотография конца 1930-х гг. [3, с.52]:
Судя по описанию [3, с.60,62,68], в этом светлом, спокойном помещении была одна интересная деталь, которая, увы, не видна на фотографии: потолок был прорезан большим овальным (или круглым?) отверстием, над которым наверху был устроен круговой балкон с балюстрадой. К сожалению, как видно на фотографии, к 1930-м гг. исчезли скульптуры из ниш.
Вестибюль освещается тремя окнами, выходящими в лоджию. На противоположной продольной стороне расположены двери в коридор без окон, соединяющий две половины дворца (на плане номера 14,17,24; средняя часть (17) отделена поперечными стенками). Если пересечь коридор, можно попасть в центральный зал - ротонду (на плане номер 5). Фотографии конца 1930-х гг. [3, с.55,54]:
Ротонду освещают с противоположной стороны двое окон по сторонам и стеклянная дверь в центре, выходящие в портик на фасаде , выходящем на Английский пруд. Можно отсюда спуститься к пруду по широкой лестнице - или, наоборот, подняться по лестнице от пруда, минуя парадный вход.
И здесь мы видим светлую, спокойную архитектуру - в целом строгую, но с изысканными украшениями (в отличие от фасадов, предельно строгих и в деталях). Тот же тон выдержан и во всех других парадных залах дворца.
Ротонда - центральное помещение дворца. Из нее двери ведут в две противоположные половины дворца.
Слева (если стоять спиной к вестибюлю и лицом к пруду) к Ротонде примыкает гостиная (на плане номер 6). Фотографии конца XIX в. и 1939 г. [3, с.56, 62]:
Это, вероятно, самое великолепное помещение дворца - с барельефами, с многочисленными лепными украшениями и росписями. На стенах висят портреты из коллекции дворца.
Еще одна фотография гостиной конца 1930-х гг. [3, с.58]:
Как видим, портреты монархов исчезли. Но, пожалуй, это не так и плохо: зал стал еще более стилистически цельным, здесь ничто не нарушает его классицистический характер.
Из гостиной двери ведут в личные аппартаменты Екатерины II, образующие анфиладу, вытянувшуюся вдоль правого (если смотреть с пруда) бокового фасада дворца. Первое помещение - Помпейская гостиная, расположенная на углу (на плане номер 7). Фотографии [3, с.67,63,65] (вторая и третья фотографии - 1939 г., для первой фотографии дата не указана):
Следующая комната (на плане номер 8) строилась как спальня Екатерины II; после реставрации 1804 - 1805 гг. она считалась спальней Елизаветы Алексеевны (супруги Александра I). Фотография конца XIX в. и две фотографии 1939 г. [3, с.69,71,70]:
Еще одно изображение этого помещения, цветное - акварель архитектора Е.Е.Баумгартена, 1914 г. (название: "Спальня императрицы Марии Федоровны в Английском дворце в Петергофе"; Государственный Исторический музей (Москва), инв. №ИР 5212 [15]):
Следующие помещения анфилады на половине Екатерины II: кабинет (на плане номер 9), туалетная (на плане номер 10), Большая буфетная (на плане номер 11). В анфиладу можно попасть и с противоположной стороны, с боковой лестницы через Малую буфетную (или Первую переднюю; на плане номер 12).
Вернемся в центр второго этажа, в ротонду и познакомимся с помещениями по другую ее сторону.
Помещение, примыкающее к ротонде (на плане номер 25), проектировалось как домовая церковь. По проекту 1781 г. оно должно было занимать всю левую (если смотреть от пруда) часть дворца. При переделке проекта в 1791 - 1794 гг. размеры этого помещения были сокращены, от него была отделена угловая комната - Угόльная (на плане номер 13). Само это большое помещение стало использоваться как столовая, а позже - концертный зал. Зал занимал высоту второго и третьего этажей. Фотографии концертного зала [3, с.88,89] (справа отделка свода хор):
Угόльная (на плане номер 13) является первой комнатой анфилады, вытянувшейся вдоль левого (если смотреть от пруда) бокового фасада. Следующая комната (на плане номер 14) - спальня малолетних великих князей Александра и Константина, после реставрации 1804 - 1805 гг. получившая название спальни Александра I. Фотография конца XIX в. [3, с.76]:
Фотография 1939 г. [3, с.79]:
Фотография 1930-х гг. [3, с.80]:
Следующие три комнаты (на плане номера 15, 16 и 17) предназначались для П.А.Зубова.
При реставрации 1804 - 1805 гг. каких-то существенных изменений интерьеров не было сделано. Только появилось небольшое дополнение - красивые мраморные камины. Фотографии двух из них [3, с.59,78]:
(По данным [3], первая фотография, выполненная в 1939 г., отнесена к гостиной, а вторая к спальне Александра I. Однако сравнение с фотографиями гостиной заставляет усомниться в правильности атрибуции первой фотографии.)
При завершении строительства дворца в 1791 - 1794 гг. Дж.Кваренги построил также отдельно стоящее здание кухни - к западу от дворца, рядом с центральной дорогой (см. план парка Кваренги).
Проект Дж.Кваренги - фасад и планы первого и второго этажей [3, с.97]:
Фасад очень похож на фасад другого здания Кваренги - кухни Александровского дворца в Царском Селе, но план отличается.
Увы, это здание погибло вместе с дворцом.
© Прохоров С.О.