ФОТОПРОГУЛКИ

 

ПЕТЕРГОФ

АНГЛИЙСКИЙ ПАРК (продолжение)

 

 

Оглавление

 

Английский парк до 1941 г.  1  2  3

Английский парк в наши дни  1  2  3

Литература

 

 

Главная страница

 

 

Английский парк до 1941 г. (продолжение)

 

 

На предыдущей странице рассмотрено главное здание парка - Английский дворец. Здесь рассмотрены другие парковые постройки. Местоположение построек можно увидеть на планах Дж. Кваренги 1780-х гг. ([4, с.141], с дополнительными пояснениями), П.В.Баженова 1796 г. [3, с.I] (север внизу) и на фрагменте плана Петергофа 1909 г. (север наверху; план целиком [7] можно посмотреть здесь).

 

 

 

Березовый домик

 

Основной источник информации - [3]. Другие источники оговариваются особо.

 

 

Одной из главных достопримечательностей Английского парка был Березовый домик, расположенный на юго-восточном берегу Английского пруда, у впадения в него ручейка. Попасть к Березовому домику из центральной части можно было, перейдя пруд по Большому Березовому мосту.

Акварель Дж.Медерса, 1782 г. [8, инв.№ОР-23629]:

 

 

 

Подпись: "Veue [Vue?] du Chaumiere, et du Pont á Pierre-petrifie, de lá Cascade; dans le Jardin-anglois á Peterhoff   1782" - "Вид на хижину и мост, облицованный камнем, у каскада; в Английском саду в Петергофе. 1782" (Я не знаю французский язык. Если кто-то заметит ошибку перевода, просьба сообщить мне.)

 

Березовый домик был построен летом 1780 г. Его авторство традиционно приписывается Дж.Кваренги.

Это сооружение представляло собой постройку типа "крестьянской хижины". Мода на такие постройки пришла, очевидно, из Франции. Все "крестьянские хижины" строились по одной схеме: снаружи - некое убогое на вид крестьянское жилище, но стоило открыть дверь - и посетитель ахал от неожиданности: внутри оказывалось помещение с изысканной дворцовой отделкой. (На самом деле и неожиданности-то не было: все строили именно так.).

Конечно, такая мода на "простую крестьянскую жизнь" была довольно фальшива. Но, как бы то ни было, Березовый домик получился очень красивым и снаружи, и внутри.

Общее представление о Березовом домике дает чертеж царскосельского архитектора П.В.Неёлова 1797 г. - фасад и план [3, с.XVII]:

 

 

 

В верхней части чертежа изображен главный фасад, обращенный к Английскому пруду. Вот фотографии этого фасада начала XX в. (первая и третья - [3, с.108], вторая - [2, с.191]:

 

 

 

Фотографии домика с обратной стороны, начало XX в. [3, с.109,107]:

 

 

 

В этой "хижине" некоего крестьянина неопределенной национальности ясно чувствуется рука архитектора, воспитанного в традициях классицизма - и в общей симметрии, и в украшении главного фасада подобием портика преднамеренно искаженного коринфского ордера. В то же время, судя и по фотографиям, и по акварели Медерса, домик сливался с окружающей природой, украшал пейзаж.

 

Внутри этого, казалось бы, небольшого сооружения помещалось целых восемь помещений (см. план) - два зала по центральной оси и по три комнаты с каждой стороны от них. Отделка этих помещений, конечно, совершенно непохожа на какое-то крестьянское жилище - это дворцовые интерьеры в стиле классицизма. Рассмотрим их.

 

Первое помещение при входе - гостиная, носившая также название кабинета. Фотографии конца 1930-х гг. [3, с.111,115]:

 

 

 

 

 

Стены были украшены лепными орнаментами-арабесками. Судя по описанию [3, с.119,120], прямоугольные рамки окаймляли установленные на стенах небольшие гравюры, напоминавшие архитектурные фантазии Дж.-Б.Пиранези; на представленных здесь фотографиях конца 1930-х гг. гравюр уже нет.

 

Из кабинета дверь вела в следующее помещение - столовую (или гостиную) в форме ротонды (ее полукруглый выступ виден на заднем фасаде). Виды в сторону кабинета (конец XIX в.) и в противоположную сторону (конец 1930-х гг.) [3, с.118,119]:

 

 

 

 

Но настоящей жемчужиной были шесть маленьких комнат по сторонам. Вот что писал о Березовом домике современник:

"Английский сад находится к югу от Верхнего и состоит в плоском, низком, смешанном лесу, содержит около 1 квадратной версты и окружен каналом. Оный еще не довершен, имеет, однако же, каналы, извивающиеся дорожки с беседками, храмами и пр. и уже теперь весьма увеселителен. Оный имеет преимущественную оптическую достопамятность в нарочно выстроенном, весьма дурном крестьянском доме, имеющем в плоскости не более 7 кв. сажень, с окошками, рогожами завешенными, весьма дурной дверью и пр. Но при входе в сию хижину приходишь в превышенную степень удивления. Она содержит шесть маленьких комнат без дверей, все с штучными полами, шелковыми занавесами и пр., все же стены и самые потолки снабжены столь искусно расположенными зеркалами, что все здесь находящееся не токмо многократно изображается и непонятно умножается, но многие предметы также представляются в столь великом отдалении, которое бы за 30 сажень и более почесть надлежало.

Кажется, будто находишься в весьма пространном, многообразно расположенном дворе. Изумление, в которое приводимы бывают, столь великое, что иные зрители в обморок упадают и на открытый воздух выходить должны."

(И.-Г.Георги. Описание Санкт-Петербурга. СПб, 1794, с. 722. Цитируется по [3, с.109,100].)

На стенах этих шести комнат было установлено 540 зеркал. Кроме того, было приобретено 22 пары французских фарфоровых подсвечников. Можно только догадываться, какое фантастическое зрелище представляли зажженные свечи, многократно отражавшиеся в зеркалах.

После смерти Екатерины II Березовый домик редко использовался членами царской семьи. Сырой климат сказался на состоянии зеркал. К середине XIX в. они большей частью пришли в негодность и были сняты со стен. Зеркала оставались только в одной из угловых комнат.

Фотографии конца 1930-х гг. [3, с.120]:

 

 

 

При этом и здесь часть зеркал была повреждена. В путеводителе 1909 г. [2, с.194] говорится: "[...] зеркала [...] имеют свойство искажать предметы и лица и придавать им комический вид". Надо думать, зеркала сначала не были кривыми.

И тем не менее даже в таком обедненном виде, в одной-единственной комнате отделка стен давала сильные оптические эффекты. Вот еще одна фотография конца 1930-х гг. [3, с.112]:

 

 

 

Мы видим анфиладу из шести комнат - а на самом деле их только три: фотография сделана из одной из боковых комнат сквозь другую в третью, в которой напротив двери над диваном установлено большое зеркало.

 

Увы, от домика остались только воспоминания и фотографии.

 

 

 

Собственный дом архитектора Дж.Кваренги

 

На время работ в Английском парке Дж.Кваренги построил для себя в парке деревянный домик и разбил рядом с ним маленький сад, окруженный забором. Дом стоял на краю оврага, к нему вела одна из восьми прямых аллей, отходящих от центральной площадки (см. план парка Кваренги).

Этот дом еще обозначен на плане П.В.Баженова 1796 г. В XIX веке он исчез.

О том, как выглядели дом и сад, дают представление выполненные самим Кваренги рисунок и план [4, с.149]:

 

 

 

 

 

Дом далек от строгих канонов классицизма (что довольно странно для Кваренги: его собственный дом в Царском Селе (к сожалению, не сохранившийся) был построен в тех же формах строгого классицизма, что и те здания, которые он строил для других). Видимо, данный дом с самого начала строился как временное сооружение. (Заметим, что на аксонометрическом плане Сент-Илера 1775 г. на этом месте уже показано какое-то строение; возможно, Кваренги переделал его для своих нужд).

В то же время, судя по рисунку, дом хорошо соответствовал пейзажу оврага. Стилистически он был, пожалуй, близок Березовому домику.

 

 

 

Неосуществленные проекты

 

Как уже написано на первой странице, сначала предполагалось строительство Большого (Английского) и двух малых дворцов, однако в 1787 г. работы были  остановлены, а после их возобновления в 1791 г. малые дворцы так и не были построены. Рассмотрим все же и эти дворцы, спроектированные Дж.Кваренги и представлявшие неотъемлемую часть первоначального замысла архитектора Дж.Кваренги и садового мастера Дж.Медерса.

 

 

Малый дворец великого князя Павла Петровича

 

Основной источник информации - [3]. Другие источники оговариваются особо.

 

 

Этот дворец (называемый также "павильон") должен был быть построен в северо-западной части парка, рядом с одной из прямых дорог, расходящихся от центральной площадки (но не прямо напротив этой аллеи: вероятно, ничто не должно было нарушать господства над центральной частью парка Большого (Английского) дворца; см. план парка Дж.Кваренги).

Чертежи Дж.Кваренги - фасад и план [3, с.96,97]:

 

 

 

 

 

 

Рисунок Дж.Кваренги [4, с.143]:

 

 

 

Строительство дворца началось в 1783 г. К моменту остановки работ в 1787 г. здание было уже почти закончено, оставалась внутренняя отделка. На представленном в [3, с.16] плане парка 1792 г. здание обозначено как "каменный дом для рабочих". Кваренги несколько раз предпринимал попытки закончить строительство, однако разрешение на строительство так и не было получено. На плане П.В.Баженова 1796 г.  здание уже не обозначено.

 

 

Малый дворец малолетних великих князей

Александра и Константина

 

Этот дворец должен был стоять недалеко от восточной границы парка, на стороне пруда противоположной Английскому дворцу (чуть в стороне от пруда, недалеко от прямой дороги; см. план парка Дж.Кваренги). Строительство началось в 1786 г. К моменту остановки работ в 1787 г. были построены только стены первого этажа. Впоследствии недостроенное здание было разобрано. [3, с.103,104].

О том, как должен был выглядеть дворец, существуют разные мнения.

В [3, с.100,101] приводит следующие чертежи Дж.Кваренги.

План:

 

 

 

 

Фасады - обращенный к пруду, боковой, обращенный к прямой дороге:

 

 

 

(Представлены также разрезы; я их не воспроизвожу.)

В примечании 50 [3, с.125] говорится о том, что по просьбе английского посла Витворта Кваренги повторил этот проект для его виллы в Англии.

 

 

По мнению автора [4, с.151], данный проект относится именно к вилле Витворта (и притом не в Англии, а в Царском Селе). Вместо этого он представляет два чертежа фасада - два варианта проекта малого дворца [4, с.145]:

 

 

 

 

 

Автор считает, что утвержден был первый вариант [4, с.144].

 

Следует сказать, что данный фасад больше подходит к плану дворца, показанному Дж.Кваренги на плане парка.

 

 

 

Фазанник (дача Молво)

 

Источники информации: [3]; [1, с.110]; проектные чертежи [14].

 

Данное здание появилось значительно позже - во времена Николая I. Оно было построено примерно на том месте, где раньше предполагалось строительство дворца Александра и Константина (ср. план Дж.Кваренги (север внизу) и фрагмент плана Петергофа 1909 г. (север наверху).

Сооружение фазанника началось в 1827 г. под руководством архитектора И.И.Шарлеманя 1-го. В дальнейшем, в 1830 - 1840-х гг. фазанник неоднократно перестраивался по проектам самого Шарлеманя и А.И.Штакеншнейдера. После упразднения фазанного заведения во второй половине 1850-х гг. его здание сдается внаем частным лицам. По имени одного из них здание известно как дача Молво.

 

Некоторое представление об облике построек фазанного заведения в разное время дают чертежи И.И.Шарлеманя 1-го и А.И.Штакеншнейдера, хранящиеся в Государственном музее-заповеднике "Петергоф" [14]  (к сожалению, у оцифрованных изображений низкое разрешение, надписи почти не читаются). Вот некоторые из чертежей.

Чертеж 1828 г., выполненный И.И.Шарлеманем 1-м и учеником архитектора К.Я.Поварниным "План и профили комнат с двориками..." (инв. №ПДМП 1856-ар):

 

 

 

К сожалению, по этому чертежу едва ли возможно судить о первоначальном внешнем виде фазанника.

Такой же преимущественно технический характер носят и другие три чертежа И.И.Шарлеманя 1-го - проекты различных переделок (я эти чертежи здесь не показываю, их можно увидеть на сайте [14]):

План фазанного дома с показанием предполагаемого к устройству летнего дворика для выгула фазанов (1830-е гг., вместе с К.Я.Поварниным; инв. №ПДМП 1867-ар);

План и фасад предполагаемых пристроек к флигелям (1842 г.; инв. №ПДМП 1869-ар; на сайте [14] изображение перевернуто вверх ногами);

Фасад ограды вокруг Фазанного заведения (вторая четверть XIX в.; инв. №ПДМП 1854-ар).

 

Гораздо интереснее чертежи А.И.Штакеншнейдера - проекты дома егеря и домика служителей, а также чертежи некоторых других построек фазанного заведения. Здесь я показываю три чертежа (изображения на сайте [14] бледные, я их немного обработал - увеличил контрастность).

Проект дома егеря фазанного заведения (1838 г.) - два варианта с небольшими отличиями в деталях фасада (инв. №№ ПДМП 2496-ар, ПДМП 2495-ар; на первом чертеже показан также генеральный план построек фазанного заведения):

 

 

 

Фасад деревянного здания - красивое произведение "швейцарского стиля" - направления эклектики популярного в дачной архитектуре середины XIX в. Был осуществлен второй вариант (см. далее).

 

Проект домика служителей (1839 г.; инв. №ПДМП 1864-ар):

 

 

 

Еще одна деревянная постройка в "швейцарском стиле".

Интересен также генеральный план в нижней части чертежа (ср. первый из двух предыдущих чертежей): постройки перед домом егеря сносятся, и на этом месте появляется поляна (с цветником?), вокруг которой проходит по кольцу дорожка; домик служителей - на правом краю поляны. Был ли построен реально домик служителей, я не знаю. Но поляна с кольцевой дорожкой осуществлена. Эту характерную форму можно увидеть в дальнейшем на планах Английского парка (см. далее чертеж дачи Молво, а также план Петергофа 1909 г.).

 

Кроме того, на сайте [14] имеется еще два чертежа фазанного заведения, выполненные А.И.Штакеншнейдером:

Дом егеря (второй вариант) и схематические изображения некоторых других построек (подписи практически не читаются; инв. №ПДМП 2493-ар);

Планы и фасады строений фазанного заведения (фактически утилитарные постройки; инв. №ПДМП 1866-ар).

 

 

Проект переделки фазанника для Молво, 1863 г., архитектор Эстеррейх (вероятно, В.Ф.Эстеррейх; инв. №ПДМП 1876-ар; здесь воспроизводится изображение из книги [3, c.VII], имеющее более высокое разрешение, чем на сайте [14]):

 

 

 

Центральная часть бывшего дома егеря сохраняет прежний облик (из сравнения с двумя приведенными выше чертежами А.И.Штакеншнейдера видно, что был осуществлен вариант его проекта, представленный на втором чертеже). Слева на месте прежней галереи (для выгула фазанов?) строятся новые жилые помещения с небольшой башенкой, а правая галерея превращается в веранду. В боковых флигелях (в которых, видимо, были или помещения для фазанов, или какие-либо хозяйственные помещения) увеличивается размер окон, при этом правый боковой флигель расширяется и теперь выступает вперед. Композиция фасада становится асимметричной. Из генерального плана (справа наверху) видно, что перед домом сохраняется поляна с кольцевой дорожкой, а за домом сносятся строения фазанника и разбивается сад (его планировка не показана).

 

 

Прогулка по Английскому парку в его нынешнем состоянии начинается на следующей странице.

 

 

 

Оглавление

 

Предыдущая       Следующая

 

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.