ПЕТЕРГОФ
АНГЛИЙСКИЙ ПАРК (продолжение)
Английский парк до 1941 г. 1 2 3
Английский парк в наши дни 1 2 3
Английский парк в наши дни (продолжение)
Состояние на 2018 г.
При чтении данной страницы рекомендуется пользоваться планами парка:
- фрагмент плана Петергофа 1909 г. (весь план целиком [7] можно посмотреть здесь);
- современная карта Google (на карте "Яндекса" парк изображен менее подробно).
Кроме того, по разным поводам мы будем обращаться еще к некоторым планам:
- план Дж. Кваренги 1780-х гг. [4, с. 141] (север внизу; видимо, целесообразно использовать вариант, в котором даны пояснения у изображенных зданий);
- план П.В.Баженова 1796 г. [3, с.I] (север внизу).
Вернемся по берегу пруда к развалинам дворца, пройдем мимо них и отойдем от берега. Здесь находится овраг - один из самых живописных уголков парка, и в прошлом, и в настоящем. Правда, сейчас он несколько запущен; у меня такое впечатление, что в 1980-х гг. он содержался в лучшем порядке.
Вид оврага сверху. Вдали ивы на берегу пруда напротив развалин дворца:
15 октября 2018 г.
Пока не будем спускаться в овраг, а пройдем вдоль него по аллее. Вскоре мы опять увидим справа от аллеи Английский пруд - его восточную часть (до второй половины XIX в. называвшуюся Новодеревенским прудом). Вид на пруд с аллеи:
15 октября 2018 г.
Виды пруда - три фотографии, продолжающие друг друга:
15 октября 2018 г.
К сожалению, вид этой части пруда портят постройки за пределами парка, появившиеся с середины XX до начала XXI в.: слева "элитный" жилой комплекс, далее корпуса Петродворцового часового завода. И все же сам по себе пруд с причудливыми очертаниями берегов в значительной степени компенсирует бездарную архитектуру новейшего времени.
Вскоре мы подойдем к шлюзу:
15 октября 2018 г.
Через этот шлюз вода сливается в овраг, образуя живописный водопад. Вид на водопад сверху:
15 октября 2018 г.
Теперь спустимся в овраг и посмотрим на водопад снизу:
15 октября 2018 г.
А вот изображение шлюза с водопадом на акварели Дж.Медерса 1780-х гг. [3, с.13]:
Здесь пейзаж, кажется, остался, в принципе, тем же, что и раньше.
Во времена создания парка и еще некоторое время после окончания работ (по меньшей мере, до 1796 г.) на другом берегу оврага стоял деревянный дом архитектора Дж.Кваренги. Рисунок Дж.Кваренги, 1780-е
[4, с.149]:
Вид примерно в том же направлении в наши дни:
15 октября 2018 г.
Наверху справа остатки железобетонной стены, которые мы видели в начале прогулки (см. предыдущую страницу).
Поднимемся из оврага к месту бывшего дома Кваренги. Вид с этого места в обратном направлении, вниз:
15 октября 2018 г.
Сюда подходит одна из аллей, расходящихся звездой от бывшей центральной площадки:
15 октября 2018 г.
Пройдем к центральной площадке по этой аллее. По пути обратим внимание на пейзаж справа от аллеи:
15 октября 2018 г.
На заднем плане железобетонная стена.
Итак, мы опять на бывшей центральной площадке:
15 октября 2018 г.
(Эта фотография помещена также на предыдущей странице.)
По другую сторону центральной дороги находится северо-западная часть парка. Перейдем центральную дорогу и пойдем по прямой аллее, продолжающей ту, по которой мы пришли:
15 октября 2018 г.
Дорога входит в густой лес и вскоре оканчивается:
15 октября 2018 г.
Здесь, чуть правее дороги должен был стоять малый дворец великого князя Павла Петровича. Этот дворец так и не был построен.
Оглянемся назад на дорогу, по которой мы сюда пришли:
15 октября 2018 г.
Итак, мы находимся в северо-западной части парка. Эта часть долгое время оставалась не оформлена. Здесь находился Козий зверинец. Только в 1846 г. он был удален отсюда, и в 1847 - 1849 гг. эта местность получила полноценный парковый характер в пейзажном стиле.
Так же, как и остальной парк, эта часть сильно пострадала во время войны и долго оставалась в запустении. Но теперь она приведена в порядок (видимо, уже в конце XX - начали XXI в.). Сейчас эта часть, с пейзажными аллеями, проходящими через лужайки и рощи, выглядит очень живописно. (К сожалению, старых ее изображений я не видел, сравнить с прежним ее видом не могу.)
Пройдем по аллеям и полюбуемся пейзажами (общее направление - в сторону железной дороги):
15 октября 2018 г.
© Прохоров С.О.