НОВАЯ ЛАДОГА
Церковь Иоанна Богослова (собор Рождества Богородицы)
Церковь св. Климента и Петра
Николаевский проспект (пр. К. Маркса) 1 2
Ново-Ладожский канал
Ново-Ладожский канал
В 1866 г. закончилось строительство Ново-Ладожского канала (канала Александра II, или Нового канала), обеспечившего более благоприятные условия для судоходства. Канал проходит ближе к берегу Ладожского озера, чем Старо-Ладожский канал. Он глубже, на нем нет шлюзов.
Ново-Ладожский канал находится на северной окраине Новой Ладоги.
Начнем осмотр канала с места его слияния с Волховом. (Пройти сюда можно, например, от конца пр. К.Маркса (Николаевского), обогнув кладбище и перейдя Екатерининское устье по понтонному мосту.)
14 июля 2008 г. | 10 июля 2024 г. |
Впереди Волхов, слева вдали Ладожское озеро.
При строительстве новых каналов Мариинской системы при Александре II в некоторых местах ставили обелиски - памятники в честь окончания того или иного отрезка пути. Есть такой обелиск и в Новой Ладоге. Он расположен по правую сторону канала при его слиянии с Волховом. Однако теперь обелиск оказался на задворках, на какой-то частной территории. Со стороны Волхова обелиск до недавнего времени был загорожен глухим забором, расположенным на этой частной территории:
14 июля 2008 г.
Но в 2013 году я с удовлетворением увидел, что забор снят:
27 июля 2013 г. | 10 июля 2024 г. |
На обелиске не осталось никаких надписей, есть только следы от гвоздей, которыми крепились доски на трех сторонах пьедестала, при этом создается впечатление, что на месте одной из первоначальных досок позже (вероятно, в советское время) была установлена другая (см. верхнюю фотографию). Шар с иглой, венчающий обелиск, скорее всего, завершался двуглавым орлом - так же, как на других обелисках, установленных в это же время на каналах Мариинской системы. (Хотя в [10б] содержатся данные, позволяющие предположить, что в данном случае орла не было.)
На нижней части пьедестала сохранилась небольшая чугунная дощечка - клеймо производителей:
27 июля 2013 г.
Надпись на дощечке: "Илисъ и Бутцъ", а ниже - "С.П.Б." (т.е. Санкт-Петербург). Ричард Илис и Владимир Бутц - купцы, хозяева чугунолитейного завода, изготовившего обелиск в 1867 - 1868 гг. (См. [10б], где изложена история строительства.)
Благодарю автора работы [10б] Михаила Удалова за помощь, в частности, за расшифровку надписи на клейме (см.: http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=17491#p17491).
Рядом с обелиском стояла монументальная, облицованная гранитом шатровая часовня св. Александра Невского, которая, несомненно, играла значительную роль в видах Новой Ладоги с Волхова и с Ладожского озера. Часовня была построена в 1888 - 1891 гг. по проекту М.А.Щурупова [11, с. 166-168]. Чертеж Щурупова:
Высота часовни с крестом составляла 14 м. В документе, приложенном к акту освидетельствования постройки, некто написал: "Вообще часовня представляет грандиозное и красивое здание и вид с реки Волхова и озера особенно превосходен" (цитируется по [11]).
В советские годы часовня была варварски уничтожена.
Похоже, что со временем все забыли об этой часовне. Я поместил этот чертеж на сайте 25 марта 2015 г., и с тех пор больше четырех лет не мог найти никаких сведений о часовне, кроме [11], и даже никаких ее фотографий или рисунков. А ведь речь идет о высоком, монументальном сооружении, игравшем значительную роль в видах Волхова. Я уже стал сомневаться: а был ли вообще осуществлен проект часовни?
И вот, наконец, в июне 2019 г. я увидел ее фотографию начала XX века (Новоладожский историко-краеведческий музей, № по ГИК (КП) НЛМ КП-208, инв. №Ф-65 [13]):
(Оцифрованное изображение на сайте [13] очень бледное. Здесь я представил фотографию в обработанном виде.)
Как видим, осуществленная часовня отличалась от проекта в некоторых мелких деталях; к сожалению, не появились барельефы в угловых кокошниках. Но в целом она, конечно, соответствовала проекту. Слева на заднем плане - Волхов.
Известны многие старые фотографии Новой Ладоги, открытки с видами города. Но внимание фотографов обычно привлекал его центр, а часовня стояла в стороне от центра; очевидно, этим и объясняется почти полное отсутствие ее фотографий.
Некоторое представление о роли часовни в окрестных пейзажах дает фотография конца XIX - начала XX в. (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, НИМ РАХ КП-517/1316. Ф-14837 [14]):
(Изображение обработано. Оригинал . Эта фотография помещена также на другой странице. В предыдущей редакции здесь был помещен фрагмент этой фотографии, переснятый мною со стенда рядом с собором Рождества Богородицы (бывшей церковью Иоанна Богослова) 11 августа 2022 г. Происхождение фотографии и всё изображение целиком стали мне известны только в 2023 г.)
Снимок сделан с колокольни церкви Климента Римского и Петра Александрийского. Справа на переднем плане церковь Иоанна Богослова. Вдали справа часть правого берега Волхова, а дальше - бескрайние просторы Ладожского озера. Часовня видна у левого края фотографии, она высится над Новой Ладогой и Волховом. Вероятно, при взгляде и с Волхова, и с Ладожского озера часовня выглядела очень величественно. Как жаль, что ее теперь нет!
Вид с противоположной стороны Ново-Ладожского канала на то место, где была часовня св. Александра Невского (по счастливому совпадению, я сделал этот снимок за 10-12 дней до того, как нашел первую старую фотографию):
13 июня 2019 г.
Примерно в середине фотографии виден обелиск. Сравнение со старой фотографией показывает, что часовня стояла слева от обелиска, ближе к берегу канала.
Еще два вида канала: один близко к Волхову, другой на более значительном расстоянии:
14 июля 2008 г.
Разводной понтонный мост. Вид в сторону противоположную Волхову:
14 июля 2008 г.
Замечу, что в наше время хотя Ново-Ладожский канал судоходный и поддерживается в порядке, но суда по нему проходят очень редко (вероятно, современные большие суда уже без опаски ходят по Ладожскому озеру).
И все-таки в мой очередной приезд в 2013 году мне повезло: я увидел, наконец, разводку моста:
27 июля 2013 г.
По этому мосту мы перейдем канал (направо) и отправимся дальше, в Креницы. А пока посмотрим с него в обе стороны. Виды от Волхова (слева) и к Волхову:
14 июля 2008 г.
© Прохоров С.О.