ФОТОПРОГУЛКИ

 

НОВАЯ ЛАДОГА

 

 

Оглавление

 

Вступление

Первое знакомство с городом

Никольский собор

Церковь Иоанна Богослова (собор Рождества Богородицы)

Церковь св. Климента и Петра 

Фасады

Интерьер

Церковь Спаса Нерукотворного

Николаевский проспект (пр. К. Маркса)  1  2

Старо-Ладожский канал  1  2

Екатерининское устье

Ново-Ладожский канал

Креницы

Разные фотографии

Суворовские места

Литература

 

Главная страница

 

Ново-Ладожский канал

 

В 1866 г. закончилось строительство Ново-Ладожского канала (канала Александра II, или Нового канала), обеспечившего более благоприятные условия для судоходства. Канал проходит ближе к берегу Ладожского озера, чем Старо-Ладожский канал. Он глубже, на нем нет шлюзов.

Ново-Ладожский канал находится на северной окраине Новой Ладоги.

 

Начнем осмотр канала с места его слияния с Волховом. (Пройти сюда можно, например, от конца пр. К.Маркса (Николаевского), обогнув кладбище и перейдя Екатерининское устье по понтонному мосту.)

 

 

14 июля 2008 г. 10 июля 2024 г.

 

Впереди Волхов, слева вдали Ладожское озеро.

 

При строительстве новых каналов Мариинской системы при Александре II в некоторых местах ставили обелиски - памятники в честь окончания того или иного отрезка пути. Есть такой обелиск и в Новой Ладоге. Он расположен по правую сторону канала при его слиянии с Волховом. Однако теперь обелиск оказался на задворках, на какой-то частной территории. Со стороны Волхова обелиск до недавнего времени был загорожен глухим забором, расположенным на этой частной территории:

 

 

14 июля 2008 г.

 

Но в 2013 году я с удовлетворением увидел, что забор снят:

 

 

27 июля 2013 г. 10 июля 2024 г.

 

На обелиске не осталось никаких надписей, есть только следы от гвоздей, которыми крепились доски на трех сторонах пьедестала, при этом создается впечатление, что на месте одной из первоначальных досок позже (вероятно, в советское время) была установлена другая (см. верхнюю фотографию). Шар с иглой, венчающий обелиск, скорее всего, завершался двуглавым орлом - так же, как на других обелисках, установленных в это же время на каналах Мариинской системы. (Хотя в [10б] содержатся данные, позволяющие предположить, что в данном случае орла не было.)

 

На нижней части пьедестала сохранилась небольшая чугунная дощечка - клеймо производителей:

 

 

27 июля 2013 г.

 

Надпись на дощечке: "Илисъ и Бутцъ", а ниже - "С.П.Б." (т.е. Санкт-Петербург). Ричард Илис и Владимир Бутц - купцы, хозяева чугунолитейного завода, изготовившего обелиск в 1867 - 1868 гг. (См. [10б], где изложена история строительства.)

Благодарю автора работы [10б] Михаила Удалова за помощь, в частности, за расшифровку надписи на клейме (см.: http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=17491#p17491).

 

 

Рядом с обелиском стояла монументальная, облицованная гранитом шатровая часовня св. Александра Невского, которая, несомненно, играла значительную роль в видах Новой Ладоги с  Волхова и с Ладожского озера. Часовня была построена в 1888 - 1891 гг. по проекту М.А.Щурупова [11, с. 166-168]. Чертеж Щурупова:

 

 

 

 

Высота часовни с крестом составляла 14 м. В документе, приложенном к акту освидетельствования постройки, некто написал: "Вообще часовня представляет грандиозное и красивое здание и вид с реки Волхова и озера особенно превосходен" (цитируется по [11]).

В советские годы часовня была варварски уничтожена.

Похоже, что со временем все забыли об этой часовне. Я поместил этот чертеж на сайте 25 марта 2015 г., и с тех пор больше четырех лет не мог найти никаких сведений о часовне, кроме [11], и даже никаких ее фотографий или рисунков. А ведь речь идет о высоком, монументальном сооружении, игравшем значительную роль в видах Волхова. Я уже стал сомневаться: а был ли вообще осуществлен проект часовни?

И вот, наконец, в июне 2019 г. я увидел ее фотографию начала XX века (Новоладожский историко-краеведческий музей, № по ГИК (КП) НЛМ КП-208, инв. №Ф-65 [13]):

 

 

 

(Оцифрованное изображение на сайте [13] очень бледное. Здесь я представил фотографию в обработанном виде.)

Как видим, осуществленная часовня отличалась от проекта в некоторых мелких деталях; к сожалению, не появились барельефы в угловых кокошниках. Но в целом она, конечно, соответствовала проекту. Слева на заднем плане - Волхов.

Известны многие старые фотографии Новой Ладоги, открытки с видами города. Но внимание фотографов обычно привлекал его центр, а часовня стояла в стороне от центра; очевидно, этим и объясняется почти полное отсутствие ее фотографий.

Некоторое представление о роли часовни в окрестных пейзажах дает фотография конца XIX - начала XX в. (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, НИМ РАХ КП-517/1316. Ф-14837 [14]):

 

 

 

(Изображение обработано. Оригинал . Эта фотография помещена также на другой странице. В предыдущей редакции здесь был помещен фрагмент этой фотографии, переснятый мною со стенда рядом с собором Рождества Богородицы (бывшей церковью Иоанна Богослова) 11 августа 2022 г. Происхождение фотографии и всё изображение целиком стали мне известны только в 2023 г.) 

Снимок сделан с колокольни церкви Климента Римского и Петра Александрийского. Справа на переднем плане церковь Иоанна Богослова. Вдали справа часть правого берега Волхова, а дальше - бескрайние просторы Ладожского озера. Часовня видна у левого края фотографии, она  высится над Новой Ладогой и Волховом. Вероятно, при взгляде и с Волхова, и с Ладожского озера часовня выглядела очень величественно. Как жаль, что ее теперь нет!

 

Вид с противоположной стороны Ново-Ладожского канала на то место, где была часовня св. Александра Невского (по счастливому совпадению, я сделал этот снимок за 10-12 дней до того, как нашел первую старую фотографию):

 

 

13 июня 2019 г.

 

Примерно в середине фотографии виден обелиск. Сравнение со старой фотографией показывает, что часовня стояла слева от обелиска, ближе к берегу канала.

 

 

Еще два вида канала: один близко к Волхову, другой на более значительном расстоянии:

 

 

14 июля 2008 г.

 

 

 

Разводной понтонный мост. Вид в сторону противоположную Волхову:

 

 

14 июля 2008 г.

 

 

Замечу, что в наше время хотя Ново-Ладожский канал судоходный и поддерживается в порядке, но суда по нему проходят очень редко (вероятно, современные большие суда уже без опаски ходят по Ладожскому озеру).

 

И все-таки в мой очередной приезд в 2013 году мне повезло: я увидел, наконец, разводку моста:

 

 

27 июля 2013 г.

 

 

По этому мосту мы перейдем канал (направо) и отправимся дальше, в Креницы. А пока посмотрим с него в обе стороны. Виды от Волхова (слева) и к Волхову:

 

 

14 июля 2008 г.

 

 

 

 

Оглавление

Предыдущая       Следующая  

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.