ФОТОПРОГУЛКИ

 

СТРЕЛЬНА

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ПУСТЫНЬ

 

Оглавление

 

1. История Троице-Сергиевой пустыни

2. Вход в монастырь. Братский корпус

3. Погибшие храмы

4. Северо-западная башня. Настоятельский корпус

5. Трапезная. Церковь св. Сергия Радонежского

6. Церковь св. Григория Богослова

7. Пруд Иордан

8. Зубовский инвалидный дом

9. Монастырское кладбище

10. Домик привратника

11. Дополнение: железнодорожная станция Сергиево

Приложение 1. Надпись на гравюре М.И.Махаева

Приложение 2. Барельефы на надгробии А.М.Горностаева

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Трапезная. Церковь св. Сергия Радонежского

 

Обозначения на плане монастыря:

Трапезная - 13;

Церковь Сергия Радонежского - 5;

Ризница - 21.

 

 

Продолжим рассмотрение северо-западной стороны Троице-Сергиевой пустыни.

 

Рассмотрим еще раз (уже четвертый) изображение Троице-Сергиевой пустыни на гравюре М.И.Махаева 1762 года (впервые показанной на первой странице):

 

 

 

На предыдущей странице речь шла о сохранившихся зданиях в стиле барокко, изображенных в правой половине гравюры, - северо-западной башне и настоятельском корпусе.

 

Слева изображен флигель с таким же фасадом, как у настоятельского корпуса. В первом этаже этого флигеля размещалась церковь Сергия Радонежского, о которой будет сказано чуть дальше.

 

Сравним это изображение с литографией 1840-х гг. (тоже впервые показанной на первой странице):

 

 

 

 

Как видим, теперь между этими симметричными корпусами появилась "вставка". Это здание трапезной, построенное в 1834 г. (арх. А.П.Макаров), - вероятно, первая постройка св. Игнатия (Брянчанинова).

Вот как выглядит это здание вблизи, изнутри монастыря:

 

 

6 ноября 2019 г. 10 июля 2012 г.

 

Отделка фасада подражает настоятельскому корпусу (а также второму корпусу, который тогда выглядел так же, как настоятельский). Формально, конечно, это очень раннее произведение эклектики (необарокко). Можно было бы говорить о начинающемся отходе от классицизма и т.д. - если бы архитектура не была настолько робкой. Едва ли архитектор А.П.Макаров был сознательным новатором. Впрочем, здание ничего не испортило - и то ладно.

 

Внутренний вид трапезной - старая фотография [21]:

 

 

 

В отличие от фасада, нутренняя отделка выполнена в стиле классицизма.

 

 

На заднем плане двух предыдущих фотографий - церковь преподобного Сергия Радонежского, о которой мы теперь и поговорим.

 

Как уже говорилось в начале раздела, первым храмом монастыря была деревянная церковь св. Сергия Радонежского, построенная в 1734 - 1735 гг. архимандритом Варлаамом (Высоцким) - основателем монастыря.

При строительстве нового барочного ансамбля по проекту П.-А.Трезини церковь Сергия Радонежского была размещена на первом этаже каменного корпуса, стоящего симметрично настоятельскому корпусу. Строительство было выполнено в 1756 - 1758 гг. Иконостас и утварь  перенесли в нее из прежнего здания. В церкви производились переделки в 1822 и 1852 г.

В 1854 - 1859 гг. церковь была полностью перестроена. Деньги на строительство пожертвовала княгиня З.И.Юсупова. Автор проекта - А.М.Горностаев.

Вот старая фотография церкви (переснятая мною со стенда, стоящего на территории монастыря 10 июля 2012 г.):

 

 

 

Казалось бы, от известного мастера русско-византийского и неовизантийского "стилей" можно было бы ожидать каких-то национальных или византийских мотивов. Однако Горностаев пошел по другому пути: фасады церкви носят характер необарокко (и только пятиглавие с маленькими луковичными главками говорит о национально-религиозной принадлежности храма). В то же время это здание полностью нарушило симметрию прежнего ансамбля, придало монастырю живописность.

В советское время пятиглавие было уничтожено, но в остальном фасады сохранились. А в 2017 г. [21] было воссоздано и пятиглавие. Вид церкви в наше время:

 

 

21 марта 2009 г.

6 ноября 2019 г.

6 ноября 2019 г.

 

 

Вид с аллеи на вход в церковь - старая фотография [3] и современный снимок:

 

 

 

10 июля 2012 г.

 

На первый взгляд, может показаться, что ничего не изменилось. Но если вглядимся внимательнее, то заметим, что на старом снимке по обе стороны от аллеи - многочисленные могилы, а на современном снимке могил вообще нет. Впрочем, трагической судьбе монастырского кладбища посвящена другая страница.

 

 

Вход в церковь:

 

 

10 июля 2012 г.

 

Над входом появилась мозаика "Пастырь добрый", которой здесь не было раньше (ср. старые фотографии церкви). Она выполнена в наше время в монастырской мозаичной мастерской (см. фотографию в [2, с. 37], на которой показана эта мозаика в процессе изготовления). А между 2009 и 2012 г. на фасаде по сторонам от входа появились еще четыре мозаики в круглых медальонах (на показанной выше фотографии 21 марта 2009 г. этих мозаик еще нет). Они представляют собой иконы святых: слева от входа - Германа Аляскинского и Игнатия (Брянчанинова), справа от входа - Сергия Радонежского и Иннокентия Пензенского. Заметим, что житие трех из них связано с Троице-Сергиевой пустынью, а также то, что они прославлены уже совсем недавно (что еще раз подтверждает новейшее происхождение мозаик). Вот одна из мозаик - та, на которой изображен св. Игнатий (Брянчанинов):

 

 

10 июля 2012 г.

 

 

Еще четыре фотографии, на которых церковь изображена с разных сторон:

 

 

6 ноября 2019 г. 28 марта 2024 г. 6 ноября 2019 г. 28 марта 2024 г.

 

На последней фотографии - задний фасад, обращенный к склону, а на заднем плане настоятельский корпус и северо-западная башня.

 

 

Внутри церковь двухэтажная. В первые годы возрождения монастыря службы проводились в обоих храмах (я сам был в 1999 году на службе в нижнем храме), но потом помещение нижнего храма стало использоваться как церковная лавка, а службы проводились только наверху.

Между 2019 и 2024 г. (точнее не скажу) в восточной части бывшего нижнего храма, рядом с церковной лавкой было отгорожено пространство для придела Спаса Всемилостивого. Кроме того, восточнее этого помещения устроен еще один придел - преподобномученицы Зинаиды, сводчатое помещение, украшенное росписями (видимо, новыми).

Главный храм находится на втором этаже. И он поразительно красив. Поднявшись по широкой лестнице, мы попадаем в прекрасную "византийскую" церковь. Следы советского запустения (когда помещение церкви использовалось под клуб) теперь, кажется, уже совсем исчезли, и мы можем сполна насладиться этой красотой.

Я не хочу фотографировать интерьер исподтишка, а взять благословение не решился. Поэтому дам здесь фотографии из других источников.

Старая фотография [3]:

 

 

 

 

Современная фотография (с открытки, купленной в Троице-Сергиевой пустыни в марте 2009 г.):

 

 

 

 

 

Между 2012 и 2015 г. рядом с церковью св. Сергия Радонежского появилась новая звонница, а между 2019 и 2024 г. на ней появились украшения - русская резьба и фигурки ангелов:

 

 

4 октября 2015 г. 28 марта 2024 г.

 

На правой, более поздней фотографии на заднем плане видна восстанавливаемая Тихвинская часовня.

 

 

В 1813 г. в Троице-Сергиеву пустынь был доставлен из Бунцлау гроб с телом М.И.Кутузова и оставался здесь 18 дней до отправления в Петербург. (Несколько подробнее об этом сказано на первой странице.) Об этих событиях напоминает дубок, посаженный недалеко от алтаря церкви в 2000 г. из желудя, взятого в Болеславце (бывшем Бунцлау):

 

 

10 июля 2012 г. 21 марта 2009 г.

 

 

В заключение покажу старую фотографию еще одного здания, уничтоженного в советское время - ризницы, располагавшейся на юго-восток от алтаря церкви св. Сергия Радонежского [10]:

 

 

 

Ризница была построена в 1859 г. тем же архитектором, который строил церковь Сергия Радонежского - А.М.Горностаевым. (Год постройки назван в [2]. Какие-либо литературные данные об авторе проекта мне неизвестны, однако на надгробии М.А.Горностаева один из барельефов, изображающих его постройки - изображение этой ризницы.)

 

 

 

 

Предыдущая       Следующая

 

 

Оглавление

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.