ФОТОПРОГУЛКИ

 

СТРЕЛЬНА

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ПУСТЫНЬ

 

Оглавление

 

1. История Троице-Сергиевой пустыни

2. Вход в монастырь. Братский корпус

3. Погибшие храмы

4. Северо-западная башня. Настоятельский корпус

5. Трапезная. Церковь св. Сергия Радонежского

6. Церковь св. Григория Богослова

7. Пруд Иордан

8. Зубовский инвалидный дом

9. Монастырское кладбище

10. Домик привратника

11. Дополнение: железнодорожная станция Сергиево

Приложение 1. Надпись на гравюре М.И.Махаева

Приложение 2. Барельефы на надгробии А.М.Горностаева

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Погибшие храмы

 

Обозначения на плане монастыря:

Троицкий собор - 4;

Часовня Тихвинской иконы Божией Матери - 22;

Воскресенский собор - 6;

Покровская церковь - 9

 

 

Главные ворота монастыря расположены в центре братского корпуса. Вид в ворота, старая фотография [21]:

 

 

 

На переднем плане справа часть Воскресенского собора, а впереди возвышаются купола Троицкого собора.

 

А вот как выглядит вид в ту же сторону в наше время:

 

 

21 марта 2009 г.

 

Храмов нет, всё пусто!

 

 

Прежде чем продолжить знакомство с сохранившимися постройками монастыря, придется сначала рассмотреть то, что утрачено - хотя бы наиболее крупные храмы, стоявшие в центральной части монастыря.

 

Троицкий собор

В начале раздела уже был показан фрагмент гравюры М.И.Махаева 1762 года, на котором виден первоначальный ансамбль в стиле барокко во всем его блеске. Повторим это изображение:

 

 

 

В центре монастыря стоял великолепный храм, созданный (так же, как и весь ансамбль) по проекту П.-А.Трезини - одного из лучших мастеров архитектуры елизаветинского барокко (позже долгое время полузабытого и недооцениваемого), осуществленному под руководством знаменитого  Ф.-Б.Растрелли. Строительство собора было начато в 1756 г. при архимандрите Гедеоне (Криновском) и окончено в 1763 г. при архимандрите Лаврентии (Хоцятовском). В дальнейшем внешний облик этого прекрасного храма сохранялся почти без переделок вплоть до его гибели. Единственное существенное изменение: в 1799 г. при ремонте исчез шпиль, венчавший колокольню [1, с. 224].

Вот некоторые изображения Троицкого собора [2,11,3,11]:

 

 

 

 

 

 

Фрагменты отделки фасадов с лепными украшениями (1911; Историко-литературный музей города Пушкина, инв. №№ГР-44, ГР-43 [19]):

 

 

 

 

Не менее прекрасен был и интерьер. В 1823 г. он подвергся весьма существенной переделке по проекту И.И.Шарлеманя 1-го: колонны были заменены пилястрами [3]. Но и после этого сохранялся великолепный барочный характер архитектуры, см. старую фотографию [3]:

 

 

 

Иконостас главного храма, фотография конца XIX - начала XX в. (Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, НИМ РАХ КП-517/966. Ф-18398 [23]):

 

 

 

(Изображение обработано. Оригинал )

 

"[...] на горнем месте главного престола помещается в изящном киоте, исполненном по рисунку А.И.Мельникова, художественный образ "Святыя Троицы", писанный Карлом Павловичем Брюлловым в 1840 г." [17, I вып., с.35]. Старая фотография - вид сквозь Царские врата иконостаса на образ Святой Троицы [24]:

 

 

 

(В прежней версии данной страницы была ссылка на сайт [21]; эта же ссылка дана и в [24]. Однако теперь (2023 г.) я не нашел в [21] это изображение.)

К сожалению, я никогда не видел не только самой этой иконы, написанной знаменитым художником (не знаю, цела ли она), но и сколько-нибудь хороших ее фотографий. Фотография, помещенная в [17] - во всяком случае, в оцифрованном варианте, который можно найти в интернете - имеет крайне низкое качество, только угадываются силуэты.

 

Святыней храма была чудотворная икона св. Сергия Радонежского, привезенная Варлаамом (Высоцким) из Троице-Сергиевой лавры.

 

В 1837 - 1840 гг. (при св. Игнатии Брянчанинове) был произведен капитальный ремонт собора под руководством А.И.Мельникова. При этом был восстановлен прежде упраздненный левый придел, а образа для него написали Я.Ф.Яненко и Игнатий (Малышев) - будущий архимандрит монастыря.

 

 

Троицкий собор был закрыт в 1931 г. По некоторым данным, здание было повреждено во время Великой Отечественной войны. После войны был выполнен проект реставрации храма. Однако вместо этого храм был взорван. Это злодеяние произошло во время хрущевской "оттепели" -  летом 1962 г. Таким образом, мы лишились одного из лучших памятников архитектуры барокко в России.

За полтора года до этого, в ночь на 1 февраля 1961 года, был взорван другой прекрасный памятник петербургского барокко - церковь Успения на Сенной площади. О церкви на Сенной знают все - а вот гибель другого, не менее ценного памятника прошла незамеченной.

 

К юго-востоку от Троицкого собора находилась могила основателя Троице-Сергиевой пустыни - архимандрита Варлаама (Высоцкого). В 1864 г. над ней была построена по проекту А.М.Горностаева часовня Тихвинской иконы Божией Матери. К сожалению, у меня есть только весьма плохое изображение этой часовни (я переснял его 10 июля 2012 г. со стенда, стоящего в монастыре):

 

 

 

Эта часовня тоже была снесена в 1960-х гг.

 

 

Вот как выглядело в конце 2000-х - начале 2010-х гг. то место, где стоял Троицкий собор, общий вид (от Зубовского инвалидного дома):

 

 

10 июля 2012 г.

 

Чуть левее центра видна клумба с крестом (он почти теряется в тени). Это и есть место бывшего алтаря собора. Правее и чуть дальше - тройная каменная плита на на месте Тихвинской часовни.

 

Далее следуют более крупные изображения. Памятный знак на месте алтаря Троицкого собора:

 

 

10 июля 2012 г.

 

В середине 2010-х гг. положение стало еще хуже: теперь на пустой площадке устроена парковка машин. Крест на месте Троицкого собора сохранялся, по меньшей мере, до 2015 г. А в 2019 г. я с прискорбием увидел, что теперь нет и креста. Вместо этого появилось вот такое грубое сооружение:

 

 

6 ноября 2019 г. 

 

 

Надгробные плиты на месте Тихвинской часовни:

 

 

21 марта 2009 г.

 

В часовне были похоронены также монахи Михаил (Чихачев) - школьный друг и сподвижник св. Игнатия Брянчанинова, талантливый певчий - и Макарий - родной брат Игнатия (Малышева).

 

Примечание, март 2024 г.

Теперь положение существенно улучшилось. Место бывшего Троицкого собора более ухожено, памятный знак приобрел надлежащий вид, с крестом. И что особенно радостно - заново строится Тихвинская часовня. (Фотографий я пока не делал.)

 

 

 

Воскресенский собор

 

Взрыв Троицкого собора положил начало разгулу вандализма, уничтожению все новых храмов и часовен.

 

Вторым по значению храмом монастыря был Воскресенский собор. Он располагался на юго-востоке от Троицкого собора, ближе к Петергофской дороге. Местоположение собора можно понять по первой фотографии на этой странице и по этой старой фотографии (представленной также на двух предыдущих страницах):

 

 

 

 

Снимок сделан от Петергофской дороги. Слева братский корпус, вытянувшийся вдоль дороги, справа Воскресенский собор, а за ним видны купола Троицкого собора.

 

В 1790 г. на этом месте началось строительство церкви св. апостола Иакова, брата Господня. Храм строился на средства вдовы генерал-лейтенанта И.Я.Хлебниковой над могилой ее отца - купца Я.С.Петрова. Храм был небольшим и примыкал к одноэтажному флигелю. В 1791 г. он был освящен во имя святого, чье имя носил покойный [3]. В 1817 - 1820 гг. флигель был надстроен, а храм переделан и вновь освящен. 

При архимандрите Игнатии (Малышеве) храм был расширен и отделан на деньги министра народного просвещения А.С.Норова и в 1866 г. еще раз освящен - теперь во имя Воскресения Господня. Это был шатровый храм в "русском стиле". [3] Однако он простоял недолго.

В 1872 г. поступило прошение на имя митрополита Исидора о строительстве нового храма на средства жертвователей (всего было пожертвовано около 100 тысяч рублей).

Проект храма составил архитектор А.А.Парланд. Закладка храма состоялась в 1877 г. Строительством руководил сам архимандрит Игнатий (Малышев). Он же выполнил росписи в нижнем приделе Архистратига Михаила.

(Это был не единственный случай сотрудничества А.А.Парланда и Игнатия (Малышева). В 1883 г. они представили на конкурс совместный проект храма на месте убийства Александра II. Проект был осуществлен А.А.Парландом, который в дальнейшем его переработал. Храм Воскресения Христова более известен под неофициальным названием Спас-на-Крови.)

Вот как выглядел Воскресенский собор [2,3,10]:

 

 

 

 

(На первой фотографии слева на переднем плане Троицкий собор, а дальше Покровская церковь, справа на заднем плане братский корпус. На второй фотографии у левого края виден фонарик Покровской церкви, а справа братский корпус.)

 

Вид собора со стороны алтаря (фотография на открытке Общества св. Евгении 1900-х гг.; Музей архитектуры им. А.В.Щусева, инв. №Р XIII-922 [19]):

 

 

 

 

 

Монументальный храм в форме базилики в "византийском стиле" представлял собой незаурядное произведение архитектуры эклектики второй половины XIX века.

Фасад храма был выложен разноцветным кирпичом. Нижнюю часть украшали барельефы с изображениями русских святых от Ольги до Тихона Задонского - ранняя работа скульптора Р.Р.Баха (впоследствии автора замечательных памятников в разных русских городах, и среди них прекрасного памятника Пушкину в Царском Селе, в Лицейском саду).

 

Интерьер Воскресенского собора [3, 10, 21]:

 

 

 

"Все оконные стекла орнаментальные: синие кресты на белом фоне в кругах с перемежкою квадратов красного и желтого стекла. Получаемый от сочетания этих цветов отсвет дает внутри храма очень нежный лиловатый тон, не режущий глаз, а при солнечном освещении отсветы от этих цветных кругов причудливыми пятнами ложатся на темном фоне полированного гранита, одевающего внутренность храма романо-византийского стиля...

Иконостас каменный, вместо столбов в средине его два колоссальные (матового серебрения) ангела, сидящие на черном каменном подножии, придерживают царские врата, в одной руке держа бронзовые резные хоругви, а в другой имея пальмовые ветви. Царские врата из позолоченного металла изображают окруженное сиянием евангелие, стоящее на престоле, над ним парит Дух Божий в виде голубя, а в окружающем сиянии парят группы Серафимов...

Решетки, в строгом смысле этого слова, отделяющей обыкновенно алтарную солею или амвон от общей церкви, нет, а вместо нее на черных мраморных подножиях стоят по три драгоценных канделябра с каждой стороны, в средине большой, по бокам - малые, из золоченой бронзы с лапис-лазуревыми колонками... Когда царские врата открыты, то алтарь имеет вид как бы у Гроба Господня (у престола) сидят на страже два ангела с хоругвями победы христианства... Из среднего свода главного храма спускается паникадило драгоценной работы, бронзовое со множеством таких же подвесок, покрытое сплошь эмалью всех цветов и оттенков византийского рисунка."

("Новое время", 31 июля/12 августа 1884 г. Цитируется по [1, с. 296.)

 

Эти оригинальные Царские врата изображены крупным планом на старой фотографии [21]:

 

 

 

Скульптуры ангелов, поддерживающих Царские врата, выполнил Р.Р.Бах по модели знаменитого скульптора А.М.Опекушина. Многосвечники были изготовлены на фабрике Шопена, паникадило с эмалевыми вставками - фирмой Постникова. [3] [3] указано также, что хоругви расписывала в. кн. Елена Михайловна. Но Великая Княгиня или Великая Княжна с таким именем мне неизвестна. Скорее всего, допущена опечатка в имени.)

Внутри храма привлекали внимание колонны из полированного гранита разных оттенков цветов: синеватые, розоватые, красные [1].

 

 

Воскресенский собор был закрыт в 1920-х гг. Не знаю, сохранялись ли барельефы и скульптуры Баха и Опекушина, уцелело ли что-нибудь из драгоценной утвари. Но, во всяком случае, здание еще долго существовало.

Храм был разобран в 1968 г. - в то время, когда монастырь занимала школа милиции, въехавшая сюда в 1964 г.

Часть полированных гранитных колонн сохранили и использовали самым неожиданным образом - для оформления эстрады (фотография опубликована в [12]):

 

 

 

Это кощунственное сооружение давно исчезло. Но еще недавно некоторые колонны уничтоженного храма можно было увидеть на территории монастыря.

 

Четыре колонны (может быть, из тех, что "украшали" эстраду?) были использованы как основание для фонтана (уже давно бездействовавшего):

 

 

4 октября 2015 г.

 

Этот фонтан находился не на том месте, где стоял храм, а значительно севернее.

 

Ранней весной 2009 года я видел в монастыре остатки еще одной колонны, валявшиеся на земле рядом с церковью Сергия Радонежского:

 

 

 

21 марта 2009 г.

 

Сравнение со старыми фотографиями интерьера (см. выше) показывает, что это одна из колонн стоявших в алтаре.

 

В следующее посещение пустыни, в начале 2010 года я эти остатки колонны уже не нашел. А в 2019 г. не нашел уже и фонтана. (Надеюсь, что все эти колонны сохранились, только спрятаны от гостей пустыни.)

 

 

Покровская церковь

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы стояла восточнее Воскресенского собора. Ее положение можно понять по приведенным выше фотографиям Воскресенского собора (тем, где она видна на заднем плане). Повторим и изображение Троице-Сергиевой пустыни на литографии 1840-х гг., которая уже было показано на первой странице):

 

 

 

Покровская церковь - у левого края изображения. Заметим, что она располагалась весьма далеко от края склона и тем не менее была очень хорошо видна снизу. Храм был, вероятно, небольшим по площади, но очень высоким и благодаря этому играл существенную роль в облике монастыря. Высота храма составляла 14 саженей, т.е. около 30 метров [3].

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была заложена в 1844 г., при св. Игнатии (Брянчанинове). Церковь строилась на средства князя М.В.Кочубея над могилой его жены Марии Ивановны, урожденной Барятинской.  (Поэтому церковь называли еще и Кочубеевской.) Проект разработал Р.И.Кузьмин, но затем его переделал Г.Э.Боссе. (По данным [1, с. 259], первоначальный проект составил третий архитектор - Тиблен (вероятно, Л.Я.Тиблен).)  Церковь была в основном отстроена к 1847 г., но ее внутренняя отделка очень затянулась, и церковь была освящена только в 1863 г. архимандритом Игнатием (Малышевым). На строительство церкви княжеская семья  истратила 200 тысяч рублей.

Вот старая фотография Покровской церкви [3]:

 

 

 

Церковь была облицована серым шотландским камнем. Весьма необычен для православного храма выбор исторического стиля: это ренессанс (а не русская средневековая или византийская архитектура); здание напоминает купольную часть Флорентийского собора. В этом храме служили очень редко. [3]

 

Церковь простояла до 1964 года, когда в монастырь вселилась школа милиции. Новоселы взорвали ее вскоре после въезда на территорию монастыря.

 

 

 

 

Предыдущая       Следующая

 

 

Оглавление

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.