ФОНТАНКА
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 8а 9 10 11 12 13 14 14а 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
В прежних редакциях данной страницы здесь размещались также данные о бывшем особняке Г.Г.Кушелева (наб. Фонтанки, 32). Теперь они в расширенном и дополненном виде перенесены на новую страницу. |
На этой и следующих трех страницах представлены фотографии Фонтанки между Симеоновским (Белинского) и Аничковым мостами.
Вид Фонтанки вниз по течению с Симеоновского моста:
9 сентября 2012 г.
Фонтанка делает плавный поворот вправо. На левом берегу расположены два монументальных здания - Шереметевский дворец (его ограда видна в левой части фотографии, ближе к нам) и Екатерининский институт (в центре фотографии).
Вид в обратную сторону с правого берега Фонтанки:
16 сентября 2012 г.
На набережную выходит ограда с павильонами, а сам дворец в глубине).
Прежде чем подойти к Шереметевскому дворцу, мы увидим трехэтажный дом (наб. Фонтанки, 34, левая часть):
27 сентября 2007 г.
Это один из многочисленных флигелей при Шереметевском дворце. Он построен в начале XIX в. - вероятно, в 1810 - начале 1820-х гг. Чертеж фасада этого дома 1822 г. ([154], фрагмент листа 1-4):
(Здесь представлен весь лист целиком.)
Данный чертеж представляет проект устройства балкона на фасаде. Судя по более позднему чертежу 1875 года ([154], лист 80-82), к этому времени на балконе были не ампирные металлические перила, а баллюстрада (может быть, она была с самого начала?). В наше время вместо этого на балконе, к сожалению, простая стандартная решетка советского времени. Нет и лепных украшений (масок?) на замковых камнях над окнами первого этажа (впрочем, их не видно уже на чертеже 1875 г.). Но в целом ампирный фасад начала XIX века неплохо сохранился.
А теперь начнем знакомство собственно с Шереметевским дворцом (наб. Фонтанки, 34).
В 1712 г. Петр I пожаловал этот участок генерал-фельдмаршалу графу Борису Петровичу Шереметеву. Здесь был построен деревянный дом, а перед его дворовым фасадом был вырыт большой пруд. [34] О том, как выглядел этот участок, дает представление рисунок Федора Васильева "Шереметево подворье" (около 1719 г.; Русский музей):
Главное здание находится, очевидно, в глубине. Справа виден деревянный флигель с довольно курьезным фасадом: декор в стиле барокко сочетается с вертикальными рядами торцов бревен, характерными для традиционных деревянных построек.
Во второй половине 1740-х годов сын фельдмаршала Петр Борисович Шереметев приступил к строительству нового каменного дворца, который и сохранился до нашего времени. Автором проекта был один из ведущих петербургских архитекторов С.И.Чевакинский, а руководил строительством другой выдающийся мастер барокко - Ф.С. Аргунов, крепостной Шереметевых (до нашего времени сохранились его работы в подмосковном имении Шереметевых - Кусково). Строительство дворца было окончено к 1755 году. [1, 38]
Вид дворца с Фонтанки, центральная часть фасада, вход в здание:
Ограда перед дворцом поставлена в 1837 - 1838 гг. по проекту И.Д.Корсини [1]. Это очень хорошая стилизация, которую с первого взгляда трудно отличить от подлинного барокко. Вот как выглядят ворота:
9 сентября 2012 г.
Фонари на воротах воссозданы на рубеже 2000-х и 2010-х гг.
В 1837 - 1857 гг. И.Д.Корсини осуществил также переделку интерьеров дворца [1], и подлинных интерьеров барокко в нем не сохранилось. (Притом, на мой взгляд, интерьеры Корсини далеко не так хороши, как эта ограда.)
Классицистические павильоны по сторонам ограды (они видны на второй фотографии на этой странице) относятся к более раннему времени, чем существующая ограда - они построены в конце XVIII в.
С левой стороны парадного двора привлекает внимание эффектной архитектурой одноэтажный флигель:
27 сентября 2007 г.
Это тоже не подлинное барокко, а необарокко XIX века; ворота в центре отчасти подражают воротам Шереметевского сада на Литейном проспекте (утрачены; см. далее). Флигель с воротами построен в 1867 г. по проекту Н.Л.Бенуа [3]. В части здания справа от ворот за пышным необарочным фасадом скрывался каменный сарай. ([154], листы 23-33. В [1] этот флигель датирован 1864 г., однако данные [154] (лист 23-26) свидетельствуют о том, что проект Н.Л.Бенуа был утвержден только в 1867 г.)
В декабре 1917 г. последний владелец дворца - С.Д.Шереметев подарил дворец государству. Здесь открылся Музей дворянского быта. Однако в 1930-х гг. музей был ликвидирован, и во дворце на долгие годы разместился НИИ Арктики и Антарктики. С 1935 года в правом флигеле размещался Дом занимательной науки - музей, предназначенный для популяризации научных знаний (его экспозиция погибла в годы войны). В 1989 г. во дворце разместился музей музыкальных инструментов.
Знакомство с дворцом будет неполным, если не посетить его сад [34, 104, 105, 154, 296].
В 1930-х гг. сад Шереметевского дворца был публичным. Но позже, в 60 - 80-х годах в него не было свободного доступа. Теперь сад вновь доступен.
Вход в сад осуществляется с Литейного проспекта, 53. Выйти на Литейный проспект можно, например, пройдя сквозь парадные ворота левого флигеля и далее через дворы. (По пути, во дворе бывшего доходного дома С.Д.Шереметева (Литейный пр., 51) можно увидеть здание театра, перестроенное в послевоенные годы из бывшего манежа Шереметевых.)
Первоначально сад был регулярным, но на рубеже XVIII и XIX в. в его облике появились и черты пейзажного стиля.
В центре садовый фасад дворца, слева и справа уголки сада:
В настоящее время в центре сада, перед дворцом устроена замкнутая аллея, идущая по кругу, украшенная вазами на пьедесталах. (Первоначально была еще и прямая аллея напротив центра дворца, потом этот элемент регулярной планировки был убран, затем аллея вновь появлялась в разных вариантах, см. далее планы сада XIX в. Сад украшали и многочисленные мраморные статуи, однако к началу XX века все они были вывезены в другие усадьбы Шереметевых [34].)
На правой фотографии за зеленью виден фасад манежа. Вот он крупным планом:
27 сентября 2007 г.
Манеж был построен в конце XVIII - начале XIX в. по проекту Дж.Кваренги. К большому сожалению, в первые годы после Великой Отечественной войны он был перестроен под драматический театр. От прежнего здания сохранился только этот фасад, выходящий в сад.
В 1915 г. В.Я.Курбатов писал [296]:
"Сад был давно запущен, деревья сильно разрослись и только с трудом можно было заметить прежний план. В саду сохранялись четыре вазы на среднем перекрестке и два монумента. Один, более драгоценный и поэтичный, посвящен памяти "графини-крестьянки". Он состоит из призматического мраморного пьедестала. На нем помещены две доски с надписями: "На сем месте семейно провождали время в тишине и спокойствии". Здесь с правой стороны клен, а с левой две вербы с привешенными значками посажены графиней Прасковией Ивановной Шереметевой в 1800 году.
"Je crois voir son ombre attendrie
Errer autour de ce séjour
J’approche! mais bientôt cette image attendrie
Me rend à ma douleur en fuyant sans retour".
[Мне кажется, я вижу ее смутную тень,
Блуждающую по этому месту.
Я приближаюсь! но этот образ исчезает,
Возвращая меня к моей боли, уходя без возврата]
[...] Другой монумент по преданию посвящен памяти одного из управляющих графа и, как говорят, поставлен на месте его смерти. По строгости формы и четкости орнаментов можно предполагать авторство самого Кваренги. Вместе с тем стихи слишком чувствительны и нежны. Приходится усомниться в предании и предполагать, не относится ли надпись к какому-либо другому лицу. Надпись такова:
“O que la dame paix repose sur sa tombe
Ainsi que sur son nid repose une colombe!
Que son aile le couvre et veille à ce trésor
Avec ce même amour qui m’est si cher encor!
Adieu! vaine beauté! Fleur brillante et fragile!
Adieu! plaisirs si prompts à fuir d’une aile agile!
Adieu! bonheur de l’âme! Amour pur et charmant!
O vertus! qui faisiez son plus bel ornement,
Aimable simpathie et fidèlle constance
Je vous perds, je perds tout jusque à l’espérance".
[О, да упокоится госпожа мира в ее могиле
Так же, как в своем гнезде сидит голубь!
Пусть его крыло прикроет его и позаботится об этом сокровище
С той самой любовью, которая мне так дорога до сих пор!
Прощай! напрасная красота! Яркий и хрупкий цветок!
Прощай! удовольствия, так быстро ускользающие от быстрого крыла!
Прощай! счастье души! Чистая и прекрасная любовь!
О добродетели! который был ее самым красивым украшением,
любезным сочувствием и верным постоянством
Я теряю вас, я теряю все, вплоть до надежды]
(Примечание. Я не знаю французского языка и пользовался автоматическим переводчиком с последующим редактированием. Если в моих подстрочниках французских стихов есть ошибки, просьба сообщить мне о них по адресу, указанному на странице "Контакты".)
В саду были и старые павильоны. Увы, ни один из них не сохранился. На рубеже XIX и XX в. был снесен обветшавший деревянный Летний домик, построенный знаменитым И.Е.Старовым на месте прежнего павильона середины XVIII в. - Эрмитажа [34]. К сожалению, мне неизвестны старые изображения ни Эрмитажа, ни Летнего домика.
Большой утратой было уничтожение ценных памятников архитектуры барокко середины XVIII в., располагавшихся на восточной границе сада и выходивших противоположной стороной на Литейный проспект - ворот и павильона-грота.
Сначала, около 1875 г. была разобрана половина грота, а затем, весной 1914 г. уничтожены и остатки грота, и ворота. Оба акта вандализма были совершены по инициативе последнего владельца дворца - графа Сергея Дмитриевича Шереметева (казалось бы, культурного человека, даже внесшего вклад в русскую культуру - историка, коллекционера). Оба раза нашлись и архитекторы (тоже не из плохих), которые согласились выполнить соответствующие заказы.
Местоположение этих двух сооружений видно на плане 1845 г. ([154], фрагмент листа 17-18):
Фасады исчезнувших сооружений по Литейному проспекту и их планы зафиксированы на весьма схематичном чертеже 1872 г. [105]:
Слева ворота, располагавшиеся у границы участка (теперь вход в сад осуществляется через подворотню, расположенную с противоположной, правой стороны). Справа от богато украшенных ворот стоит одноэтажный корпус с простым фасадом - очевидно, конюшни или каретный двор. Далее тянется каменный забор, в который встроен павильон-грот. В оба здания входы имеются только со стороны сада: двери в центре павильона и два больших окна по бокам - фальшивые, реально существовали только маленькие овальные окошки в ротонде. (Могу предположить, что все проемы сначала были открытыми, а заложены тогда, когда Литейный проспект стал оживленной городской улицей.)
В 1874-1875 гг. у северной границы сада, на Литейном проспекте, 51 был построен большой доходный дом, принадлежавший С.Д.Шереметеву. Проект дома был составлен архитектором А.К.Серебряковым в 1874 г., разрешение на строительство выдано 15 марта 1875 г. ([154], лист 34-38).
Генеральный план, подписанный Серебряковым (обратная сторона того же листа):
Литейный проспект внизу. В правом нижнем углу выделен краской проектируемый доходный дом. План дома накладывается на половину плана грота, а грот подлежит сносу (он закрашен серой краской и помечен значками #). Но все же в то время был уничтожен не весь грот, а только та его часть, на месте которой был построен доходный дом.
Окончательное уничтожение грота, а также ворот последовало весной 1914 г., когда С.Д.Шереметев задумал построить на проспекте новый торговый дом (Литейный пр., 53). Исполнитель этого вандалистского замысла - архитектор Михаил Витольдович Красовский [3]. (То, что он согласился на выполнение заказа, очень обидно. М.В.Красовский (не путать с его однофамильцами!) известен многочисленными исследованиями памятников русской архитектуры, а среди того немногого, что он построил - прекрасная Казанская церковь в Вырице).
Г.К.Лукомский писал в книге "Старый Петербург" (1917 г.) [104, с.62]:
"Усадьба гр. Шереметева, пожалуй, самый роскошный образец и [...] великолепно сохранялась до последнего времени. К сожалению, нельзя этого сказать в отношении последних 3 - 4 лет. Сломаны ворота [...] со стороны Литейного, уничтожена часть сада и построен совсем плохой архитектуры Пассаж, кстати пока никому не нужный."
Я полностью согласен: торговый дом С.Д.Шереметева - здание совсем плохой архитектуры. (Он уже давно используется по-другому - как административное здание. В 1930-х гг. два корпуса были объединены и надстроены на три этажа, и, пожалуй, теперь бывший торговый дом выглядит даже лучше, поскольку исчезла безвкусная обработка верха двухэтажных зданий.)
К сожалению, вид исчезнувших сооружений не был в свое время как следует зафиксирован, он известен по схематичному чертежу (см. выше), по нескольким фотографиям, большей частью сделанным в 1914 г. во время разборки, а также по двум чертежам ворот и рисунку интерьера грота того же времени. Но и этого материала достаточно, чтобы понять, что мы лишились выдающихся произведений архитектуры.
Как это ни жаль, приходится пользоваться данными о воротах и гроте, опубликованными в 1915 г. в журнале "Зодчий" не кем иным, как М.В.Красовским [105]. Из этой статьи взято большинство помещенных здесь изображений, в том числе и представленный выше чертеж 1872 г. (Полный текст статьи М.В.Красовского можно прочитать, например, на сайте [107].)
(Статья Красовского начинается с обвинений тех, кто в свое время не интересовался воротами и гротом и обратил внимание на них, только когда начался снос; но больше всех виновато государство, не защищающее памятники - одним словом, виноваты все, кроме него самого.)
Рассмотрим сначала ворота. Вот их план (обмер Д.Ивашинцова) [105]:
Ворота имели сложный план. С обеих сторон - вогнутые фасады с нишами, украшенные колоннами: со стороны Литейного проспекта - десять колонн, собранных в пучки, а со стороны сада фасад скромнее - там только четыре колонны.
Вид ворот с Литейного проспекта, фотография из книги Г.К.Лукомского "Старый Петербург" [104]:
Мы видим великолепный барочный фасад. По данным [105], наверху были остатки железных костылей, свидетельствующие о том, что над въездом раньше было скульптурное украшение - очевидно, герб Шереметевых.
Фотография А.Р.Эберлинга, 1899 [297]:
Две фотографии ворот [105] - слева вид с Литейного проспекта, справа вид из сада (вероятно, эти снимки сделаны уже во время разборки ворот; этим, скорее всего, объясняется то, что изображения обрезаны с одного края):
(Заодно упомяну о корпусе, примыкавшем к воротам справа (см. выше чертеж 1872 г.). Это были службы - конюшни или каретный сарай [105], с очень простым фасадом (см. чертеж 1877 г. ([154], лист 71-72). В 1887 г. архитектор Ф.К.Пуншель составил проект перестройки здания под торговый павильон ([154], лист 142-143). Не знаю, был ли осуществлен именно проект Пуншеля (кусочек павильона, который виден у правого края фотографий ворот, отличается от проекта в деталях), но, во всяком случае, здание было перестроено и в начале XX в. использовалось как цветочный магазин [105].)
Теперь рассмотрим грот.
Это был павильон с ротондой в центре, завершенной куполом. Вид грота из сада, старая фотография (Эрмитаж, инв.№ ЭРФт-109 [295]):
(Изображение обработано. Оригинал )
В Эрмитаже фотография датирована концом XIX в. Такая датировка явно не вполне верная. На самом деле фотография более старая - не позже первой половины 1870-х гг.: уже в 1875 г. левая часть и половина ротонды были снесены для строительства на их месте доходного дома (см. выше).
Фасад грота имел красивую отделку в стиле барокко, с рустованными колоннами и лопатками. На входной двери и на окнах были установлены узорчатые решетки.
Судя по представленному выше чертежу 1872 г., фасад по Литейному проспекту был украшен немного скромнее: ротонду украшали не колонны, а пилястры.
Особенно интересен был интерьер. Имеются две фотографии внутреннего вида грота, сделанные, как я предполагаю, в то же время, что и фотография фасада; ни оформлены так же, как и она (Эрмитаж, инв.№№ ОГФ-11554, ОГФ-11555 [295]):
Снимки сделаны в одном и том же направлении - очевидно, с севера на юг вдоль Литейного проспекта; помещение освещается справа из окна на западном, садовом фасаде (а с противоположной стороны окон не было). Первая фотография сделана, по всей вероятности, из ротонды в сторону южного торца здания, на второй фотографии торец снят с более близкого расстояния.
Могу предположить, что все три фотографии сделаны около 1874-1875 г., незадолго до сноса половины павильона - об этом говорит строительный хлам, наваленный и снаружи, и внутри.
Итак, в 1875 г. половина грота была разобрана для постройки доходного дома С.Д.Шереметева. Уцелевшая половина грота видна на фотографии того времени: молебен при закладке доходного дома С. Д. Шереметева (Литейный пр., 51), фотография около 1875 г. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМИ СПб Инв.№-II-А-7680 ф [133]) - фотография целиком и увеличенный фрагмент:
(Изображение несколько обработано. Оригинал )
На фотографии видна пока еще полностью сохраняющаяся отделка центрального помещения - ротонды, великолепная работа в стиле барокко.
Однако акт вандализма уже совершен. Половинка купола вряд ли могла долго существовать. К 1900 году купола уже не было, а со стороны Литейного проспекта не осталось даже закругленного выступа. Лицевой фасад, чертеж 1900 г. ([154], фрагмент листа 156-157):
(Весь лист целиком мы рассмотрим чуть дальше.)
Жалкие остатки былого великолепия. Сравнение с чертежом 1872 г. показывает, что от старого фасада сохранялась левая часть в одну ось (только фальшивое окно вновь стало настоящим; чертеж сделан по поводу обращения этого окна в дверь). Правее - то место, где была левая половина ротонды, эта часть фасада полностью изменена (а теперь предполагается еще и обращение двери в окно и расширение этого окна).
В 1900 г. полностью искажен и садовый фасад грота. Генеральный план ([154], лист 152-155):
На обратной стороне листа - разрешение на "каменную одноэтажную пристройку на нежилом подвале, показанную на плане под лит. А, к каменному лицевому зданию лит. Б, устройство внутренней каменной лестницы, ведущей в подвальное помещение, и обращение окна, выходящего на Литейный пр., в дверь и двери в окно в том же лицевом здании". Разрешение не датировано, а на генеральном плане стоит подпись некоего архитектора Яковлева от 24 июля 1900 г.
Обозначение "А" на генеральном плане почему-то отсутствует, но детальные чертежи ясно показывают, что это старый павильон-грот ([154], лист 156-157, теперь целиком):
К 1900 г. лицевой фасад по Литейному проспекту уже был полностью плоским, исчезли всякие намеки не только на купол ротонды, но и на выступавшую вперед ее часть. Со стороны сада еще сохранялась половинка выступа ротонды. Но теперь весь этот фасад оказался закрыт новой пристройкой с подвалом. (О том, что этот проект был осуществлен, свидетельствуют генеральные планы 1911 и 1912 г. ([154], листы 196-201, 218-223), на которых павильон показан квадратным в плане.)
Но интерьер грота был по-прежнему красив - даже после варварского уничтожения половины здания и, очевидно, отделки купола ротонды.
Общий вид [105]:
Фотография, имеющая в [105] подпись "Одна из полукруглых ниш в притолоках арок, соединявших ротонду с боковыми частями":
Фотография, подписанная в [105] как "Внутренняя ниша стены, обращенной к саду":
Дополним фотографии описанием М.В.Красовского [105, с. 317,318]:
"В противоположность относительно спокойным формам фасадов, внутренняя отделка павильона отличалась общим богатством и фантастичностью отдельных деталей. Как видно из [фотографии], пяты арок, поддерживавших крестовые вспарушенные своды боковых частей, опирались на эффектные капители толстых низеньких колонн, стержни которых были покрыты штукатуркой, сплошь усеянной разноцветным битым стеклом, смешанным с очень крупным горным песком и мелкими кусками каменного угля. Такой же штукатуркой были покрыты и гладкие поверхности стен, тогда как выступающие клинья арок были отделаны туфом и украшены раковинами; благодаря этим клиньям, чередовавшимися с гладкими камнями, достигалось впечатление мощности арок. Кроме того, куски туфа и раковины были применены для образования тяг в нишах, по ребрам и поверхностям сводов и, наконец, как дополнительные части лепных орнаментов. Особенно удачно были помещены раковины на ребрах сводов: они тянулись вверх, словно цепи легких бабочек. [...]"
Далее описываются самые разные детали отделки, и описание носит все более восторженный характер. Но я все же прерву цитату: не хочется давать слишком много места словам человека, приложившего руку к уничтожению этой красоты.
В.Я.Курбатов писал в 1915 г. [296]:
"Слухи об уничтожении Шереметевского сада ходили давно, но лишь теперь и очень быстро исчезли ограда, чудесные ворота и последние остатки грота. Грот был наполовину разрушен еще при постройке старого пятиэтажного дома. Стены оставшейся половины его долго были заставлены шкапами антиквара и только ненадолго были реставрированы при помещении там виноторговли.
[...]
О гроте не приходится очень жалеть, потому что внешность его давно искажена, а внутренняя декорация слишком сильно реставрирована. Очень горестно исчезновение ворот [...]"
Тем не менее, как мы видели, на фотографиях, сделанных уже во время сноса грота, видна очень красивая отделка в стиле барокко.
Еще одно изображение интерьера грота (в [105] его нет) - "Вид руин Грота в саду Фонтанного дома графов Шереметевых", акварель архитектора Д.Б.Савицкого (Эрмитаж, инв. № ЭРР-3466 [155]):
На акварели стоит дата: 1915. В это время грот уже не существовал; вероятно, Савицкий использовал свои немного более ранние зарисовки.
Сравнение с помещенными выше чертежами 1900 г. (см. местоположение на плане полукруглой ниши между колоннами) говорит о том, что это вид в сторону бывшей ротонды; вероятно, именно бывшая ротонда была "слишком сильно реставрирована" (по выражению В.Я.Курбатова): арки и колонны, которые видны в глубине, никак не могли быть подлинными, XVIII века: там была глухая стена соседнего доходного дома, построенного в 1875 г.
Итак, даже по тем фрагментам, которые были запечатлены на фотографиях, чертежах, рисунке, мы видим, что это было незаурядное, великолепное произведение архитектуры барокко. По своему характеру эта архитектура была близка, пожалуй, не столько С.И.Чевакинскому, сколько Ф.С.Аргунову - вспомним построенный им прекрасный грот в подмосковном имении Шереметевых Кусково. Вполне вероятно, что Ф.С.Аргунов в этом павильоне (в отличие от дворца) был не исполнителем чужого проекта, а автором.
На мой взгляд, и в воротах на Литейном проспекте тоже видны черты, свойственные именно Ф.С.Аргунову (а не С.И.Чевакинскому). Обратите внимание на вогнутые фасады ворот. Вообще криволинейные фасады (волнообразные, вогнутые и т.п.) вполне обычны в итальянском, австрийском, немецком барокко - но в русской архитектуре времени Елизаветы это большая редкость. И подобный фасад (только более сложный и в большем масштабе) есть именно в творчестве Ф.С.Аргунова - в не осуществленном проекте особняка-дворца с вогнутыми стенами по сторогнам от выступающего вперед центрального объема [14, с. 356 - 359] (там же приведены еще два чертежа, относящиеся к этому блестящему проекту - разрез, проходящий по парадному вестибюлю, и боковой фасад).
Таким образом, похоже, что в 1914 г. погибли единственные в Петербурге постройки Ф.С.Аргунова - выдающегося архитектора, работавшего преимущественно в Москве.
Следует сказать, что снос ворот и грота - это только часть (хотя и самая прискорбная) той порчи сада, которая происходила начиная примерно с 1914 года. Продолжим цитату из книги Г.К.Лукомского "Старый Петербург" [104, с.62], начатую выше:
"Вырубили много деревьев, изменили вид сада, глухой стеной отгороженного от Литейного, уничтожили грот, выходивший на Литейный, в котором сохранилась часть обработки туфом. Характерен был и каменный забор. Скоро, может, упразднят и другой грот в саду и памятник Параши Ковалевской (Ковалевой, позже гр. П.Шереметевой)."
О том же пишет и В.Я.Курбатов в 1915 г. [296]:
"Слухи об уничтожении Шереметевского сада ходили давно, но лишь теперь и очень быстро исчезли ограда, чудесные ворота и последние остатки грота.
[...]
Клены рядами еще стоят, но на фоне видны грязные штабели досок.
[...]
Подобные памятники [Параше Жемчуговой и неизвестной даме] редки, и исчезновение их будет оплакано всеми любящими не только старину, но и красоту, потому что при всей скромности орнаментики монумента, она вполне совершенна.
При застройке сада чудесный портал Кваренги [фасад манежа] окажется где-нибудь на задворках, а между тем он выполнен в приемах первых построек великого мастера.
[...]
Так погибли остатки былой барской роскоши и того меценатства, которое умело соединять такие имена как Кваренги и Растрелли...
С исчезновением этого сада в Петрограде остается очень мало старых садов и почти не остается садов украшенных."
Судя по этим свидетельствам, дело было еще хуже, чем уничтожение отдельных сооружений: искажен вид всего сада.
Понятно, что в советское время тем более не берегли сад. Памятники Параше Жемчуговой и неизвестной даме исчезли в 1930-х гг. (см. также далее). Нет теперь и второго грота, причем я больше нигде, кроме книги Лукомского, даже не видел упоминаний о нем!
И все же несмотря на утраты, сад и сейчас красив.
В советские годы в саду появилась и кое-что новое, достойное внимания. В садовом флигеле Фонтанного дома долгие годы (с 1920-х до 1952) жила Анна Ахматова. В 1989 г. в этом флигеле открыт музей, посвященный поэтессе. В 2006 г. в саду открыт памятник Анне Ахматовой (ск. А.В.Иванов, М.Ш.Цхададзе, арх. В.Б.Бухаев [35]):
29 сентября 2007 г.
Николай Петрович Шереметев после ранней смерти жены, крепостной актрисы Параши Жемчуговой (1768 - 1803) поставил ей памятник в удаленном уголке сада (его описание см. выше).
Как уже сказано, в советское время этот памятник исчез. В 2007 г. в саду был установлен новый памятник П.Жемчуговой - графине П.И.Шереметевой (арх. О.Новичкова [36]); окончательно он был оформлен к 2008 году:
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 8а 9 10 11 12 13 14 14а 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
© Прохоров С.О.