ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ЗАХАРЬЕВСКАЯ УЛИЦА

 

 

Оглавление

Страница  2  3

 

Литература

 

Главная страница

 

 

Захарьевская улица (в советское время - ул. Каляева) - одна из пяти параллельных улиц, проходящих с запада на восток перпендикулярно Литейному и Воскресенскому (ныне Чернышевского) проспектам и Потемкинской улице. Четыре других параллельных улицы: Кирочная, Сергиевская (ныне ул. Чайковского), Фурштатская и Шпалерная. Захарьевская улица - одна из двух (наряду с Фурштатской) самых коротких, она проходит от Литейного проспекта до Потемкинской улицы.

Этот район, расположенный за Фонтанкой, долго был окраиной Петербурга. С середины XIX века началось его развитие. Теперь это уже давно не окраина. И все же Захарьевская улица (так же, как и Шпалерная - в отличие от Кирочной, Фурштатской и Сергиевской (Чайковского)) и сейчас в какой-то мере сохраняет захолустный характер. Впрочем, и здесь есть отдельные великолепные здания начала XX века.

Следует сказать также о том, что до 1917 г. Захарьевская улица выглядела красивее, чем сейчас. В 1917 г. был разрушен прекрасный памятник архитектуры XVIII века - Старый Арсенал (см. далее на этой странице). В советское время снесены две церкви - Никольская единоверческая и церковь св.Захарии и Елизаветы, что очень обеднило облик отрезка улицы от Воскресенского проспекта (пр. Чернышевского) до Потемкинской улицы.

 

Вид Литейного проспекта у начала Захарьевской улицы:

 

 

24 мая 2016 г.

 

У правого края фотографии - стена административного здания, варварски перестроенного из Сергиевского собора, дальше сквер, а за ним два здания на углах Захарьевской улицы - на правом углу трехэтажное здание, а на левом пресловутый "Большой дом" - здание зловещих органов госбезопасности. Это здание построено на том месте, где до 1917 г. стояло монументальное здание Старого Арсенала - общепризнанный шедевр архитектуры переходной от барокко к классицизму. С этого погибшего здания мы и начнем [6].

 

Здание выходило главным фасадом на Литейный проспект, а двумя боковыми на Захарьевскую и Шпалерную улицы.

Вид Старого Арсенала. Гравюра С.Ф.Галактионова, 1822 (Русский музей):

 

 

 

Изображен вид вдоль Литейного проспекта от Шпалерной улицы. Вдали Сергиевский собор, погибший в советское время.

Это было грандиозное здание с великолепным монументальным фасадом.

Для строительства Арсенала в 1762 г. был приглашен из Польши инженер Иоганн Валентин Тобиас фон Дидрихштейн (см. [6]; в других источниках (например, [7, №7]) его фамилия пишется немного по-другому: Дитрихштейн). Строительство началось в 1763 г. В 1766 г., по истечении срока контракта Дидрихштейн уволился с русской службы и уехал на родину. После этого строительство продолжил российский архитектор К.-И.Шпекле, завершивший его в 1776 г.

Кого из двух архитекторов следует считать главным автором этого шедевра? На этот счет нет единого мнения. По данным [6], Шпекле был только исполнителем проекта Дидрихштейна, некоторые другие, напротив, считают, что именно Шпекле придал зданию эту красоту.

(В советское время с подачи Грабаря было велено считать Старый Арсенал произведением В.И.Баженова - безо всяких серьезных доказательств.)

 

В 1860 г. завершилось строительство нового здания для Арсенала, расположенного у Петропавловской крепости. Туда были перенесены из Старого Арсенала коллекции оружия. В 1865 г. освободившееся здание было отдано для размещения Судебной палаты и Окружного суда. Приспособление здания для нового использования было осуществлено в 1867 - 1869 гг. по проекту Э.Я.Шмидта, при участии И.А.Мерца [6,8]. Вот как выглядел Старый Арсенал после перестройки (фотографии начала XX в. [9а,б,г]; на первой и третьей фотографиях видна часть фасада по Захарьевской улице):

 

 

 

Я заметил только одно сколько-нибудь существенное изменение фасада: увеличилась высота и изменилась форма окон третьего этажа ; это не изменило общего характера архитектуры.

 

Очень красивы были центральные ворота []:

 

 

 

 

 

Интерьеры здания Окружного суда.

Вестибюль (коридор), рисунок Г.Бролинга, 1871 [19б]:

 

 

 

 

Статуя императора Александра II (ск. П.П.Забелло) у входа в зал заседаний, гравюра по фотографии Савельева и Дегтярева, 1884 [19в]:

 

 

 

 

Зал заседаний, гравюра по рисунку Богданова, 1869 [19а]:

 

 

 

 

Здание Старого Арсенала было разрушено в первый день февральской революции, 27 февраля/12 марта 1917 г. Толпа сожгла Окружной суд. Конечно, при этом погиб и архив - что, очевидно, и было целью тех, кто направлял действия толпы. Вслед за этим начались одновременные поджоги судов, полицейских участков, тюрем. Это была явно централизованная акция; видно, некоторым вождям революции очень уж хотелось скрыть свои неприглядные делишки (не только уголовные преступления, но и, например, сотрудничество с властями, доносительство).

Все-таки знаменательно, что первым значительным деянием революции оказалось разрушение шедевра искусства.

 

 

После этого еще больше десяти лет сохранялись руины этого здания с обгоревшими стенами. Вот, например, фотография первой половины 1920-х гг. []:

 

 

 

 

 

Двор здания после пожара, фотография 1917 г. (Государственный центральный музей современной истории России, № по ГИК (КП) 677/14-6 [20]):

 

 

 

 

Не знаю точно, но может быть, была возможность восстановить здание?...

 

В 1929 г. руины Старого Арсенала были разобраны. А на его месте по инициативе Кирова было решено построить огромное здание, в котором должны были разместиться "органы" - учреждения жизненно необходимые тоталитарному режиму.

К проектированию и строительству были привлечены многие ленинградские архитекторы (понятно, что отказаться было невозможно). Трем архитекторам - А.И.Гегелло, А.А.Олю и Н.А.Троцкому - было поручено создать три самостоятельных проекта, но они объединились и разработали единый проект [10, с. 74]. По этому проекту и было построено здание в 1931 - 1932 гг. (Литейный пр., 4, Захарьевская ул., 2 - Шпалерная ул., 21). Вид с угла Литейного проспекта и Захарьевской улицы:

 

 

24 мая 2016 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Вот оно, зловещее логово. Говорят, что в 30-х годах прямо в подвалах производились расстрелы. Во времена Кирова здесь размещалось ГПУ, затем последовательно НКВД, МГБ, КГБ. (А сейчас ФСБ.)

Сверхдобротное здание, резко превышающее высоту окружающих построек, - зримое олицетворение тоталитарного режима, наглого, уверенного в себе. И архитектурное оформление (следует сказать, талантливое) соответствует назначению. Хотя стены и имеют светлую окраску, но здание выглядит очень мрачно. Вероятно, из трех архитекторов, проектировавших его, сильнее всего сказалась индивидуальность Н.А.Троцкого - архитектора, безусловно, талантливого, но тяготеющего к зверски-мрачным образам.

Это здание часто относят к конструктивизму. Но на мой взгляд, в действительности это уже одно из первых произведений сталинской неоклассики (даже не постконструктивизма; я бы поставил его в один ряд с "пролетарской классикой" И.А.Фомина). Монотонный ряд пилястр вызывает ассоциации с некоей гигантской колоннадой (тем более - в сочетании с гранитным обрамлением и гранитным нижним этажом). При этом полное отсутствие деталей придает этой колоннаде бездушный, подавляющий характер.

 

 

Здание на правом углу Литейного проспекта (Захарьевская ул., 1/6):

 

 

24 мая 2016 г.

 

(Фотография помещена также на другой странице.)

Это бывший дом артиллерийского ведомства. К сожалению, история строительства мне неизвестна. На помещенной выше гравюре С.Ф.Галактионова на заднем плане виден этот дом с характерным срезанным углом, но еще двухэтажный, с фронтоном на фасаде по Литейному проспекту. Перестройка произошла, видимо, в середине XIX в., архитектура еще близка к ампиру. Не особенно интересное, довольно казенное здание.

 

Пройдя немного, оглянемся назад, в сторону Литейного проспекта:

 

 

24 мая 2016 г.

 

Напротив улицы - центральная часть фасада бывшего Орудийного завода (Литейный пр., 3; 1864 - 1870, арх. Р,Р.Генрихсен). Казалось бы, неплохой неоренессансный фасад - но насколько же красивее был на этом месте портик предшествующего здания - Нового Арсенала (1808, арх. Ф.И.Демерцов)!

 

 

Рассмотрим здания по правой стороне.

Захарьевская ул., 3:

 

 

24 мая 2016 г.

 

Доходный дом, 1874, арх. И.О.Рубан [1]. Рядовой дом в духе эклектики. Пожалуй, эркеры чрезмерно тяжеловесны.

 

 

Захарьевская ул., 5:

 

 

24 мая 2016 г.

 

1893 г., арх. М.А.Андреев [1]. Эклектика. Еще один рядовой доходный дом - один из очень многих, построенных этим архитектором.

 

 

Захарьевская ул., 7:

 

 

24 мая 2016 г.

 

А этот дом значительно старше - он построен в 1843 г. по проекту А.Низовцева [1]. Строгий фасад, еще близкий к ампиру - слишком сухой, невыразительный (не в пример другому зданию Низовцева в этом районе - особняку на углу Литейного проспекта и Фурштатской улицы).

 

 

Значительно интереснее по архитектуре следующий дом (Захарьевская ул., 9):

 

 

24 мая 2016 г. 7 февраля 2010 г.

 

Доходный дом акционерного общества "Строитель", 1909, арх. С.Г.Гингер [1]. На первый взгляд, совершенно обычная неоклассика. Но здесь (как и обычно у Гингера) есть нечто, придающее зданию оригинальный, запоминающийся вид. В данном случае это облицованная гранитом центральная часть фасада на первом этаже, облицованная гранитом, с металлическими украшениями:

 

 

7 февраля 2010 г. 24 мая 2016 г. 7 февраля 2010 г.

 

Жаль, что современная путаница проводов несколько ослабляет впечатление.

 

 

Подойдя ближе, мы увидим, что и подворотня выглядит не менее красиво:

 

 

7 февраля 2010 г.

 

 

Дворовые фасады проще, но не лишены архитектурной отделки:

 

 

24 мая 2016 г.

 

 

 

Следующий дом (Захарьевская ул., 11):

 

 

24 мая 2016 г.

 

1842, арх. К.И.Дитмар; позже надстроен [1]. Архитектура близкая к ампиру. Довольно убогий фасад.

 

 

Захарьевская ул., 13:

 

 

24 мая 2016 г.

 

Этот доходный дом построен в 1872 г., предположительно по проекту Е.И.Ферри де Пиньи [1]. Эклектика. Довольно изящное необарокко.

 

 

Захарьевская ул., 15:

 

 

24 мая 2016 г.

 

Этот доходный дом получил существующий вид в результате перестройки в 1873 - 1875 гг. по проекту Х.Х.Тацки [1].

 

 

Следующий дом (Захарьевская ул., 17) сильно отличается от рассмотренных до сих пор домов по правой стороне:

 

 

 

24 мая 2016 г.

 

 

7 февраля 2010 г.

 

Это здание бывшей Военно-походной канцелярии, построенное в 1807 г., архитектор неизвестен [2]. Красивый, благородный ампирный фасад.

 

В 1910-х гг. рядом с этим домом построено еще одно здание для Военно-Походной канцелярии (Захарьевская ул., 19):

 

 

24 мая 2016 г.

 

Здание построено приблизительно между 1913 и 1915 г. Об имени архитектора существуют разные версии: Н.Д.Прокофьев [4, 11], А.К.Миняев [1] или Н.Т.Стуколкин [1]. Гранитный фасад в духе неоклассики - с претензией, но, по-моему, довольно скучный.

 

В здании размещается Главное управление внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, и пройти во двор невозможно. Между тем там есть кое-что интересное. Для того, чтобы это увидеть, можно войти во двор соседнего дома (Захарьевская ул., 21) и посмотреть за глухую стену:

 

 

6 февраля 2010 г. 23 января 2010 г.

 

(Эти две фотографии я ранее поместил на сайте "Соборы.ру. Народный каталог православной архитектуры, http://sobory.ru/article/?object=13924.)

Из дворового фасада выступает апсида домовой церкви. Согласно данным [4, том второй, №132], церковь была устроена по проекту А.К.Миняева и освящена предположительно в 1916 г. (В других источниках отдельно о церкви ничего не говорится.) В 1918 г. церковь была закрыта. По данным[4], в 1991 г. в ней после большого перерыва вновь прошла первая литургия. Однако в настоящее время церковь не действует.

 

 

Выйдя назад из двора, обратим внимание на фасад дома по Захарьевской ул., 21:

 

 

24 мая 2016 г.

 

Этот дом рассмотрен в разделе "Сергиевская улица (ул. Чайковского)", поскольку данный участок выходит противоположной стороной на ул. Чайковского, 34 и именно туда выходит главное здание. Там же помещена в том числе и данная фотография.

Это один из двух корпусов собственного доходного дома архитектора Н.В.Дмитриева, построенный в 1892 г.

 

 

 

Оглавление

Страница  2  3

Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

 

© Прохоров С.О.