САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
КИРОЧНАЯ УЛИЦА
Кирочная улица (в советское время ул. Салтыкова-Щедрина) - одна из пяти параллельных улиц, проходящих с запада на восток перпендикулярно Литейному и Воскресенскому (ныне Чернышевского) проспектам и Потемкинской улице. Название улицы связано с расположенной на ней лютеранской церкви (кирхой) св. Анны (см. далее на этой странице). Четыре других параллельных улицы: Фурштатская, Сергиевская (ныне ул. Чайковского), Захарьевская и Шпалерная.
Этот район, расположенный за Фонтанкой, долго был окраиной Петербурга. Но с середины XIX века началось его развитие, превращение в полноценный городской район. На его улицах - в том числе и на Кирочной - появились большие, красивые дома в стиле эклектики, модерна, неоклассики. В то же время на Кирочной улице сохраняются и некоторые ценные памятники архитектуры XVIII - начала XIX века.
Рассмотрим здания, стоящие в начале улицы, на углах Литейного проспекта.
В первой четверти XIX века на правом углу был построен по проекту Ф.И.Демерцова одноэтажный деревянный дом с портиком - резиденция А.А.Аракчеева, а на левом углу было построено здание штаба корпуса военных поселений, сохранившееся до нашего времени (см. далее).
В конце XIX в. было решено построить на правом углу (на месте бывшего дома Аракчеева) здание Офицерского собрания армии и флота. По инициативе главнокомандующего войсками Санкт-Петербургского округа Великого Князя Владимира Александровича была образована комиссия по строительству этого здания [7]. Оно было возведено в 1895 - 1898 гг. (ныне Дом офицеров Лениградского военного округа; Кирочная ул., 1/20).
Фотография К.К.Буллы, 1898 г. [32,с.302]:
Вид здания в наше время:
23 мая 2016 г.
(Левая фотография помещена также на другой странице.)
Фасады здания в целом неплохо сохранились. Исчезли только некоторые украшения идеологически нежелательные для коммунистических властей: венчавший шатер двуглавый орел, а под шатром, наверху на срезанном углу - барельеф, изображающий Георгия Победоносца (на его месте теперь окно). Были также замазаны (или уничтожены?) керамические изображения двуглавых орлов на фасаде по Литейному проспекту, но теперь они восстановлены.
Здание представляет собой выдающееся произведение архитектуры эклектики. Монументальные фасады выполнены в "русском стиле". Весьма красивы и интерьеры в европейских исторических "стилях" (я их не фотографировал, но их фотографии легко найти в интернете).
В составлении проекта и строительстве участвовало несколько архитекторов.
В 1894 г. в "Неделе строителя", №1 [7а] появилось сообщение:
"Экономическое общество гвардейских офицеров предполагает выстроить, как только позволят средства, свой собственный дом. Проект составлен профессором инженерной академии, полковником В.М.Ивановым и академиком А.И.фон Гогеном. Фасад будущего здания разработан в строго русском стиле и напоминает старинные воинские постройки московского кремля. В доме предполагается поместить общее офицерское собрание всей русской армии (наподобие Cerele militaire в Париже), магазины, склады общества и т.д."
Таким образом, авторы первоначального проекта здания на углу Литейного и Кирочной - военный инженер В.М.Иванов и известный архитектор А.И.фон Гоген.
Немного позже, в №38 за тот же год [7б] появилась следующая заметка:
"Всероссийское военное собрание. В октябре предполагается разборка дома, на месте которого будет приступлено к сооружению огромного здания (на углу Литейного проспекта и Кирочной улицы). Здание предназначается для устройства в нем общего, так сказать, "всероссийского" военного собрания и, вместе с тем, для помещения в нем главного склада, управления, мастерских и лавки экономического общества гвардейских офицеров. В доме устроена будет гостиница, в которой будут останавливаться все приезжающие в Петербург офицеры. [...]"
Итак, теперь уже предполагалось построить дом для всероссийского военного собрания, а не только для экономического общества гвардейских офицеров. Проект был переработан. Вот что сказано в статье о вновь построенном здании [7в]:
"[...] удостоился Высочайшего утверждения проект самого здания, составленный военным инженером полковником Гаугером."
Таким образом, автор нового варианта проекта - военный инженер В.К.Гаугер.
Там же говорится и об участии других архитекторов - членов комиссии,консультировавших строительство: А.О.Томишко, Г.И.Котова, Л.Н.Бенуа.
В томе III архитектурной энциклопедии Г.В.Барановского (1903 г.) [8, том III, с. 321-323] написано:
"По эскизам: акад. арх. А.И.фон-Гогена, акад. арх. М.А.Иванова. Разработали проект и строили: инженер-полковник В.К.Гаугер, инженер-капитан А.Д.Донченко"
Таким образом, здесь появляется имя военного инженера А.Д.Донченко, работавшего вместе с В.К.Гаугером. Заметим также, что вместо военного инженера В.М.Иванова назван М.А.Иванов - архитектор, много работавший для военного ведомства; но, может быть, Г.В.Барановский просто ошибся?
Итак, в проектировании и строительстве этого здания участвовали: А.И.фон Гоген, В.М.(М.А.?)Иванов (первоначальный проект), В.К.Гаугер, А.Д.Донченко, а также консультанты А.О.Томишко, Г.И.Котов, Л.Н.Бенуа.
В литературе вопрос об авторстве здания запутан (что не мудрено при таком количестве участников). В 1950 - 1970-х гг. автором называн А.О.Томишко, в работе [9, с. 215] (1981 г.) - В.К.Гаугер и А.Д.Донченко, в работе [5] (1982 г.) А.И.фон Гоген, А.О.Томишко и В.К.Гаугер. Наиболее полный список всех участников да, кажется, в работе [6] (1985 г.) (причем М.А.Иванов назван в числе консультантов). В работе [1] (1996 г.) названы четыре имени (без консультантов): В.К.Гаугер при участии А.Д.Донченко, первоначальный проект - А.И.фон Гоген и В.М.Иванов.
Как уже сказано, на левом углу Литейного проспекта стоит здание бывшего штаба корпуса военных поселений (Кирочная ул., 2/18):
24 ноября 2007 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Здание построено в 1822 г., арх. З.Ф.Краснопевков (предположительно совместно с В.П.Стасовым), частично перестроено в 1836 - 1838 гг., арх. И.И.Гальберг [3, №1725]. Ампир, не блещущий высокими достоинствами, но все же не лишенный благородства.
Позже в здании размещалось Главное казначейство.
Рассмотрим следующие дома по левой стороне.
Кирочная ул., 4:
23 мая 2016 г.
В этом здании находился Александровский комитет о раненых. Комитет был основан в 1814 г. Александром I - первоначально для материальной помощи раненым в войне с Наполеоном, а потом и вообще всем раненым и увечным воинам.
Здание построено специально для комитета в 1901 г. по проекту Н.Д.Цвейберга (кажется, это единственная известная работа этого архитектора) [1]. Эклектика (неоренессанс). Красивый, солидный фасад. Интересны необычные капители с масками:
26 августа 2007 г.
Кирочная ул., 6:
23 мая 2016 г.
Доходный дом И.М.Екимова, 1908 - 1909, арх. В.И.Ван-дер-Гюхт [1]. Модерн. Элегантный, стройный фасад в стиле модерн. Наиболее выразительная деталь - входной портал, ставший, пожалуй, центром всей композиции:
26 августа 2007 г.
Всё бы хорошо. Но есть одна неувязочка - именно портал заимствован из другого здания, построенного другими архитекторами. Вот фотография, опубликованная в архитектурной энциклопедии Г.В.Барановского [8, том VI, с. 93] в 1904 г. (за четыре года до начала строительства дома на Кирочной улице):
Итак, Вена, площадь Альткан-Платц, архитекторы Ф.Ольбрих и Ф.Дем. У Ван-дер-Гюхта - всего лишь подражание, копия из книги. Жаль!
Видно, Ван-дер-Гюхту очень уж понравилась эта заимствованная деталь. В 1909 - 1910 гг. он сделал такие же порталы на фасадах еще на одного доходного дома - на Большом пр. П.С., 5; правда, там они все же не играют такой большой роли в облике здания.
Далее начинается территория кирхи - лютеранской церкви св. Анны, окруженной с обеих сторон принадлежавшими ей домами (Кирочная ул., 8). Эта территория выходит противоположной стороной на Фурштатскую ул., 7-9.
Сама церковь находится в глубине участка по Кирочной улице, а на красную линию по обе стороны выходят жилые дома, принадлежавшие церкви:
23 мая 2016 г.
К сожалению, история строительства этих двух жилых домов мне неизвестна. Судя по архитектуре, правый корпус построен в середине XIX в. У левого корпуса фасад явно ободран в советское время. Ограда между корпусами датируется серединой XIX в. [2]. Дома и ограда выглядят скромно, но то, что не изуродовано в XX веке (ограда и правый корпус), вполне красиво.
Следует сказать, что такая композиция - посередине (как правило, в глубине) храм, а с обеих сторон по красной линии принадлежащие ему дома - была традиционна для петербургских иноверческих церквей в XVIII - первой половине XIX в. (так построены лютеранская, католическая и армянская церкви на Невском проспекте, финская церковь на Большой Конюшенной улице, лютеранская церковь в начале Большого проспекта Васильевского острова).
Войдем в курдонер перед церковью:
25 февраля 2020 г.
Первая лютеранская церковь была построена здесь в 1720 - 1722 гг., она была деревянной. В 1735 - 1740 гг. на ее месте появилась фахверковая церковь, построенная по проекту П.М.Еропкина. И, наконец, в 1775 - 1779 гг. построено нынешнее каменное здание. Автор проекта - Ю.М.Фельтен, один из ведущих петербургских архитекторов того времени.
В 1935 г. церковь была закрыта, а в 1939 г. перестроена в кинотеатр (арх. А.И.Гегелло, Л.С.Косвен).
В 1992 г. в здании (тогда еще принадлежавшем кинотеатру) стали время от времени проходить богослужения. Однако это длилось недолго. В 2002 г. в здании произошел пожар, и очень долго церковь так и стояла в полуразрушенном виде, окруженная забором. В середине 2010-х гг. началось восстановление, не законченное и сейчас (2016 г.); впрочем, снаружи здание приведено в порядок. Церковь вновь действует, но когда нет богослужений, в ней проводятся платные мероприятия (выставки и т.п.).
Церковь св. Анны - интересное произведение архитектуры переходной от барокко к классицизму, со строгими фасадами с изящными лепными украшениями.
Правда, фасад, обращенный к Кирочной улице, выглядит очень скромно; возможно, это результат перестройки 1939 г. Гораздо выразительнее противоположный фасад со стороны алтаря, обращенный на север, на Фурштатскую улицу. Вот его старое изображение - гравюра Гоберта по рисунку А.М.Горностаева (архитектора, в то время начинающего), 1834 г.:
Алтарная апсида окружена изящной колоннадой и увенчана куполом.
Вид в том же направлении - фотография до 1903 г. (НИМ РАХ КП-123/113. Ф-10129 [44]):
(На гравюре 1834 г. на заднем плане виден храм - это православный Спасо-Преображенский собор, расположенный в стороне от Кирочной улицы. На более поздней фотографии он уже не виден за одним из домов церкви св. Анны. Не виден от теперь и с Кирочной улицы за более поздним зданием на правой стороне. Здесь мы этот храм не рассматриваем. Речь о нем идет в другом месте сайта.)
А вот как выглядит церковь с этой стороны в наше время:
23 мая 2016 г.
(Эти две фотографии помещены также на другой странице.)
Фрагмент бокового фасада:
23 мая 2016 г.
Интерьер церкви выполнен в духе той же изящной архитектуры переходной от барокко к классицизму. Вот его старая фотография [4, том третий, №522]:
Между Кмрочной и Фурштатской улицами по обе стороны от церкви стоят различные принадлежавшие ей здания. Мы уже видели два жилых дома, выходящие на Кирочную улицу. Теперь рассмотрим другие здания.
Во дворе, по обе стороны от церкви стоят два корпуса школы Анненшуле (Annenschule - школа св. Анны) - одной из старейших школ Петербурга, основанной в 1736 г. В 1852 г. Анненшуле была приравнена в правах к казенным гимназиям. Во второй половине XIX - начале XX в. она считалась престижным учебным заведением. В настоящее время (2016 г.) постройки Анненшуле по-прежнему используются как школьные здания (правда, не имеющие отношения ни к церкви, ни к прежней Анненшуле). См: [10, с. 482 - 493].
Более старое из двух зданий стоит к западу от церкви. Оно сменило еще более старую постройку, имевшую фасад близкий к классицизму [33,с.32]:
Существующее здание построено в 1867 - 1868 гг., арх. А.И.Дютак. Фотография 1889 г. [33,с.33]:
Эклектика. Очень строгий, довольно казенный фасад.
В 1889 г. с задней стороны к дому был пристроен гимнастический и рекреационный зал. Это был первый в Петербурге школьный спортивный зал. Автор проекта - В.А.Шретер, один из лидеров рационалистического течения в эклектике. Вот фотография зала, сделанная в 1911 г. [10]:
Зал имеет своеобразный, запоминающийся вид благодаря криволинейному металлическому перекрытию с ленточными окнами наверху. Он прост, каких-то богатых украшений свойственных эклектике не видно. И в то же время, судя по фотографии, это светлое помещение весьма красиво.
Современная фотография (вид с Фурштатской улицы):
23 мая 2016 г.
(Слева краешек церкви св. Анны. На переднем плане ампирная ограда церкви, построенная в первой четверти XIX в. [2].)
Фасад в целом сохранился, но есть и утрата - исчезли лепные украшения в центре над окнами третьего этажа, фасад стал еще более казенным.
Наиболее интересен второй корпус Анненшуле, расположенный с противоположной стороны - к востоку от церкви [10, с. 482 - 493]:
23 мая 2016 г.
Это здание было построено в 1905 - 1906 гг. для элементарных (т.е. начальных) школ для мальчиков и девочек. Школа для девочек находилась на втором и третьем этаже, а школа для мальчиков - на четвертом и пятом. Левый подъезд - вход в школу для девочек, а правый - в школу для мальчиков.
Авторы проекта - А.Ф.Бубырь и Л.А.Ильин, в то время начинающие архитекторы, окончившие в 1902 г. Институт гражданских инженеров.
Здание выполнено в духе рационалистического модерна. Гладкая белая стена с керамической облицовкой, безо всякого декора, прорезанная одинаковыми большими окнами - казалось бы, скучный мотив. Но авторам удалось избежать впечатления монотонности и, наоборот, сделать очень красивый фасад. Очень хороши высокие криволинейные аттики. Другое средство - более тонкое и не бросающееся в глаза: расположение окон не вполне равномерно; на каждом этаже они расположены группами по четыре окна, соответствующие расположению классов. Есть и не бросающееся в глаза нарушение симметрии: слева группы по три окна (здесь классы меньше), справа окна двусветных залов. (См. [10, с. 482 - 493].)
Кроме того, сухой рационализм смягчается отделкой первого этажа - прежде всего, замечательными, красивыми подъездами. (Здесь представлены фотографии подъездов разных лет. Мы видим, что форма фонарей изменилась. К сожалению, я не знаю, как фонари выглядели сначала.)
Здание элементарных школ прихода лютеранской церкви св. Анны безусловно принадлежит к числу лучших произведений петербургского модерна.
Вскоре пути в архитектуре А.Ф.Бубыря и Л.А.Ильина резко разошлись: Бубырь по-прежнему работал в стиле модерн (причем в наиболее радикальных, новаторских формах), а Ильин стал представителем неоклассики. И каждый из этих очень непохожих, но одинаково талантливых архитекторов оставил яркий след в архитектуре нашего города.
К корпусу Анненшуле примыкает бывший жилой дом церкви св. Анны, расположенный на углу Фурштатской улицы:
(Левая фотография помещена также на другой странице.
На помещенных выше старых изображениях церкви св. Анны - гравюре и фотографии - видна часть предшествующего дома второй половины XVIII в.)
Это здание в духе эклектики построено чуть раньше, в 1903 - 1904 гг. по проекту, победившему в конкурсе. А авторы этого очень консервативного проекта - тоже А.Ф.Бубырь и Л.А.Ильин! Это кажется невероятным, но это так. В дальнейшем ни Бубырь, ни Ильин никогда не возвращались к такой архитектуре. (Впрочем, следует заметить, что примерно к этому же времени (1904 - 1906 г.) относится еще одна работа Ильина в духе эклектики - фасад доходного дома на Александровском проспекте, ныне пр. Добюролюбова, 3.)
Но каков бы ни был стиль, это красивая архитектура, не менее талантливая, чем в здании Анненшуле.
В наше время (2016 г.) в этом доме размещается генеральное консульство Испании.
Еще один жилой дом церкви св. Анны стоит на другом, западном углу двора и Фурштатской улицы:
23 мая 2016 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Классицизм (не очень совершенный). Фасады довольно монотонные, но не лишенные благородства. В [3, №1729.3] дом датируется последней четвертью XVIII в. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что такая архитектура более похожа на ампир 1820 - 1840-х гг.
© Прохоров С.О.