ФОНТАНКА
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 8а 9 10 11 12 13 14 14а 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
Река Фонтанка - наиболее значительный рукав в дельте Невы по левому берегу. В начале XVIII в. район Фонтанки (называвшейся в ту пору Безымянным ериком) был фактически пригородом. Но во второй половине XVIII в. она вошла в черту Санкт-Петербурга. В 1780 - 1789 гг. были построены гранитные набережные, каменные мосты.
С тех пор Фонтанка играет большую роль в жизни города, и это одна из самых красивых его рек.
Фонтанка отличается по характеру от Екатерининского канала (канала Грибоедова) с его бесчисленными изгибами. Она довольно широка, ее повороты плавны. В облике набережных Фонтанки, пожалуй, главную роль играет архитектура классицизма (хотя здесь есть и многие первоклассные произведения архитектуры других эпох).
Предупреждаю, что здесь содержится очень мало данных о выдающихся людях, живших или живущих на Фонтанке, о различных происшествиях и т.п. Я приглашаю к прогулке тех, кто интересуется прежде всего архитектурой.
Итак, начнем.
Первый большой отрезок Фонтанки от Невы - по меньшей мере, до Невского проспекта - активно посещается туристами и много раз описан и сфотографирован. Я постараюсь не очень много говорить об общеизвестных туристских объектах. Но и совсем обойтись без этого невозможно.
Фонтанка вытекает из Невы. Вдоль набережной Невы ее пересекает Прачечный мост:
25 сентября 2007 г.
Этот прекрасный мост построен в 1766 - 1769 гг. Долгое время его автором считали Ю.М.Фельтена (с легкой (а точнее, очень даже "тяжелой") руки И.Э.Грабаря). Теперь называют другое имя - Игнацио Росси, автора гранитных набережных Невы (не путать с К.И.Росси!). [1]
Вид вниз по течению:
9 сентября 2012 г.
Справа Летний сад, вдали Михайловский (Инженерный) замок.
Летний сад основан в 1704 г. Это еще одна широко известная достопримечательность Санкт-Петербурга. Существуют и обширная литература о Летнем саде (в том числе и о реставрации, закончившейся в 2012 году), и многочисленные фотографии. Я ограничусь только очень немногими фотографиями видов Летнего сада с Фонтанки. Летний дворец Петра I (1710 - 1714, арх. Д.Трезини) и ограда Летнего сада (1771 - 1784); Кофейный домик (1826, арх. К.И.Росси); участок гранитной набережной со спуском (1780-е):
Теперь рассмотрим здания на противоположном, левом берегу.
Дом на углу наб. Кутузова (Гагаринская, затем Французская набережная, в 20 - 30-х годах наб. Жореса) известен как дом Баура (наб. Фонтанки, 2/36):
Дом построен в 1781 - 1784 гг. [1]. Он принадлежал генералу Ф.В.Бауру, выдающейся личности - военному деятелю, картографу, инженеру. Баур, в частности, руководил строительством гранитных набережных Екатерининского канала и Фонтанки.
Дом интересен и как довольно хорошо сохранившийся образец рядовой архитектуры своего времени (только раздражает появившаяся недавно "новорусская" мансарда). Но в то же время меня всегда удивляла встречающаяся в литературе очень высокая оценка его архитектурных достоинств; по-моему, здание довольно грубо по архитектуре.
Далее тянется довольно длинный двухэтажный дом дворцового правления - Прачечный дом (наб. Фонтанки, 4):
16 сентября 2012 г.
Это здание, построенное во второй половине XVIII в., приобрело нынешний облик в результате перестройки в 1860-х гг. [1]. Здание выглядит довольно казенно.
Далее от Фонтанки отходит ул. Чайковского (бывшая Сергиевская):
16 сентября 2012 г.
На левой стороне вблизи виден боковой фасад Прачечного дома. Далее тянется длинный, монотонный фасад Придворно-служительского дома (ул. Чайковского, 2), построенного в 1843 - 1844 гг. по проекту Р.И.Кузьмина [3]. Как это ни странно, эти казенные дома выглядят по-своему живописно.
Справа (ул. Чайковского, 1) виден боковой фасад следующего здания по набережной. Это здание бывшего Училища правоведения (наб. Фонтанки, 6):
16 сентября 2012 г.
(Еще две фотографии этого здания представлены на другой странице.)
Училище правоведения было основано в 1835 г. по инициативе принца П.Г.Ольденбургского, при поддержке Николая I и при активном участии известного государственного деятеля М.М.Сперанского. Среди выпускников училища были не только видные юристы, но и выдающиеся деятели русской культуры: критик В.В.Стасов, композитор А.Н.Серов и, наконец, самый знаменитый - композитор П.И.Чайковский. (См., например, [10].)
Архитектурный облик здания сформировался не сразу.
Для училища был куплен и перестроен старый дом на Фонтанке. Автором проекта перестройки был, очевидно, А.И.Мельников, награжденный за эту работу бриллиантовым перстнем [13]. Несколько позже, в 1845 г. по проекту В.П.Стасова была перестроена церковь в центре здания, на втором этаже, над которой был устроен купол.
Вот как выглядело здание после этой перестройки. Фотография 1850-х гг. (Музей-усадьба П.И.Чайковского (г. Воткинск), инв.№ ИЗО-ФТ-443 [133]):
Гравюра 1885 г. [136]:
Это было очень строгое классицистическое здание, по композиции напоминающее постройки конца XVIII - начала XIX в. (хотя и с тяжелыми, мощными колоннами и лепным декором, характерными именно для ампира 1820 - 1830-х гг., см. более крупное второе изображение). Следует сказать, что в литературе 1950 - 1970-х гг. (в том числе и в [13], вопреки факту награждения Мельникова) автором перестройки здания в 1835 г. (а не только церкви в 1845 г.) называют В.П.Стасова. На мой взгляд, сам характер архитектуры таков, что авторство Стасова маловероятно: такой консерватизм свойственен именно некоторым зданиям Мельникова.
В 1895 и 1909 - 1910 гг. здание дважды перестраивалось по проектам П.Ю.Сюзора - выдающегося архитектора конца XIX - начала XX в. [3]. При первой перестройке Сюзор переделал фасад, казавшийся в это время старомодным. Он сохранил представительную классицистическую композицию с портиком, но решительно изменил детали в духе господствовавшей архитектуры эклектики. О том, что фасад был изменен именно при первой перестройке, свидетельствует открытка, изданная в 1903 г. [12, выпуск 2]:
Очень характерная для Сюзора деталь - угловые ротонды с башенками.
На переднем плане этой старой фотографии виден следующий дом - наб. Фонтанки, 8. Вот как он выглядит в наше время (снимок с угла Гангутской улицы):
25 сентября 2007 г.
Дом построен в конце XVIII в. [75а, №2120].
В 1835 г. архитектор Ламони составил проект надворного флигеля в глубине двора. На листе с проектом этого флигеля [137] имеются также чертежи трех фасадов старого дома - по набережной Фонтанки и по двум прилегающим улицам. Фасад по набережной:
Фасад предельно, я бы сказал, чрезмерно простой. Сравнение с приведенной выше фотографией 1903 г. показывает, что в то время он выглядел так же.
Фотография 1939 г. [138] и фотография предположительно 1955-1960 г. [139]:
Это сугубо утилитарное здание всегда поражало меня безнадежно прозаическим видом, совершенно не соответствующим месту. Раньше я подозревал, что его фасады ободраны в советское время. Потом увидел открытку 1903 г., на которой виден тот же голый фасад. (К 1939 году исчезло обрамление ворот, исчезли и обрамления входных дверей на боковых фасадах - но эти более чем скромные украшения все равно не спасали положение.) Здесь (в отличие от подавляющего большинства подобных случаев) меня не возмущает даже мансарда, появившаяся на рубеже XX и XXI в.: архитектура здания настолько бездарна, что ее уже ничто не может испортить.
Примечание. В [6] здание датируется 1830 - 1840-ми гг., а автором назван архитектор Дж.-Б.А.Ламони. Это, очевидно, недоразумение: по данным [137], Ламони проектировал только флигель во дворе уже существующего здания.
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 8а 9 10 11 12 13 14 14а 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52
© Прохоров С.О.