ФОТОПРОГУЛКИ

 

ПЕТЕРГОФ

ЛУГОВОЙ ПАРК

 

Оглавление

 

 

1. Запасной пруд

2. Композиция Лугового парка. Розовый павильон ("Озерки")

3. Самсоновский бассейн. Царская мельница

4. Бабигонский пруд. Церковь Царицы Александры. Сельский приказный дом

5. Бельведер

6. Руинный пруд. Саперный пруд. Орлиный пруд. Южная часть Запасного пруда. Возвращение к Розовому павильону. Выход из парка

 

ПРИЛОЖЕНИЕ. Рисунки сельских зданий на Бабигоне. Петергоф, 1853  а  б  в

 

Литература

 

 

Главная страница

 

 

СхемаЛугового парка (составлена на основе схемы, приложенной к [7])

Фрагмент подробной топографической карты окрестностей Санкт-Петербурга (верстовка 1870-1890 годов) [8]

План Петергофа 1850-1853 г. (из альбома "Рисунки сельских зданий на Бабигоне", Петергоф, 1853; см. приложение)

 

 

 

Композиция Лугового парка

 

На предыдущей странице мы рассмотрели самую старую часть Лугового парка, сформировавшуюся в основном еще до создания его основной части и воспринимавшуюся сначала как принадлежность соседнего Английского парка. Теперь перейдем, наконец, к основной части Лугового парка.

Луговой парк возник вокруг водоемов, предназначенных для подачи воды к знаменитым петергофским фонтанам и к Гранильной фабрике. Парк создавался в период между 1845 и 1856 г. Заказчик и автор разных идей - сам император Николай I (известны его собственноручные рисунки будущих сооружений - Бельведера, Руины и Ларариума [4, с. 251]). Имена творцов Лугового парка:

архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802 - 1865), автор всех сколько-нибудь значительных архитектурных сооружений и, вероятно, в значительной степени общей композиции парка;

садовый мастер Петр Иванович Эрлер (1793 - 1857).

 

Кроме того, в работе принимали участие:

ученый-лесовод Егор Андреевич Петерсон (1809 - 1888);

инженер Мечислав Иванович Пильсудский (Пилсудский; 1819 - не ранее 1868), проектировавший пруды и гидротехнические сооружения;

архитектор Эдуард (Евграф) Львович Ган (1817-1891) - автор проектов нескольких караулок (до нашего времени дошла только одна - у Царской мельницы).

 

Если сведения о А.И.Штакеншнейдере, П.И.Эрлере, А.Е.Петерсоне и Э.Л.Гане легко найти в литературе и в интернете, то М.И.Пильсудский - далеко не настолько известная личность. Возможно, Вам будет интересно почитать статью о нем петергофского краеведа В.Е.Ардикуцы, опубликованную в 1970 г. в местной петергофской газете [16]; здесь помещен ее скан. Год смерти Пильсудского неизвестен (см. также [34]). В то же время в книге [1], изданной в 1868 г., написано (с. 125): "Управляющим петергофскими фонтанами в настоящее время инженер статский советник М.И.Пильсудский"; значит, в это время он был жив.

 

 

Прежде чем рассматривать собственно парк, познакомимся с системой водоемов.  Приведу цитату из [1,с.124,125]; при чтении желательно смотреть на карту (может быть, лучше даже смотреть не вырезанный из нее фрагмент, а непосредственно всю карту целиком) и на схему с названиями водоемов:

"Вода для действия петергофских фонтанов протекает к Петергофу двумя водопроводами: старым и новым.

Старый водопровод берет свое начало из ключей, находящихся при деревнях: Елагино, Забородье, Гладино и Хабино [...]

Новый водопровод начинается от пруда при деревне Леволово, в котором соединены ключи деревень Вильпузи и Лапино. Все эти деревни отстоят от петергофского дворца приблизительно от 20 до 26 верст. На половине пути оба водопровода соединяются, и далее вода протекает частью натуральным руслом, частью прорытым каналом. У деревни Низино (в 6-ти верстах от петергофского дворца) находится так называемый Шинкарский шлюз [назван по речке Шинкарке - С.П.], которым в осеннее и зимнее время излишняя вода отводится от Петергофа речкою Стрельною, и в то время в петергофские пруды протекает только то количество воды, которое необходимо для освежения прудов. Водою этих прудов жители города постоянно пользуются для своего употребления. Летом вся вода Шинкарского шлюза протекает сначала речкою, а потом открытым каналом в пруды: Церковный и Бабьегонский [современное написание: Бабигонский - С.П.]. У пруда Бабьегонского вода разделяется: одна часть ее идет к Самсоновскому бассейну, который составляет главный резервуар воды для фонтанов верхнего сада, а также Самсона и Большого грота. Бассейн этот имеет длины до 300 сажень, ширины 15 сажень и глубины до трех сажень. Другая часть воды направляется от Бабьегонского пруда в пруды Английского сада и оврага, а также чрез фабричный канал протекает в главный водяной резервуар петергофской гранильной фабрики, т. е. большой запасный пруд."

Итак, ниже Церковного пруда вода разделяется, и на территории Лугового парка находятся две системы прудов - восточная и западная. В восточную систему входят: канал, переходящий в Самсоновский бассейн, Мельничный, Большой Круглый (см. далее) и крохотный Малый Круглый пруды. Западная система: пруды Бабигонский, Руинный, Саперный, Орлиный и Запасной.

 

 

Хорошее представление о том, как выглядел пейзажный Луговой парк (до военных разрушений и десятилетий запустения), дает следующее изображение:

 

 

 

Общий вид на Бабигон. Гравюра Бореля по рисунку К.К.Циглера фон Шафгаузена, 1853 (подробнее см. приложение). Изображен вид на юг с башни Розового павильона (о самом павильоне речь пойдет несколько дальше). В 1853 г. некоторые изображенные здесь здания были еще недостроены.

На литографии изображены (см. схему и (или) карту):

- слева восточная система прудов: Самсоновский бассейн, а левее Мельничный пруд (видна только его дальняя часть, ближняя закрыта деревьями). Вдали, на левом берегу Самсоновского бассейна - постройки Царской мельницы;

- справа западная система прудов: Запасной пруд (южная часть), Орлиный пруд, дальше Руинный пруд (очень большой, но отсюда он едва виден), на островке которого стоит Руина; правее расположен Саперный пруд, но здесь он не виден; а еще дальше и левее видна узкая полоска воды - это Бабигонский пруд (очень большой, но из-за дальности это не чувствуется). Впереди холм Бабигон с Бельведером и церковью Царицы Александры. У правого края изображения постройки деревни Сашино. Скопления палаток на склоне - место, где летом квартировал Саперный батальон и воспитанники Инженерного училища - справа лагерь, слева кухни (см. план Петергофа 1850-1853 г.).

 

Луговой парк имеет очень своеобразную композицию: у него нет ясно выраженных границ, пространство парка сливается с окрестными деревнями. В пейзажах парка преобладали большие открытые пространства - пруды и луга. Далеко на юге расположен двугорбый холм Бабигон, на двух вершинах которого стоят монументальные здания - дворец Бельведер (ближе и правее) и церковь Царицы Александры. Эти два здания господствовали над всем Луговым парком и над его окрестностями.

Я впервые побывал в Луговом парке в детстве, в 1965 г., и в то время (а также позже, в 1970-х гг.) эти далекие перспективы еще в значительной мере сохранялись. К сожалению, силуэт церкви был изуродован военными разрушениями, но Бельведер господствовал над всем парком. Единственное место, на которое господство Бельведера уже тогда не распространялось из-за самосева - это рассмотренная на предыдущей странице северная часть Запасного пруда.

Но этого мало! в книге 1909 года [2, с.206] написано:

"На самой высокой точке Бабьегонской горы стоит монументальный павильон "Бельведер". Положение его так выгодно избрано строителем, что он хорошо виден из города, хотя находится от него на расстоянии около четырех верст."

Значит, сфера влияния Бельведера распространялась еще дальше. Возможно, он был виден и от фонтанов Верхнего парка. К сожалению, этого я уже не застал. Но все-таки из окна электрички, проезжающей чуть севернее Лугового парка, открывался далекий вид на Бельведер (и я всегда старался сесть на эту сторону, чтобы полюбоваться видом из окна).

Увы, теперь этого нет и в помине. Самосев в парке настолько разросся, что заслонил далекие виды. В 1980-х гг. Бельведер можно было увидеть только со сравнительно близких расстояний - из района бывшей Царской мельницы (но не от места самой мельницы), от Руинного пруда. Теперь его не видно не только из этих мест, но и еще ближе. В свою очередь, теперь совершенно закрылись восхитительные виды с Бабигона, от подножия Бельведера на север и северо-восток - на пруды Лугового парка, на город, на Большой дворец и море вдали. Единая композиция распалась на отдельные кусочки. Правда, и эти кусочки по-прежнему прекрасны...

Единственное место, где пока еще сохраняется характер свойственный раньше всему Луговому парку - это его часть южнее Бельведера (см. страницы 4 и 5).

 

"Благодаря своим особенностям, в первую очередь обширному визуальному бассейну и преобладанию открытых пространств, Луговой парк оказался наиболее уязвимым к воздействию новой застройки Петродворца и Университета.

На территориях бывших крестьянских полей, прилегающих к Луговому парку, возникли садоводства, гаражи, мелкие предприятия. В непосредственной близости от Розового павильона вырастают уродливые сооружения утилитарного назначения. Разрушаются регулярные образцовые деревни — в них возводятся совершенно несомасштабные традиционной застройке громоздкие коттеджи и многоэтажные здания." [4,с.255].

Полностью солидарен с тем, что здесь написано. Меня всегда возмущали постройки из силикатного кирпича и т. п., уродующие виды Лугового парка. Только... это было в 1960 - 1970-х гг. С тех пор пришла еще большая беда: парк зарос - зарос так, что из него и этих безобразных построек уже почти нигде не видно...

 

 

 

Теперь продолжим прогулку по парку.

 

Розовый павильон ("Озерки")

 

Мы вышли на западный берег Большого Круглого пруда. Вид пруда - четыре снимка, продолжающие друг друга:

 

 

21 октября 2017 г.

 

Справа развалины Розового павильона (другое его название - павильон "Озерки"). Вот как он выглядел раньше, до Великой Отечественной войны (фотография второй половины XIX - начала XX века, сделанная примерно в том же направлении, на юг (Эрмитаж) [6, инв.№ЭРФт-31847]:

 

 

 

Розовый павильон построен в 1845 - 1848 гг. по проекту А.И.Штакеншнейдера [1,с.100-102; 2,с.215,217,218,220,222; 3; 4,с.251-253; 34, с.212-227]. В альбоме "Рисунки сельских зданий на Бабигоне". Петергоф, 1853 (см. приложение) помещены чертежи павильона: план здания и генеральный план, разрез и все четыре фасада.

Павильон стоит на стыке трех водоемов восточной системы, имеющих разный уровень воды: с юга Самсоновский бассейн с самым высоким уровнем, с востока Мельничный пруд (более низкий), с северо-востока Большой Круглый пруд (еще ниже). Очевидно, такое местоположение продиктовало и причудливую, абсолютно асимметричную композицию. В то же время декор фасадов носит строгий, "академический" характер.

С высокой башни павильона открывались виды на парк. (Рассмотренная нами литография - это вид с башни Розового павильона.) Павильон, очевидно, играл очень важную роль в видах Лугового парка. (Даже сейчас, в разрушенном виде, без башни эта роль весьма велика, см. фотографии на страницах 3 и 6.)

 

Осмотрим павильон с разных сторон. Справа от павильона короткая, довольно крутая дорожка ведет к Самсоновскому бассейну. Виды на Розовый павильон от Самсоновского бассейна.

Акварель Л.Премацци, 1850, Эрмитаж [6, инв.№ОР-31542]:

 

 

 

 

Фотография начала XX в. [2,с.220]:

 

 

 

 

Еще одна фотография начала XX в. [12,с.60]:

 

 

 

Перед южным фасадом устроена пергола (галерея с вьющимися растениями) с восемью гранитными гермами. Эти гермы были выполнены скульптором А.И.Теребеневым - автором знаменитых атлантов Эрмитажа [1,2].

После войны гермы долго оставались на своих местах. (В 1965 г, когда я впервые увидел Розовый павильон, гермы по-прежнему стояли перед развалинами. Рядом валялись обломки одной из герм, остальные, кажется, были целы.) Во второй половине 1960-х гг. гермы были отсюда убраны - что, видимо, было правильно с точки зрения защиты от вандализма.

В процессе демонтажа герм выяснилась одна интересная подробность, о которой главный хранитель дворцов-музеев В.В.Знаменов в 1970 г. написал статью в местной петергофской газете [17] (скан статьи см. здесь) и которая почему-то до сих пор остается малоизвестна.

Оказалось, что каждая герма составлена из двух половин, соприкасающихся друг с другом задними, неполированными частями. Благодаря архивным исследованиям удалось установить причину этого. Выяснилось, что А.И.Теребенев изготовил эти гермы для другого здания - а именно, для того же Нового Эрмитажа, для которого он создал атлантов. Они должны были украшать окна второго этажа восточного фасада - там, где находятся Лоджии Рафаэля. Однако в дальнейшем автор проекта архитектор Л.Кленце переработал проект, и уже изготовленные гермы оказались не нужны для этого здания.

Слева первоначальный проект Л.Кленце, справа окончательный, осуществленный проект [18]:

 

 

 

Лоджии Рафаэля имеют 17 окон, для них были сделаны 17 герм. В 1845 г. гермы, ставшие ненужными, были предложены А.И.Штакеншнейдеру для одного из строившихся им зданий. Штакеншнейдер решил использовать их для Розового павильона. Из 17 герм были использованы 16, составленные попарно и образовавшие 8 столбов. В 1846 г. гермы были доставлены в Луговой парк в сопровождении самого Теребенева, который и наблюдал за их установкой. (Впрочем, следует заметить, что есть и скульптуры, созданные А.И.Теребеневым специально для Лугового парка - это кариатиды, украшающие Бельведер.)

 

В глубине перголы стояла мраморная скульптура "Спящая нимфа", работы Баруччи (к сожалению, на акварели Л.Премацци ее не удается как следует разглядеть, а на фотографиях она вообще не видна). Перед павильоном, по углам запруды - мраморные тритоны на дельфинах. Справа мраморная копия античной статуи Паллады Джустиниани, хранящейся в Ватикане. В нише в правой части фасада - бронзовая скульптура императрицы Александры Федоровны (супруги Николая I). [1,2]

Все эти скульптуры исчезли во время Великой Отечественной войны - так же, как и всё  скульптурное убранство Лугового парка. Насколько я знаю, судьба скульптур неизвестна. (Бронзовые скульптуры практически несомненно отправлены "цивилизованными" оккупантами на переплавку (вспомним трагическую судьбу "Самсона" и всех остальных бронзовых скульптур в Нижнем парке, за исключением тех, которые удалось эвакуировать или спрятать). Но куда делись мраморные скульптуры?)

 

 

Современная фотография в том же направлении:

 

 

21 октября 2017 г.

 

 

Еще две фотографии - южный фасад и его фрагмент:

 

 

21 октября 2017 г.

 

На правой фотографии на заднем плане Мельничный пруд, уровень воды в котором существенно ниже, чем в Самсоновском бассейне. Старые изображения вида павильона с востока, с Мельничного пруда.

Акварель Л.Премацци, 1850, Эрмитаж [6, инв.№ОР-31543]:

 

 

 

 

Фотография второй половины XIX - начала XX в., Эрмитаж [6, инв.№ЭРФт-31830]:

 

 

 

От Самсоновского бассейна спускается лестница с перголой. Рядом с ней, слева - шлюз с каскадом для спуска воды в Мельничный пруд, а слева от каскада - мраморная статуя купальщицы  (статуя видна только на фотографии). На акварели Премацци справа виден мостик над протоком, соединяющим Мельничный и Большой Круглый пруды, на этом мостике устроена пергола на каменных столбах. [1,2]

 

Современные фотографии.

Шлюз с каскадом и место, где была лестница:

 

 

21 октября 2017 г.

 

 

Четыре фотографии, продолжающие друг друга - Мельничный пруд и вид с него на Розовый павильон:

 

 

21 октября 2017 г.

 

 

Вид на Розовый павильон с северо-востока, с Большого Круглого пруда, фотография начала 1900-х гг. [19, с.463]:

 

 

 

 

Вид в том же направлении, фотография 1940 г. [11]:

 

 

 

 

Мы обошли Розовый павильон вокруг. Еще одна фотография северного фасада начала XX в. [2, с. 215]:

 

 

 

Перед павильоном - газон с мраморной статуей Психеи. Отсюда в павильон ведет лестница, по сторонам от которой, на уступах стоят вазы, а ниже - две бронзовые скульптуры кентавров [2] (к сожалению, на фотографии кентавры скрыты кустами).

Поднимемся по этой лестнице и войдем в павильон. Современные фотографии:

 

 

21 октября 2017 г.

 

 

Интерьер, вид на юг, в сторону Самсоновского бассейна:

 

21 октября 2017 г.

 

Вид в ту же сторону до разрушения павильона - акварель К.А.Ухтомского "Интерьер Красной гостиной павильона "Озерки" близ Петергофа", 1850-е (Эрмитаж, инв. №ЭРР-6499 [31]; здесь акварель воспроизведена по печатному изданию):

 

 

 

За окнами видна пергола с гермами работы А.И.Теребенева, а посередине на пьедестале скульптура Баруччи "Спящая нимфа" (к сожалению, и на этом изображении она плохо видна).

 

"Внутри павильона помещается большая зала, кабинет и гостиная Императрицы; все комнаты очень стильной отделки. Обстановка тоже обращает на себя внимание. Из числа находящихся в павильоне предметов можно указать на круглый столик с фарфоровой верхней доской, на которой живописью изображены мотивы рафаэлевских лож; далее следует отметить прекрасные бронзовые канделябры в античном стиле, украшенные ящерицей, ползущей по стержню.

Интересны фарфоровые вазы, расписанные красным рисунком по черному полю, в стиле греческих гончарных изделий; такой же письменный прибор. Из комнат лестница ведет на башню, в которой также две комнаты одна над другой. Верхний этаж башни имеет открытые арки, из которых красивый вид на окрестности. Вообще, павильон один из самых изящных в Петергофе." [2,с.218,220]

Очевидно, на акварели К.А.Ухтомского изображена упомянутая в этом описании большая зала. К сожалению, на акварели, кажется, не видно предметов обстановки, о которых идет речь; впрочем, может быть, круглый стол слева - тот самый, с росписью по фарфору?

 

 

Очень жаль, что это прекрасное здание разрушено. Может быть, когда-нибудь все-таки удастся его восстановить?

 

 

 

 

Предыдущая       Следующая

 

 

Оглавление

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.