ПЕТЕРГОФ
ЛУГОВОЙ ПАРК
2. Композиция Лугового парка. Розовый павильон ("Озерки")
3. Самсоновский бассейн. Царская мельница
4. Бабигонский пруд. Церковь Царицы Александры. Сельский приказный дом
ПРИЛОЖЕНИЕ. Рисунки сельских зданий на Бабигоне. Петергоф, 1853 а б в
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рисунки сельских зданий на Бабигоне. Петергоф, 1853
(продолжение)
Скачать альбом целиком (файл в формате djvu)
![]() |
Павильон Озерки. Тетрадь VIII ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/99-гр [31] |
Павильон Озерки. Литография П.Ф.Бореля по рисунку К.К.Циглера фон Шафгаузена (Эрмитаж, инв.№ЭРГ-ЭРГ-27119 [6].)
Литография рассмотрена в основной части раздела. Павильон Озерки, или Розовый павильон построен в 1845 - 1848 гг. по проекту А.И.Штакеншнейдера. Увы, разрушен во время Великой Отечественной войны. Подробнее...
Черно-белое изображение воспроизведено в [1, между с.100 и 101] и [2, с.13].
"План местности и павильона на Озерках". На этом листе совмещены генеральный план и план здания. Слева Самсоновский бассейн, слева внизу Мельничный пруд, справа внизу Большой Круглый пруд. Все три пруда расположены на разном уровне. Слева от павильона, ниже Самсоновского бассейна - шлюз для спуска воды в Мельничный пруд. Между Мельничным и Большим Круглым прудом плотина, над которой расположен мост c перголой (полностью разрушен во время войны).
"Павильон на Озерках. Фасад, обращенный к Петергофу". Северный фасад, выходящий в сторону Большого Круглого пруда.
"Павильон на Озерках. Разрез по линии А-В [? - этой линии на чертежах нет]. Задний фасад, обращенный к Самсоновскому бассейну"
"Павильон на Озерках. Боковой фасад, обращенный к деревне Луизино. Боковой фасад, обращенный к Английскому саду." Восточный и западный фасады.
В отличие от остальных тетрадей, каждая из которых содержит одну цветную литографию в начале, здесь две литографии - одна в начале, а другая в конце тетради:
Балет на Озерках 1851 года 4-го июля (Наяда и рыбак). Литография П.Ф.Бореля по рисунку И.И.Шарлеманя. (Эрмитаж, инв.№ЭРГ-27124 [6].)
Как видим, представление состоялось на открытом воздухе перед Розовым павильоном. Деревянная сцена была установлена на воде, над Самсоновским бассейном, а в полукруглом углублении перед запрудой была устроена оркестровая яма.
Весьма красочное описание праздника и балета дано в [1, с. 50, 51]:
"Празднество в Петергофе 11-го июля 1851 года, по случаю дня тезоименитства Великой Княжны [опечатка; должно быть: "Великой Княгини" - С.П.] Ольги Николаевны, ныне королевы виртембергской, превзошло, по своему великолепию и по особому характеру, все празднества и иллюминации, которые бывали до того времени в Петергофе. Вся иллюминация была раскинута на пяти-верстном расстоянии от Монплезира до павильона Озерки и высот Бабьего-гона. Деревья в садах, газоны и кусты были унизаны цветными фонарями и лампами. На последней площадке верхнего сада, перед железными воротами, горел разноцветными огнями огромный щит с вензелем Великой Княгини Ольги Николаевны. Аллея самсоновского водопровода была установлена высокими шпалерами, унизанными шкаликами, а самые деревья украшены цветными фонарями. Вправо от аллеи, на поляне между деревьями и кустами представлена была живая картина "Цыганский табор", освещенная бенгальскими огнями.
Пред павильоном, на особом помосте, в уровень с водою, поставлен был для этого праздника, балетмейстером Перро, балет "Наяда и рыбак". Наяды действительно подплывали по озеру к сцене в небольших лодках, устроенных в виде раковин; декорациями для сцены служили местные вековые деревья, обставленные тропическими цветами и растениями. Вправо на дальнем плане виднелись деревни Бабьего-гона, иллюминованные по всем главным архитектурным линиям, так что очертание каждой избы ясно было видно издали. Погода в этот вечер вполне благоприятствовала представлению балета под открытым небом, и к довершению полного эффекта, во время самого представления, всплывшая на небосклоне луна отражалась и в водах озера за сценой, и в каждой блестке газовых тюник и украшениях наяд."
Там же, между с. 50 и 51 помещено черно-белое воспроизведение данной литографии.
Память об этом празднике и о балете на воде сохранялась и через полвека. В [2] на с. 43 также воспроизводится эта литография (в черно-белом виде), а на странице 46 описывается праздник.
Следует сказать о некотором противоречии: в издании 1853 г. представление на воде датируется 4-м июля 1851 г., а в более поздних книгах [1] и [2] - 11 июля того же года. 11 июля (24 июля по новому стилю) - это день св. Ольги, и кажется естественным устроить праздник именин в этот день. Но кто знает: может быть, по каким-то причинам праздник был перенесен на неделю раньше - о чем еще помнили в 1853 г., а позже успели забыть.
![]() |
Бельведер. Тетрадь IX ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/100-гр [31] |
Бельведер. Литография П.Ф.Бореля по рисунку К.К.Циглера фон Шафгаузена. (Эрмитаж, инв.№ЭРГ-27125 [6].)
Эта литография дважды рассмотрена в основном разделе ( 1 2 ). Главное сооружение парка - дворец Бельведер построен в 1852 - 1856 гг. по проекту А.И.Штакеншнейдера. Перед дворцом был большой регулярный сад, который полностью погиб в Великую Отечественную войну; теперь на его месте заросшая самосевом, заболоченная территория. Сам Бельведер после военных разрушений восстановлен с большими утратами, но все равно Бельведер и сейчас прекрасен.
Черно-белое воспроизведение этой литографии есть в [2 с. 19].
Далее в тетради помещены шесть чертежей Бельведера:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/70-гр [31] | ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/71-гр [31] | ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/72-гр [31] | ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/73-гр [31] | ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/74-гр [31] | ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/75-гр [31] |
![]() |
Церковь во имя св. Царицы Александры. Тетрадь X ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/101-гр [31] |
Церковь во имя Царицы Александры (на Бабигоне). Литография П.Ф.Бореля по рисунку К.К.Циглера фон Шафгаузена. (Эрмитаж, инв.№ЭРГ-27132 [6].)
Эта литография рассмотрена в основном разделе. Церковь построена в 1851 - 1854 гг. по проекту А.И.Штакеншнейдера (к 1853 году ее строительство было еще не закончено). Церковь находится формально за пределами парка, в селе Низино, но играет в облике парка исключительно важную роль (вместе с Бельведером) - а пока парк не зарос, эта роль была еще больше.
На следующих двух листах - фасад, разрезы и план церкви:
ВНИМАНИЕ! Для последних четырех листов в тетради расположение иллюстраций (см. файл djvu) кажется мне не вполне логичным. Здесь я рассматриваю их в другом порядке.
Два листа относятся к иконостасу, выполненному еще в начале XVIII в. и первоначально находившемуся в церкви при дворце Петра I в Дубках (несколько подробнее см. основной раздел, где тоже помещены эти два изображения):
ГМЗ "Петергоф", инв.
№ПДМП 162/83-гр [31]
"Крест и колокол для церкви на Бабигоне".
Генеральный план местности к западу от церкви:
ГМЗ "Петергоф", инв.
№ПДМП 162/80-гр [31]
Лист озаглавлен "Планы домов для церковнослужителей и сельской школы", но на плане показано также здание сельской полиции, которое видно на заднем плане литографии в начале тетради. К сожалению, ни одна из этих построек в "русском стиле" не сохранилась. Подробнее см. основной раздел, где тоже представлены это и следующее изображения.
ГМЗ "Петергоф", инв.
№ПДМП 162/81-гр [31]
"Фасады домов для церковнослужителей и сельской школы". Слева дом псаломщика, справа сельская школа (ср. генеральный план).
![]() |
Дача в сельском вкусе. Тетрадь XI ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/102-гр [31] |
Вид дачи. Литография П.Ф.Бореля по рисунку К.К.Циглера фон Шафгаузена. (Эрмитаж, инв.№ЭРГ-27140 [6].)
Это красивое здание в "швейцарском стиле", с кирпичным нижним и деревянным верхним этажом - дача, принадлежавшая самому А.П.Кожевникову. Она находилась довольно далеко на северо-запад от Бабигона и Лугового парка - у Ораниенбаумского спуска.
Почему Кожевников поместил в альбоме изображения своей дачи? Возможно, я со временем найду ответ на этот вопрос. Не исключено, что причина глубже, чем просто честолюбивое желание увековечить самого себя. Во всяком случае, примечательно, что на соседнем участке, примыкающем к даче с востока (слева, если смотреть на литографию), находился деревянный "Сельский домик", в 1853 г. перенесенный сюда с Бабигона.
На литографии изображен главный дом дачи. Кроме него, были и два малых дома (см. далее).
Генеральный план (лист озаглавлен "План дачи А.П.К."):
ГМЗ "Петергоф", инв.
№ПДМП 162/85-гр [31]
Север справа. У правого края плана - Ораниенбаумское шоссе, с которого и изображен вид на главный дом дачи. У левого края - Собственный проспект, у которого находятся два малых дома.
Чертежи главного дома:
![]() |
![]() |
![]() |
ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/86-гр [31] | ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/87-гр [31] | ГМЗ "Петергоф", инв. №ПДМП 162/88-гр [31] |
Чертежи одного из двух малых домов:
И главный дом, и малые (позже объединенные в один) сохранились до нашего времени в сильно перестроенном виде. Прежняя планировка сада не дошла до нашего времени. Литография и все другие листы из этой тетради рассмотрены в разделе "У Ораниенбаумского спуска", где представлены также современные фотографии перестроенных зданий.
Данная тетрадь - последняя в альбоме. На этом мы заканчиваем его рассмотрение.
© Прохоров С.О.